Урок музыки в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий

Тема: Такие разные марши. Цель: Познакомить с  жанром  « марш» и его разновидностями. Создать условия для повышения  эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся и развития чувства ритма, формировать представления о различных видах маршей. Задачи:   Образовательные: 1.Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности  разных видов маршей. 2.Закрепление знаний о маршевых музыкальных произведениях. 3.Введение музыкального понятия «Ритм». ...
Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий.

Тема: Такие разные марши.

Цель: Познакомить с жанром « марш» и его разновидностями. Создать условия для повышения эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся и развития чувства ритма, формировать представления о различных видах маршей.

Задачи:

Образовательные:

1.Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности разных видов маршей.

2.Закрепление знаний о маршевых музыкальных произведениях.

3.Введение музыкального понятия «Ритм».

Развивающие:

1.Развитие навыков слушания и анализа музыкального произведения.

2.Развитие музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.

Воспитательные:

1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Здоровьесберегающие технологии.

  4. Введение музыкального термина «Ритм».

  5. Прослушивание и анализ музыкальных произведений.

  6. Музыкальная игра «парад».

  7. Знакомство с новым музыкальным материалом.

  8. Исполнение детского шумового оркестра. Ритмотерапия.

  9. Вокально-хоровая работа.

  10. Итог урока. (Рефлексия).

Музыкальный и художественный материал:

  1. Портрет композитора П.И. Чайковского.

  2. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

  3. Г. Свиридов «Гусарский марш».

  4. Марш «Триумф победы» в исп. Духового Оркестра МВМУ.

  5. В. Шаинский «Вместе весело шагать».

  6. С. Чернецкий «Встречный марш».

  7. И. Дунаевский «Спортивный марш».

  8. Картинки с изображением военного, спортивного и кукольного парада.

  9. Разноцветные полоски для схемы марша (синие, жёлтые).

  10. Таблица настроений со словами: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно, празднично, ярко, легко, звонко, весело, забавно.

  11. Детские самодельные шумовые инструменты.

Оборудование и средства обучения:

-Учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 1 класс.

-Фортепиано, компьютер, проектор, экран, фонотека.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

Организационный момент:

Вход в класс под муз. Марш «Триумф победы» в исп. Духового оркестра МВМУ.

Музыкальное приветствие «Добрый день» (пальчиковая игра с пением в диапазоне квинты):

Встало солнце рано-рано-

Блещут волны океана-

Просыпается пшеница и звенят задорно птицы-


«Эй, ребята, первоклашки! Добрый день!»-

Психологический настрой:

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.

- Ребята, я вам сегодня предлагаю самим сформулировать тему урока. А поможет вам в этом нелёгком вопросе -музыка.

Актуализация знаний:

Вступительная беседа:
- Под какую музыку вы вошли в класс?

-Удобно ли маршировать под эту музыку?

-Предлагаю вам сейчас прослушать музыкальные произведения и определить их жанр. (Звучат марши: военный, спортивный, праздничный, кукольный).

- Все ли они звучали с одинаковым ритмом, настроением, характером?


Проблемная ситуация: определение темы урока

Дети входят в класс. Маршируют возле своих мест и с окончанием музыки останавливаются


Добрый день! (поднимают руки вверх).

Добрый день! (волнообразные движения кистями рук в воздухе).

(Поднимают ладони вверх и машут вправо-влево, взмахи руками вверх-вниз).

Добрый день! (вытягивают руки вперёд).


Подготовка учащихся к работе.




Слушание и определение жанра «марш».





Делают вывод, что звучали марши, но они были разные


Снятие психофизического напряжения.






Настрой на урок




Самостоятельное определение маршей.





Формулируют тему урока.

Здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика:
Упр. № 1 "Конфета" (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд);

Упр. № 2 "Часики" (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой. Педагог проговаривает вслух и задаёт темп - тик-так).

Упр. № 3 "Лошадка" (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка "лошадка цокает копытами");

Упр. № 4 "Покусаем язык" (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка - покусывать середину языка - покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: "та-та-та");

"Болтушка" (рот полуоткрыт, энергично болтать языком, задевая кончиком верхнюю губу).

Дыхательная гимнастика:

Упр.№ 1. «Дышу и считаю». Медленный вдох по руке учителя и короткий выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.


Упр. № 2. «Игра в мяч». Повернуться друг к другу стоя у своих стульев и представить игру в мяч. Вдохнуть воздух и задержать дыхание- кинуть воображаемый мяч , на выдохе поймать мяч.

Гимнастика для глаз:

Упр. 1 Горизонтальные движения глаз влево-вправо.

Упр. 2 Движения глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

Упр. 3 Круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Логоритмическое упражнение:

«Солдатики» (связать движения рук с проговариванием текста).

Вот солдатики стоят-

Начинается парад-

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать-

Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.










Укрепляют дыхательные мышцы тренируют артикуляционный аппарат.









(Легко ударяют себя руками по бокам).

(Лёгкие удары по плечам).

(Ритмичные хлопки).

(Ходьба на месте).

Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.

















Введение музыкального термина «Ритм»:

-Найдите у себя пульс. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм I i I i I i I i. Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется "ударная". Марш всегда исполняется под счет: "раз-два", причем "раз" - ударная доля, а "два" - тихая.

Прослушивание и анализ музыкальных произведений:

1. Марш «Триумф победы» в исп. Духового Оркестра МВМУ.

-Представьте: Большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать и промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке хлопками. А теперь предлагаю выложить ритм на парте при помощи разноцветных полосок, синяя полоска-сильная доля, жёлтая-слабая доля. У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с изображением марширующих солдат на параде).

2.«Спортивный марш».

-В спортивной жизни все в движенье -


Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

-Давайте выложим ритм и найдём слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки с марширующими спортсменами).

Какой из прослушанных маршей легче по звучанию?

Знакомятся с понятием «Ритм».





Слушают, определяют ритм, характер произведений, делают выводы.












Чётко прохлопывают ритм марша (чередование сильной и слабой доли).





Правильное определение маршей по характеру и ритмическому рисунку












Музыкальная игра «Парад» под музыку

Г. Свиридова «Гусарский марш».

-А что у всех маршей общее?

-Какой инструмент вы бы взяли на парад, чтобы отстукивать ритм?


Играют в игру по рядам:

1 ряд-барабанщики (имитируют игру на барабане).

2 ряд-солдаты (маршируют).

3 ряд-дирижёры (взмахи руками показывают сильные и слабые доли).

Узнают, что у всех маршей чёткий ритм, энергичный характер, бодрая музыка.

Научатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности.

Знакомство с новым музыкальным материалом:

1. Угадайте какой марш прозвучит сейчас?

(Звучит «Встречный марш» С. Чернецкого).

-Какая по жанру музыка сейчас прозвучала? (марш).

-Как вы узнали, что это марш? (под музыку можно шагать).

-Какой характер у этого марша? (военный, торжественный, громкий).

-Где мог звучать такой марш? (на параде).

-Кто мог шагать под эту музыку? (военные). Показ картинки марширующих военных на параде.

2 -А теперь слушаем следующий марш.

(Звучит «Марш деревянных солдатиков» муз. П.И. Чайковского).

-Одинаковы ли марши по характеру? Звучанию?

- Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки (звонкий,

весёлый, смешной,игрушечный).

-Посмотрите на рисунок (изображён кукольный парад с марширующими деревянными солдатиками). Соответствует ли рисунок звучанию этого марша?

-Представьте себе, что перед вами проходит парад, но в нём участвуют игрушечные солдатики. Звуки игрушечного марша легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. Вот и музыка называется «Марш деревянных солдатиков». (Повторите хором название этого произведения). Музыку этого марша написал композитор П. И. Чайковский (демонстрация портрета композитора).

Слушают и определяют характер маршей, их вид, инструменты, которые их исполняют, делают сравнительный анализ. Знакомство с портретом композитора П. И. Чайковского.
















Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в разновидностях маршей, запоминают портрет и музыку П. И. Чайковского
















Исполнение детского шумового оркестра:

под муз. П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

Ритмотерапия:

-Попробуем сначала прохлопать ладошками ритм «Марша деревянных солдатиков», а чтобы вам было легче это сделать, запомните слова:

-В детском мы альбоме

У игрушек в доме

Звонкий марш нас радостно встречал.

В киверах, в перчатках

Скачем на лошадках

К куклам в гости на прекрасный бал.

-Ваши шумовые инструменты помогут вам показать сильную долю в музыке марша.

Исполняют задание под руководством учителя, проговаривают текст, прохлопывают ритм, подключают исполнение на шумовых инструментах.






Чётко слышат и показывают сильную долю в музыке марша






Вокально- хоровая работа:

1 Фонопедический метод развитие голоса по системе С.В. Емельянова.

- Упражнение «Прогулка».

-Упражнение «Барабан».

2 Исполнение песни «Вместе весело шагать» муз. В.Шаинского.

Упражняются в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.


Исполняют знакомую песню лёгким звуком, бодро, задорно. Маршируют под пение в припеве.

Владение вокально-хоровыми навыками




Рефлексия:

-Под какую музыку вы шагали? (под марш).

-Какие марши сегодня звучали на уроке? (Военный, парадный, спортивный, кукольный).

-Как называется кукольный марш?(«Марш деревянных солдатиков»).

-Кто сочинил «Марш деревянных солдатиков»? (П. Чайковский).

-Вы узнали, что в музыке бывают сильные доли и слабые. Как называется их чередование? (ритм).

-А что общего между такими разными маршами? (чёткий ритм, бодрый, радостный, уверенный, праздничный характер).

Отвечают на вопросы, делают вывод.






Закрепление пройденного материала





Выход из класса:

-Урок закончен. Всем спасибо. (звучит «Гусарский марш» муз. Г Свиридова).


© 2010-2022