Конспект урока музыки Средства музыкальной выразительности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : средства музыкальной выразительности

Цель:

Развитие умения пользоваться средствами музыкальной выразительности, развитие чувства ритма, ритмического, динамического, мелодического, тембрового слуха.

Развитие памяти, внимания.

Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Задачи:

Повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности: темп, динамика, штрих, тембр, мелодия.

Научиться пользоваться средствами музыкальной выразительности во время исполнения вокальных произведений.

Оборудование: мультимедиа проектор или компьютер, фортепиано, шумовые инструменты (погремушки, бубны, трещотки, ложки и т.д.), USB проигрыватель.

Ход урока

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами постараемся вспомнить, повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности. Давайте вспомним, что такое средства музыкальной выразительности? какие средства музыкальной выразительности мы знаем, обратите внимание на слайд (слайд 2):

- Обратите внимание на эти рисунки. Что на них изображено? Да, движение с разной скоростью. А есть какое-нибудь средство музыкальной выразительности, которое говорит нам о скорости?

Ответы детей:

- Темп.

- Действительно, это темп, давайте дадим точное определение темпу, что же это такое?

Ответы детей: (слайд 3)

- А какие темпы вы знаете?

- Следующее средство музыкальной выразительности посмотрите на экран. Что изображено? Колокольчики одинаковые? Значит и звук у них будет разный? А о каком средстве мы сейчас будем говорить? Да, верно - это динамика. Давайте дадим определение динамике - это громкость звучания. Как мы говорим о громкости в музыке. Ответы детей:

В музыкальных произведениях если вы заметили, не бывает постоянной динамики, она может меняться, в этом красота музыки. Как можно изменить динамику? Сначала громко, потом тише. Такой прием в музыке называется диминуэндо. А если наооборот? Сначала тихо, потом гомче - крещендо. Давайте попробуем применить эти способы на известной нам песенке.

- А что изображено на следующем слайде?

Ответы детей:

- как рычит медведь? А птичка как поет. О чем сейчас пойдет речь? О регистрах. А что такое регистр? Высота звучания. Какие вы знаете регистры? Высокий, средний, низкий. Давайте сейчас сделаем упражнение на звуковысотность.

А знаете ли вы, что в музыке есть такие понятия, обозначающие

Еще одно средство музыкальной выразительности интересно какое? Посмотрите на экран. Да верно - это лад в музыке. Мажор и минор. Проверим, умеете ли вы слышать и различать в музыке эти два лада. (Слушание веселая, грустная.)

-а что изображено на слайде. Какими способами извлекается звук? Звучание будет разным? Штрих до сих пор неизвестное вам средство музыкальной выразительности- это способ звукоизвлечения.

- Да, а что это значит?

Ответы детей:

- Способ пения, способ игры на инструментах…

А мы сможем изобразить это голосом? Давайте попробуем. Исполнение попевки на легато и стаккато.

- Ещё одно средство музыкальной выразительности, которое мы знаем - тембр (слайд 14), что это значит

- Звуковая окраска голоса или инструмента (слайд 14)

- Вы видите на рисунках изображены певцы, а как называются их голоса и что это означает? (слайд 15)

Ответы детей:

- Сопрано, меццо сопрано, тенор, баритон, бас. Высокий женский голос, низкий, высокий мужской голос и т.д.

А теперь предлагаю вам обыграть небольшое стихотворении - речёвку. Но делать мы это будем не просто так, а используя известные нам средства музыкальной выразительности.

Нос, рот, голова,

Уши, щёки, лоб глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Руки хлоп, хлоп, хлоп,

Ноги топ, топ, топ,

Раз сюда, два сюда,

Это нет, а это да.

- Давайте исполним эту речёвку с показом, обратите внимание, что нужно обязательно сохранять единый темп, то - есть не спешить и не отставать, нужно чётко соблюдать ритм.

Исполняют. Затем исполняется речёвка с прохлопыванием ритма, с изменением темпа, с использованием контрастной динамики, с использованием постепенно меняющейся динамики, с изменением тембра голоса, речевым и ритмическим каноном

- Хорошо, мы поработали с вами над этим стихотворением с использованием каких средств музыкальной выразительности

Продолжение разучивания песни «Ходила младешенька»

Подведение итогов урока.


© 2010-2022