Доклад на тему: Праздники и развлечения - основа толерантного воспитания

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. За последнее время вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций, а так же стратегических документов РК. Система образования должна реализовать социальный заказ общества. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию- как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой . Большое значение в толерантном воспитании наших дошкольников я считаю, принадлежит праздникам и развлечениям, так как музыка является универсальным средством общения. Чувства, которые затрагивают праздники и развлечения, понятны каждому ребёнку и взрослому вне зависимости к национальной принадлежности. Музыка - одно из самых ярких и сильных средств воспитания детей, обогащающее внутренний мир ребёнка, направляющая его на добрые поступки. Этому во многом помогает ознакомление дошкольников с музыкальным наследием разных народов, населяющих нашу страну. Я уверенна, что такие формы музыкальной деятельности как праздники и развлечения несомненно способствуют формированию полноценной личности ребёнка в толерантной среде, развивают самые высокие нравственные качества: доброту, любовь, справедливость, бескорыстную помощь, дружелюбие, правдивость и т. п.

Таким образом, в связи с выше сказанным, я выбрала для себя приоритетное направление в воспитании толерантности у дошкольников- это праздники и развлечения. Начинаю я свою работу, с составления перспективного плана праздников и развлечений, где учитываю: возрастные особенности детей, сезонность, тематизм, программные требования, разнообразность досугов. Все праздники предусмотренные программами: : «АЛҒАШҚЫ ҚАДАМ», «ЗЕРЕК БАЛА», «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» я провожу согласно требованиям методики и с учетом психологических особенностей дошкольников:

  • эмоциональное восприятие окружающего мира;

  • образность и конкретность мышления;

  • глубина и обостренность первых чувств понимания социальных явлений.

Составляя сценарии праздников и развлечений, я руководствуюсь следующим убеждением:-« В основе каждого праздника, развлечения должна лежать определенная идея, которая несет в себе воспитательную функцию, она должна быть донесена до каждого ребенка.» Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. А так же я учитываю:

  • культурную и этническую среду воспитания ребенка;

  • гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении;

  • индивидуальные особенности воспитанника: уже имеющиеся моральные устои поведения, развитость интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. На любом, мною составленном, празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима, таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств, которые и обогащают личность ребенка в толерантной среде. В разнообразных видах деятельности дети проявляют свои наклонности, формируют определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои желания требованиям коллектива, свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках не только укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений, но прежде всего, формируют такие нравственные качества ребенка, как коллективизм, доброжелательность, взаимовыручка, и т. д., а это все качества, которые способствуют формированию толерантной личности. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, национальный колорит, красочность выступлений детей - все это важные факторы и эстетического воспитания, и толерантного, т. к. каждый праздник или досуг ставит определенные цели и решает конкретные задачи. Например, проводимые мною, праздники «День Независимости РК» , «День единства народов Казахстана», «Наурыз», «Маслиница», «День Победы» и др. ставили перед собой цель: - воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе и подготовка к жизни в условиях многонационального общества,

и следующие задачи:

  • развитие способностей к восприятию многообразия мира, культуры, традиции и обычаев казахского, русского и других народов РК;

  • формирование положительного опыта межэтнической толерантности;

  • способствовать осознанию личной и социальной значимости дружбы;

  • формирование чувства патриотизма.

А такие праздники и развлечения как, «Новый Год!», «Мамин день», «День смеха и неожиданностей», «День рождения», «Веселый цирк!» и др.ставят цель:- развитие чувственно- действенной стороны личности дошкольника на основе эмоциональной отзывчивости и следующие задачи:

  • введение ребенка в сложный мир человеческих эмоций;

  • формирование толерантного сознания на основе овладения эмоциональной палитрой чувств;

  • обеспечение эмоциональных условий для формирования у дошкольника таких позитивных качеств, как : эмпатия, альтруизм, чувство юмора, терпимость, уступчивость, самоуважение;

  • инициировать умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим.

За время моей педагогической деятельности, мною было подготовлено и проведено много праздников и развлечений разнообразной тематики, среди них есть и праздники с толерантной направленностью «Солнышко милосердия», « Добрый лесник», « Дорогою добра», « Мы рисуем радость», « Мы маленькие рыцари» (воспитание гуманных и добрых отношений).

«Хоровод дружбы», « Мы дети земли» ( воспитание уважения к людям разных национальностей).

Очень часто в сюжет утренника я специально ввожу как положительных, так и отрицательных героев, для того чтобы научить ребенка противостоять злу, научить его творить и ценить добро, предупредить интолерантное поведение. Я считаю, что такой методический ход, нацелен на формирование у ребенка собственного эмоционального отношения к добру и злу, стремление к хорошим поступкам.

Чтобы любое мероприятие, проводимое мною в детском саду, прошло качественно и достигло своей цели, я прилагаю максимум усилий: провожу предварительную работу и с детьми, и педагогами, провожу индивидуальную работу, консультирую родителей и педагогов, продумываю оформление зала и атрибутов, обучаю исполнителей персонажей, продумываю игровые ситуации и т. п.

Успешность воспитания толерантности ребёнка невозможна без его ближайшего окружения их родителей, поэтому все социально- культурные мероприятия, которые я провожу в нашем детском саду, проходят при активном участии мам, пап, бабушек и дедушек. Так, например, в рамках Дня толерантности прошло развлечение для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Если с другом вышел в путь». Для детей и родителей были организованы танцы, игры, конкурсы, позволяющие быть терпимыми друг к другу, уважать окружающих. В зале звучали стихи и песни о дружбе. В очередной раз дети убедились в том, что дружба - великая сила, что дружба крепка не лестью, а правдой и честью, что если друг за дружку держаться, можно ничего не бояться. А такой семейный досуг как: «Мы семья, а это значит- справимся с любой задачей!» решал следующие задачи:

  • формировать традиции семейного досуга;

  • способствовать доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами;

  • обобщать опыт игрового взаимодействия взрослого с ребенком.

Совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, узнают обряды, участвуют в фольклорных праздниках, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие мероприятия приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина - начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.

Итогом моей педагогической и творческой деятельности, направленной на формирование поликультурной и толерантной личности дошкольников, стали методические рекомендации по проведению праздников и развлечений, которую я составила совместно с Сидориной О.Д.

Цель: • формирование высоконравственной личности ребёнка, способного чувствовать и понимать музыкальную культуру и язык разных народов, умение жить в мире согласии с людьми разных национальностей.

• Развитие высоких гуманных качеств: дружбы, патриотизма, уважения посредством праздников и развлечений.

В процессе данной работы решались следующие задачи:

• развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, языке и культуре разных народов.

• создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопонимания

• развитие толерантных отношений через интеграцию различных видов музыкального искусства(музыкального, танцевального, драматизации)

• развитие творческих способностей детей на основе музыкальной этнопедагогики, фольклорных форм музыкального искусства.

• Развитие нравственных чувств дошкольников.

• Совершенствование музыкальной активности, закрепление знаний, умений и навыков детской музыкальной исполнительности.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями нового ГОСО в логике области «Творчество», подобласти «Музыка» и устанавливает систему требований к содержанию поликультурного и толерантного воспитания и обучения через проведение праздников и развлечений, как заключительного, обобщающего этапа развития поликультурной личности посредством музыки. Эта разработка помогает сделать педагогический процесс по формированию поликультурной личности дошкольников более полным и ярким, позволяет расширить кругозор детей, обогатить их новыми, яркими впечатлениями, получить радость от необычного действия и от участия в нём. Ведь для ребёнка праздник - это всплеск положительных эмоций, который по мнению В. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить детство».

Подводя итог, можно констатировать, что развитие толерантной личности возможно в том случае, если вся педагогическая работа, в том числе и праздники и развлечения в ДОУ, будут осуществляться согласно всем педагогическим и ГОСО требованиям в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников. Это позволит создавать образовательно-воспитательное пространство и толерантную среду, в которые ребенок погружается и в детском саду, и дома. А так же заложит крепкий фундамент для роста толерантной личности, способной строить отношения с другими людьми на основе искренних, человеческих отношений.





© 2010-2022