Конспект урока музыки Звучащие картины. Прощание с Масленицей 3 класс

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 Урок музыки, 3 класс, 3 четверть.

ХПИ: Радость праздника Масленицы!

Тема урока: Звучащие картины. Прощание с Масленицей!

Цель: создать условия атмосферы народного праздника

-для понимания детьми термина «звучащие картины»,

- для проникновения радости встречи с Масленицей, помогающей в художественном исполнении масленичных и весенних песен и настраивающей на выразительное исполнение (звонкие голоса, мимика)

- для прикосновения к народным традициям.

Универсальные учебные действия:

  1. Настроить детей на эмоциональное восприятие народного праздника Масленицы.

  2. Освоение исполнительской фольклорной манеры масленичных песен.

  3. Подвести детей к пониманию средств музыкальной и художественной выразительности (контраст звука и цвета, повторение тем, светлое настроение, ладовая и цветовая окраска).

  4. Учиться анализировать картины Б. Кустодиева.

  5. Стремиться к эмоциональному исполнению весенних песен, используя радостный характер, звонкие голоса, улыбки на лицах.

  6. Учиться анализировать отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (хор «Проводы Масленицы»).

  7. Закрепление исполнительской фольклорной манеры масленичных песен.

Результат: желание участвовать в народных праздниках, применять знания об играх в игровой деятельности.

В кабинете развешаны шары. Дети входят в класс под музыку М. Глинки. Камаринская. На экране картина Масленичного гуляния.

Этапы урока и цели

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые виды УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

I. Эмоциональный настрой.

Цели:

  1. Создать эмоциональный настрой на восприятие праздника. Масленицы

  2. Подвести детей к осознанию темы урока.





  1. Художественное восприятие праздника Масленицы.



























  1. Практическое освоение одной из игр праздника.



II. Художественное восприятие и художественный анализ

Цель:

  1. Подготовка к восприятию средств художественной и музыкальной выразительности

(контраст, повторение, настроение)





III. Художественное исполнение весенних песен.

Цели:

  1. Создание условий для коллективной творческой импровизации

  2. Стимулирование творчества







IV. Анализ отрывка муз. произведения из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

V. Художественное исполнение фольклорной песни «А мы Масленицу провожали»



VI. Рефлексивный анализ.

Цель: создание условий для личной рефлексии каждого учащегося.







Свободное высказывание



Свободное высказывание



Восприятие информации





Свободное высказывание

Слушание



Свободное высказывание

Восприятие информации















Повязка на глаза.

(играем в «жмурки»)

Игра в пределах площадки

Свободные высказывания.





Деление на 2 группы





Выполнение упражнений на дыхание

Распевание на материале песни «Как под наши ворота».

Пение припева песни: «Ой, блины, блины, блины»

Игра на шумовых инструментах

Ответы на вопросы в учебнике.

Н.А. Римский-Корсаков. Снегурочка. Хор «Проводы Масленицы»

Исполнение фольклорной песни «А мы масленицу провожали»

Свободные высказывания













-Ребята, посмотрите, класс украшен разноцветными шарами, звучит музыка. Какую картину, вы, видите на экране?

Слайд «Прощание с Масленицей»

О чем вам говорит услышанная музыка, картина, нарядный класс, какое настроение вызывает все это у вас?

Молодцы, ребята! Можете сесть на свои места, а мы продолжаем путешествие в далекое прошлое и знакомимся с традициями русского народа, празднованием Масленицы.

Что такое Масленица?

Слайд «Что такое Масленица»

Тихое звучание музыки М. Глинки. Камаринская

Древние славяне отмечали конец зимы и наступление весны годовым праздником Масленицей.

Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и кругового движения. В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках.

Ребята, вам интересно, какими песнями в старину зазывали масленицу?

Послушайте народную закличку-веснянку. «Ой, жаворонки, жаворонушки»

Послушайте, как я буду петь, и тихонько подпевайте мне по моему жесту. Слова песни размещены на слайде.

Слушание музыки. «Ой, жаворонки, жаворонушки»

Ребята, сейчас посмотрите на репродукцию картины и скажите, в какие игры играли на Масленицу. Постарайтесь запомнить.

Конечно, это были и кулачные бои, и всякие соревнования, катания на лошадях, и игры на ловкость, и катания с горок, и даже построение снежной крепости и обстрел снежками. Катание с горок было самым популярным развлечением на Масленицу.

Слайд «Масленичное время игр и забав..»

Катались на всем, что попадется под руку - картонках, ледянках и на корточках. А чтобы летом вырос хороший лен - женщины катали детей на санках. Так же было популярно катание на коньках и на санях, и на лошадях. Что ни говори - а народ русский любит быструю езду. Снежный тир был так же одной из самых популярных забав. Строились снежные крепости и дети делились на команды, после чего велся обстрел снежками. Или изготавливалась мишень, в которую надо было попасть с дальнего расстояния. Ледяной столб ставили в середине площади. Его обливали холодной водой, а на самом верху вешали подарки. Задачей было залезть на столб и добыть себе подарок. Это было не легко, так как по скользкому столбу многие просто скатывались вниз. Так же на Масленицу перетягивали канат. Старинная русская забава Жмурки так же была популярна на масленичных забавах. Для этого на определенной площадке размещались участники, а водящему, одевали повязку на глаза. Он должен был осалить кого-нибудь, а игроки бегали в пределах площадки и окликали водящего, дразнили его. Тот, кого осалили - становится на место водящего.

Тихо играет музыка. «Светит месяц», вариации на тему русской народной песни.

Ребята, садитесь на свои места. А теперь, скажите, каким словом можно назвать противоположность, например: белый - черный, большой - маленький, тихий - громкий, душ бывает холодный, затем горячий, а потом опять чередуется?

Я хотела услышать слово контраст - это противоположность.

Еще один вопрос: вспомните музыку, под которую мы входили в класс. А теперь ответьте, темы в этой мелодии повторяются или появляется много новых тем?

Запомните слово повтор.

Итак, чтобы анализировать картины, и услышать, как они могут звучать, будем оперировать такими словами контраст (цвета и звука), повторение тем, создается настроение… 1 группа говорит о цвете, а 2 группа подбирает соответствующую характеристику звука.

Сейчас я включу следующий слайд, попробуйте услышать картину, у кого получится это сделать, поднимите руку.

Слайд «Ой, блины, блины, блины»

Ребята, сейчас мы встанем возле своих мест, расправим плечи, улыбнемся выполним упражнения на дыхание и распоемся на материале песни «Как под наши ворота».

Ребята, какая же Масленица без блинов?

Поем вторую песню только припев: «Ой, блины, блины, блины» Пение сопровождаем движением рук и игрой на шумовых инструментах.

Слайды картины Б. Кустодиева

Ребята, откройте учебник на страницах 66-67.

Работа с учебником.

Эмоциональный настрой.

Слушание музыки. И разучивание темы «Прощай Масленица»

По окончанию праздника чучело Масленицы сжигали на костре. Люди расходились по домам, и начинался Великий пост, который длился до Светлого праздника Пасхи.

Слайд «Прощание с Масленицей»

Ребята, вот подходит к концу наше путешествие, и мы прощаемся с Масленицей.

А теперь по-народному попрощаемся с Масленицей, исполняя фольклорную песню «А мы масленицу провожали»

Слайд с прилагательными

Ребята, какой характер у русского праздника Масленица! Называем прилагательные.

Скажите, грустно расставаться с таким праздником?

Теперь вы можете зимой играть, зная, что в эти игры играли на Масленицу.

Слайд «Домашнее задание»

Я хочу пожелать вам, играть в зимние игры, о которых мы с вами говорили на уроке, петь веселые песни. Расти здоровыми и счастливыми!

формирование общего представления об искусстве, моделирование различных отношений между объектами











применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;



















применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;

расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов

овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника,

понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке;

выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

формирование доброжелательности, умения слушать и слышать

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами







задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки











воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора;











задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.





воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора




планировать результаты решения поставленной задачи

формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.


оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.



планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций;





оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.















































формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.







формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству.


© 2010-2022