- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа музыкального кружка Музыкальный калейдоскоп
Рабочая программа музыкального кружка Музыкальный калейдоскоп
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калпахчева Л.В. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН
«Диктатурская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
_____ /______________ /
подпись ФИО
(Протокол №___ от
« » _______ 2015_г)
«Принята»
на педагогическом совете МБОУ МО Плавский район «Диктатурская ООШ»
(Протокол №__
« » ________ 2015 г.)
«Утверждаю»
Директор МБОУ МО Плавский район «Диктатурская ООШ»
_____ /Калпахчева И.М./
подпись ФИО
Приказ № __ от
« » ___________ 2015 г.
Рабочая программа
дополнительного образования
по художественно-эстетическому
направлению
«Музыкальный калейдоскоп»
Составитель:
Учитель музыки первой категории
МБОУ МО Плавский район
«Диктатурская ООШ»
Калпахчева Л.В.
2015 год
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.
Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.
Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.
Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.
Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.
Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.
Вокал - (ит. - воче) - голос.
Часто искусство пения называют вокальным искусством.
Цель программы:
- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
- Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
-
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
-
Обучить детей вокальным навыкам.
Воспитательные:
-
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-
Привить навыки сценического поведения;
-
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Развивающие:
-
Развить музыкально-эстетический вкус;
-
Развить музыкальные способности детей;
Срок реализации данной программы 1 год.
Содержание тем учебного курса
Данный учебный курс включает в себя следующие темы:
- музыкально-теоретические дисциплины (2часа),
- жанровое разнообразие (2часа);
- концертная деятельность (2часа);
- вокальная работа (29часов).
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы - до второй октавы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Наглядный материал:
-
Таблицы;
-
Портреты композиторов;
-
Нотный стан;
-
Музыкальные произведения в CD записи.
Работа с родителями:
-
Концерты, игровые праздники;
-
Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
-
Оформление стенда.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
-
Показ;
-
Объяснение;
-
Инструктаж;
-
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
-
Самостоятельная работа;
-
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
-
Поощрение;
-
Контроль;
-
Самоконтроль;
-
Оценка;
-
Самооценка;
-
Вручение подарка;
-
Одобрение словом;
Методы поощрения:
-
Благодарность;
-
Благодарственное письмо родителям;
-
Устное одобрение.
Контрольно - измерительные материалы
Оценочная деятельность - творческий отчетный концерт учащихся, входящих в данный кружок, оценка зрителей.
Список литературы
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 208с. - (Классному руководителю).
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 224с. - (Классному руководителю).
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. - 222с. -(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: ноты. - (Б-ка учителя музыки).
-
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков - М.: Дет.-лит., 1989. - 54с.: ил.
-
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил. - (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
-
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил.
-
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. - 99с.
-
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. - М.: Современник, 1997. - 238с.: фотоил. - (Под сенью дружных муз).
-
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.- 608 с.: нот.
-
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. - 400 с.: нот.
-
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).
-
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. - 191с.: ил.
-
Хит - 2003. Лучшие песни года. Часть 1. - М.: «Современная музыка», 2004г. - 128с.
-
Хит - 2003. Лучшие песни года. Часть 2. - М.: «Современная музыка», 2004г. - 128с.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Количество часов
Примечание
1.
Музыкально-теоретические дисциплины.
Введение.
Лад: мажор - минор.
Темп: быстро - медленно.
Динамика: громко - тихо.
1
2.
Жанры: песня, танец, марш.
Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.
Формы песни: запев, куплет, припев, кода.
Типы голосов.
1
3.
Вокальная работа.
Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.
2
4.
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
Жанровое разнообразие музыки.
Роль песни в переломные моменты истории.
1
5
Разучивание и пение простейших попевок.
1
6
Формирование правильного певческого дыхания
1
7
Формирование правильной вокальной артикуляции
1
8
Формирование основных вокальных навыков:
мягкость звучания
1
9
Работа над кантиленным звучанием
1
10
Концертная деятельность
1
11
Развитие двигательных способностей
1
12
Музыкально-пластические импровизаци
1
13
Жесты как важное средство выразительности
1
14
Среднее диафрагматическое дыхание
1
15
Развитие артикуляции
1
16
Концертная деятельность
1
17
Выбор, знакомство и разбор репертуара
1
18
Постановка эстрадно-вокальных номеров
1
19
Работа над дикцией.
1
20
Работа над мелодическим слухом;
работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
1
21
Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;
1
22
Работа над расширением певческого дыхания;
работа над дикцией;
выявление тембров.
1
23
Работа над расширением диапазона, певческого дыхания.
1
24
Работа над художественным исполнением репертуара.
1
25
Концертная деятельность
1
26
Музыканты-исполнители.
1
27
Квартет
1
28
Квинтет
1
29
Дуэт
1
30
Трио
1
31
Вокальный ансамбль
1
32
Подготовка к концерту
2
33
Концерт
1
Итого:
35