- Преподавателю
- Музыка
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по музыке Баркарола. Песня лодочника или музыка на воде? Давайте разберемся!
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по музыке Баркарола. Песня лодочника или музыка на воде? Давайте разберемся!
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чистоткина М.В. |
Дата | 28.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
городского округа г. Бор
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по музыке
Тема.
Баркарола.
Песня лодочника или музыка на воде?
Давайте разберемся!
Руководитель:
Чистоткина Марина Владимировна-учитель музыки
Работу выполнили:
Малахова Екатерина - ученица 4 «З», МБОУ СОШ №2
Потапова Евгения - ученица 4 «З», МБОУ СОШ №2
г. Бор
2014 год
Содержание
Цель и задачи проекта …………………….………………………………………….3
План проведения исследования ..…………………………………………………...…3
Изучение жанра баркаролы и умение находить черты и особенности жанра в классической музыке………………………………………………………………...…6
Выводы………..…………………………………………………………………….... 7
Новые знания ………………………………………..………………………………..8
Интересные факты о композиторах..…….……………………………………….....9
Литература ………………………….…………………………………………………11
Приложения……………………………………………………………………………12
-
Словарь новых терминов……………………………………………………..13
-
Фотографии и диаграммы …………………………………………………...14
-
Цель проекта
Изучение жанра баркаролы и умение находить черты (признаки) жанра в классической музыке.
Задачи проекта
-
Поиск информации о жанре баркаролы.
-
Изучение признаков и черт баркаролы.
-
Провести исследование кто из русских композиторов писал баркаролы, и бывали ли они перед этим в Италии (Венеции).
-
Расширить свой кругозор и пополнить словарный запас.
-
Провести анкетирование среди учеников своего класса
II. Методы и средства исследования
-
Анализ.
-
Сравнение (наблюдение).
-
Беседа, анкетирование.
-
Работа с компьютером.
III. План выполнения исследования
-
Выдвижение гипотезы.
-
Анкетирование.
-
Подбор и изучение дополнительных материалов по теме проекта.
-
Подведение итогов исследования.
-
Выводы.
-
Оформление проекта.
Объект исследования - жанр баркаролы
Начало работы: 10 марта 2014 года.
Завершение работы: 24 марта 2014 года
Изучая тему «Годы странствий» на уроке музыки мы встречались с интересным романсом Глинки - баркаролой «Венецианская ночь» и пьесой Чайковского «Июнь.Баркарола».
Баркарола (от ит.barka - лодка) - песнь лодочника, гребца; музыкальный жанр в Венеции.
Баркарола - песня венецианского гондольера.
Зачем же песням, которые поют лодочники давать особое название? С чем это связано? Кто из русских композиторов писал баркаролы? Связано ли это с посещением Венеции?
Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы - песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.
В профессиональной музыке баркарола появилась в начале XVIII веке сначала в опере, позже как самостоятельное произведение для голоса, хора, фортепьяно.
Гипотеза: считаем, что все русские композиторы, написавшие известные баркаролы побывали в Италии. Изучая творчество известных русских композиторов, мы предположили, что русские композиторы часто бывали в заграничных поездках по Италии и в частности в Венеции.
Нами был проведен опрос учеников класса. Результаты показаны на диаграмме в Приложение № 1.
Мы сделали вывод, что большая часть ребят слышали о Венеции - городе на воде. Что после урока они узнали и могут сказать каким музыкальным жанром известна Венеция.
Но кто из русских композиторов писал баркаролы и какие особенности у этого жанра не знают.
Поэтому мы решили работать по данной теме. И познакомить с результатами нашего исследования не только учеников нашего класса, но и всех желающих, тем более впереди нас ожидала неделя музыки.
IV. Изучение жанра баркаролы и умение находить черты жанра в классической музыке.
Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют Гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Чайковского - в сборнике "Времена года", это пьеса "Июнь". Баркаролы писали Глинка, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это "Песнь Веденецкого гостя" в опере "Садко". В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя - композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.
Ох уж эта Италия! Сидя на балконе теплой ночью в Милане, « любуясь громадным белокаменным собором и вдыхая аромат ночи» (из письма Глинки), Михаил Иванович размышлял о том, как все это можно выразить в музыке.
Так и родился романс «Венецианская ночь» и венецианская баркарола стала петербургской.
В результате поисков мы выявили, кто из русских композиторов писал баркаролы. И вычленили основные черты этого жанра. Итак: это Глинка, который написал вокальную баркаролу, Римский - Корсаков, Чайковский, Лядов и Рахманинов - инструментальную баркаролу.
Римский - Корсаков после окончания Морского корпуса совершил кругосветное плавание на военном учебном клипере: «Алмаз». В последствие «Морские» впечатления отразятся в его произведениях и в частности в опере «Садко».
Рахманинов эмигрировал в Соединённые Штаты Америки и жил там до конца дней своих, а в Венеции не бывал.
Вся жизнь Лядова связана с Санкт-Петербургом, в Венеции так и не был.
V. Выводы:
Проанализировав биографии русских композиторов, мы пришли к выводу что, Италия очень музыкальная страна. Она всегда притягивала к себе творческих людей - композиторов, поэтов, художников. Почти все известные композиторы побывали в Италии, но из русских композиторов это были Глинка и Чайковский. И каждый увозил оттуда не только восторженные впечатления, но и, записанные в блокнотах темы мелодий, услышанных народных песен. Из них потом, словно музыкальные сувениры, возникали и становились очень популярными пьесы. Та же мерность ритма и плавная мелодия, как будто растворяется над водой.
Итак, в результате сравнения вокальных и инструментальных баллад, мы пришли к выводу, что плавная, ласковая мелодия, неторопливое движение - все напоминает песню, мы как бы слышим задумчивый человеческий голос, полный светлой мечтательности и покоя.
Общего в произведениях - это мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия - общие черты этих произведений, легкость сопровождения, однообразный ритм, покачивание, мелодия плавная, спокойная.
Мы говорили об этой стране, слушая музыку русских композиторов. Анализируя мелодии, убедились в том, что для музыки не существует границ. Главное передавать свое видение мира, в котором красота живет повсюду. Песня лодочника плавно спокойно стала музыкой на воде.
VI.Новые знания
В ходе работы над проектом мы узнали, что история и ту нас в России есть город, в котором реки и каналы полны печали, особенно в безлунном блеске ночей…
Не случайно город романтично нарекли «северной Венецией».
- О каком городе идет речь?
- Это - Петербург. С его туманами, разводящимися на ночь мостами и светлой грустью.
Здесь в Петербурге, в этой «северной Венеции», не могли не звучать баркаролы.
Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента проплывала
Серебримая луной…
VII. Интересные факты
-
М. И. Глинка, очарованный красотой Венеции, написал романс Веницианская ночь.
-
Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой;
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной;
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
Свод лазурный, томный ропот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,
Упоенья аромата
И цветов и свежих трав,
И вдали напев Торквата
Гармонических октав -
Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Вьют легким ветерком.
Эти строки в начале XIX века написал русский поэт Иван Козлов. Самое потрясающее то, что писал он эти строки, будучи совсем слепым, совершенно неподвижным, прикованным к постели. Но в воображении своем этот «милый слепец», как называл его Пушкин, улетал туда, где:
Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется
В ходе работы над проектом мы получили много новых знаний, которые можем применить на практике. Научились узнавать, слышать в музыкальных произведениях черты такого красивого жанра как баркарола. Узнали об интересных городах, как в Италии, так и в России. И поняли, что красота способна сподвигать человека на творчество.
Литература
1. Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия». 1991г.
2. Словарь школьника «ИЗО искусства и музыки». Москва, «Современник».1997г.
3. Цикл «Биографии композиторов» («Комсомольская правда», 1998):
- Глинка, Т.2
- Римский - Корсаков, Т.6
- Чайковский, Т.1
- Лядов том 12
- Рахманинов том 1
4. «Там где музыка живет». А.Кленов Москва. «Педагогика-Пресс» 1994
5. ru.wikipedia.org
6. historystudies.org
7. bibliopskov.ru
8. erudit-menu.ru
9. edka.ru
10. glavrecept.ru
11. recipes.in.ua.
Приложение I
Словарь новых терминов
Гипотеза (от др. -греч. ὑπόθεσις - «основание», «предположение») - недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Баркарола (от ит.barka - лодка) - песнь лодочника, гребца; музыкальный жанр в Венеции. Впоследствии так стали называть инструментальные пьесы и вокальные произведения певучего характера, в мелодии которых часто угадывается мерное покачивание лодки и плеск набегающих друг на друга волн.
Гондо́ла, итал. Góndola (Венецианская гондола) - традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции.
Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. По оценке историков в XVIII веке в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол.
Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.
Гондольер - мужская профессия, которая требует большого мастерства. Обычно передается по наследству от отца к сыну. Этой профессии не занимать романтизма, недаром у гондольеров есть даже особый вид песен, называемых баркарола (от итал. barca - «лодка»). В 2009 году в Венеции появилась первая женщина - лицензированный гондольер.
Веденец - В старину на Руси так называли Венецию.
Приложение II (Анкетирование)
-
Слышали вы что-нибудь о баркаролах?
до после
-
Знаете ли вы город Венецию?
-
Слышали ли в чем его особенность?
-
Знаете ли, какой жанр родился в этом городе?
-
Сможете ли узнать в музыке черты баркаролы?
-
Знаете ли вы кто из русских композиторов писал баркаролы?
Приложение III
Михаил Иванович Глинка Петр Ильич Чайковский
Николай Андреевич Анатолий Константинович Лядов
Римский - Корсаков
Рахманинов Сергей Васильевич Чайковский П.И.
Времена года. Ноты
Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»
Венеция
Санкт-Петербург