Урок: музыка Тема: «Музыкальные инструменты»

Урок: музыка Тема10: «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами и их звучанием.     Задачи: Образовательная: активизировать знания учащихся о народных инструментах. Развивающая: обогащать словарный запас. Развивать речь. Развивать умение анализировать. Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру, интерес к изучаемому материалу. Музыкальный материал: Примеры звучаний музыкальных инструментов. Примеры музыкальных произведений в исполнении различных инструментов.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: музыка

Тема10: «Музыкальные инструменты»

Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами и их звучанием.
Задачи:

Образовательная: активизировать знания учащихся о народных инструментах.

Развивающая: обогащать словарный запас. Развивать речь. Развивать умение анализировать.

Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру, интерес к изучаемому материалу.

Музыкальный материал:

Примеры звучаний музыкальных инструментов.

Примеры музыкальных произведений в исполнении различных инструментов.


Ход урока

Орг. момент.

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.

Сообщение темы

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с русскими народными инструментами.

Посмотрите, на картинку что вы на ней видите?

У. На каком же музыкальном инструменте играет пастушок?

У. Я помню одну историю про пастушка, ее я услышала от своей бабушки, а ей рассказала ее бабушка, а откуда та узнала то мне неведомо. Давно это было. а может быть и недавно. На опушке большого красивого леса располагалось красивое село. Жили в нем прекрасные люди. Взрослые занимались тем, что выращивали овец, пряли шерсть, вязали красивые одежды. А дети пасли стада овец на лесных полянах и лугах. Все жители этого села очень любили петь. Когда они пели хором казалось, что все вокруг затихало прислушиваясь к их красивым голосам. Даже овцы и те казалось слушают их песни. Жизнь этого села шла своим чередом. Но однажды налетел сильный ветер, засверкала молния, начался ураган. Овцы в испуге бросились прятаться в лесу. Мальчик-пастушок тоже испугался грозы и спрятался в одном овраге. Когда гроза закончилась, пастушок увидел, что его стада нет. Он бегал от поляны к поляне, он звал их но овец нигде не было.

  • Где же я их найду, опечаленно сказал пастушок.

Долго он ходил по лесу. Подошел к огромному озеру, где овцы любили пить воду Но и там их не было. Тогда он срезал камышинку и попробовал в нее подуть. Получился звук похожий на свист.. Мальчику было очень обидно, что он не смог выполнить порученное ему дело. Возвращаться без стада он не хотел, чтобы не огорчить своих родителей. Он дул и дул в свою камышинку. И вдруг, камышинка стала издавать очень красивые звуки. Они как будто передавали состояние мальчика. Незаметно для себя он стал наигрывать ту мелодию, которую любили петь в его селе, которая так всем нравилась. Его игра становилась все увереннее и увереннее. К знакомой мелодии мальчик попробовал присоединить новые звуки. От этого мелодия стала еще привлекательней. Когда он на мгновенье остановился то увидел, то что его очень удивило и обрадовало. Что увидел мальчик?

Д. Овец.

У. Что произошло дальше, вы наверное уже догадались. Мальчик вместе с животными вернулся в свое село. К пению селян теперь часто присоединялась камышинка дудочка. Об этой камышинки-дудочки у музыки есть песня.

Прошло время этот инструмент очень прижился в народе, его брали с собой когда отправлялись пасти овец, коров. Дудочка пела уже не только грустные мелодии, но и изображала щебетание птиц, настроение природы. В народе этот инструмент стали называть свирель. Как вы думаете почему?

Д. За ее необыкновенный звук, похожий на свит.

У. Сейчас, когда на сцену выходят русские народные инструменты, вместе с ними выходит и свирель. Побываем на одном из таких выступлений. Представьте, что в руках у вас свирель. Сыграйте на этом инструменте.

Звучит Наигрыш «Полянка». Дети имитируют исполнение на свирели.

Приложил к губам я трубку - полилась по лесу трель, Инструмент тот очень хрупкий, называется ...(Свирель)

У. Посмотрим, на изображение, инструмент не похож на свирель. Что его отличает от свирели? На что похож его музыкальный инструмент?

Д. На рог животного.

У. Если его инструмент похож на рог, какое название могло бы быть у него.

Д. Рожок.

У. Давайте представим, какой голос мог бы быть у этого инструмента.

Д. Звук громче, резче.

У. Рожок тоже прижился в народе. Им так же пользовались пастушки, особенно в тех местах, где очень большие пастбища и животным легко потеряться. Русский царь Петр 1 создал в русской армии целый оркестр из рожечников. Каждый рожок в этом оркестре мог исполнять только свой звук-ноту. А по умелой руке дирижера вместе они исполняли много красивой музыки. Называли его «Роговой оркестр». Сейчас мы с вами попробуем стать таким оркестром.

. Дети делают рог из бумаги. Раздается каждому ребенку по одной ноте. Учитель выступает в роли дирижера. Напоминает детям о коротких и долгих звуках.. Показывает как это выглядит в записи вместе с нотами. Исполняется фрагмент р.н.п. «Во кузнице» (они куют приговаривают).

У. Рожок как и свирель стал одним из членов семьи русских народных инструментов. Сейчас его звучание можно услышать в концертах.

Д. Слушают трио рожечников «Во кузнице».

У. Услышали ли вы знакомые звуки? Что услышали? Вся ли мелодия знакома?

Д. Варианты ответов.

У. Сейчас играли три рожка. И исполнили они р.н.п. «Во кузнице». (Если кто-то из детей раньше исполнял уже эту песню, можно ее исполнить)

У. Что сегодня нам рассказала Муза? Где сегодня мы встретились с музыкой? Какие мелодии музыка доверит исполнять свирели, а какие рожку? Посмотрите в учебник, мы еще не до конца узнали секрет. в каких инструментах живет музыка.

Д. Но мы узнали как появились свирель и рожок.

У.вышел в поле пастушок

Заиграл его…

Д. Рожок.

У. Импровизирует три варианта «спасибо»

Д. Повторяют

У. Сейчас мы познакомимся еще с одним музыкальным инструментом, который был очень известен много, много лет назад у нас на Руси. Сейчас его очень редко можно встретить в концертных залах. Но очень часто он бывает одним из главных героев сказок и былин. Слушая музыку постарайтесь вспомните, в каких сказках или былинах мог бы звучать этот инструмент? О чем поет его голос? Кто может рассказать, как выглядит этот музыкальный инструмент? («Как под яблоней»)

Д. После прослушивания дети беседуют по всем вопросам.

У. Сейчас прозвучит еще одно произведение, исполнять его будут гусли. Представьте, что это произведение написали вы, вы - композиторы. Расскажите, что хотели рассказать ваши гусли? (Вначале дать детям самостоятельно пофантазировать, затем можно сделать уточнения через вопросы.)

Старинный напев или игровую песню исполняли гусли?

Какие интонации присутствовали в вашей музыке: призыва, игры, размышлений, радости.

Какое это произведение было протяжное, неторопливое, певучее, веселое, плясовое?

Громко ли пели гусли или они старались так исполнять музыку, чтобы кто хотел ее услышать, услышал, а кому надо торопится, так и тому не помешали? (Слушаются былинные наигрыши.)

(после беседы) Вы очень точно рассказали о своей музыке. Обратите внимание, мы говорили, о том, что отличает это музыкальное произведение от любого другого. Так ведь можно рассказать о каждом музыкальном сочинении. Есть в русском языке и музыкальном языке слово, если его произнести, то сразу любой человек поймет, о чем у него спрашивают. Это слово - характер. Наверное, этим словом можно спросить и у каждого из вас «Какой характер у вашей мамы, бабушки» и вы сразу начнете находить нужные слова. Эти слова будут рассказывать только о характере вашей мамы. Возможно, есть какие-то схожие черты вашей мамы с мамой вашего друга. Но обязательно есть то, что ее отличает. Теперь слушая, сочиняя, или исполняя музыку, мы будем обязательно определять ее характер. Вспомните два произведения в исполнении гуслей. Какой характер первого произведения «Как под яблоней»?

Д.*******

У. Второго произведения «Былинный наигрыш».

У. Как вы думаете, когда у человека появились гусли? Что вам подсказало об этом?

Д. Предположительные ответы.

У. Когда впервые зазвучали гусли, никто не знает. Для их изготовления использовали вначале конский волос его туго, туго натягивали на деревянной доске. Чтобы звук у гуслей был и высоким, и низким, и хорошо его было слышно, деревянную доску стали делать в виде крыла, как у большой птицы. И называть их стали гусли крыловидные или яровчаты. Гусляр клал их к себе на колени и пел былинные напевы, народные песни, аккомпанировал веселым пляскам. Так об одном таком гусляре Садко рассказано в русском былинном сказе.

Рефлексия.

У. С какими музыкальными инструментами вы познакомились на уроке?

Что интересного вы узнали еще на уроке?

Покажите эмоциями свое настроение на уроке.












1

© 2010-2022