• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока музыки в 3 классе «Нравственный подвиг норвежского композитора Эдварда Грига в истории о «Пер Гюнте «П

Конспект урока музыки в 3 классе «Нравственный подвиг норвежского композитора Эдварда Грига в истории о «Пер Гюнте «П

ЦЕЛИ  УРОКА:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:-  Знакомить учащихся с жанром музыкального искусства – инструментальной сюитой;-  Выявлять образно-смысловое значение танцевальности и песенности в создании музыкального портрета;-  Сопоставлять музыкальные образы с образами изобразительного искусства.РАЗВИВАЮЩИЕ:- Развивать умения слушать и анализировать музыкальные произведения;  -  Развивать  музыкальное, образно-ассоциативное мышление учащихся через выявление общности музыки и живописи  в образном выражении состояний души человека;-  Развивать интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность мышления.  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:-  Формировать духовную культуру учащихся через знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига;-  Воспитывать нравственность: сопереживание, верность, всепрощение герою музыки Эдварада Грига.
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 3 классе по теме

«Нравственный подвиг норвежского композитора Эдварда Грига в истории о «Пер Гюнте»


ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

- Знакомить учащихся с жанром музыкального искусства - инструментальной сюитой;

- Выявлять образно-смысловое значение танцевальности и песенности в создании музыкального портрета;

- Сопоставлять музыкальные образы с образами изобразительного искусства.

РАЗВИВАЮЩИЕ

- Развивать умения слушать и анализировать музыкальные произведения;

- Развивать музыкальное, образно-ассоциативное мышление учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека;

- Развивать интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность мышления.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

- Формировать духовную культуру учащихся через знакомство с музыкой норвежского композитора Э.Грига;

- Воспитывать нравственность: сопереживание, верность, всепрощение герою музыки Э.Грига.



Оборудование к уроку:

1) Магнитофон, аудиокассеты;

2) Учебники «Музыка» 3 класс авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская,

Т.С.Шмагина

3) Учебники «Музыка» 5 класс авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская (с.29);

4) Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс

Составители Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Просвещение» 2000

5) Песенник для детей «Буратино» выпуск 4

Л, «Советский композитор» 1989

6) Наглядный материал: детские рисунки, портрет Э.Грига;

7) Свирели;

8) Костюмы Сольвейг и Пер Гюнта.





-2-

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Учитель: Внимательно посмотрите на доску. Что вы видите?

Учащиеся: Портрет норвежского композитора Эдварда Грига, детские рисунки.

Учитель: Какое знакомое вам произведение зашифровано в этих рисунках?

Учащиеся: Сюита «Пер Гюнт».

Учитель: Верно. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с симфонической сюитой норвежского композитора Эдварда Грига

«Пер Гюнт». Кто такой Пер Гюнт? Что вы о нём знаете?

Учащиеся: Пер Гюнт - юноша, который родился в маленькой норвежской деревушке, в бедном доме… Работать он не любил, но мама его прощала, потому что сын был настоящим фантазером; у него был дар рассказчика-сочинителя.

Не дождалась от Пера помощи его мать Озе. После ее смерти Пер покинул деревню в надежде разбогатеть, найти счастье, бросив горячо любящую его невесту Сольвейг.

Учитель: «Там, - думал он,- где большие города, теплое море, жаркое солнце - жизнь легка и приятна».

В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей. Среди них дочь арабского царя (правителя) восточная танцовщица Анитра, попытавшаяся своими чарами привлечь внимание Пера Гюнта и… обмануть его: она бросила Пера одного в пустыне и обокрала. Постарайтесь увидеть музыку глазами Пер Гюнта. Какой предстала Анитра перед очами Пера?

Звучит «Танец Анитры» фрагмент

(магнитофонная запись)


Учитель: Какой же предстала Анитра перед очами Пера?

Учащиеся: Легкая, изящная, красивая, нежная, грациозная, воздушная, как ветерок.

Учитель: Эти определения касаются только внешности Анитры?

Учащиеся: Не только. Это ее портрет, ее характер.

Учитель: И каков же он? Она красива, легка… А если легкость, игривость - качество души? Как сразу меняется смысл: ветерок превращается в ветреность, а игривость - в беспечность. Может быть перед нами портрет красивой, но легкомысленной, ветреной и бездушной прелестницы? Способна ли Анитра на серьезные поступки и благородные чувства?

Учащиеся: Нет, она бросает Пера одного в пустыне… Она обокрала его… Она совсем не думает, что с ним будет.

Учитель: Почему же Анитра предала Пера?

Учащиеся: Потому, что он так же поступал с другими людьми, и они платили ему той же монетой…

Учитель: Не зря же в народе говорят: «Как аукнется - так и откликнется!»

-3-

Учитель: Если бы вы были художниками, то каким бы вы нарисовали портрет Анитры? Не забывайте о том, что музыка написана Эдвардом Григом к спектаклю. Это - театр! Взгляните на Анитру глазами театрального художника.

Учащиеся: Она будет очень стройной, в легких прозрачных одеждах… Краски яркие… Волосы развеваются по ветру… Много украшений… Движения гордые, но грациозные…

Учитель: Всегда ли главное в человеке - внешность, одежда?

Учащиеся: Нет.

Учитель: А как вы считаете, что главное в человеке?

Учащиеся: Душа, характер, ум, отношения людей друг к другу.

Учитель: Как вы чувствуете героиню этой пьесы - у нее теплая или холодная душа?

Учащиеся: Холодная…

Учитель: Анитра красива, но холодна.

Учитель: А сейчас я хочу напомнить вам другую музыку.

Учитель напевает интонацию «Песни Сольвейг»

а капелла без слов

Учитель: Кто из героев сюиты мог бы спеть такую песню?

Учащиеся: Сольвейг. Ее песня!

Учитель: О чем же она поет?

Учащиеся: Она поет о любви к Перу, о своем ожидании…

Учитель: Как она поет? Какие интонации вы слышите в песне Сольвейг?

Учащиеся: Мелодия красивая, протяжная, задушевная, сердечная, очень нежная и печальная… В ней чувствуется страдание…

Учитель: На прошлом уроке мы напевали песню Сольвейг по нотам, а сейчас исполним выразительно, со словами в том характере, с которым мы учили.

Учащиеся исполняют 1 часть «Песни Сольвейг» со словами

(под аккомпанемент учителя)

Учитель: В песне Сольвейг есть еще один эпизод, где какая интонация?

Учащиеся: Светлая, радостная, танцевальная…

Учитель: Я согласна с вами. Это поёт душа Сольвейг о скорой встрече с Пером…

Учитель: Что вы еще слышите в этой музыке?

Учащиеся: В этой музыке - ее надежда, мечта…

Учитель: Я попрошу исполнить этот эпизод девочек с высокими, легкими голосами.

Группа девочек исполняет вокализ 2 части «Песни Сольвейг»

(под аккомпанемент учителя)





-4-

Учитель: Вы очень тонко подметили особенности этой музыки. А теперь переключите свое внимание на картину в учебнике 5 класса страница 29.

Рассмотрите ее внимательно.

Дети рассматривают картину «Ожидание»

Константина Васильева

Учитель: Что вы видите на картине?

Учащиеся: Девушку… Она вглядывается в темноту, в глазах ее - надежда… Как будто она ждет кого-то…

Учитель: Как бы вы назвали эту картину?

Учащиеся: «У окна»… «Вечер»… «Свеча»… «Я подожду»…

Учитель: Эта картина написана нашим современником, художником Константином Васильевым и называется она «Ожидание». Созвучна ли она песне Сольвейг?
Учащиеся: Да, созвучна.

Учитель: Какой части: первой или второй - песенной или танцевальной?

Учащиеся: Картина созвучна песне Сольвейг 1 части.

Учитель: Почему?

Учащиеся: Ведь девушка на картине тоже ждет, она тоже любит и верит.

Учитель: В чём мы видим в картине мелодию ожидания и любви?

Учащиеся: В глазах, вглядывающихся в даль, с надеждой, с волнением…

Учитель: Обратите внимание на косу. Она плавно скользит, ниспадает по плечу - как мелодия!.. А что вы можете сказать про окно?

Учащиеся: Мороз сковал узорами окно, но оно оттаяло…

Учитель: Отчего оно оттаяло?

Учащиеся: От дыхания девушки, от свечи.

Учитель: Теплое дыхание девушки и огонь свечи растопило льдинки на стекле… Как вы думаете, почему для характеристики Сольвейг композитор выбрал именно песенную интонацию, а для Анитры танцевальную интонацию? Почему не наоборот: танец Сольвейг и песня Анитры?

Учащиеся: Анитра живет себе в удовольствие, она ни о ком не думает… Танцем своим она очаровывает Пера, увлекает его - игриво, весело, легко…

Учитель: Можно ли в таком подвижном, грациозном танце передать боль, слезы, надежду, любовь?

Учащиеся: Нет. Для этого нужна совсем другая мелодия, другие интонации…

Учитель: Какие же?

Учащиеся: Песенные, мелодичные, печальные… Тихие, нежные, медленные, спокойные…

Учитель: Ну, а главное? Сольвейг поет! Вы вспомните оттаявший кусочек заледенелого окна… Ее голос очень теплый, человечный…

Я предлагаю еще раз послушать ее голос.

Звучит «Песня Сольвейг» 1 часть

(магнитофонная запись)



-5-

Учитель: Так какова же была цель композитора Эдварда Грига, создавшего такие разные музыкальные характеры-портреты?

Учащиеся: Показать разные чувства, разных людей…

Учитель: И, что очень важно - заглянуть в их душу, правдиво передать их внутренний мир.

А теперь вспомните сказки, где героини олицетворяют добро и зло, отзывчивость и холодное равнодушие

Учащиеся: В сказке А.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» - царевна и мачеха… «Двенадцать месяцев» - Настенька и Принцесса… В сказке «Морозко» - Настенька и Марфушка … в «Снежной королеве» Андерсена - Герда и Снежная королева.

Учитель: Верно. Ну, что ж. Настала пора заканчивать историю о Пере. Глупый Пер! Он исходил полмира в поисках счастья, а ведь счастье его было в любви Сольвейг, в дружбе, сочувствии, понимании людей, которые были рядом. Но Пер их предавал. И душа доброго и когда-то веселого парня становилась черной как у тролля.

Сорок лет бродил Пер по свету. Он состарился. Голова его стала совсем седой. И что же он нашел? Богатство? Власть? Деньги? Нет! Он возвратился на Родину без гроша в кармане. Бродя по лесу, Пер встречает Пуговичника. Кто это?

Учащиеся: Пуговичник носит сбоку плавильный ковшик и в нем переплавляет на пуговицы людей, не сделавших в своей жизни ничего хорошего… Тех, о ком и добром-то никто не вспомнит.

Учитель: Пуговичник сказал, что ищет человека по имени Пер Гюнт. Сначала Пер обрадовался. Он подумал о том, что наконец-то встретил человека, которому он нужен. Но тут он вспомнил, кого и зачем ищет пуговичник!

«Оно и к лучшему, - подумал Пер. - Все равно в жизни нет уже никакого смысла!» И всё же он попросил Пуговичника подождать до утра, пока не взойдет солнце. И мастер согласился. Пошел Пер людей расспрашивать. Многих встретил, но все только ругали и проклинали его. И понял Пер, что настал его последний час.

И вот, когда забрезжили первые лучи солнца на верхушках елей, набрел он на ветхую хижину. Дверь ему открыла совсем седая и слепая женщина.

Как вы думаете, ребята, кто это мог быть?

Учащиеся: Сольвейг!

Учитель: Да это была Сольвейг! Она протянула руки к Перу…. И узнала его.

Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент из драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт» - «Встреча Сольвейг с Пер Гюнтом».

Учащиеся исполняют фрагмент из драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт»

в роли Пера Гюнта - Серёгин Артём

в роли Сольвейг - Митрюшина Саша

-6-

СЦЕНКА

Пер Гюнт: Суди меня, перед кем виноват!

Сольвейг: Будь славен Господь! Он пришел назад!

Пер Гюнт: Скажи, что мои пригрешенья страшны!

Сольвейг: Нет на тебе, мой бесценный вины…

Пер Гюнт: Тогда назови Место, где сам я с собой оставался,

В духе, который от Бога достался!

Сольвейг: В Вере, надежде моей и любви!

Учитель: И в этот момент спектакля над сводами театра, как и в начале спектакля, зазвучала музыка «Утра». Давайте еще раз исполним «Утро» со словами (Солнышко всходит, И небо светлеет. Природа проснулась, И утро пришло.) под аккомпанемент свирелей, и покажем движениями рук восхитительный восход солнца.

Учащиеся исполняют мелодию «Утра»,

используя пластическое интонирование

(под аккомпанемент свирелей)


Учитель: Как вы думаете, ребята, почему Эдвард Григ начинает и заканчивает спектакль музыкой «Утра»?

Учащиеся: Он изображает этой музыкой рассвет… Восход солнца… Пробуждение природы…

Учитель: Да, это тема рассвета, восходящего солнца. Мир наполняется радостью, светом. И все же, какое это солнце? Ведь наш герой встречал восход и в Индии, и в Америке, и в арабской пустыне… Это солнце вставало над его…

Учащиеся: Родиной.

Учитель: А какое оно - солнце Родины?

Учащиеся: Самое теплое… Самое любимое…

Учитель: Да. Оно может горячим и ярким, как в пустыне, ослепительно белым и не дающим тепла, как на снежных равнинах Севера. Но есть солнце Родины, свет и тепло которого дороже всего на свете.

Звучит «Утро» Э Грига фрагмент

(магнитофонная запись)


Учитель: Какие стороны души Пера по-новому раскрыла для нас музыка «Утра»? Выберите подходящие слова.

(слова на доске: радость возвращения

Обречённость

Радость спасения

Негодования

Благодарность)

Учащиеся: Радость возвращения… радость спасения… Благодарность…


-7-

Учитель: Душа Пера изменилась. Благодаря кому?

Учащиеся: Благодаря Сольвейг.

Учитель: Каким образом? Ведь его ждала плавильная ложка пуговичника.

Учащиеся: Только Сольвейг смогла сказать о Пере доброе, хорошее… и поэтому душа Пера изменилась, пробудилась.

Учитель: Утро наступает в душе Пера. Это пробуждение его души к свету, которым наполнила его жизнь любовь к Сольвейг. Вспомните, почему в русской сказке оттаяло сердце Снегурочки?

Учащиеся: Она тоже полюбила.

Учитель: Пер всю жизнь искал счастье. А где оно было? Далеко?

Учащиеся: Совсем рядом - в любви Сольвейг…в солнце Родины…

Учитель: Вот какую мудрую, пусть горькую и печальную, но все же светлую сказку создали для людей Генрик Ибсен и Эдвард Григ.

А зачем нужны людям сказки?

Учащиеся: Они учат добру, справедливости… Они делают нас лучше.

Учитель: Предлагаю закончить наш урок песней о сказке. Ведь в сказках - мудрость народа.

Учащиеся исполняют «Песню о волшебниках»

музыка Г.Гладкова слова В.Лугового

(под аккомпанемент учителя и трио свирелей)

© 2010-2022