- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока «Путешествие в мир звуков»
Конспект урока «Путешествие в мир звуков»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матяж Е.В. |
Дата | 24.01.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Максимум разумных действий - в музыкальную деятельность!
Матяж Елена Владимировна.
Учитель музыки
МОУ СОШ № 9 г. Коврова.
Многие ученые высказывают мнение о том, что музыка в первую очередь- искусство эмоционально- двигательное, психомоторное, включающее при восприятии мышечно-двигательные реакции, а уже во вторую очередь- искусство слуховое. Именно психомоторной природой музыки и может быть объяснена « плохая дисциплина» на уроках музыки в школе, т.к. желание двигаться под музыку сильнее самого ребенка. Эту специфику природы музыки я стараюсь учитывать при работе с детьми, особенно начального звена и, особенно, во внеурочной работе, например, при работе в рамках ГПД. Потребность детей лично участвовать в музицировании через подыгрывание, пение, дирижирование, пританцовывание должна обязательно удовлетворяться. Тем более, если вспомнить, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим. Поэтому главный девиз моих музыкальных занятий: «Максимум разумных действий - в музыкальную деятельность!» Подход к постижеию музыки в единстве слухового, зрительного и двигательного факторов позволит осуществлять перевод внешних действий во внутренние представления. В целом же наши занятия направлены на достижение следующих далеко идущих перспектив: развитие эмоциональных, открытых миру, жизнелюбивых, творчески мыслящих, артистичных, умеющих самовыражаться личностей.
Музыкальное занятие для второклассников в рамках ГПД.
Тема: « Путешествие в мир звуков».
ЦЕЛЬ: сенсорное развитие детей.
ЗАДАЧИ:
-
Развитие звуковысотных слуховых представлений, чувства временной упорядоченности музыки, формирование представлений о тембре, динамике
-
Развитие эмоциональности учащихся, жизнелюбия, умения раскрывать себя миру.
-
Воспитание чувства ответственности, сотворчества, сопричастности одному общему делу.
Оборудование, наглядные пособия:
- синтезатор,
- фортепиано,
- шумовые бутылочки,
- металлофоны,
- карточки синего и красного цвета,
- бумажные салфетки, листы цветной бумаги разных цветов.
Музыкальный материал:
- « Контраданс» из сборника старинных русских танцев,
- М. Минков « Из чего наш мир состоит?»,
- обр. р.н.п. « Сударушка»,
- Э. Мошковская, стихотворение « Шорох к Шелесту спешит».
Форма занятия: игровая
Виды деятельности:
-
слушание,
-
игра на детских музыкальных инструментах,
-
пение,
-
выполнение творческих заданий,
-
выполнение движений под музыку.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
-
Организационный этап, вокальная работа.
-
Выполнение движений под музыку, развивающих чувство временной упорядоченности музыки.
-
Творческое задание (работа над динамическими оттенками).
-
Игра на детских музыкальных инструментах, создание современной аранжировки исполняемого произведения.
-
Подведение итогов занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Приветствие, организация внимания школьников.
─Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие во владения королей Шороха и Шелеста. Путь нам предстоит непростой, с множеством испытаний. Что поможет нам облегчить путь, поднять настроение?
-
песня
- Давайте исполним уже хорошо знакомую нам песню « Из чего наш мир состоит?».
(исполнение песни).
II. -Путь нам предстоит нелегкий, а вот и первое испытание…
( на полу разложены по кругу красные карточки)
- Перед нами - топкое болото, мы должны пройти по нему, не сорвавшись в трясину. Кочками нам будут служить красные карточки. Наступая точно на них, мы сможем преодолеть опасное препятствие. Задание осложняется тем, что идти по кочкам мы должны точно в такт музыке, чтобы шаги совпадали с пульсацией музыки.
( исполняю обработку р.н.п. « Сударушка», используя только сильные доли. Первый раз дети просто слушают музыку, затем встают друг за другом и по одному выполняют задание)
- Теперь задание усложнится ( раскладываю на полу между красными карточками синие.)
- Музыка прозвучит уже знакомая вам, но немного измененная. Ваша задача остается прежней - совпадение шагов с пульсацией музыки, идти вы должны по- прежнему только по красным карточкам.
( Исполняю «Сударушку» с заполнением сильных долей. Синие карточки на полу позволяют детям при выполнении задания не только на слух, но и зрительно ощутить заполнение музыки при появлении более мелких длительностей, при этом пульсация на сильные доли сохраняется. По ходу комментирую « чистоту» выполнения задания ребятами).
III. - Преодолев препятствия, мы, наконец, оказались в королевстве Шороха и Шелеста. В этой стране было все бумажное, даже ее жители: бумажечки и листочки, странички и фантики, бумашуршики и бумалистики. Может быть, вы кого-нибудь добавите? Все жители делились на подданных короля Шороха и подданных короля Шелеста. При этом они были очень дружны и так похожи, что надо было хорошо прислушаться, чтобы понять, кто из них сейчас говорит.
( Дети, продвинувшись вперед после выполнения предыдущего задания, видят на полу бумажные салфетки и листки цветной бумаги).
- Возьмите в руки разные бумажки и заставьте их зазвучать.
- Как вы думаете, салфетки или листы цветной бумаги подойдут, чтобы озвучить подданных короля Шороха?
> Бумажные салфетки
- А подданным короля Шелеста?
> Листы цветной бумаги.
- Сегодня в честь королей мы сочиним бумажную симфонию. Вы для этого разделитесь на подданных королей Шороха и Шелеста. Сейчас я прочту стихотворение, которое поможет нам собрать нашу симфонию воедино. Вслушайтесь и спланируйте, в какие моменты стихотворения будут звучать салфетки, а в какие - бумажные листочки.
« Шорох к Шелесту спешит».
Вот прилетел бесшумно Шорох, новостей принес он ворох.
И все шорохи слетелись, и прилетел бесшумно Шелест.
Шевельнул рукою Шелест - и все шелесты слетелись.
И шептал им что-то Шорох, что-то страшное, чудное,
Что-то тайное, ночное. Разошелся, расшептался, а под утро распрощался.
Шорох вышел, Шелест вышел, и шагов никто не слышал.
( После первого прослушивания обращаю внимание на возможные динамические оттенки при исполнении « Бумажной симфонии», на их соответствие смыслу слов стихотворения. Выбираем королей, исполняем симфонию).
- Ребята, а всегда ли наше исполнение соответствовало смыслу слов? Как мы должны прошуршать салфетками, чтобы их звучание соответствовало слову «бесшумно», или словам « разошелся, разшептался»и т.д.
-
размышления детей, отработка деталей.
(исполняем симфонию целиком).
IV. - Я думаю, короли польщены нашей симфонией, но они уже слишком устали от всевозможных шорохов и шумов, им бы гораздо больше понравилась настоящая музыка.
Давайте исполним для их величеств « Контраданс»
-
Часть ребят занимает места у расставленных заранее металлофонов, другая часть получает шумовые бутылочки. Вначале вспоминаем о правилах работы с инструментами, учимся их бесшумно брать и класть, учимся выполнять требования по руке дирижера-учителя. Предварительно делим произведение на 2 части, чтобы как можно большее количество детей могло принять участие в исполнении. Репетируем с 1 и 2 группой отдельно. Вначале дирижируем звуковысотную линию рукой, затем исполняем на инструментах по частям. Соединяем все произведение, подключив к игре металлофонов шумовые инструменты. После этого подключаем к исполнению аккомпанемент учителя. Добившись синхронности в исполнении, предлагаю ребятам придать нашему произведению современное звучание. Использую аккомпанемент синтезатора ( тон 111, ритм 027).( Ребята всегда воспринимают этот вариант исполнения с восторгом, т. к. он не просто эффектно современно звучит, но и создает ощущение настоящего оркестрового многоголосия.) На этой кульминационной ноте завершаем наше путешествие.
─ Ребята, наше путешествие подошло к концу, какие этапы вам запомнились больше всего?
> Ответы детей.