Программа для подготовительного класса. Музыкальный инструмент фортепиано

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образования детей «Детская школа искусств имени А. А. Пантыкина»

Городского округа Верхняя Тура.






П Р О Г Р А М М А

Для подготовительного класса.

Музыкальный инструмент. Фортепиано.



Составитель: Иванова Ирина Анатольевна






г. Верхняя Тура

2013

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Комплекс учебно-методического обеспечение музыкально-образовательного процесса

Педагогический практикум

Приложения

Список литературы

Сведения об авторе








Пояснительная записка

Музыка - неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Она, по

выражению Стендаля, «…единственный вид искусства, проникающий в

сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания

его дум».

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее

на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем

культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается

способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление

самому участвовать в создании прекрасного.

Основные задачи, которые преподаватель должен ставить в начале обучения - это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей учащихся. Эти задачи достаточно сложны: всем известно, с какими разнообразными трудностями связано овладение искусством игры на фортепиано. В начальном периоде обучения закладывается фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребенка к слуховому самоконтролю. Надо заботиться о том, чтобы приемы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. С первых же шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь учащемуся ощутить взаимосвязь всех частей руки.

В фортепианном начальном обучении дело касается не только усвоения инструментальных навыков, оно является, помимо этого, одной из форм музыкального воспитания ребенка и, причем, чрезвычайно действенной формой. Есть несколько общих принципов работы с младшими детьми.

1) Необходимо усиленно заботиться о развитии музыкальности ребенка. В особенности о развитии его ритмических и мелодических представлений.

2)Уроки должны быть оформлены увлекательно, чтобы ребенок не утратил и интереса.

3)Подбор музыкального материала должен заинтересовать учащегося.

4) Главной задачей становится развитие музыкальных представлений.

Игра на фортепиано становится осмысленной деятельностью лишь в том случае, если она являет собой осуществление музыкальных представлений. При разработке методики раннего обучения необходимо учитывать следующие факторы.

1. Необходимо организовать занятия с ребенком так, чтобы учебная деятельность в фортепианном классе стала продолжением его жизненной музыкальной практики.

2. Необходимо постоянно помнить о том, что мы воспитываем музыканта-пианиста. Эта установка опирается на одну из важнейших особенностей детского восприятия - оно непосредственно связано с моторикой.

3. Естественно связать жизненную музыкальную практику учащегося с процессом накопления его пианистических навыков. Подразумевается последовательное знакомство с мельчайшими единицами музыкального языка.

4. Репертуар - основное средство обучения ученика. Он должен обладать методической направленностью, быть полезным для решения задач обучения, а также отличаться художественной полноценностью. Выбранные произведения должны будить творческую фантазию учащегося.

Задача репертуара - создание основы музыкального и пианистического опыта ребенка. Занятия должны быть многофункциональными, т.е. служить всем аспектам пианистического развития ребенка.

Цель: Подготовить учащегося для комфортного освоения основного курса обучения по классу фортепиано.

Задачи:

  1. Сформировать у ребёнка специальные знания, умения.

  2. Научить ребенка чувствовать, слушать, переживать музыку.

  3. Развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность.

  4. Создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности.

  5. Сформировать основу музыкально - эстетического сознания и музыкальной культуры в целом через развитие эмоций, воображения, вкуса ребёнка и через приобретение определённых знаний о музыке.

  6. Обучить пианистическим приёмам и навыкам.

Основное отличие программы подготовительного класса от основной образовательной деятельности то, что в основе учебного процесса лежит игровое начало, увлекательность занятий, доступность и художественность материала, с чередованием различных форм музыкальной деятельности: пение, игры, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Общий объём курса по учебной программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано» 1 год обучения для детей 7 лет. Согласно учебному плану занятия проходят два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут (2 академических часа). Программа рассчитана на 68 часов. Форма занятий - индивидуальный урок - это основная форма работы, которая создаёт педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности. Для учащихся подготовительного класса в конце каждого полугодия проводятся прослушивания.

Программа включает в себя следующие структурные элементы:

  • Учебно-тематический план.

  • Содержание курса.

  • Требования к уровню подготовки учащихся

  • Учебно-методическое обеспечение.

  • Приложение.

  • Список литературы.

Учебно-тематический план.


Содержание

Всего

1.

Введение ребенка в мир музыки.

2

2.

Знакомство с инструментом, клавиатурой, названием клавиш.

4

3.

Знакомство с основами нотной грамоты. Длительности.

10

4.

Работа над правильной посадкой за инструментом, правильной постановкой игрового аппарата.

4

5.

Штрих non legato.

6

6.

Работа над исполнением штриха legato (две ноты под лигой, три, четыре, пять нот).

6

7.

Штрих staccato, приём звукоизвлечения.

6

8.

Знакомство и работа с аппликатурой.

6

9.

Исполнение различных пьес, песенок, этюдов.

12

10.

Подбор простых песенок и попевок, транспонирование.

12

Всего часов:

68






Содержание курса


  1. Введение ребенка в мир музыки.

Знакомство детей доступной и понятной им музыкой. Краткая беседа о музыке. Активное слушание. Простейшее определение характера музыки: громко-тихо, весело-грустно.

2. Знакомство с инструментом, клавиатурой, названием клавиш.

Знакомство с фортепиано. Виды инструментов: рояль, пианино. Сравнение формы, история создания. Клавиши белые и черные. Ноты. Их имена (названия).

  1. Знакомство с основами нотной грамоты. Длительности.

Нотный стан, скрипичный и басовый ключи. Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет. Длительность нот, паузы. Динамические оттенки, лад (мажор, минор).

Тональные знаки альтерации. Музыкальная терминология.

  1. Работа над правильной посадкой за инструментом, правильной постановкой игрового аппарата.

Выработка правильной посадки перед фортепиано.

Работа над постановкой рук. Организация целесообразных игровых движений, упражнений: "Радуга", "Домик", "Держу мяч", "Купол", поочередно с каждой рукой.

Работа над постановкой и снятием рук с клавиатуры (маховые упражнения по системе Артоболевской А.Д.).

  1. Штрих non legato.

Научиться извлекать певучие звуки; играть небольшие музыкальные фразы «певучими звуками» non legato.

  1. Работа над исполнением штриха legato (две ноты под лигой, три, четыре, пять нот).

Играя legato,следует внимательно прилушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.

  1. Штрих staccato, приём звукоизвлечения.

При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приемы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает ее. Этот прием можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.

  1. Знакомство и работа с аппликатурой.

Знакомство с порядковыми номерами пальцев. Различные упражнения на запоминание порядковых номеров пальцев.

  1. Исполнение различных пьес, песенок, этюдов.

  2. Подбор простых песенок и попевок, транспонирование.

Требования к уровню подготовки учащихся


Программа каждого учащегося подбирается с учетом его индивидуальных и психофизиологических особенностей. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;

2) по результатам контрольных уроков;

3) другие выступления ученика в течение учебного года (с учетом его подготовленности к выступлениям).

По окончанию класса по программе учащийся должен:

  • Знать - ноты первой, второй и малой октав. Название октав. Длительности нот. Паузы. Размер. Знаки альтерации. Динамические обозначения. Пальцы. Их номера и имена.

  • Владеть - основными приемами игры на фортепиано. Нон легато, стаккато, легато (короткие лиги в пятипальцевой позиции)

  • Уметь - занять правильное положение у инструмента. Свободно ориентироваться на фортепиано в разных звуковых регистрах. Определять характер, темп музыки.

  • Применять - приобретенные знания, умения, навыки, выступая на академических концертах, школьных концертах, классных собраниях.

В течение учебного года учащиеся проходят вместе с преподавателем более 30 различных пьес. Прослушивание проводится в конце 2 полугодия, где исполняются 2 разнохарактерных произведения с использованием различных штрихов - нон легато, легато на 2-3 ноты.


Учебно-методическое обеспечение


1. Музыкальные инструменты:

  • Пианино «Элегия» (2 шт.)

  • Различные шумовые инструменты (металлофон, бубенцы, треугольник, серебряный дождь, бубен и др.)

2. Стол учительский (1 шт.)

3. Стулья (4 шт.)

4. Подставка на стул (2 шт.)

5. Подставка под ноги (1 шт.)

6. Шкаф для методических пособий, дидактических материалов.

7. Музыкальные записи, наобходимые для занятий.

8. Карточки с ритмическими формулами и ритмическими рисунками.

9. Книги по искусству.

10. Ноты, нотные тетради.

11. Портреты композиторов.

12. Класс для индивидуальных занятий.


Педагогический практикум


Подготовительный класс


  1. Сластененко В. «Чижик-Пыжик»

  2. Поливода Б. «Кричалка».

  3. Королькова И. «Барабан».

  4. Филиппенко А. «Весёлый музыкант».

  5. Красев М. Ёлочка.

  6. Иорданский М. «Голубые санки».

  7. Рус. нар. песня «Зайка».

  8. Гнесина Е. Этюд до мажор.

  9. Рус. нар. песня «Веселые гуси».

  10. Алексондров Ан. «А кто у нас умный?».

  11. Старокадомский М. «Весёлые путешественники».

  12. Украинская нар.песня «Казачок» (анс.).

  13. Шмитд А. Этюд до мажор.

  14. Гнесина Е. Этюд (на черных клавишах).

  15. Красев М. «Журавель».

  16. Красев М. «Осень».

  17. Книппер Л. «Раз морозною зимой».

  18. Калинников В. «Тень, тень». (анс.).

  19. Гнесина Е. Песня.

  20. Русская нар.песня «Не летай, соловей».

  21. «Василёк»

  22. «Петушок»

  23. «Как под горкой, под горой».

  24. Чешская нар.прибаутка «Жучка и кот».

  25. Белорусская нар.песня «Перепелочка».









Литература

  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М.: Советский композитор, 1992

  2. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. Учебное пособие. - С-Петербург: Композитор, 2006

  3. Гнесина Е. фортепианная азбука. - М.: Советский композитор, 1972

  4. Играем ансамбли, облегченное переложение популярной музыки для сред. кл. ДМШ. - Спб.: Союз художников, 2006

  5. Кабалевский Д. Альбом пьес для детей (для фортепиано). - М.: Советский композитор, 1982

  6. Королькова И. Крохе-музыканту. Часть1,2. - Ростов на Дону: Феникс, 2008

  7. Королькова И. Я буду пианистом. Часть1,2. - Ростов на Дону: Феникс, 2008

  8. Косенко В. 24 детские пьесы. - М.: Музыкальное издательство, 1959

  9. Моцарт В. А. Детские пьесы. - М.: Классика XXI, 2003

  10. Моцарт В. А. Легкие пьесы для фортепиано, сост. С. Чернышков. - М.: Классика XXI, 2003

  11. Фортепианная игра, под ред. А. Николаева. - М.: Музыка, 1988

  12. Чайковский П. Детский альбом. - Челябинск: MPI,2005

Методическая литература

  1. Блох О. Развитие духовно-творческого потенциала для обучающихся в ДМШ.-М.: Музыка, 2006

  2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы обучения пианиста.-М.: Классика XXI, 2005

  3. Брянская Ф. Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками. Часть 1,2,3 - М.: Классика XXI, 2008

  4. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано.- М. Классика XXI, 2002

  5. Музыкальный инструмент. Фортепиано. Примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. - Москва, 2006

  6. Первые шаги: как научить играть на рояле, серия Мастер-класс.-М. Классика XXI, 2005

  7. Ражников Б. Диалоги о музыкальной педагогике.- М. Классика XXI, 2004

  8. Савшинский С. Пианист и его работа. - М.: Классика XXI, 2002

  9. Тимакин Е. Воспитание пианиста.- М. Советский композитор, 1989

  10. Шахов М. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства.- М. Музгиз, 1991

  11. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков в классе специального фортепиано.-М. Классика XXI, 2002

  12. Щапов А.Фортепианный урок в музыкальной школе и в училище.- М. Классика XXI, 2002









© 2010-2022