- Преподавателю
- Музыка
- Написание музыкального диктанта в современных условиях
Написание музыкального диктанта в современных условиях
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рязанцев В.В. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
А. Н. Краус
преподаватель Чернянкой детской
школы искусств
Написания музыкального диктанта в современных условиях
Основными требованиями к современному преподаванию музыкально-теоретических дисциплин является связь теории с практикой. Теоретические предметы должны развивать практические навыки необходимые будущему музыканту в работе. Дисциплина «сольфеджио» является частью учебного цикла на всех ступенях музыкального образования. Современные формы работы на уроке остаются в целом неизменными, к ним относятся сольфеджирование, музыкальный диктант, слуховой анализ. Цель музыкального диктант - воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов, в четкие слуховые представления, и возможно более быстрого закрепления их в виде нотной записи. Значение музыкального диктанта не ограничивается воспитанием навыков записи музыки, практика нотной записи служит большим подспорьем в воспитании и развитии четких, рельефных музыкальных представлений; занятия по музыкальному диктанту воспитывают чувства стиля музыки и обогащают память запасом полезных музыкальных образцов. [9;с.252]
Музыкальный диктант в современных условиях является главным аспектом в предмете сольфеджио. Основные виды диктанта: устный и письменный, графический и нотный; ритмический, мелодический, гармонический. Принцип записи диктанта - это воспроизведение по памяти. Однако роль современного музыкального диктанта заключается, прежде всего, в том, чтобы развивать сознательное запоминание. Навыки написания диктанта осваиваются постепенно. Современный процесс записывания напоминает проявление фотографии, поэтому структуру, форму, фразировку ставим на первое место. В процессе написания музыкального диктанта перед учащимися ставится много задач. Конечная цель: заключается в выработке у ученика навыка записывания мелодии в форме периода, как диатонических, так и с применением хроматизма и простейших мелодий, содействуя тем самым основной задаче курса сольфеджио- воспитанию музыкального слуха.[2; с.48]
Успех запоминания определяется правильной организацией повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. Психологический аспект музыкального диктанта, к сожалению, ускользает из поля зрения некоторых педагогов сольфеджио. Учащиеся испытывают панический страх перед написанием мелодии, и в результате по психологическим причинам не справляются с ним. В современных условиях преподавателю необходимо подходить к работе со знанием психологии, учитывать возрастные и индивидуальные способности и интересы, овладевать технологическими и психологическими приемами работы над этим видом деятельности. Планировать урок так, чтобы музыкальному диктанту уделялось самое пристальное внимание.[8;с.119]
Современный диктант направлен на комплексное развитие слуха, в том числе развивается тембровый, полифонический слух. Очень полезно давать учащимся музыкальный диктант в звучании не только фортепиано, но и в звучании других музыкальных инструментов, рекомендуется давать его в начале урока, когда учащиеся не утомлены. Исполнять диктант следует все время целиком, не дробя на фразы или предложения, иначе учащиеся не смогут охватить построение в целом, разобраться по форме и воспользоваться методикой целостного анализа диктанта. Время, отводимое на записывание диктанта, должно быть определено преподавателем в зависимости от трудности и протяженности примера. На сегодняшний день существует тенденция учета специальностей: не нужно отучать вокалистов петь при записи диктанта. Это может быть связано со спецификой слуха. Именно поэтому пианисты « проигрывают диктант на столе - они легче его осознают через кинестетику. Записанный диктант учащийся проигрывает на своем инструменте, это методика применяется в наше время .
Музыкальному диктанту предшествует целый этап подготовительных упражнений. Очень эффективное при настройке упражнение «Эхо», которое использует в своей практике известный педагог Кузнецов В.В.[4;с8]. Педагог на фортепиано играет ступени лада, а ученики в заданном ритме и темпе повторяют и поют, в младших классах применяется методика сказок. Главное в диктанте помочь учащимся « начать работу» это может быть и тоника в конце « А что перед тоникой?» Важно ориентировать их на соотношение двух рядом стоящих нот. При работе важна эмоциональная атмосфера, музыкальное произведение внимательно прослушивается и анализируется. В современном написании музыкального диктанта преподаватель может использовать «набор условных обозначений» точки, палочки, стрелочки при повторении мелодии. Схему, которую создают дети, хорошо видна структура мелодии с повторениями. Чтобы процесс записывания диктанта не был скучным, музыкальное произведение сначала поют «в слух», потом « про себя». Постепенно учащиеся привыкают контролировать свой внутренний слух, что пишут нотами. Эффективно работает настройка по пособию Пилипенко «постановка слуха» где с первых диктантов надо следить, чтобы дети писали не по одной ноте, а фразами, мотивами.
Особое значение имеет выбор темпа при написании диктанта, вначале исполняется мелодия в оригинальном художественном темпе, а затем можно использовать тот темп, который удобен для записи. Выбор формы диктанта зависит от момента работы над какой-либо определенной трудностью. Преподаватель должен уметь комбинировать степень сложности, можно рекомендовать учащимся предварительно подготовить для записи такты, чтобы успеть записать в первую очередь то, что раньше услышано и осознано. Творческие задания стимулируют интерес учащихся к изучаемому предмету, повышается эффективность обучения. [1; с.12-14]. Важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Современные формы проверки могут быть различны( запись на доске, проверка в тетради друг у друга, проигрывание на инструменте, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием) Можно выучить диктант наизусть, затем транспонировать его в любую тональность.
Таким образом, музыкальный диктант является высшей основной формой развития музыкального слуха, всесторонне воздействует на личность обучаемого, способствует формированию прочных знаний умений и навыков. Диктант - это лучший показатель качества обучения.
Список методической литературы
-
Абдуллина Г.В. Систематический курс занятий по сольфеджио Санкт - Петербург ., 2005.
-
Вахромеев В. А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 1978.
-
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1975.
-
Кузнецов В. В. Проблемы и пути развития музыкального слуха 2003.
-
Калугина М. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Калугина, П. Халабузарь М ., 1989.
-
Картавцева М. Развитие творческих навыков на уроках
-
сольфеджио. - М .,1978.
-
Масленикова Л. М. Психология музыкального диктанта Л., 1972.
-
Островский А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио - Л.,1970.
-
Островский А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио
-Л., 1970.
-
.Вахромеев В. А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 1978.
-
Масленкова Л. М. Психология музыкального диктанта Л., 1997.
-
Кузнецов В. В. Проблемы и пути развития музыкального слуха 2003.
-
Абдуллина Г.В Систематический курс занятий по сольфеджио
Санкт - Петербург., 2005.
-
Музыкальная энциклопедия: В6-ти тт. М., 1973-1982. Т. 5.
-
Борисевич Ж., Кочарян М. Мелодии кино и мультфильмов. Винница: Новая книга, 2012 г. 90 с.
-
Пилипенко Л. В., Постановка слуха. Пособие для начинающих 2006г.
-
Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем. Сочиняем и поем.
СПб., 1998.
-
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
-
Курс теории музыки / Ред. А.Л. Островского. М., 1978. С.25.
Методическая литература
1.Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. -М., 1978.
2. Давыдова Е. Методика преподавания музыкального диктанта. -М., 1962
3.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. -М., 1975.
4. Калугина М. Воспитание творческих навыков на уроках
сольфеджио /
М. Калугина, П. Халабузарь. -М., 1989.
5. Картавцева М. Развитие творческих навыков на уроках
сольфеджио. -М.,1978.
1 Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. -Л., 1970.
7. Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. -М., 1962.