Конспект урока Мир образов камерной и симфонической музыки 6 класс

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рафикова Альмира Юрьевна - учитель музыки

Урок музыки 6 класс программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тема урока «Могучее царство Шопена»

Цель урока: осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена.

Задачи урока.

Обучающие: помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений;

развивающие: развивать наглядно - образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладо - гармонический слух, певческие навыки;

воспитательные: воспитание чувства гражданственности, любви к Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

Ход урока:

Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок.

Сообщение темы и цели урока. 1 слайд

Учитель:

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это …

Ученики: Фредерик Шопен.

- правильно , это польский композитор - основоположник польской музыкальной классики. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей.

и тема урока звучит так:. «Образы камерной музыки в творчестве Ф.Шопена» 2 слайд

ставим цель - проникновение в поэтический музыкальный язык, в содержание и образы произведений Ф. Шопена.

Учитель: Что такое камерная музыка?

Ученики: Камерная музыка - это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: Камерная музыка - (итальянское camera, буквально - комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, а также солирующих инструментов, эта музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.

400 лет тому назад в конце 16 века, итальянские мастера говорили: соната для кьеза и соната да камера. Что означало: инструментальное произведение для церкви и инструментальное произведение для комнаты, при этом комнатами скромно именовались богатые апартаменты во дворцах, где знатные хозяева в уютной домашней обстановке любили в достойном обществе посвятить время музыке. Надо отметить что раньше в 17 и 18 веках люди были с другим менталитетом и особое внимание уделяли искусству музыки, живописи и театру. На приёмах, встречах знатные люди устраивали небольшие концерты и вели беседы о последних музыкальных премьерах.

Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баркарола, серенада, сюита, трио, квартет, пьеса, романс, песня, прелюдия, соната, ноктюрны.

Учитель: Молодцы! 3 слайд

Биографические данные: Чтобы глубже понять произведения Шопена или любого другого композитора конечно надо знать его жизненный путь, его жизненно-важные события , потому что музыкальные произведения создаются под влиянием каких-то эмоций человека ,его переживаний, а также под влиянием важных исторических событий.

Творчество Ф. Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств - вот что главное! Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Прочитайте на странице 98 учебника 1 абзац. Что можно дополнить

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная

культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне - предместье Варшавы.4 слайд

Слушание - «прелюдия » Шопена.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену - романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

5 .6 слайд слушание вальс

Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?

Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины природы.

Тонкий и поэтичный вальс,- очень блестящий. Можно представить, что под музыку вальса танцуют в салоне.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Ко всем ли композиторам быстро приходит слава?

Ученики: Нет, я знаю, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти.

Учитель: А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Великий современник, романтик Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

Слушание - «Вальс Ф. Шопена.

Учитель: Что значит писать по - шопеновски, в чем своеобразие этого гения, который, говоря словами Баратынского, «неподражаем и собственным величием велик»?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки - поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения.

Слушание Вальс Ф. Шопена.

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней? ? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф.Шопен? что изображает музыка, какие чувства передает?

Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка - аристократа и романтика.

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.

Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,

И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".

Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным

В себя вбирает зал она.

Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист.

Владимир Ефремович Шостак

-Что хотел подчеркнуть автор стихотворения? Какое отношение к музыке Ф.Шопена передал Владимир Ефремович Шостак?


Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?

  1. Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф.Шопен.

  2. Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.

  3. Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность)

  4. Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?

Рефлексия.

Оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Звучит музыкальное произведение Ф. Шопена.

Члены экспертной группы:

_______________/ Л. И. Тройненко /

(Подпись)

_______________/ А. Ю. Кондратьева /

(Подпись)

_______________/Л. Ю. Баженова/

(Подпись)

4


© 2010-2022