- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока Мир образов камерной и симфонической музыки 6 класс
Конспект урока Мир образов камерной и симфонической музыки 6 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рафикова А.Ю. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рафикова Альмира Юрьевна - учитель музыки
Урок музыки 6 класс программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Тема урока «Могучее царство Шопена»
Цель урока: осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена.
Задачи урока.
Обучающие: помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений;
развивающие: развивать наглядно - образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладо - гармонический слух, певческие навыки;
воспитательные: воспитание чувства гражданственности, любви к Родине.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.
Ход урока:
Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок.
Сообщение темы и цели урока. 1 слайд
Учитель:
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это …
Ученики: Фредерик Шопен.
- правильно , это польский композитор - основоположник польской музыкальной классики. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей.
и тема урока звучит так:. «Образы камерной музыки в творчестве Ф.Шопена» 2 слайд
ставим цель - проникновение в поэтический музыкальный язык, в содержание и образы произведений Ф. Шопена.
Учитель: Что такое камерная музыка?
Ученики: Камерная музыка - это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.
Учитель: Камерная музыка - (итальянское camera, буквально - комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, а также солирующих инструментов, эта музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.
400 лет тому назад в конце 16 века, итальянские мастера говорили: соната для кьеза и соната да камера. Что означало: инструментальное произведение для церкви и инструментальное произведение для комнаты, при этом комнатами скромно именовались богатые апартаменты во дворцах, где знатные хозяева в уютной домашней обстановке любили в достойном обществе посвятить время музыке. Надо отметить что раньше в 17 и 18 веках люди были с другим менталитетом и особое внимание уделяли искусству музыки, живописи и театру. На приёмах, встречах знатные люди устраивали небольшие концерты и вели беседы о последних музыкальных премьерах.
Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?
Ученики: Баркарола, серенада, сюита, трио, квартет, пьеса, романс, песня, прелюдия, соната, ноктюрны.
Учитель: Молодцы! 3 слайд
Биографические данные: Чтобы глубже понять произведения Шопена или любого другого композитора конечно надо знать его жизненный путь, его жизненно-важные события , потому что музыкальные произведения создаются под влиянием каких-то эмоций человека ,его переживаний, а также под влиянием важных исторических событий.
Творчество Ф. Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств - вот что главное! Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?
Прочитайте на странице 98 учебника 1 абзац. Что можно дополнить
Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?
Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.
Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная
культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне - предместье Варшавы.4 слайд
Слушание - «прелюдия » Шопена.
Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену - романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.
5 .6 слайд слушание вальс
Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?
Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины природы.
Тонкий и поэтичный вальс,- очень блестящий. Можно представить, что под музыку вальса танцуют в салоне.
Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».
Ко всем ли композиторам быстро приходит слава?
Ученики: Нет, я знаю, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти.
Учитель: А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Великий современник, романтик Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».
Слушание - «Вальс Ф. Шопена.
Учитель: Что значит писать по - шопеновски, в чем своеобразие этого гения, который, говоря словами Баратынского, «неподражаем и собственным величием велик»?
Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.
Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки - поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения.
Слушание Вальс Ф. Шопена.
Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней? ? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф.Шопен? что изображает музыка, какие чувства передает?
Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка - аристократа и романтика.
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.
Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,
И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".
Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.
Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист.
Владимир Ефремович Шостак
-Что хотел подчеркнуть автор стихотворения? Какое отношение к музыке Ф.Шопена передал Владимир Ефремович Шостак?
Итог урока.
Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?
-
Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф.Шопен.
-
Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.
-
Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность)
-
Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?
Рефлексия.
Оценка работы класса и отдельных обучающихся.
Звучит музыкальное произведение Ф. Шопена.
Члены экспертной группы:
_______________/ Л. И. Тройненко /
(Подпись)
_______________/ А. Ю. Кондратьева /
(Подпись)
_______________/Л. Ю. Баженова/
(Подпись)
4