Программа элективного курса Введение в курс компьютерной инструментовки

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

«Введение в курс компьютерной инструментовки».

Пояснительная записка.

В течение последних лет наблюдается все возрастающий интерес школьников к компьютерам. Сегодня компьютер постепенно превращается в предмет обихода. Он помогает решать различные прикладные задачи.

Известно, что возможности компьютерной инструментовки велики. Тембровая окраска музыки играет значительную роль при восприятии ее характера. При создании музыкальных композиций с помощью компьютера учащиеся имеют в своем распоряжении определенный набор тембров, а также все необходимые средства для инструментовки. Компьютер позволяет быстро переключаться от одного из них к другому в случае необходимости. Это дает возможность сосредоточиться на творчестве, не слишком отвлекаясь на чисто технологические вопросы.

Выбор данного курса позволит учащимся овладеть музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом, познакомиться с новыми жанрами и направлениями компьютерной и электронной музыки, поможет освоить методы работы c музыкальными редакторами класса Cakewalk Pro Audio, создавать несложные музыкальные композиции и компьютерные аранжировки.

Цели программы:

  • развить творческий потенциал обучающихся, расширить их представления о мультимедийных технологиях, невозможных без музыкальной составляющей, познакомить с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства.

  • расширить и углубить предметные знания по дисциплинам информатика и музыка (музыкально-теоретические дисциплины).

  • освоить прикладные аспекты информатики в применении к музыкальному искусству.

  • создать условия для овладения теоретическими знаниями и практическими навыками по составлению партитуры.

Задачи курса:

  • развить творческую фантазию, творческое воображение учащихся, обучить их пользоваться компьютерной программой Cakewalk Pro Audio для составления партитуры;

  • расширить предметные знания в области информатики;

  • сформировать потребность в музыкальном образовании учащихся и реализовать возможность его продолжения с помощью музыкального компьютера;

  • дать представление

    • об акустических возможностях музыкального компьютера;

    • об особенностях компьютерной инструментовки;

  • способствовать формированию новых художественно-эстетических представлений в музыке;

  • ознакомить с основами информатики через музыкально-практическую деятельность;

  • дать учащимся практические навыки владения музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом;

  • освоить компьютерную программу Cakewalk Pro Audio, предоставляющую возможности реализации творческих замыслов;

  • освоить приёмы и методы практической работы на компьютере с основных музыкальным редактором, овладеть умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки;

  • углубить межпредметные связи и, как следствие, повысит мотивацию к приобретению знаний у учащихся по каждому предмету, повысить скорость усвоения и увеличение объема изучаемого материала, улучшить качество знаний за счет акцентуации на творческой составляющей учебного процесса;

Предлагаемый курс позволит учащимся больше сосредоточиться на музыкально-творческой деятельности, минуя рутинные механические операции.

Вырабатываемые с помощью курса предметные знания, а также приобретенные в процессе освоения данного элективного курса универсальные и интеллектуальные умения, мыслительные навыки призваны способствовать формированию гармонично развитой личности, человека новой формации, способного к творческой самореализации и непрерывному самообразованию.

Отбор музыкального материал, его объем, а также степень сложности ориентированы на особенности восприятия и уровень знаний учащихся 9-го класса. Курс рассчитан на 18 часов (одно полугодие). Он предполагает использование репродуктивного, объяснительно-иллюстративного, частично-поискового методов работы.

Основной формой работы является учебное занятие, проводимое 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Основной формой занятий является комбинированная, состоящая из лекционной и практической части. Занятие содержит лекционную часть (не более 15 минут) и основную практическую, включающую в себя выполнение учебных, творческих заданий, а также, сообщения на заданные темы (по выбору).

Способы оценивания уровня достижения учащихся, критерии оценки:

Основным способом оценивания является текущий контроль знаний в виде зачета творческих работ. При этом учитывается качество усвоения теоретических знаний, уровень практического применения изученных компьютерных программ.

Примером творческой работы можем служить самостоятельная аранжировка одной из известных мелодий. Темы мелодий выбираются учителем с учетом пожеланий учеников. Полнота аранжировки является как критерием умения работать с музыкальным редактором, так и критерием музыкальной грамотности ученика.

По окончании курса учащиеся приобретают знания: о возможностях компьютерной программы Cakewalk Pro Audio; о порядке оформления нотного листа, знакомятся с основами элементарной теории музыки.

Умения:

  • набирать, редактировать нотный текст;

  • ориентироваться в партитуре.

Освоение данного элективного курса также предполагает:

  • развитие музыкального слуха и музыкальной памяти учащихся.

Учебный план курса

Разделы

Всего часов

Форма контроля

1. Теоретические сведения

5

Инструментовка заданной мелодии,

контрольный набор с последующим исполнением музыкального текста.

2. Практический набор нотного текста

13

Учебно-тематический план курса

Разделы

Всего часов

Из них

Теория

Практика

I. Теоретические сведения
1. Звуковая информация.

2. Музыкальные редакторы.
3. Порядок оформления нотного листа
и набора нотного текста.

3
1
1
1

3
1
1
1

II. Практический набор нотного текста
1. Порядок оформления нотного текста
2. Набор нотного текста
3. Редактирование нотного текста
4. Работа с партитурой
5. Проверочная работа

15
1
7
3
2
2

2


1
1

13
1
7
2
1
2

Итого:

18

5

13


Содержание курса


Раздел I. Теоретические сведения


Тема 1. Звуковая информация (1 час)

Способы представления звуковой информации в памяти компьютера. Форматы звуковых файлов.

Тема 2. Музыкальные редакторы (1 час)

Ознакомление с возможностями компьютерной программы Cakewalk Pro Audio. Формат редактируемых файлов. Воспроизведение звука. Виды представления редактируемых данных.

Тема 3. Порядок оформления нотного листа и набора нотного текста (1 час)

Установка нотного документа. Выбор нотного стана. (Одиночный инструмент. Партитура). Выбор тональности и размера. Выбор шрифта написания. Установка количества тактов. Присвоение имени файлу. Сохранение информации в различных каталогах.

Раздел II. Практический набор нотного текста


Тема 1. Порядок оформления нотного текста (1час)

Набор нотного текста. Ввод нотного текста. Роль мыши и клавиатуры в наборе нотного текста.

Тема 2. Набор нотного текста (7 часов)

Буквенное обозначение звуков и тональностей. Скрипичный и басовый ключи. Лады мажорный и минорный. Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Набор длительностей нот, знаков альтерации (диеза, бемоля, бекара). Аккордов в тональности (главных трезвучий лада и т.д.)

Ввод дополнительных указаний. Обозначение динамических оттенков (нюансов). Обозначение темпа и характера звучания. Обозначение фразировки. Разновидности лиг (простые лиги, лиги голосоведения). Репетиционные обозначения. Сокращенная запись нотного письма.

Тема 3. Редактирование нотного текста (3 часа)

Копирование, вставка и удаление отдельных отрывков. Перемещение тактов на нотном листе. Изменение ширины такта Изменение группировки. Изменение нот внутри такта.

Тема 4. Работа с партитурой (2 часа)

Сопровождение мелодии главными трезвучиями. Оформление партитуры. Порядок извлечения партий отдельных инструментов из партитуры.

Тема 5. Проверочная работа (2 часа)

Инструментовка заданной мелодии, контрольный набор, с последующим проигрыванием музыкального текста.

Литература

  1. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -М.: Музыка, 1969.

  2. Одоевский В. Музыкальная грамота для не - музыкантов. - Спб., 1869.

  3. Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. - Л., 1954.

© 2010-2022