Моделирование уроков в условиях перехода на ФГОС

  Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.    Музыка по своей природе как уникальное явление, созданное человеком, как особый способ художественного познания ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Моделирование уроков в условиях перехода на ФГОС».

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Музыка по своей природе как уникальное явление, созданное человеком, как особый способ художественного познания мира, отличается от любой школьной науки своими целями, задачами и результатами познания. Главная цель обучения музыке в школе состоит в том, чтобы формировать музыкальную культуру личности, осваивать музыкальную картину мира; развивать и углублять интерес к музыке и музыкальной деятельности, развивать музыкальную память, ассоциативное мышление, фантазию и воображение; развивать творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовывать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина - научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы (индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, самостоятельная, парная), методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе (проблемно-поисковый, метод беседы, диалога, сравнения, стимулирования познавательной активности, музыкального обобщения, рефлексия).

3. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие "учитель - ученик" (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности урока:

1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)

1.1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.

1.2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель - цель, о факте достижения которой можно судить однозначно)

1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом.

1.4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу.

2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.

2.1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.

2.2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся.

2.3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.

2.4. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, упражнения направленные на развитие и тренировку голосового аппарата; вокально-хоровые навыки распевания, разогревания голосовых связок; тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы, физкультминутки, направленные на отдых детей и на смену деятельности, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)

2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.

3. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.

3.1. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)

3.2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.

3.3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок - мастерская, экскурсия, путешествие, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)

3.4. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.

4. Создание на уроке условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

4.1. Реализация на уроке компонентов учебно -познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

4.3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.

4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

4.5. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания учащихся будут качественными.

Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока - урок-исследование. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий - направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.

Предлагаемый подход к преподаванию музыки имеет ряд преимуществ:

- учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

- предъявить противоречивые факты, теории;

- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

- использовать приемы "яркое пятно", "актуальность".

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания - главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать "архитектором и строителем" образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1. Использование дифференцированных заданий.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

3. Использование метода проектов.

Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. На сегодняшний день проблем внедрения новых федеральных образовательных стандартов в школе много и порой кажется, что они затмевают собой реальные перспективы и положительные стороны проекта. Но хотелось бы напомнить о том, что ни одно глобальное дело в нашей жизни не проходит гладко, в любом новом деле всегда будут трудности и риски, ошибки и сомнения. Пройдет немало времени, прежде чем все будет организованно самым лучшим образом и наша с вами работа заключается именно в том, чтобы это время - время новых перемен наступило как можно скорее.

© 2010-2022