Методическая программа Одноименные кюи Косбасар

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одноименные кюи « Косбасар»

Батырова А.А.

ГККП « Музыкальный колледж имени

Курмангазы» преподаватель, г.Уральск

Одноименные кюи «Косбасар» составляют обширную область внутри традиции шертпе. На мой взгляд, изучение одноименных кюев «Косбасар» кажется весьма актуальным и необходимым, так как «Косбасары» внутри традиции шертпе являются «показательным» жанром для всей исполнительской школы.

Что же представляет собой кюи под названием «Косбасар»?

По определению многих исследователей, «Косбасар» означает «двухголосный». Определение это, мне кажется не совсем отвечает самой природе кюев традиции шертпе (а именно только к этой традиции относятся кюи «Косбасар»), которые, в основном, одноголосны. Двухголосие в них, проявляется эпизодически. Поэтому кюи, представляющие, образец культуры по природе своей одноголосной называть двухголосными было бы, по меньшей мере, опрометчивым.

Если ссылаться на гипотезы многих исполнителей - домбристов, то слово «Косбасар» обозначает чисто исполнительский прием, когда струны одновременно нажимаются мизинцем и третьим пальцем левой руки. Можно предположить, что слово «Косбасар» означает манеру исполнения, типичную для многих кюев-шертпе. Приведем несколько примеров кюев-шертпе, в том числе и «Косбасаров», где употребляются именно этот прием: народные кюи «Каратау шертпелі», «желдірме», «терісқақпай», кюи Таттимбета: «Сарыжайлау», «Кокей кесті»,кюй Сугура: «Кер толгау», Раздык «Салкурен», «Коныр каз» Ашимтая, «Мунды кыз» Аккыз.

Наводит на определенные мысли и истории, связанные с созданием кюев «Косбасар» Таттимбета. Так, согласно одной из легенд, произведение сочиняется в дороге, во время пути к своей невесте. Причем Таттимбет ехал на двух лощадях, чтобы забрать невесту к себе в аул. В данной легенде интересна деталь, связанная с двумя лощадьми. Здесь мечта о соединении с любимой реализуется посредством этих двух спутников кочевников.

Другая версия создания данного кюя рассказывает о том, что Таттимбет сочинил произведение, посвятив его любимой девушке, с которой не смог увидеться. В данной версии, несмотря на иную фабулу, остается идея двух начал, которые не смогли соединиться.

И еще одна версия, в которой опять-таки сталкиваемся с идеей двух взаимосвязанных начал. У казахов хозяйство велось посредством круглогодичного кочевания. В один из летних дней на жайлау Таттимбет, сидя на берегу, услышал звук, очень похожий на человеческое пение. Позже он увидел двух танцующих птиц (Улар) на берегу реки. Эти картины природы и побудили кюйши создать свой «Косбасар». Из всех перечисленных легенд следует отметить главное: идею двух взаимосвязанных начал - две лошади, которые способствуют достижению цели, две птицы, которые объединены в общем, собственно «Косбасарами», вырисовывается определенная закономерность, связанная с тем, что две струны домбры выполняют разные функции, ибо тематический материал на них распределен равномерно ( в скобках добавим, что данное качество характерно в целом стиле шертпе).

Слово «кос» в переводе означает «пара». В данном случае имеется в виду две струны добры, которые в определенный момент берутся одновременным нажатием пальца. Как видно, и поэтизированные легенды, связанные с разными вариантами истории создания кюя, и сама исполнительская специфика кюев-шертпе во многом перекликаются, имея в сути, одну основу.

Обратившись к филологической литературе, мы обнаруживаем истоки двух начал, генетически восходящих к дуалистическим мифам, которые возникли в эпоху первобытного общественного устройства. Именно в дуалистических мифах говорится о двух братьях - близнецах - родоначальниках противоположных фратрий. Возможно, здесь «зарыт» корень, раскрывающий саму сущность слова «Косбасар». В связи с распадом дуальной и появлением племенной социальной организации дуалистическая мифология лишается той почвы, которая ее питала. Вместе с тем, обновление общественно-экономической жизни не привело к бесследному исчезновению дуалистических мифов. Соответственно новой общественной формации сюжеты дуалистических мифов приобретают новое жанровое качество. Так, быть может, произошло с наиболее древними пластами домбровой музыки, которые изначально отражали мифологию народа, а в последующие эпохи, утеряв первоначальную смысловую нагрузку, оставляли как «знак» прошлого названия. «Косбасары», вполне возможно, относятся к наиболее ранним образцам домбровой музыки, которые пройдя через века, и сохранив название, приобрели новые качества. Народная эстетика во многом опоэтизировала данный жанр, внеся в нее новые черты. Многочисленные легенды истории создания кюев- это как раз та часть народной эстетики, которая способствовала перерождению древнего (возможно ритуального) жанра.

Гипотетически предполагая, что зарождение рассматриваемого жанра связано с наиболее древним пластом инструментального творчества, мы, конечно, осознаем, что подобные проблемы могут пока еще только ставиться, и ставиться очень осторожно, ибо уровень исследований в разных областях пока еще не позволяет вплотную к ней (проблеме) приблизиться. И, тем не менее, говоря о «Косбасарах» как о сложившемся жанре домбровой музыки, мы невольно обращаем взгляд в прошлое, пытаясь разгадать тайну его возникновения.

«По неписаному правилу,-пишет А.Жубанов,-хорошим игроком на музыкальном инструменте считался тот, кто может повторить незнакомый ему кюй тут же, после первого его исполнения, а длительность исполнения кюев колеблется от одной до трех минут…»

«Однажды созданный, он будет постоянно рождаться заново, ибо каждый кюйши, который решится играть его, обязательно вложит частицу своей души, дополнит кюй своей болью и радостью. Кюй, созданный одним, становится сочинением каждого, кто его исполняет. В этом перерождении-смысл существования кюя. Даже исполнение одного и того же домбриста никогда не бывает совершенно одинаковым. Меняются не только оттенки, но и форма, и изложение произведения».

Таким образом, первые варианты кюй приобретает уже в процессе исполнения самим автором. Одним из важнейших качеств устной школы были именно импровизационные навыки исполнителя. Недаром говорят, что кюй жив в импровизации.

«Косбасары» - многочисленные кюи, объединенные одним названием, во многом отражает эту специфику домбрового искусства. Но «Косбасары»-это не вариант одного и того же кюя, хотя их многое объединяет, это именно группа кюев, созданная различными кюйши при опоре на «костяк» жанра.

Одноименные кюи имеют конкретное содержание, общность музыкального языка, характерный комплекс средств выразительности.

В кюеведческой литературе народные «Акжелены» считают самостоятельным жанром. Многие известные кюйши сочиняли кюи в этом жанре: Узак, Даулеткерей, Курмангазы, Казангап и другие. О происхождении этого типа музыкальных пьес казахские домбристы говорят, что некогда была девушка-домбристка, которую звали Акжелен. Она играла шестьдесят два кюя, по количеству кровеносных сосудов, которых казахи насчитывают 62, т.е. она играла до тех пор, пока все 62 сосуда не приходили в состояние возбуждения.

Аналогично «Акжеленам», «Конырам», «Шалкыма», и, опираясь, на имеющуюся литературу, одноименные кюи «Косбасар» также можно считать самостоятельным жанром.

На сегодняшний день нам известны «Косбасары» Таттимбета, Сугура, Тока, Урмузова, Аккыз. Создаются «Косбасары» и нашими современниками. В творчестве известного домбриста М.Хамзина насчитывается несколько вариантов этого жанра, есть «Косбасар» и у М.Аубакирова, у других авторов. «Кос-басар» - излюбленный каркаралинский кюй, - писал А.Затаевич. Действительно больше всего кюи под названием встречаются у аркинских авторов: Таттимбета, Аккыз, Тока. Кроме того, много кюев ныне еще неизвестных авторов, которые бытуют именно в данном регионе Казахстана. Но постепенно, к концу ХIХ века, кюи определенного региона-Арки-перекочевывают в южные области, появляясь в творчестве таких кюйши, как Сугур и Урмузов.

Весьма характерно, что для западных кюйши «Косбасары» совсем не типичны. В этом, возможно, проявляется образная направленность кюев авторов разных регионов. Западным авторам особенно близки обобщенный образ лихой скачки, стремительность развития, для Центрального и Юго-восточного Казахстана - более типично погружение в раздумье, неторопливое развитие.

В кюях группы «Косбасар» - как одного из показательных жанров стиля шертпе - спокойный, созерцательный характер, песенность являются основными чертами.

Существует распространенное мнение, что Таттимбет является автором двенадцати «Косбасаров». Некоторые исполнители утверждают, что существует не двенадцать, а шестьдесят два варианта «Косбасаров» в творческом наследии кюйши. Последняя версия представляется интересной, хотя на данном этапе она не подтверждена. Интерес этот заключается в том, что у казахов число шестьдесят два считалось священным, магическим, так как казахи верили, что у человека 62 вены. Возможно, действительно существовал гигантский цикл, состоящий из 62 кюев, пока же нам не встречались кюйши, знающие все «Косбасары» народного композитора. Нам известны несколько вариантов кюя Таттимбета. В качестве примера можно привести один из вариантов создания кюев «Косбасар» Таттимбета: «в роде Аргын жил Бай Кушикбай, прославившийся своим благородством, добротой и щедростью. Однажды внезапно умирает его единственный сын-наследник. Потрясенный случившимся и убитый горем Кушикбай вопрошает: «В чем я провинился перед Богом? Никому не делал зла, всю жизнь помогал вдовам и сиротам, заботился о бедных» Бог не справедлив, и решил уйти из жизни. Однако аульчане помешали этому, тогда бай решил уморить себя голодом, отказался есть и пить. Прошло несколько дней. Кушикбай постепенно стал таять от голода. Встревоженные происходящим, земляки стали гадать, как спасти бая. Вдруг один из них сказал: «Только Таттимбет может спасти его». Переступив через порог юрты, Таттимбет начал играть на домбре.

Беспрерывно льющиеся из под струн домбры потоки мелодии смягчили сердце и облегчили душу Кушикбая. Так Таттимбет возвратил к жизни человека, решившегося добровольно уйти из нее. По словам домбриста, музыковеда Т.Асемкулова, этот кюй Таттимбета, состоящий из 62 ветвей, делится на шесть групп:

1.Табалдырык косбасар

2.Зар косбасар

3.Жайсары косбасар

4.Сейіл косбасар

5.Сырнайлы косбасар

6.Кырмызы косбасар.

Состоящая из 62 ветвей эта группа кюев выражает сочувствие горю человека,утешение».

Наряду с «Косбасарами» Таттимбета, мы опираемся и на «Косбасары» Сугура,Тока, Урмузова, Аккыз, Хамзина. Многие из них отличаются неторопливостью. Иногда это выражается в тихой задумчивости, может

быть, даже светлой печали(кюй Сугура). Иногда кюи воспринимаются как песня-раздумье о нелегкой жизни казаха, как философское размышление о судьбе народа, переживание личности (кюи Тока, Таттимбета). В целом же «Косбасарам» различных авторов во многом присуща лиричность. То, что А.Жубанов относит к «Косбасару» Таттимбета, можно применить к большинству других кюев под тем же названием - «это большая жизненность и лирическое настроение».

Лирика в «Косбасарах» имеет довольно много граней: грусть, философкое раздумье, «пастораль», сдержанность, взволнованность и т.д. Быть может, лирический настрой «Косбасаров» связан с песенной природой мелодий инструментальных пьес, поскольку отличительной чертой кюев данной группы является ярко выраженное вокальное начало.

Вокальное начало в кюях группы «Косбасар» проявляется часто в виде волнообразного развития темы. Например: в кюе «Косбасар» из сборника А.Затаевича; в кюе Урмузова тема по характеру близка к грустным песням. Таким образом, взаимосвязь песни и инструментальной музыки в данных кюях явно ощущается, прежде всего, в их тематизме. Иногда в кюевом тематизме органично сочетаются песенное начало и народные инструментальные традиции. В кюе Сугура, например, в тематизме ощущается влияние интонации кобызовой музыки. Для кюев Сугура типичен изобразительный прием, часто используемый в кюях Ихласа - глиссандо. На кобызе глиссандо, т.е. скольжение по струнам Ихлас мастерски изображал вой волков, плач, рыдание, то же самое мы ощущаем и в кюях Сугура.

В процессе анализа одноименных кюев «Косбасар» было выявлено, что они в некоторых моментах отражают специфику в целом домбровой традиции. Например, одним из распространенных технических приемов является нисходящая секвенция. Эта характерная черта проявляется и во всех кюях группы «Косбасар».

Метроритмическая организация кюев группы «Косбасар» представляет довольно пеструю картину. В них встречаются Кюи как с выдержанным от начала до конца метром, так и с постоянно переменным метром. В группах кюев «Косбасар» часто применяются триоли, особенно в кульминационных разделах. Также часто встречаем и ритм «качания», например, в кюе Урмузова, который придает плавность, пластичность, закругленность, мягкость мелодии.

Во многих кюях «Косбасар» при спокойном начале развития темы в кульминационных зонах наблюдается особая, динамизированная роль ритма. Подобное проявление ритма в кульминационных разделах как бы подчеркивает моменты наивысшего подъема чувств в произведениях.

Итак, в процессе анализа одноименных кюев «Косбасар» выявляются следующие сходные элементы, общие черты, которые позволяют говорить о кюях данной группы как о самостоятельном жанре.

Кюи группы «Косбасар» объединяет общий для всех исполнительский прием. Единым для них является образная направленность, музыкальный язык, комплекс средств выразительности. То, что типично для кюев-шертпе, отчетливо проявляется и в «Косбасарах»: лирическая сфера выражения чувств, песенная природа мелодий кюев. Тематическое развитие «Косбасаров» не выходит за рамки всех шертпе-кюев, в них отсутствует зона, в которой происходит кульминация токпе-кюев - улькен сага.

Структура «Косбасаров» реализуется посредством строгого подъема от определенных перне-ладков к другим перне, т.е. объединяясь, друг с другом, они составляют своеобразные зоны развития в целом кюев «Косбасар».

© 2010-2022