- Преподавателю
- Музыка
- Урок по музыке 5 класс «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Урок по музыке 5 класс «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Деркунская Л.И. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок музыки в 5 классе.
Тема «Музыка в театре, в кино, на телевидении».
Цель урока: Задачи:
Планируемые результаты для ученика:
Понятийный аппарат: Оборудование:
Виды деятельности на уроке: Формы деятельности: Тип урока:
Организационный момент. (Экспозиция).
Мотивирование учебной деятельности. (Завязка).
Учащиеся формулируют тему урока.
Создание проблемной ситуации. Учащиеся формулируют главный вопрос урока (проблему).
Основной этап урока. Способ достижения намеченной цели. Разработка 1
Разработка 2
Кульминация
Итог урока Рефлексия
Итог урока. Рефлексия. | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, в кино, на телевидении. Образовательная: познакомиться с темой взаимодействия музыки и литературы с театральным искусством, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них. Развивающая: развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений. Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся. Личностные: у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство. Ученики получат возможность наблюдать за использованием музыки в различных искусствах, совершенствовать свой художественный вкус. Предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»; понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении; сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам. Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности. Метапредметные. Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; Ученики получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы. Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками. Обучающиеся получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока. Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе. Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. Либретто, литературный сценарий, музыкальный фильм, киномузыка, тапер, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства. Учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка -класс», проектор, компьютер, презентация, ф-но, музыкальный центр, диски, задания группам, портреты композиторов, таблички «рефлексия». Г.Гладков «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», заставка к передаче«Спокойной ночи, малыши!» «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл. .Петровой),«Ледовое побоище» из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, муз. темы из мультфильмов и кинофильмов ( х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы Бонифация» и др.). Хоровое пение, пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения. Индивидуальная, фронтальная, групповая, в паре. Урок открытия и первичного закрепления новых знаний Ход урока: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Здравствуйте ребята сегодня когда вы входили в класс получили по конфете, я предлагаю вам сесть за столы с конфетами которые соответствуют вашему цвету. Учитель. Ребята, наш сегодняшний урок мы откроем музыкой. Учитель: Сейчас вы увидите 2 видеофрагмента. Знакомы ли они вам ? Знаете ли вы их названия? На экране видеофрагменты: Песня «До,ре,ми» Роджерса из муз.фильма «Звуки музыки», «Песенка друзей» Г.Гладкова из м/ф «Бременские музыканты») У. Посовещайтесь в группах и подумайте, есть ли сходство и различие между этими произведениями? Версии учащихся: Сходство: наличие музыки, помогающей выразительно передать жизнерадостный характер увиденных сцен (песенность, танцевальность ); оба произведения имеют сюжет, литературное содержание. Различие: разные жанры киноискусства: художественный и мультипликационный фильмы, инструментарий. Учитель: А вот еще одна муз. загадка. Где звучит эта музыка? Задание-слушание заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!» ( «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл З.Петровой). У. Раскрывает ли песня Островского содержание этой детской передачи? Является ли она музыкальной иллюстрацией к тому видеоряду, который мы каждый вечер видим на экранах телевизоров? После прослушивания: Учитель: Для чего мы сейчас с вами вспомнили произведения Роджерса, Гладкова, музыкальную заставку к телепередаче, что их объединяет?( МУЗЫКА) Где была использована эта музыка? (В ТЕАТРЕ, КИНОФИЛЬМЕ, МУЛЬТФИЛЬМЕ, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ) Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. (посовещайтесь в группе ) Работа в группах. Ученики каждой группы предлагают свой вариант темы урока. После коррекции ответов, учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Ученики: «Музыка и литература в театре, в кино, на телевидении». (запишите тему урока в тетрадь) Учитель: Сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях этих видов искусств. А так кака у нас урок музыки то ,что мы должны будем выяснить?. Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока): «Какова роль музыки и литературы в театре, в кино и на телевидении?» Учитель: Прежде чем мы с вами ответим на этот вопрос, я предлагаю вам исполнить известную вам уже «Песенку друзей» Гладкова, и разучить новую «Лев и Брадобрей»Дунаевского Ученики: Песня не смогла бы появиться без поэтического текста. Учитель: Откуда черпают поэты, писатели, композиторы сюжеты своих произведений? Ученики: Из реальной жизни, из литературы, сказок, фантастики… Беседа: Каков характер спетых песен? Что они передают в фильмах? (Настроение героев, их эмоциональное состояние). Что стало бы с фильмами «Звуки музыки», «Бременские музыканты», если бы в них не было музыки? (Были бы бессмысленными названия фильмов, сюжет, литературная основа, т.к. музыка в них играет главную роль). А сейчас для вас викторина Работа в группе: учащиеся должны вспомнить и назвать музыкальные мультфильмы и кинофильмы, заполнить карточки, оценить друг друга . Учитель: Давайте подумаем, а как создаются музыкальные фильмы, спектакли? Для этого в группах выполним следующие задания: 1группа. Задания: 1) кто сочиняет сюжет для фильма, спектакля, передачи; ( драматург ) 2) кто осуществляет постановку спектакля: (режиссер ) 3) кто еще участвует в создании муз. фильма, спектакля. передачи: Выбрать из предложенного: а) поэт, б) режиссер, в)скульптор, г)писатель, д)композитор, е)актеры, ж)художник, з)декоратор, и)хореограф, к)оператор, л)архитектор, м)осветитель, н)звукорежиссер, о)драматург. 2 группа. Задание. Откуда берется сюжет? Выбрать из предложенного: а) из реальной жизни, б)из литературных источников, в)исторических событий, г)общественных проблем, д) новостей е)газетных статей, ж)из народного эпоса, из сказок, з)фантазии, и) идеи. (Ответ: а), б), в), ж),з) 3 группа. Задание: выписать из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой значения слов "режиссер", "литературный сценарий (киносценарий)". Режиссер- творческий работник, возглавляющий всю работу по созданию спектакля или фильма, автор сценария. Литературный сцена́рий - законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев. 4 группа. Задание: выписать из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой значения слов "киномузыка"," тапер". Тапер-музыкант-аккомпаниатор, сопровождающий немое кино игрой на пианино. Чтение и обсуждение ответов учащихся. Учитель: Мы выяснили, как создаются музыкальные фильмы, спектакли. А теперь давайте вспомним некоторые из них. Задание по группам. Посмотреть на иллюстрации в учебнике «Музыка -5класс» (стр.66-67) и ответить на вопросы: 1группа. Фрагменты из каких фильмов вам известны? (Х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы Бонифация» и др.). 2 группа. Какова роль музыки в спектакле и кино? Музыка передает настроение героев, их эмоциональное состояние, раскрывает содержание фильма, характер героев, настроение сцены, эпизода. 3 группа. На каких иллюстрациях изображено действие, движение? Чтение, обсуждение и корректировка ответов групп. Учитель предлагает посмотреть фрагмент из фильма «Ледовое побоище» С. Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, не называя фильма, и просит учащихся сказать, чей портрет создала музыка, и какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. После того, как музыка отзвучала, группы выскажут свое представление о прозвучавшей музыке: образ тевтонских рыцарей - это образ мрачной силы и назовут средства музыкальной выразительности, которые ярко изображают захватчиков -тевтонских рыцарей: мелодия, регистр, лад, ритм, динамика, темп, тембры. 1-2группы работают над ответом на вопрос «Какова роль киномузыки в театре, кино, и на телевидении (Схема-опора) 3-4 группы работают над ответом на вопрос «Какова роль «Литературного сценария». в театре, кино и на телевидении» к понятию . Чтение, обсуждение и корректировка ответов групп. Киномузыка
Литературный сценарий
Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция. Оценивание занятия и своего личного участия. Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы. - Какой у нас был главный вопрос урока? -Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке? - Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными? Рефлексия. Оценивание занятия и своего личного участия. | Оценка |
Оценка своего личного участия на занятии и его полезность в изучении нового материала | Низкая-1 балл Средняя-3балла Высокая-5баллов | |
Объем нового материала | Недостаточный-1балл Достаточный-3балла Можно увеличить-5баллов
| |
Свое личное участие в работе группы оцениваю как | Недостаточное-1балл Достаточное-3балла Активное-5баллов | |
Работа в группе | Не проявлял инициативу-1балл Помогал-3балла Проявлял инициативу. Предлагал правильные решения-5баллов | |
4-9баллов-невысокий уровень участия и полезности- отметка «3» 10-15 баллов-средний уровень - отметка «4» 16-20 баллов- высокий уровень - отметка «5» |
|
Оценка деятельности учащихся на уроке учителем.
Домашнее задание.
1)Базовый уровень. Выучить определения. Прочитать параграф (с.64)
2)Повышенный уровень. Составить кроссворд по теме: «Музыка в театре, кино, на телевидении».
3) Высокий уровень. Написать эссе на тему: «Какую роль играет музыка в театре, кино, на телевидении?»
Используемые материалы:
1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. - М.: Музыка, 2005г. Электронная версия издания подготовлена в НТЦ «Информрегистр» по технологии ФЭБ «Русская литература и фольклор».
2. Википедия. Свободная электронная энциклопедия. wikipedia.org/
3. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. М.,2007г.
4. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Учебник « Музыка 5 класс». М., 2009г.
5. Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство.5-9 классы. Предметная линия учебников Е.Д. Сергеевой Г.П.Критской.
6. Музыкальный материал на дисках и кассетах к уроку:
Э. Григ «Пер Гюнт», Р.Роджерс «Звуки музыки», Г.Гладков «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», заставка к передаче«Спокойной ночи, малыши!» ( «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл. З.Петровой), «Ледовое побоище» из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, муз. темы из мультфильмов и кинофильмов ( х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы Бонифация» и др.