• Преподавателю
  • Музыка
  • Научно-методическая статья Особенности уроков музыки при дистанционном обучении детей-инвалидов

Научно-методическая статья Особенности уроков музыки при дистанционном обучении детей-инвалидов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности уроков музыки при дистанционном обучении

детей-инвалидов.

Сегодня в российском обществе, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей - инвалидов, и существует огромная проблема их социализации, включения в общество. Важнейшим условием успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выступает обеспечение доступности для них качественного образования. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) указывает, что интеграция детей, которые в ином случае воспринимались бы как «другие», означает «изменение отношения и подходов людей, организаций и ассоциаций, с тем, чтобы они могли полностью и равноправно участвовать в жизни своего общества и вносить свой вклад в его жизнь и культуру.

Дети - инвалиды, имея ограничения в жизнедеятельности, связанные с психическим и физическим состоянием ребенка - инвалида, стесняются сверстников, испытывают чувство психологического дискомфорта, трудности с перемещением из кабинета в кабинет. Этим детям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой обычных сверстников, такие дети не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно. Поэтому возникает необходимость создание такой образовательной среды, где существует возможность детям-инвалидам: ориентироваться в информации и критически ее осмыслить, выражать и отстаивать свою точку зрения, работать совместно, учиться взаимодействовать и договариваться, общаться и уважать демократические решения, слушать и слышать других, ответственно участвовать в жизни школы и общества.

В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Данная форма получения образования позволяет реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.

Благодаря дистанционной системе образования в современных условиях дети-инвалиды могут адаптироваться в социальной среде, находить группы общения, а так же быть профессионально востребованными. К таким детям нужен индивидуальный подход. Дети - инвалиды требуют некоторой специфики при обучении, которая обеспечивается дистанционным обучением, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

В течение последних трех десятилетий дистанционное обучение стало весьма распространенным явлением образовательной и информационной культуры. Дистанционное обучение (ДО) - форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. [1, 153]

В Республике Адыгея с 2009 года работает Центр дистанционного образования (ЦДО) детей-инвалидов на базе Адыгейской республиканской гимназии. Особенностью обучения детей-инвалидов в данном учебном заведении является использование сетевых образовательных ресурсов. [1, 153]

Процесс обучения организован по индивидуальным образовательным программам, составленным с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума и согласованным с родителями (законными представителями). Индивидуальные образовательные программы позволяют организовать обучение детей-инвалидов с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Уроки проводятся в специальной учебной среде - «i-классе» iclass.home-edu.ru. Центра образования «Технологии обучения» (г. Москва), где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. [3]

Персональные компьютеры для данной категории детей оснащены специальным техническим оборудованием в зависимости от диагноза заболевания. К компьютерам прилагаются также специальные обучающие программы по различным предметам. Кроме того, они позволяют легко обрабатывать текст, звук, видео, позволяют рисовать, общаться, работать с различными информационными ресурсами, участвовать в видео-уроках в режиме «online», общаться со сверстниками.

Для того чтобы дети с ограниченными возможностями могли получать школьное образование в полном объеме, в 2013-2014 учебном году в ЦДО на базе Адыгейской республиканской гимназии были введены курсы: "Адыгейский язык", "Музыка", "ОБЖ".

Так как для учеников дистанционного обучения 5-6-х классов предмет "Музыка" новый, дети имеют различный характер заболеваний и обучение ведется при помощи компьютерных технологий, то очевидно, что урок музыки на ДО имеет свои некоторые особенности, чем в обычной общеобразовательной школе.

Одной из таких особенностей дистанционного обучения является то, что учитель и ученик находятся в разных географических точках.

Необходимо качественное и быстрое интернет - соединение, обеспечение стабильного сигнала без обрывов и скорость, достаточная для трансляции и приема видеосигнала.

Скайп (Skype) - самая известная программа, позволяющая устанавливать видеосвязь. При общении по скайпу есть так называемый "лаг", то есть временной промежуток между, например, произнесением фразы и ее передачей по линии. Для исполнения вокальных произведений этот "лаг" (даже если он составляет долю секунды) очень существенен. Кроме того, в программе Skype, передача звука прекращается, если сигнал начинает поступать от собеседника. То есть сигнал в скайпе идет только в одну сторону. Технология такова, что если одновременно играть и говорить, у кого-то сигнал остановится и будет слышно только одного из собеседников. Другими словами, перебивать в скайпе достаточно тяжело - собеседник не услышит нас, пока не закончит свою фразу. Это позволяет быть более внимательным слушателем, но лишает нас возможности играть и петь одновременно. А так как неотъемлемой частью уроков музыки является распевание и разучивание песен, то решить эту проблему можно следующим образом. Распевку и разучивание мелодий можно проводить так:

а) проиграть или пропеть упражнение, мелодию и выслушать, как ученик его исполняет а'капелла (что лучшим образом развивает слух детей) и внести необходимую корректировку при дальнейшем разучивании;

б) выученную песню можно исполнить, записав аккомпанемент заранее и выслать его ученику до занятия.

Если нет возможности подготовить аудио-файлы самостоятельно, можно найти готовые варианты минусовок. Ученик запускает на своем компьютере партию фортепиано или минусовки и поет под нее. При этом сигнал передается ритмично и вполне адекватно. Следует подчеркнуть - запускать минусовку нужно на компьютере ученика, чтобы аккомпанемент и соло звучали в одной географической точке, не пытайтесь запустить сопровождение для ученика со своего компьютера.

Другой особенностью уроков музыки при ДО детей-инвалидов состоит в том, что основной состав детей, обучающихся при нашем центре, имеют заболевания, связанные с поражением ЦНС, которые выражаются недостаточностью слуховой памяти, нарушением двигательных функций, сенсорных расстройств: нарушение зрения, слухового восприятия (дыхания, голоса, слуха). У некоторых детей нарушена речь, есть ребенок с полным ее отсутствием (с трудом произносит лишь гласные звуки).

Другая группа детей, не имеет таких нарушений, ребята могут чисто интонировать, выполнять несложный ритмический рисунок, хорошо запоминают текст. Следовательно, урок музыки для каждого ученика должен строиться, исходя из специфики его заболевания, а для детей с поражением ЦНС являться не только средством эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка, но и - что следует особо отметить - помимо общеразвивающей, иметь кооррекционно-компенсаторную направленность.

Прежде всего, она заключается в том, чтобы научить детей правильно дышать и развивать артикуляционный аппарат. Большинство детей с поражением ЦНС дышат ртом. Они часто болеют, имеют слабое физическое развитие, быстро утомляются, более подвержены негативным проявлениям в поведении. От неправильного дыхания особенно страдает нервная система (мозг, позвоночник, нервные центры), так как они не получают достаточного количества кислорода.

Поэтому изначально, прежде чем приступить к распеванию, нужно сделать несколько дыхательных упражнений, приучая детей делать короткий вдох через нос и более длительный выдох через рот.

К таким видам дыхательной гимнастики можно отнести упражнение "Свеча", которое дети делают с удовольствием. На команду учителя "Носик - насосик" - ребенок делает быстрый вдох носом, затем пауза, сложить губы трубочкой и по команде учителя "Рот - ветерок" - долгий выдох на воображаемую свечу, которую нужно задуть. Данное упражнение эффективно для максимальной вентиляции легких, учит детей задержке дыхания на вдохе, также при этом активно задействованы мышцы живота, что в целом необходимо для детей, вынужденных проводить большую часть времени в сидячем положении.

Подготовительным этапом при подготовке к пению является проведение артикуляционной гимнастики. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата можно использовать речевые дикционные разминки: "Ды-бы, ды-бы, ды-бы-бы, пошла баба по грибы", "Коси коса пока роса, роса - долой, коса - домой", "Веники, веники, да, веники - помелики, да по печи валялися, да с печи оборвалися", а так же распевки на слоги: нэ, ми, но, мэ, да, де, бра, бри и т.д. Нагрузка при исполнении данных дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики ни в коем случае не должна форсироваться! Критерий правильно подобранных нагрузок - отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности. Это касается и подбора песен для исполнения. Песня должна быть хорошо запоминающейся, доступной по мелодии, ритму, тексту, с возможностью сопровождать ее движениями.

Опыт работы с детьми - инвалидами показывает, что дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей с поражением ЦНС должна составлять половину от всей вокально-хоровой работы на уроке, так как она не только настраивает голосовой аппарат для исполнения песен, но и служит для данной категории детей своеобразной коррекционной гимнастикой.

Таким образом, урок музыки на ДО для детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности, которые служат не только общей цели - воспитание музыкальной культуры учащихся, но и заставляет искать новые способы для их успешной адаптации в жизни и получении полноценного образования.

Литература

1. Блягоз Н.Ш., Грачева Л.А. Дистанционное обучение как инновационная форма включения детей-инвалидов в устойчивое развитие общества // Наука и устойчивое развитие: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых// - Нальчик: Изд-во "Принт-Центр", 2012. - С. 152-154.

2. Ковальчук, Е.В. Рекомендации по включению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательное пространство через музыкально-творческую деятельность на уроках музыки // Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации// коллектив авторов - М.; СПб.: Изд-во Нестор-История, 2012. - С. 130-142.

3. iclass.home-edu.ru Центра образования «Технологии обучения» (г. Москва).


© 2010-2022