Рабочая программа музыкального кружка Музыкальный калейдоскоп

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН

«Диктатурская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____ /______________ /

подпись ФИО

(Протокол №___ от

« » _______ 2015_г)

«Принята»

на педагогическом совете МБОУ МО Плавский район «Диктатурская ООШ»

(Протокол №__

« » ________ 2015 г.)

«Утверждаю»

Директор МБОУ МО Плавский район «Диктатурская ООШ»

_____ /Калпахчева И.М./

подпись ФИО

Приказ № __ от

« » ___________ 2015 г.

Рабочая программа

дополнительного образования

по художественно-эстетическому

направлению

«Музыкальный калейдоскоп»

Составитель:

Учитель музыки первой категории

МБОУ МО Плавский район

«Диктатурская ООШ»

Калпахчева Л.В.









2015 год

Пояснительная записка

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.

Вокал - (ит. - воче) - голос.

Часто искусство пения называют вокальным искусством.

Цель программы:

- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

- Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам.

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.

Развивающие:


  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;

Срок реализации данной программы 1 год.

Содержание тем учебного курса

Данный учебный курс включает в себя следующие темы:

- музыкально-теоретические дисциплины (2часа),

- жанровое разнообразие (2часа);

- концертная деятельность (2часа);

- вокальная работа (29часов).

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Должны знать и определять на слух:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы - до второй октавы.

Перечень учебно-методического обеспечения

Наглядный материал:

  • Таблицы;

  • Портреты композиторов;

  • Нотный стан;

  • Музыкальные произведения в CD записи.

Работа с родителями:

  • Концерты, игровые праздники;

  • Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;

  • Оформление стенда.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

  • Показ;

  • Объяснение;

  • Инструктаж;

  • Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • Самостоятельная работа;

  • Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

  • Поощрение;

  • Контроль;

  • Самоконтроль;

  • Оценка;

  • Самооценка;

  • Вручение подарка;

  • Одобрение словом;

Методы поощрения:

  • Благодарность;

  • Благодарственное письмо родителям;

  • Устное одобрение.

Контрольно - измерительные материалы

Оценочная деятельность - творческий отчетный концерт учащихся, входящих в данный кружок, оценка зрителей.

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 208с. - (Классному руководителю).

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. - М.: 5 за знания, 2006. - 224с. - (Классному руководителю).

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. - 222с. -(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: ноты. - (Б-ка учителя музыки).

  5. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков - М.: Дет.-лит., 1989. - 54с.: ил.

  6. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил. - (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил.

  8. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. - 99с.

  9. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. - М.: Современник, 1997. - 238с.: фотоил. - (Под сенью дружных муз).

  10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.- 608 с.: нот.

  11. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. - 400 с.: нот.

  12. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).

  13. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).

  14. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. - 191с.: ил.

  15. Хит - 2003. Лучшие песни года. Часть 1. - М.: «Современная музыка», 2004г. - 128с.

  16. Хит - 2003. Лучшие песни года. Часть 2. - М.: «Современная музыка», 2004г. - 128с.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Примечание

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Лад: мажор - минор.

Темп: быстро - медленно.

Динамика: громко - тихо.

1

2.

Жанры: песня, танец, марш.

Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.

Формы песни: запев, куплет, припев, кода.

Типы голосов.

1

3.

Вокальная работа.

Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.

2

4.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Жанровое разнообразие музыки.

Роль песни в переломные моменты истории.

1

5

Разучивание и пение простейших попевок.

1

6

Формирование правильного певческого дыхания

1

7

Формирование правильной вокальной артикуляции

1

8

Формирование основных вокальных навыков:

мягкость звучания

1

9

Работа над кантиленным звучанием

1

10

Концертная деятельность

1

11

Развитие двигательных способностей

1

12

Музыкально-пластические импровизаци

1

13

Жесты как важное средство выразительности

1

14

Среднее диафрагматическое дыхание

1

15

Развитие артикуляции

1

16

Концертная деятельность

1

17

Выбор, знакомство и разбор репертуара

1

18

Постановка эстрадно-вокальных номеров

1

19

Работа над дикцией.

1

20

Работа над мелодическим слухом;

работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;

1

21

Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;

1

22

Работа над расширением певческого дыхания;

работа над дикцией;

выявление тембров.

1

23

Работа над расширением диапазона, певческого дыхания.

1

24

Работа над художественным исполнением репертуара.

1

25

Концертная деятельность

1

26

Музыканты-исполнители.

1

27

Квартет

1

28

Квинтет

1

29

Дуэт

1

30

Трио

1

31

Вокальный ансамбль

1

32

Подготовка к концерту

2

33

Концерт

1

Итого:

35



© 2010-2022