Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков. Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре. Задачи: Образовательные: формировать навыки пения a cappella; добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой; продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения. Развивающие: продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений; продолжение развития гармонического слуха; развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять; расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских классиков,современных композиторов, народных песен). Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста; воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни «Братец Яков»; воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности, воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством. Методы обучения:  наглядный (слуховой и зрительный); словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения); индуктивный; дедуктивный; проблемно – поисковый; объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми). Методические приёмы: творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации; применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос; побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения; сопоставление песен, различных по характеру; вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала; представление «в уме» первого звука уже на дыхании; вокализация песен на слог и сольфеджио; задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Мотылёк», «Весёлый лягушатник»), а также выстраивание созвучий в двухголосии («Братец Яков); образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников; юмор,одобрение, поощрение успехов, учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.  
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №2

Специальность: «Хоровое пение»

Учебный предмет: «Хор»

Тема урока:Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.

Форма проведения: групповая.

Тип урока: урок - повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать навыки пения a cappella;

  • добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

  • выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

  • продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающие:

  • продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

  • продолжение развития гармонического слуха;

  • развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

  • расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских классиков,современных композиторов, народных песен).

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

  • воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни «Братец Яков»;

  • воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

  • воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

  • наглядный (слуховой и зрительный);

  • словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

  • индуктивный;

  • дедуктивный;

  • проблемно - поисковый;

  • объяснительно - иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

  • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

  • побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

  • сопоставление песен, различных по характеру;

  • вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

  • представление «в уме» первого звука уже на дыхании;

  • вокализация песен на слог и сольфеджио;

  • задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Мотылёк», «Весёлый лягушатник»), а также выстраивание созвучий в двухголосии («Братец Яков);

  • образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;

  • юмор,одобрение, поощрение успехов, учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

  • психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

  • личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

  • учёт индивидуальных особенностей;

  • дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний(поверка домашнего задания):

  1. Выборочная проверка (два учащихся) игры хоровой партитуры «Расскажи мотылёк, муз. А.Аренского (3-5 цифры);

  2. коллективное проговаривание 2-го куплета песни А.Журбина «Весёлый лягушатник».

  1. Постановка цели и задач урока.

На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании, в песне А.Аренского «Расскажи мотылёк», фр. нар. песне «Братец Яков» (обр. Ан. Александрова).

  1. Основной этап.

4.1.Распевание

  • Разминка:

- «Кривляние»,

- «Язычок»,

- «Замочки»(дети открывают рот по руке).

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

  • Упражнение «Чайка»(«немой» звук);

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка»,высокая позиция.

  • «Восьмёрки»;

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием,удлинением фраз.

  • Скороговорка («Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»)

Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.

Этапы работы:

  1. скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;

  2. затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса (ноты СОЛЬ,СОЛЬ диез);

  3. от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического трезвучия. Предварительно дети пропели по группам свои голоса(1,3 и 5 ступени).

  • «Воронина макаронина» музыка и слова П. Синявского.

Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.

4.2. «Расскажи,мотылёк» Музыка А. Аренского, слова А. Майкова

Этапы работы:

  1. Беседа с детьми о характере, настроении песни: песня о бабочке, значит характер лёгкий, воздушный, вдох тоже лёгкий,короткий, звук округлый;

  2. исполнение 1 и 2 цифры с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на скачках, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.

  3. Спросить детей, какая фраза похожа на мелодию цифры 6.Дети: на 1 цифру, но изменилось окончание. Далее отработать интонацию 6 цифры.

  4. 3 и 5 цифра исполняется сольфеджио. Работать над длинным дыханием, интонацией на полутонах и скачках;

  5. 3 -5 цифры исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;

  6. исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом, выразительно. Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.

Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»

4.3.Французская народная песня «Братец Яков», обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.

Этапы работы:

  1. беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо,а значит на хорошей опоре, активно;

  2. исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;

  3. 1-4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;

  4. в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка»,окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;

  5. 2 куплет - канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;

  6. исполнение песни целиком.

  1. «Весёлый лягушатник» музыка А.Журбина, слова П.Синявского.

Этапы работы:

  1. беседа о смене стиля и характера произведения. Настроить характер,а значит и перестроить звук, дыхание (удивленное, шутливое,а значит коротко,легко и чётко делать вдох);

  2. пение на слоги «ЛЁ» и «КУ»(как будто забыли слова).Задания для детей:

- «зависать» на затакте (отработка интонации),

- окончания фраз коротки («выталкивать»),

- последнюю фразу на «КУ»;

  1. исполнение 1-го куплета с текстом,с остановками, окончания направлять вверх, букву «В» - пропевать;

  2. работа над припевом:

- «прокатиться» по букве «Р»,

- дыхание активное,петь на опоре, как на батуте;

- на слог «ква» закусить губку;

  1. исполнение от начала до конца с аккомпанементом.

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: подобрать и играть на фортепиано фр. нар. песню «Братец Яков».



© 2010-2022