- Преподавателю
- Музыка
- Урок второй по теме Судьбы русских женщин, отражённые русской музыкой
Урок второй по теме Судьбы русских женщин, отражённые русской музыкой
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Л.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ВТОРОЙ УРОК
Тема:Судьбы русских женщин, отражённые русской музыкой
Ход урока
Учитель. Но, слава Богу, много было на Руси и счастливых свадеб. Об одной такой свадьбе тоже расскажет песня.
Учитель исполняет русскую народную песню «Вьюн над водой». Беседа по содержанию, разучивание текста. В песне 8 куплетов, но запоминаются они моментально благодаря обычной для русской песни троичности событий и троекратным повторам. У песни очень простая и запоминающаяся мелодия.
Вьюн над водой (3 раза) завивается.
Жених у ворот (3раза) дожидается.
Вывели ему коня (3 раза) коня буланого.
«Это не моё (3 раза), а хозяево».
Вынесли ему (3 раза) сундуки добра.
«Это не моё (3 раза) - государево».
Вышла тут к нему (3 раза) свет Наталия.
«Это вот моё (3 раза), Богом дарено».
- Давайте продолжим рассказ о нелёгкой судьбе русских женщин.
Звучит песня «Матушка, что во поле пыльно?» в том же исполнении.
- О чём рассказала нам песня? (О том, что приехали сваты к девушке, чтобы забрать её в чужой дом.)
- Девушка заранее знала о приезде сватов? (Нет, не знала.) -А как она отнеслась к этому, когда узнала? (Для неё это
горестное событие.)
- Почему? (Потому что в чужом доме ей не будет так хорошо, как у родителей, её заставляли бы много работать.)
- А родители девушки тоже ничего не знали о приезде сватов? (Знали, но не хотели заранее расстраивать дочь, поэтому ей ничего не сказали.)
-Вспомните, как начинается и заканчивается песня. Обратите внимание на оркестровое вступление и заключение. (Начиналось всё со скачки лошадей, с колокольчиками, очень весело.)
- Значит, можно было ожидать, что песня и продолжится так же? Обратите внимание на графические изображения на доске. Какой знак годится для обозначения развития нашей песни?
Учащиеся показывают creshendo - развитие от более спокойного настроения к сильному волнению.
- Мы не раз говорили с вами о таком понятии, как кульминация. Что это такое и где она находится в этой песне? (Кульминация - это самое главное и самое яркое место в музыке.)
- И не только в музыке. Без кульминации не может существовать ни одно произведение и в других видах искусства, без неё произведение просто потеряло бы смысл. Где же кульминация в нашей песне? (В конце, когда девушку благословляли.)
- Чем благословляют? (Добрым словом, образами.)
- А что это такое? (Это иконы с изображением святых и Бога.)
- Да. Иисус Христос и святые, которых тоже изображают на иконах, невидимо присутствовали при заключении договора о браке, скрепляли его. Слово «образок» вам знакомо? (Нет.)
- Это маленькая иконка какого-либо святого, которую русские люди носили у себя на груди в надежде на его помощь в делах человека. Каждый молился своему святому покровителю. Если девушка не хотела выходить замуж, могла ли она рассчитывать на поддержку родителей? (Наверное, да.)
- Как раз нет. Решение принимали только родители, оно было независимо от желания дочери. Ей оставалось только повиноваться, ведь православие сурово осуждало непокорность родителям. Если девушке был нежелателен брак, назначенный родителями, к кому она могла обратиться за помощью? (Может быть, у неё был какой-нибудь другой жених, которого она любила. К нему и обратиться.)
- Тогда она всё равно проявила бы непослушание родителям, а это грех. (Значит, не к кому было обратиться.)
- Давайте прослушаем ещё одно произведение.
Звучит фрагмент «Любовь святая», музыка Г. В. Свиридова к драме «Царь Фёдор Иоаннович».
- Кого вы увидели в этой музыке? (Девушку, у неё звонкий молодой голос.) Что она делает? (Она молится.)
- У русских людей день начинался с молитвы и заканчивался ею. Это было привычным делом. Мы слышали именно такую, повседневную молитву? (Нет, она очень горестная.)
- А где, по-вашему, молится девушка - у себя дома? (Нет. Она пришла в церковь.)
-Слушаем ещё раз. Что в музыке говорит нам о церкви? (Там очень тихо. Очень серьёзный настрой. Чувствуется, что там темно.)
Повторное прослушивание фрагмента.
-Действительно, чуть начавшись, музыка застывает неподвижно. Двигается только голос девушки - вначале более сдержанный, но тревожный, затем всё* более страстный. Впечатление, что голос её плывёт над всем, что находится в церкви. А куда же он движется? (Наверх, к Богу, ведь это молитва.)
- А что такое молитва? (Это разговор с Богом, просьба к нему.)
- А мы слышим какие-нибудь слова этой молитвы? (Слова есть, но они непонятны.)
- А нужны ли здесь вообще слова? Без них разве непонятно, что просит девушка у Бога? (Понятно.)
- Скажите, а девушка одна в церкви? (Там есть и другие люди. Они пели. Это был хор.)
- Какие были голоса? (Имужские, и женские.)
- А может быть, люди пели народные песни? (Нет, это была совсем другая музыка.)
- Как называется особая музыка, исполняемая в церкви? (Святая, священная, церковная, душевная, духовная.)
- Верно!-А почему духовная? (В ней есть Святой Дух.)
- Какой инструмент исполняет музыку в церкви? (Орган.)
- Орган используется в католических храмах. Наша вера тоже христианская, но называется она православной. И в наших
82
церквях нет никаких музыкальных инструментов, кроме людских голосов. Человек словами и пением напрямую обращается к Господу, больше ничего для этого ему не требуется. Важно, чтобы это обращение было искренним. Искренне ли молилась девушка? (Да.)
- Значит, кто может стать единственным защитником девушки? (Бог.)
- Будем надеяться, что Господь поможет ей. А теперь обратимся к нашим русским песням.
Вокальная работа над песней «Вьюн над водой».