- Преподавателю
- Музыка
- Дополнительная образовательная программа по эстрадному вокалу НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Дополнительная образовательная программа по эстрадному вокалу НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семененко Г.И. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. чунский
чунского района иркутской области
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский
«____» ___________________ 2014 г.
Председатель методического объединения
______________ Шибанова Ю. А..
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
МОБУ СОШ № 29 р.п. Чунский
_____________ Емельянович О. А.
«____» ________________ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ № 29 р.п. Чунский ____________ Н.П. Котвицкая
«_____» _____________ 2014 г.
Дополнительная образовательная программа по эстрадному вокалу
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Автор - Савельева С.В.)
Разработчик программы:
учитель музыки и МХК
первой квалификационной категории
Заостровцева Арина Сергеевна
р. п. Чунский, 2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа вокальной студии составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.
Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки, пения, музыкально - пластического интонирования.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы - оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника студии, обучение его петь, формирование его певческой культуры.
Программа студии является универсальной и позволяет участие в ней каждого желающего ученика 6-11-х классов.
Задачи:
-
формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
-
формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
-
развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания.
-
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
-
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.
Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
-
вокальная работа;
-
занятия по музыкальной грамоте;
-
музыкально-ритмические упражнения;
-
дыхательная гимнастика.
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
-
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
-
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
-
формирование эмоциональное отношение к искусству;
-
формирование духовно-нравственных оснований;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
-
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
-
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
-
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
-
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
-
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
-
использовать знаково-символические средства для решения задач;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
знать
-
элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
-
нотную грамоту;
-
правильную певческую установку;
-
особенности музыкального языка.
уметь
-
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-
исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
-
создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
-
исполнять вокально-хоровые произведения.
-
Содержание учебного курса.
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Нотная азбука» - 4 часов.
Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Работа над постановкой голоса» - 5 часов.
Артикуляционная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения; голосовые сигналы доречевой коммуникации; фонопедические приёмы в нефальцетном режиме; фонопедические приёмы перехода из нефальцетного в фальцетный режим; фонопедические приёмы в фальцетном режиме; искусство пения - это искусство дыхания; координация между слухом и голосом.
«Исполнение с аккомпанементом» - 5 часов.
Интонирование мелодии; сольное пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.
«Работа с фонограммой» - 5 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.
«Работа с микрофоном» - 5 часов.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическая культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 5 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
-
Тематическое планирование.
№
Тема
Основные понятия
Планируемые результаты
предметные
метапредметные
1
Нотная азбука.
Нотный стан, нота, скрипичный ключ, басовый ключ.
реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
Личностные: творческая самореализация на занятии;
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.
2
Работа над постановкой голоса.
Артикуляция, интонация.
3
Работа с аккомпанементом.
Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация.
4
Работа с фонограммой.
Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор.
5
Работа с микрофоном.
Дикция, микрофон, утрирование.
6
Сценическая культура.
Сцена, культура, певец, образ.
7
Работа над репертуаром.
Репертуар.
-
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Сроки проведения
Виды деятельности учащихся
1.
Вводное занятие. Цель и задачи работы хоровой студии
1
01-06.09
Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
Теоретические основы. Пение упражнений по нотам. Гигиена певческого голоса
Психологическая готовность к выступлению. Нотная грамота.
Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.
Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Работа над тембром.
Работа над подвижностью голоса.
Дикция: Работа над согласными, гласными. Работа над выразительностью слов в пении.
Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Работа с микрофонами.
Чистое и выразительное интонирование. Тембрально слитное пение на примере музыкальных произведений и упражнений распевания. Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение с сопровождением.
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств. Актуальность песни. Разбор авторского замысла и собственная интерпретация произведения.
Практика: Разучивание произведений.
Пропевание устойчивых и неустойчивых ступеней в разных тональностях. Вокально-хоровая работа.
Выразительные и изобразительные возможности звуков. Знакомство с различной манерой пения.
Теория: Понятие «динамика» в музыке. Основные динамические оттенки, нюансировка.
Практика: Исполнение репертуара - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации.
Понятие о высоких и низких звуках.
Теория: Восходящее и нисходящее движение мелодии.
Практика: Просмотр нотного текста изучаемых произведений и выявление направления движения мелодической линии. Рисование мелодических линий.
2.
Знакомство с голосовым аппаратом
1
08-13.09
3.
Детские песни в нашей жизни. Подготовка к концерту, посвященному Дню учителя
1
15-20.09
4.
Репетиция
1
22-27.09
5.
Репетиция
1
29-04.10
6.
Концертное выступление «Любимому учителю»
1
04-11.10
7.
Вокальные упражнения. Мелодическая импровизация.
1
13-18.10
8.
Раскрепощение певца.
Фонопедические упражнения.
1
20-25.10
9.
Раскрой свои таланты.
1
27-01.11
10.
Сценический образ.
1
10-15.11
11.
Формы и жанры вокальной музыки.
1
17-22.11
12.
Песни новогоднего репертуара.
1
24-29.11
13.
Репетиция к новогодним выступлениям
3
01-06.12
14.
08-13.12
15.
15-20.12
16
Новогодний бал.
1
22-27.12
17.
Понятия: ансамбль, унисон.
1
12-17.01
18.
Работа над двухголосием
1
19-24.01
19.
Регистры.
1
26-31.01
20.
Работа над расширением диапозона.
1
02-07.02
21.
Репертуар концерта к 8 марта.
Подготовка к концерту.
3
09-14.02
22.
16-21.02
23.
23-28.02
24.
Концерт «Самым милым и любимым».
1
02-07.03
25.
Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона
1
09-14.03
26.
Многоголосия.
1
16-21.03
27.
Солист, хор, ансамбль.
1
30.03-04.04
28.
Звукоряд, трезвучие, тоника.
1
06-11.04
29.
«Чтобы помнили», подготовка концерта, посвященного Дню Победы
3
13-18.04
30.
20-25.04
31.
27-02.05
32.
Концерт. День Победы.
1
04-09.05
11-16.05
33.
Подготовка к отчетному концерту.
1
18-23.05
34.
«Звездный час»
1
25-30.05
Всего:
34
VIII. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
По программе «Вокальный ансамбль» осуществляются следующие виды контроля:
-
предварительный - выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и певческой деятельности, ритмических способностей;
-
текущий контроль - систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучении;
-
итоговый контроль - чистота интонирования на концертных мероприятиях, игровых конкурсах.
Формы проверки
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:
- сольные выступления,
- концерты.
IX.Список литературы:
-
В.П. Анисимов «Диагностика музыкальных способностей детей». Москва, 2004 г.
-
В В. Алеев «Настольная книга учителя». Москва, 2000 г.
-
Э.Б. Абдулин «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе» М.: Просвещение, 1983. 112 с.
-
О.А. Апраксина, Н.Д. Орлова «Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними». // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. //М.6 1975. С. 104-113.
-
О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе». М.: Просвещение, 1983.
-
К.П. Виноградов «Работа над дикцией в хоре». М.: Музыка, 1967. 148с.
-
Л.Б. Дмитриев «Основы вокальной методики». М.: Музыка, 1996. 367с.
-
П.П. Левандо «Проблемы хороведения». Л.: Музыка, 1974. 282с.
-
Л. Маркуорт «Самоучитель по пению». М.: АСТ: Астрель, 2009г. 158с.
-
А.Г. Менабени «Вокальные упражнения в работе с детьми». // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. 28-37.
-
В.П. Морозов «Развитие физических свойств детского голоса. // От простого к сложному. Л.: 1964. С. 97-106.
-
Т.Н. Овчинникова «К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором». //Музыкальное воспитание в школе. Вып.10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23
-
Д.Е. Огородников «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». Л.: Музыка, 1972. 152с.
-
В.С. Попов «Теория и методика музыкального воспитания». Москва, 2000 г.
-
В.С. Попов «Теория и методика музыкального воспитания». Москва, 2000 г.
-
Г.А. Струве «Школьный хор»
-
Г.П. Стулова «развитие детского голоса в процессе обучения пению». М.: МГПУ им. Ленина, 1992г. 270с.
-
В.К. Тевлина «Вокально-хоровая работа». // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982г. С. 43-77.
-
Г.И. Урбанович «Певческий голос учителя музыки». // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977г. С.23-33
X. Ресурсное обеспечение дополнительной образовательной программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «вокальный ансамбль» включает в себя описание:
- приемов развития слуха и голоса,
- методов вокально-хорового воспитания детей.
Приемы развития слуха и голоса:
-
Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз в фальцетном и грудном регистре.
-
Словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после прослушивания.
-
Использование ручных знаков, нотной записи в пении упражнений, мелодий, песен.
-
Пение без сопровождения.
-
Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.
-
Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.
-
Активная артикуляция при мысленном пении, выразительное чтение текста.
-
Выразительная фразировка, логические ударения.
-
Сознательное управление дыханием, верхним нёбом, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближение вокальной позиции и активного резонирования.
-
Самоконтроль и самооценка в процессе пения.
-
Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на занятии, юмор.
В работе используются следующие методы вокально-хорового воспитания детей:
- концентрический,
- фонетический метод показа и подражания,
- мысленного пения.
Личный творческий план.
-
Работа по теме «Развитие певческих способностей. Упражнения, распевки».
-
Поддерживать связь с другими хоровыми и вокальными коллективами.
-
Посещение открытых уроков, занятий педагогов дополнительного образования по профилю.