Рабочая программа ФГОС, авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ильичевская СОШ»


Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол от «____» _____________ 2014 г. № _________

Руководитель ШМО

Морозова Н.Н./ _____________/

Согласовано:

заместитель директора по УВР

Ермолаева О.Н /

«___» _________2014г

Утверждаю

Директор МБОУ «Ильичевская СОШ»

Киримов В.Ю /

«___» __________ 2014 г



Программа

по учебному предмету МУЗЫКА

Предметная область: искусство


4 класс

Составитель: Колесникова

Елена Ивановна

учитель музыки

1 категория




2014-2015год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по музыке

  • Основной образовательной программы

  • Примерной программы музыке начального общего образования,

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год

  • Примерного учебного плана 2010 года

  • Учебного плана школы на 2015-2016 год

Учебно - методический комплект

Учебник-Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка 4 класс»- Москва. Просвещение 2008год.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану 2009 года для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения музыки на этапе начального общего образования отводится 34 часа в год, из расчета 1ч в неделю,34 недели.

Общая характеристика учебного предмета

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предмет музыка в 4 классе начальной школы имеет цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Структура курса имеет 7 разделов:

1. «Россия - Родина моя»- 4 часа.

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

2. «День полный событий»- 5 часов.

В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

3. «В музыкальном театре»- 6 часов.

Линии драматургического развития в опере. Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»- 4 часа.

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

5. «В концертном зале»- 6 часов.

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

6. «О России петь - что стремиться в храм»- 4 часа.

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»- 5 часов.

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Виды организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа;

  • творческая работа;

  • викторина;

Виды контроля:

  • текущий;

  • итоговый;

Формы контроля:

  • самостоятельная работа;

  • тест;

  • урок-концерт;

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 4 раза в год, в конце каждой четверти.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
-наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Регулятивные УУД:

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- установление простых причинно-следственных связей.
Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого;
- понимание основ смыслового чтения художественного текста.


Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки;

  • распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).


Требования к уровню подготовки учащихся

4 класс.

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений уча­щихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, на­циональных и композиторских школ;

  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • воспитание навыков эмоционально-осознанного воспри­ятия музыки, умения анализировать ее содержание, фор­му, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звуча­щей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуаль­ное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

  • формирование постоянной потребности общения с му­зыкой, искусством вне школы, в семье;

  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

  • развитие навыков художественного, музыкально-эстети­ческого самообразования - формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с дру­гими видами искусства (литература, изобразительное ис­кусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциа­тивно-образного мышления;

  • совершенствование умений и навыков творческой му­зыкально-эстетической деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся должны уметь:


  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.

Учебно-тематический план предмета «Музыка» 4 класс.

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Контрольные работы.

Россия-Родина моя.

4

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».«Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

1

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка? .

1

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

1

День, полный событий.

5


5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1


6

Зимнее утро, зимний вечер.

1


7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1


8

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1


9

«Приют, сияньем муз одетый…». Контрольный урок.Тест

1

1

В музыкальном театре.

4

10 -11

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

2

12

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1

13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

14

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1


15

Оркестр русских народных инструментов.

1

16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Контрольный урок.Тест

1

1

В концертном зале.

6

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1

18

Старый замок.

1


19

Счастье в сирени живет…

1

20

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1

21

Патетическая соната. Годы странствий.

1

22

Царит гармония оркестра.

1

В музыкальном театре.

2

23

Театр музыкальной комедии.

1

24

Балет «Петрушка»

1

«О России петь - что стремиться в храм».

4

25

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

26

Кирилл и Мефодий. Контрольный урок. Тест

1

1

27

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

29

Народные праздники. Троица.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

32

В каждой интонации спрятан человек.

1

33

Музыкальный сказочник.

1


34

Рассвет на Москве-реке. Контрольный урок.Урок-концерт

1

1

итого

34

4










Календарно-тематическое планирование 4 класс

Тема урока

Форма урока

Элемент содержания

Решаемые проблемы

(цель)

Предметные умения

Планируемый результат

Дата

Ууд (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Коррек

ция

факт

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов

  • «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня

  • «Песня о России» В.Локтев

  • «Вокализ» С.Рахманинов.

Что такое Родина и малая родина для каждого человека? Бывают ли «родными» мелодии?

Цель: показать общность сюжетов, интонаций народной музыки и музыки С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского

-Знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса

- демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение, и выражать свое впечатление в пении.

Рефлексия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале урока.

Коммуникативные: уметь оценивать собственную музыкальную деятельность; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

7.09

2

Как сложили песню. Звучащие картины. Комбинированный урок.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».

  • «Ты, река ль, моя - реченька»

Бывают ли песни без слов? О чём они могут рассказать?

Цель: проследить связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

-Знать жанры народных песен.

-Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: пополнять и использовать активный музыкальный запас слов при анализе музыкальных произведений.

Коммуникативные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, работать в парах, группах.

Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию

.

14.09

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Комбинированный урок.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

  • «Ты, река ль, моя - реченька»

  • «Солдатушки, бравы ребятушки»

  • «Милый мой хоровод»

  • «А мы просо сеяли»

Что вы знаете о русской народной песне? Где мы можем встретиться с ней? Народные песни одинаковые?

Цель: познакомить учащихся с жанрами русских народных песен, побуждать к активной творческой деятельности.

Научатся:

-Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональ­ной музыки.

-Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

-Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Рефлексия.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные: участвовать в музыкальной деятельности в коллективной работе на уроке.

Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

21.09

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

  • Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты

  • Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка

Что такое кантата? Что такое патриотизм, бывает ли он в музыке? Как вы думаете, какой характер музыки должен быть в кантате?

Цель: опираясь на музыкальный опыт детей представить музыкальную интонацию как основу музыкального искусства, отличающего его от других искусств.

-Знать названия изученных произведений и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

-Уметь участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Рефлексия.

Регулятивные:. формировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

28.09

День, полный событий. - 5 ч.

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

  • «Осенняя песня» П.Чайковский;

  • «Пастораль» Г.Свиридов;

  • «Осень» Г.Свиридов.

В каких искусствах мы можем встретить образ осени? Что такое «лирика»?

Цель: на музыкальном материале урока проследить связь музыки, изобразительного искусства. и литературы

-Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их композиторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

-Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

-Рефлексия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках

Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

.

5.10.

6

Зимнее утро, зимний вечер.

Комбинированный

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

  • Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

  • У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

  • Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Какие чувства поможет выразить музыка? Что можно изобразить при помощи музыки?

Цели: подчеркнуть общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

-Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

-Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

Рефлексия.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

12.10

7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Комбинированный

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского -Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Выразительность и изобразительность в музыке.

  • Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков

Что такое музыкальный образ? Какие композиторы использовали детские образы в музыке?

Цель: проследить образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов на примере оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова.

-Знать и понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов;

-Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведе-ниях;

-Исполнять музыкальные произведения;

-Работать в парах;

Рефлексия.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: проявлять активность в творческих заданиях, решении познавательных задач.

Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

19.10.

8

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Комбинированный

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.

  • Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.

  • «Девицы, красавицы».

  • «Уж как по мосту, мосточку»,

  • «Детский альбом» П.Чайковского.

  • «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

  • Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский

  • Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

  • Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Что такое Ярмарка? Гуляние? Какую музыку мы услышим на гулянии?

Цель: показать роль музыки в народных обрядах и обычаях, на примере народных музыкальных традиций Отечества..

-Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их композиторов.

-Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

Рефлексия.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения.

Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

26.10.

9

«Приют, сияньем муз одетый…». Контрольный урок.

Тест

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  • Романс «Венецианская ночь» М.Глинка.

  • Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,

  • передача музыкальных впечатлений учащихся.

Кто такие музы? Может ли музыка нарисовать картины?

Цель: расширить и углубить знания детей о «живописной» музыке на примере романса М.И.Глинки «Венецианская ночь».

-Знать определение понятия романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

-Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Рефлексия.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

9.11

«В музыкальном театре» - 4ч.

10




Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Урок изучения и закрепления новых знаний.





Комбинированный урок

Жизнь за царя

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц.

Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:

  • интродукция

  • танцы из 2 действия

  • хор из 3 действия

Что такое опера? Где можно найти сюжет для неё?

Цель: представить песенность, танцевальность, маршевость как основу становления более сложных жанров - оперы.

-Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив;

-Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Рефлексия.

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

16.11

11

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.

опера «Иван Сусанин». М.Глинка.

  • сцена из 4 действия

Что такое опера? Где можно найти сюжет для неё?

Цель: представить песенность, танцевальность, маршевость как основу становления более сложных жанров - оперы.

-Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив;

-Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Рефлексия.

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

23.11

12

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня - ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщи­на». М. Мусоргский.

  • Песня Марфы («Исходила младешенька»);

Цель: познакомить с сюжетом оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского.

-Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационная форма.

-Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества

Рефлексия.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять сюжет балета и оперы.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Личностные: Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

30.11

13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Комбинированный урок.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

  • «Танец с саблями».

  • Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

  • Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Могут ли музыканты использовать фольклор других стран в своём творчестве?

Цель: познакомить с народной и профессиональной музыкой Русского Востока.

-Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

-Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке)

Рефлексия.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: опираясь на личный музыкальный опыт и опыт своих товарищей и учителя вести дискуссию по данной теме

Коммуникативные: Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Личностные:

7.12

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

14

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Комбинированный урок.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

  • Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

  • Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

  • Аисты, узбекская народная песня.

  • Колыбельная, английская народная песня.

  • Колыбельная, неаполитанская народная песня.

  • Санта Лючия, итальянская народная песня.

  • Вишня, японская народная песня, и др.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

  • Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Дет­ского альбома». П. Чайковский.

  • Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

(на выбор учителя)

Какие виды оркестров вам знакомы? Какие группы инструментов можно в них выделить?

Цели: познакомить с историей возникновения первых музыкальных инструментов, ролью «ведущих» инструментов в оркестре.

- Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов.

- Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Рефлексия.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: участвовать в исполнительской деятельности на уроке.

14.12

15

Оркестр русских народных инструментов.

Комбинированный урок.





Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

  • Светит месяц, русская народная песня-пляска.

  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Рим­ский-Корсаков.

Какие виды оркестров вам знакомы? Какие группы инструментов можно в них выделить?

Цели: познакомить с историей возникновения первых музыкальных инструментов, ролью «ведущих» инструментов в оркестре.

- Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов.

- Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Рефлексия.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: участвовать в исполнительской деятельности на уроке.

21.12

16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Контрольный урок.

Тест

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

Что такое миф и легенда? Могут ли они послужить созданию музыкальных произведений?

Цель: познакомить с примерами литературного фольклора о музыке и музыкантах

-Научатся приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах.

-Работа в группах (музыкальная викторина)

Исполнительская деятельность: пение хором.

Рефлексия.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, делать выводы, обобщать материал урока.

Познавательные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника.

Коммуникативные: участвовать в исполнительской деятельности на уроке.

28.12

«В концертном зале» - 6ч.

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.

  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

  • (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

Как себя ведут на концерте? Какие музыкальные жанры мы можем там встретить?

Цель: познакомить с жанром ноктюрн.

Научатся: определять жанр «ноктюрн», познакомятся историей его развития;

- на слух различать тембры скрипки и виолончели.

-Узнают фамилии композиторов, писавших ноктюрны.

Откроют для себя инструменты, которые могут «помочь» в исполнении этого жанра.

Рефлексия.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять по тембру русские народные инструменты

Коммуникативные: участвовать в исполнении муз-х произведений

.

11.01

18

Старый замок.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Различные виды музыки: инструментальная.

Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

  • Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

  • Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Что такое инструментальная музыка? Для кого она написана?

Цель: Различать виды инструментальной музыки

-Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).

-Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Рефлексия.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

18.01

19

Счастье в сирени живет…

Урок обобщения и систематизации знаний.



Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).

  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Что такое инструментальная музыка? Для кого она написана?

Цель: Различать виды инструментальной музыки.

-Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).

-Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Рефлексия.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

25.01

20

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы…

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

  • Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

  • Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

Цель: познакомить с жизненным и творческим путём Шопена.

-Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

-Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.

-Участвовать в исполнении музыкального репертуара.

Рефлексия.

Регулятивные:. преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: ставить
и формулировать проблему.

Коммуникативные: строить высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

1.02

21

Патетическая соната. Годы странствий.

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.

  • Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиа­но Л. Бетховен.

  • Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

  • Арагонская хота. М. Глинка.

Узнать по портрету композитора, рассказать о нём и его музыке.

Цель: обобщить выражение художественно-образного содержания произведений Л.В.Бетховена.

-Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.

-Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

Рефлексия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

8.02

22

Царит гармония оркестра.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

  • Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра

Кто такой исполнитель? Как можно исполнить произведения? Виды оркестров, группы.

Цель: проследить роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.

-Знать названия изученных жанров и форм музыки, название оркестров, их состав.

-Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

Рефлексия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

15.02

«В музыкальном театре» - 2ч.

23

Театр музыкальной комедии.

Комбинированный урок.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

  • Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

  • Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

  • Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Что такое комедия? Бывает ли она музыкальной?

Цель: проследить песенность, танцевальность, маршевость в музыке как основу становления более сложных жанров - оперетта и мюзикл.

-Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

-Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.

Рефлексия.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: задавать вопросы, исполнять произведения, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

22.02

24

Балет «Петрушка»

Комбинированный урок.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.

  • Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский

Может ли балет быть сказкой? Какие балеты-сказки вы знаете?

Цель: познакомить с сюжетом балета и музыкальными темами героев.

-Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. -Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Рефлексия.

Регулятивные: применять установленные правила работы на уроке.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

29.02

«О России петь - что стремиться в храм» - 4ч.

25

Святые земли Русской. Илья Муромец

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Земле Русская, стихира.

  • Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.

  • Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

  • Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

  • Не шум шумит, русская народная песня.

Что вы можете рассказать о духовной музыке? Кто такие святые? Назовите их имена.

Цель: закрепить знания детей о русской духовной музыке, через жития святых Ильи Муромца, княгини Ольги, князя Владимира.

-Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки.

- Рассказывать о русской духовной музыке, опираясь на житие святых.

-Участвовать в исполнении музыки на уроке.

-Работать в парах.

-Проводить рефлексию.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь

Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.

7.03

26

Кирилл и Мефодий.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

  • Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев

  • Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Цель: Обобщить представление исторического прошлого в музыкальных образах.

-Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание.

-Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Регулятивные: выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения, работать в группах.

Личностные: развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений.

.

14.03

27

Праздников праздник, торжество из торжеств.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.

  • «Христос воскресе! (тропарь)

  • Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

  • Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бде­ния». С. Рахманинов.

Цель: познакомить с историей праздника Пасха, традициями и обрядами, с темой Пасхи в произведениях русских композиторов.

-Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

-Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений.

-Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Личностные:

4.04

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.

  • Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.

  • Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фор­тепиано. С. Рахманинов.

Цель: познакомить с историей праздника Пасха, традициями и обрядами, с темой Пасхи в произведениях русских композиторов.

-Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

-Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений.

-Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Личностные:

11.04

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

29

Народные праздники. Троица.

Комбинированный урок.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

  • Троицкие песни.

Цель: познакомить с историей праздника Троица, обычаями и обрядами.

-Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края.

-Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: участвовать в групповой и индивидуальной музыкальной деятельности.

Личностные:

18.04

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

Развитие музыкального образа.

  • Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

  • Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.

  • Ф.Шопен.

  • Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народ­ные песни.

  • Пастушка, французская народная песня

  • Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, сло­ва Ю. Мориц.

Цель: познакомить с понятием «интонация» как внутренним озвученным состоянием, выражения эмоций и отражением мыслей.

. -Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий - музыкальный образ.

-Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Музыкальный словарь (использование детьми во время урока).

Рефлексия.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с участниками урока.

Личностные: оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

25.04

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Урок закрепления знаний.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор - исполнитель - слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Мастерство известных исполнителей.

  • Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.

  • Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

Кто такой исполнитель? Как можно исполнить произведения?

Цель: проследить роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.

-Знать и понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).

-Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Рефлексия (оформление рисунка)

Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.

Личностные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.

Коммуникативные: участвовать во всех видах музыкальной деятельности на уроке.

16.05

32

В каждой интонации спрятан человек.

Комбинированный урок.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

  • Песня Сольвейг;

  • Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

Могут ли иссякнуть мелодии?

Цель: показать значение интонационной выразительности музыкальной речи композиторов.

-Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Рефлексия.

Регулятивные: применять планирование действий во время решения поставленных задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

18.05

33

Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

  • Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагмен­ты). Н. Римский-Корсаков.

Могут ли музыкальные произведения нести в себе сказку??

Цель: показать значение творчества композитора Н.А.Римского-Корсакова.

-Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Рефлексия.

Регулятивные: применять планирование действий во время решения поставленных задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

23.05

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщи­на». М. Мусоргский.

Бывает ли картина симфонической?

Цель: Обобщить полученные музыкальные знания детей за год, используя активную деятельность учащихся.

-Знать названия изученных произведений и их авторов. -Уметь узнавать изученные музыкальные произведения.

-Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке. Обобщат полученные за год знания.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление.

Личностные: понимание роли музыки в собственной жизни.

30.05

Нормы оценивания знаний по музыке
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка `5` ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
^ Отметка 4 ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка 3 ставится:
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 2 ставится:
- и нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и стремление их проявить.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:


  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. - М.: Просвещение

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. - М.: Просвещение.:

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс. (СD)

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. - М.: Просвещение

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:3 кл.: Microsoft Power Point

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (СD)

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник для учащихся 4 класса,М., Просвещение

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)

  • Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.

Технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент синтезатор, видеоаппаратуру, наглядные пособия - презентации Microsoft Power Point, словари эстетических эмоций, интернет-ресурсы, видеоматериалы.

Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., Академия, 2001г.

  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  22. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009 г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  9. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  10. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  11. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 4 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.

  12. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  13. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  14. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  15. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

  16. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  17. Песенные сборники.

  18. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


© 2010-2022