• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Статья Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. В последние года наблюдается снижение состояния здоровья детей. Это обусловлено ухудшением экологической обстановки, «металло-звуковое» облучение (компьютерные...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Серова Н.Е., Тверская область, п.г.т. Максатиха, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №2

Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. В последние года наблюдается снижение состояния здоровья детей. Это обусловлено ухудшением экологической обстановки, «металло-звуковое» облучение (компьютерные игры, телевизор..), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.

Исходя из этого возникла необходимость организации музыкальной деятельности дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий, позволяющих обеспечить каждому ребенку укрепление физического и психического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие музыкальных и творческих способностей, а также эмоционального и личностного развития. Влияние музыки на здоровье детей - это общепризнанный факт.

Система музыкально-оздоровительной работы в процессе взаимодействия ребенка и педагога предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

Ритмопластика.

  • помогает детям выразить чувства, переживания через мимику и жесты;

  • развивает чувство ритма, музыкальный слух;

  • помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление;

  • укрепляет различные группы мышц и осанку.

Основная направленность элементов ритмопластики - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного(«музыкального») инструмента.

Дыхательная гимнастика.

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

  • осуществляет профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания;

  • тренирует силу вдоха и выдоха.

От правильного дыхания зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

Пальчиковая гимнастика.

  • стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

  • совершенствует внимание и память;

  • формирует ассоциативно-образное мышление.

Кончики пальчиков - второй головной мозг. Упражнения по тренировке движений пальцев повышают работоспособность головного мозга.

Психогимнастика.

  • снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения;

  • помогает различать эмоции и управлять ими;

  • помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других. Психогимнастика направлена на обучение элементам техники выразительных движений, в воспитании эмоций.

Логоритмика.

  • помогает преодолению речевых нарушений путем развития двига-тельной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой;

  • развивает координацию «речь-движение», расширяет у детей словарь;

  • развивает эмоциональность, навыки общения.

Логоритмическая деятельность благоприятна для снятия напряжения, содействует эстетическому воспитанию.

Музыкотерапия.

  • повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность;

  • уменьшает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание;

  • способствует более глубоко чувствовать и переживать.

Очень важно привить детям интерес и любовь к музыке, желание слушать ее

Игротерапия.

  • помогает ребенку выразить свои фантазии, переживания, эмоции;

  • почувствовать уверенность в своих действиях, не бояться критики;

  • способствует у детей изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.

Игротерапия - учимся играя.

Фольклорная арттерапия.

Фольклор включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Знакомство с культурным наследием народа имеет врачующее начало. Песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук позволяет сбросить зажатость. Благотворно влияют цветовые сочетания костюмов.

Праздникотерапия.

Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьей - это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения детям и взрослым. Праздник- это всплеск положительных эмоций. Эмоциональный фактор задает позитивный фон к восприятию окружающего мира, помогает развить ум ребенка, обучить его, помочь раскрыться.

Применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:

  • способствует обеспечению устойчивого интереса ребенка к занятиям музыкой;

  • способствует формированию потребности в двигательной активности;

  • способствует созданию положительного эмоционального настроя, благополучного душевного комфорта - это показатели психического здоровья ребенка;

  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Организация музыкальной деятельности с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Литература:

  1. Громова О.Н. Инновации - в логопедическую практику // М.,ЛИНКА- ПРЕСС. 2008. С. 165-207.

  2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду //изд. Учитель. г. Волгоград. 2009.

  3. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья // СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005. С.3-9

© 2010-2022