• Преподавателю
  • Музыка
  • Тезисы выступлений на тему Методика оценки деятельности обучающихся на уроке музыки

Тезисы выступлений на тему Методика оценки деятельности обучающихся на уроке музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика оценки деятельности обучающихся на уроке музыки.

Учитель музыки МБОУ СОШ 2 Крашенинникова Т.Т.

Меняется общество, меняются и цели образования, изменился стиль преподавания, появляются новые педагогические технологии. Реализация стандартов второго поколения в начальной и основной школе выдвигает вопрос о критериях и способах оценивания достижений учащихся на уроках музыки.

Оценивание является важной и необходимой составной частью учебно-воспитательного процесса. Концепция этого термина включает в себя единство трёх действий: контроль, проверка и принятие решения. В процессе оценивания необходимо соотнести достигнутые результаты учащихся с изначально поставленными целями, учитывая определённые критерии оценивания того или иного школьного результата.

Суть контроля по предмету - диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся, особенностей социокультурного окружения ребенка.

Следует отметить, что проблеме оценивания, как правило, не уделяется особого внимания. Педагогическая литература также не уделяет этому вопросу достаточного внимания.

В повседневной практике работы учителя, оценка ассоциируется с проставленной в журнал отметкой за определённую работу.

Контроль результативности музыкального обучения и воспитания обучающихся по сей день вызывает много споров. Действительно, могут ли быть определены критерии, по которым оцениваются результаты музыкальной деятельности обучающихся, если совершенно невозможно измерить воздействие музыки. Но сегодняшняя образовательная ситуация требует создания четкого представления о результатах педагогической деятельности, поскольку именно они позволяют ориентироваться в тенденциях развития педагогической системы, акцентировать внимание на самом существенном в педагогическом процессе. Поэтому существуют специальные методики, которые, дополняя друг друга, в совокупности дают объективную характеристику музыкальной культуры школьников. Такие методики дают возможность судить как о возрастных изменениях, так и об изменениях, связанных с обучением.

Учить думать, размышлять - одна из важнейших задач школьного образования. Как же, какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки, степень обладания музыкальной грамотностью, основами музыкальной культуры? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни.

На первый план выступают современные системы оценивания достижений учащихся, к ним относятся:

1. Накопительная система оценки достижений учащихся (викторины, проверочные работы, тесты, анализы классической музыки, исполнение песен наизусть, активное участие в работе малых групп, афиши изученных песен).

2. Портфолио учебных достижений.

3. Приемы самооценки и взаимооценки в образовательном процессе (самоанализ с оценкой).

4. Защита учебных проектов как форма оценки достижений учащихся (рефераты, сообщения, доклады, исследовательские работы, оформленные письменно).

5. Творческие произведения (стихотворения, рисунки, эссе, музыковедческие анализы, музыкальные аранжировки, компьютерные презентации, иллюстрации к музыкальным произведениям).

Новые технологии и формы оценивания направлены на развитие активной личности учащегося, способного осознанно сделать выбор в видах деятельности, оценить результаты собственного творческого роста, определить трудности в освоении темы и пути их преодоления.

Каждый вид деятельности оценивается разным количеством баллов, и ребёнок имеет возможность выбирать вид деятельности. Ребята заранее знают, по каким критериям выставляются баллы и сами принимают участие в разработке критериев оценивания, затем баллы переводятся в пятибалльную систему оценивания.

В сборнике под редакцией Е.Д.Божович «Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка» сформулированы общие психолого-педагогические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе:

- ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчета становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности;

- оптимистический взгляд на учащихся - ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление даже самого небольшого продвижения в усвоении материала;

- использование оценок как обратной связи - необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не как средства жесткого контроля, давления;

- контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника;

- включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей;

- эмоциональная включенность учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих ребёнка;

- создание положительного фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик».

Таким образом, система оценивания деятельности обучающихся на уроке музыки работает на внутреннюю мотивацию ученика, использует достоверные, справедливые и ясные методы оценки, эта система оценивания личностно - ориентирована, повышает самооценку, развивает способность к саморефлексии.



© 2010-2022