• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки

Методическая статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки» учителя музыки Маршанской Марины Юрьевны

Мы стали часто сталкиваться с равнодушием людей. Но, иногда, настоящие поступки, нас восхищают и… удивляют.
В современной России среди населения наблюдается низкий уровень нравственности, духовности, интеллекта. Культура и искусство среди молодежи не популярны и не вызывают интереса. Подростки стали значительно меньше читать, классическую музыку воспринимают с трудом, а духовную не слушают вовсе. В музеи ходят с неохотой и редко. Их влечет современное бездуховное «искусство». И, несомненно, это говорит о неизбежной деградации общества. А ведь именно без культуры «человек становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влияний» (Б.П.Юсов). И поэтому современным учителям необходимо воспитывать в детях и подростках духовную культуру. Но как учителю работать в условиях новых требований? Во-первых, измениться самому, во-вторых, осмыслить новые цели, в-третьих, проанализировать имеющийся опыт и постараться преломить его в новых условиях. Пожалуй, урок музыки один из немногих школьных предметов, напрямую направленный на развитие творческого начала в ребенке. Кто, как ни учитель музыки способен помочь ребенку самореализоваться и познать себя? Главное - создать благоприятные условия для этого.

Диспуты, беседы, учебно-познавательные игры выступают в роли побудителей самореализации учащихся через формирование интереса к музыкально-творческой деятельности. Основной целью учителя музыки как раз и является развитие духовно-нравственной культуры школьников на уроках музыки. В музыке можно найти все аспекты духовного мира, потому что она - художественное воплощение жизни. Соприкасаясь с высоким искусством, учащиеся всегда проживают его нравственное содержание. Постоянные эмоции и чувства от прослушанных произведений становятся собственным переживанием, что, в свою очередь, развивает, облагораживает, преобразовывает их духовный мир. Потому что музыка, как, собственно, и жизнь, и человеческие переживания, предстает пред слушателем в постоянном противоречии интонаций (Людвиг Ван Бетховен, его борьба с самим собой), что и воспитывает его духовный мир. В музыке «Человек» - ключевое понятие. И любое чувство человека, его духовный мир в музыке представляется неоднозначно, а как диалектическая система, где одна эмоция существует рядом с другой, и затем выражается через нее. И когда человек слушает музыку, перед ним раскрывается многообразие, противоречивость духовных переживаний, которые он проживает в своем внутреннем мире, соотнося со своими собственными (В.А. Моцарт «Лакримоза» из «Реквиема», в интонации скорби слышатся: боль, тоска, горечь утраты, внезапно протест, гнев, и тут же всплывает другая грань - просветление, воспоминание. И все эти эмоции соединены в одном образе скорби).

«Мышление, его активность начинается с проблемы», - утверждает психолог С.Л.Рубинштейн. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, проблема или вопрос, недоумение или противоречие. Например, перед прослушиванием «Камаринской» М.И. Глинки задаю вопрос учащимся - «Эта музыка композиторская или народная? Докажите». Обычно всегда возникает спор, в результате которого дети приводят массу доводов в сторону своей точки зрения и используют при этом полученные ранее знания. Путем их анализа мы вместе приходим к выводу, что эта музыка мастерски написана композитором с использованием черт народной музыки. Или, показываю портреты композиторов Шопена, Листа, Шумана, Шуберта, Бетховена и спрашиваю: «Что общего между этими композиторами?» Дети приходят к выводу, что почти все эти композиторы - романтики, кроме Бетховена. «Тогда почему этот портрет оказался с ними в одном ряду?» В результате размышлений понимаем, что Бетховен жил в период Французской революции, музыка у него полна трагизма и пронизана духом борьбы. Но ведь именно период Французской революции оказал влияние на появление романтизма. Возможно, поэтому классик Бетховен один из немногих великих композиторов так близок к романтикам.

На уроках музыки учащиеся создают проекты на разнообразные темы. Проектную деятельность можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения. В проектных заданиях ученики используют хорошо знакомые им понятия в сочетании с новыми знаниями, добытыми самостоятельно в книгах, справочной литературе, с использованием Интернет-ресурсов.

Учащиеся участвуют в проектах, фестивалях, конкурсах, проявляя свое творческое начало. Каждый может найти занятие по душе, проявить свои способности, выразить себя в творчестве. Это способствует созданию благоприятных условий для развития детей, приобретения ими опыта выступлений, самореализации через проектную, познавательную и творческую деятельность.

Так на уроках, учащиеся проживают путь создания произведения, соприкасаются с нравственными идеями, заложенными в нем. Слушая музыку, учащиеся каждый раз эмоционально откликаются на проблемы жизни, отображенные в музыке. И каждый раз, как в первый они духовно насыщаются ею, восторгаются и понимают, что музыка - и есть жизнь.

Таким образом, специально организованная деятельность педагога по созданию условий формирования положительного отношения учеников к самореализации и умений ее осуществления в музыкальной деятельности, применение соответствующих творческих методов в учебном процессе, успешно ориентируют учащихся на реализацию своих творческих возможностей сначала в школе, а потом, что является главным итогом учебы - в жизни.

© 2010-2022