Мастер - класс Голос - богатство педагога

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Голос - это орудие труда педагога. Голосовые связки учителя подвергаются тяжелой нагрузке - более жестокой, чем сами связки способны выдержать, И когда они наносят ответный удар, воспламеняя горло и похищая дар речи, то вполне могут положить болезненный конец всякому педагогической деятельности. Статистика показывает, что из 1000 человек (преподавателей вузов и школ),   50% опрошенных отмечают усталость голосовых связок во время общения с аудиторией,   70% - не владеют дыханием,   многие не могут определить тембровую окраску своего голоса, то есть недостаточно знают свои резервы, чем подвергают себя значительной опасности “сорвать голос”, потерять его звучность.   Голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент, данный человеку природой, надо беречь и совершенствовать.  
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Голос - богатство педагога»

Учитель музыки МОБУ ЧСОШ№2 Артемьева Н.Н.







ЦЕЛЬ: Узнать главные качества голоса и изучить ряд упражнений для настройки речевого аппарата.

Человек наделен от природы чудесным даром - голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Голос - визитная карточка личности.

Давайте рассмотрим, из чего складывается первое впечатление о человеке. Психологи считают, что есть некая схема первого впечатления - 50х40х10. Когда мы впервые видим человека, 50% нашего внимания привлечено к его внешнему виду - к жестам, одежде, внешности, выражению лица. 40% внимания мы обращаем на голос - тембр, слышимость, интонации и настроение, с которыми говорит человек. И всего 10% внимания отводится словам - содержанию речи.

Разве вы не хотите, чтобы люди вас слушали и слышали, чтобы голос всецело подчинялся вашей воле, чтобы вы могли говорить и спокойно, и страстно, и выразительно, и вдохновенно, и пафосно, и просто, и коротко - по-всякому, в разных ситуациях, в зависимости от вашего собственного желания?

Голос - главный инструмент, с помощью которого педагог доносит до
слушателей учебный материал.

Голос - это орудие труда педагога. Голосовые связки учителя подвергаются тяжелой нагрузке - более жестокой, чем сами связки способны выдержать, И когда они наносят ответный удар, воспламеняя горло и похищая дар речи, то вполне могут положить болезненный конец всякому педагогической деятельности.

Статистика показывает, что из 1000 человек (преподавателей вузов и школ),

  • 50% опрошенных отмечают усталость голосовых связок во время общения с аудиторией,

  • 70% - не владеют дыханием,

  • многие не могут определить тембровую окраску своего голоса, то есть недостаточно знают свои резервы, чем подвергают себя значительной опасности "сорвать голос", потерять его звучность.

Голос - это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент, данный человеку природой, надо беречь и совершенствовать.



Педагогу как и певцу надо быть всегда в голосе. Главные качества голоса:

Мастер - класс Голос - богатство педагога

Для голоса необходима постоянная "настройка", тренировка. И сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, ряд упражнений, рекомендаций для тренировки речевого аппарата, повышения голосовых возможностей, формирования необходимого набора выразительных средств

Итак. Начнём …

**********Перед каждым публичным выступлением не помешает гигиенический самомассаж, который поможет говорящему уменьшить нагрузку на мышцы лица, согнать выражение усталости и озабоченности, которые так портят впечатление.

1. Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6 раз.

2. Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз.

3. Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подоородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. Повторить 4-6 раз.

4. Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сом кнуты Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхние и нижние десны с наружной стороны.

5. Массаж твердого нёба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому нёбу от передних зубов по направлению к глотке и обратно.

************ Попробуйте ответить на вопрос: "С какими музыкальными инструментами можно сравнить наш речевой аппарат?" (орган, гармонь) Подобно этим инструментам он имеет "меха" - легкие, которые, расширяясь, наполняются воздухом, а сжимаясь, этот воздух выталкивают.

Учитесь правильно дышать

Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно. Другой составляющей комплекса дыхательных упражнений Стрельниковой считается выдох. Его следует воспринимать как противоположность вдоха. А потому выдыхать нужно медленно и плавно, выводя воздух через рот.

Работа в группах:

  1. Сила голоса - это его громкость, которая зависит от активности речевого аппарата и органов дыхания. У каждого человека своя сила голоса. Важно, чтобы каждый человек знал наивысшую громкость своего голоса, иначе форсирование голосовых связок может привести к его срыву и навсегда нарушить звучность.

Пример: четверостишие из стихотворения Ф.И.Тютчева "Люблю грозу…"

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Ф.И.Тютчев

- Вычленение отдельных слов ("грозу", "гром", "резвяся" и т.д.)

- Постепенное нарастание звучности (кульминация "грохочет")

Данные упражнения помогут избегать монотонности голоса, управлять его силой и регулировать звучание.

  1. Высота голоса - это его диапазон. В бытовой речи человек использует 3-4 тона, но для работы с аудиторией, особенно детской, желательно диапазон расширить. Каким приемом можно добиться расширения диапазона? Произносить тексты нараспев, поднимая или понижая высоту звука.

Пример:"Горные вершины" М.Ю Лермонтова.

Задача: произносить текст снизу вверх по нумерации строк интервал повышения или понижения звука - произвольный, помнить о правильном дыхании, каждый новый тон звучания требует нового вдоха.

«Горные вершины»

8. Отдохнешь и ты.

7. Подожди немного,

6. Не дрожат листы…

5. Не пылит дорога,

4. Полны свежей мглой;

3. Тихие долины

2. Спят во тьме ночной;

1. Горные вершины

М.Ю.Лермонтов

3. Тембр голоса - это его окраска. Тембр голоса надо постоянно корректировать, обогащать, изыскивая новые резервы, заключающиеся в осмыслении произносимого текста.

Работа над обогащением тембра голоса на примере стихотворения К.Кулиева "Что тебе милей всего?" Автор обращается к различным предметам и явлениям природы и получает на свои вопросы ответы.

Задача: передавать голосом характер этих предметов и явлений: обращение к сосне должно рождать ощущение высоты, к скале - твердости и могущества, к морю - необъятности, к весне - нежности и хрупкости, к зиме - холодности, к птице - возвышенности и полетности.

Для хорошо поставленного голоса характерны подвижность, благозвучность, полетность.

«Что тебе милей всего?»

Что тебе милей всего, сосна?

Высота - вот страсть моя и гордость!

Что тебе милей всего, скала?

Твердость!

Море, что тебе всего милей?

Широта земли, моя безбрежность!

Что тебе, весна, всего милей?

Нежность!

Что тебе, зима, милей всего?

Белизна на белоснежном поле!

Птица, что тебе милей всего?

Воля!

К.Кулиев



4.Дикция.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Произношение гласных требует внимания и самоконтроля. Перед работой над каждым упражнением можно сделать специальное упражнение, имитирующее зевок. Оно значительно расширяет ротоглоточную полость.

Для тренировки дикции лучшим тренировочным материалом являются пословицы, поговорки, скороговорки.

Предлагаю потренировать свою дикцию. Вот вам набор скороговорок на все проблемные буквы. Тренируйтесь, и вскоре вы сможете переговорить любого.

Добыл бобыль бобов.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шакал шагал, шакал скакал.
Купи кипу пуха.

У елки иголки колки.
Кукушка кукушенку купила капюшон. Надел кукушенок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Хвалю халву.
Либретто Риголетто.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше нашли по два гроша.


5.«Интонация»

Развитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы.

Произнесите фразу с разными интонациями.

  1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

  2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).

  3. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).

  4. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

  5. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

Уважаемые коллеги! Научитесь управлять голосом, произвольно пряча или, наоборот, открывая людям свою истинную сущность. Ваш голос - на редкость эффективный инструмент, с помощью которого можно оказывать на окружающих сильнейшее влияние.

Требования для охраны голоса:

Соблюдение гигиенических норм голосовой нагрузки - не юболее 3 часов без перерыва.

  • После трех часов работы обязательно должен быть перерыв не менее часа для восстановления мышечной активности голосовых складок.

  • Следует избегать длительных телефонных разговоров (20 минут телефонного общения равнозначны часу голосовой нагрузки)

  • Голосовая нагрузка должна распределяться равномерно в течение всей рабочей недели.

  • Следует посещать ЛОР - фониатра как при выборе речевой профессии, так и периодически, особенно при неравномерной речевой нагрузке и даже незначительных нарушениях голоса.

  • Отсутствие ориентации в выработке навыков правильного фонационного дыхания может быть одной из причин проявлений голосового дискомфорта.

  • Следует помнить, что только бережное отношение к своему голосовому аппарату, слуху, систематические занятия по выработке навыков правильного голосообразования, голосоведения, расширению динамического рабочего диапазона, позволяет сохранить комфортную звучность голоса.

Даже при незначительных нарушениях голоса, связанных с напряжением, голосовой нагрузкой или воспалительными процессами следует соблюдать голосовые правила.

ГОЛОСОВЫЕ ПРАВИЛА:

  • Говорить меньше.

  • По телефону говорить только при необходимости и коротко.

  • Во время речи следить, чтобы не было мышечного напряжения гортани, шеи, плеч.

  • Исключить громкие радостные возгласы, форсированный шепот, восклицания, громкий смех.

  • Следует говорить только тогда, когда остальные молчат , и говорить с собеседниками только на близком расстоянии.

  • Нельзя говорить при езде в транспорте, шумной обстановке.

  • Во время простудных заболеваний необходим режим снижения речевой активности, а при ухудшении качества голоса - режим молчания.

Голосовая гигиена как явление недостаточно распространена в практике педагогической деятельности, несмотря на свою эффективность в профилактике расстройств голосового аппарата. Применение методов голосовой гигиены существенно укрепляет физическое и психическое здоровье педагога, повышает его работоспособность, что, безусловно, отражается на качестве преподавания школьных предметов.

Будьте здоровы!

© 2010-2022