Формирование духовности младшего школьника

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование духовности младшего школьника на уроках музыки.


В формировании эстетически, духовно богатой и художественно развитой личности важная роль отводится приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству. Это особенно актуально в настоящее время, когда в иерархии ценностей значительно снизился статус духовности, являющийся фундаментом всех высших человеческих ценностей.

Эстетическое образование играет важнейшую роль в воспитании, обучении и развитии младших школьников. Младший школьник возраст в психолого-педагогической литературе рассматривается как возраст первоначального формирования основных сторон личности, накопления знаний об окружающем мире и чувственных отношениях к нему человека. Этому способствуют высокий познавательный интерес детей к своему ближайшему окружению; их особая восприимчивость к различного рода воздействиям мира прекрасного; преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим; предметно-чувственная деятельность. На этом этапе происходит эмоциональное освоение немногих, но зато предельно духовно-нравственных абсолютов, составляющих базис и фон духовной культуры личности.

Массовое музыкальное воспитание и образование осуществляется исключительно в рамках общеобразовательной школы, несмотря на наличие огромного числа музыкальных школ, музыкальных кружков, студий и т.д.

Духовно-продуктивная деятельность предполагает производство ценностей при помощи интеллекта, художественного воображения.

Урок музыки в этом аспекте - один из самых творческих уроков, где каждый ребенок может проявить себя в той или иной деятельности. Потому структура урока должна быть гибкой, нужен творческий подход учителя, совместная деятельность учителя и учащихся.

Урок творчества - это всегда живой процесс, который невозможно предусмотреть во всех деталях. В работе с младшими школьниками я стараюсь побольше использовать нетрадиционные уроки (урок-сказка, урок-путешествие, урок-фантазия, урок-концерт и т.д.), они пробуждают в детях инициативность, активность, общение, дискуссии, увлеченность, стремление доказать свою точку зрения, душевный отклик.

Объединение разных видов искусств создает атмосферу необычности, приподнятого, радостного настроения. Для малышей такие занятия представляют особую ценность, т.к. воплощение одного художественного образа разными видами искусств обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей, который является базисом духовности. Кроме того, младшему школьнику необходима частая смена и чередование действий, т.к. он не может долго сосредотачиваться на одном виде деятельности. Их смена на занятии позволяет расширить объем внимания.

Задача учителя музыки - как можно тоньше, не разрушая интересов ребенка, вести его по нужному направлению, научить слушать и слышать музыку, выделять истинное искусство.

Для уроков выбирается самый разнообразный музыкальный материал. Прежде всего, это - фольклор как источник духовности. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор - всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Наиболее подходящий возраст для освоения фольклора как синкретического искусства это возраст 6-7 лет, когда ребенок сам еще от природы «синкретичен» и воспринимает окружающий мир как целое, и все в этом мире - как одушевленное, живое.

Именно в фольклоре ребенок может проявить себя, свои способности (через игру, потешки, считалки и т.д.). Здесь проявляется импровизация, коллективность, доверительное общение, вариативность мышления. На фольклоре воспитывается патриотизм, любовь к Родине, к художественным, нравственным и духовным ценностям.

Развитие музыкально-творческих способностей личности ведет к становлению ее духовности. Опираясь на народную песню, развиваются разные направления и жанры музыки. Большую часть в школьном музыкальном репертуаре занимает русская и зарубежная классика.

Начиная с младших классов, вводится в урок и духовная музыка. Ее актуальность обусловлена потребностями современного общества, среди которых гуманизация, возвращение к исконным традициям национального мировоззрения становятся важнейшими нравственными проблемами, проблемами воспитания духовности.

© 2010-2022