- Преподавателю
- Музыка
- Статья Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников
Статья Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Серова Н.Е. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Серова Н.Е., Тверская область, п.г.т. Максатиха, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №2
Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. В последние года наблюдается снижение состояния здоровья детей. Это обусловлено ухудшением экологической обстановки, «металло-звуковое» облучение (компьютерные игры, телевизор..), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.
Исходя из этого возникла необходимость организации музыкальной деятельности дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий, позволяющих обеспечить каждому ребенку укрепление физического и психического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие музыкальных и творческих способностей, а также эмоционального и личностного развития. Влияние музыки на здоровье детей - это общепризнанный факт.
Система музыкально-оздоровительной работы в процессе взаимодействия ребенка и педагога предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
Ритмопластика.
-
помогает детям выразить чувства, переживания через мимику и жесты;
-
развивает чувство ритма, музыкальный слух;
-
помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление;
-
укрепляет различные группы мышц и осанку.
Основная направленность элементов ритмопластики - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного(«музыкального») инструмента.
Дыхательная гимнастика.
-
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
-
осуществляет профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания;
-
тренирует силу вдоха и выдоха.
От правильного дыхания зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Пальчиковая гимнастика.
-
стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
-
совершенствует внимание и память;
-
формирует ассоциативно-образное мышление.
Кончики пальчиков - второй головной мозг. Упражнения по тренировке движений пальцев повышают работоспособность головного мозга.
Психогимнастика.
-
снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения;
-
помогает различать эмоции и управлять ими;
-
помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других. Психогимнастика направлена на обучение элементам техники выразительных движений, в воспитании эмоций.
Логоритмика.
-
помогает преодолению речевых нарушений путем развития двига-тельной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой;
-
развивает координацию «речь-движение», расширяет у детей словарь;
-
развивает эмоциональность, навыки общения.
Логоритмическая деятельность благоприятна для снятия напряжения, содействует эстетическому воспитанию.
Музыкотерапия.
-
повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность;
-
уменьшает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание;
-
способствует более глубоко чувствовать и переживать.
Очень важно привить детям интерес и любовь к музыке, желание слушать ее
Игротерапия.
-
помогает ребенку выразить свои фантазии, переживания, эмоции;
-
почувствовать уверенность в своих действиях, не бояться критики;
-
способствует у детей изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.
Игротерапия - учимся играя.
Фольклорная арттерапия.
Фольклор включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Знакомство с культурным наследием народа имеет врачующее начало. Песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук позволяет сбросить зажатость. Благотворно влияют цветовые сочетания костюмов.
Праздникотерапия.
Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьей - это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения детям и взрослым. Праздник- это всплеск положительных эмоций. Эмоциональный фактор задает позитивный фон к восприятию окружающего мира, помогает развить ум ребенка, обучить его, помочь раскрыться.
Применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
-
способствует обеспечению устойчивого интереса ребенка к занятиям музыкой;
-
способствует формированию потребности в двигательной активности;
-
способствует созданию положительного эмоционального настроя, благополучного душевного комфорта - это показатели психического здоровья ребенка;
-
формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Организация музыкальной деятельности с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Литература:
-
Громова О.Н. Инновации - в логопедическую практику // М.,ЛИНКА- ПРЕСС. 2008. С. 165-207.
-
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду //изд. Учитель. г. Волгоград. 2009.
-
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья // СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005. С.3-9