Рабочая программа по сольфеджио

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

преподавателя дополнительного образования

музыкально - теоретического отделения

по «Сольфеджио»




Отделение: хоровое

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: 5 лет

Автор составитель: преподаватель Степкина С.В.


г. Дубна




2015 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальная деятельность ребенка создает необходимые условия для его всестороннего и гармоничного развития. С этой целью создан целый комплекс занятий, в который входят следующие предметы: «Сольфеджио», «Хор», «Инструмент», «Слушание музыки», «Ритмика», развивающие у учащихся художественное мышление и художественные представления, стимулирующие их творческую активность, воспитывающие любовь к классической и народной музыке.

Предмет «Сольфеджио», направленный на развитие интонационного и гармонического слуха как необходимых компонентов музыкального мышления, способствует музыкально-эстетическому воспитанию детей, расширению их общего музыкального крyгозора и формированию хорошего вкуса. Поэтому дополнительная образовательная программа по данному предмету имеет общеразвивающую направленность.

Новизна программы в ее содержании. Она охватывает более широкий круг тем, чем это было предусмотрено в программе, утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства Культуры в 1984 году. Такое изменение программы стало актуальным в силу следующих причин:

- дети, обучающиеся по пятилетней программе, должны получить по окончании школы достаточный объем знаний, практических умений и навыков для того, чтобы ориентироваться в музыкальном мире в качестве слушателя и активно заниматься любительским музицированием.

-для учащихся, планирующих поступление в средние специальные учебные заведения также необходим более широкий охват тем в курсе «Сольфеджио», так как музыкальные колледжи предъявляют к абитуриентам пятилетнего курса обучения по предмету такие же требования, как и после окончания семилетнего курса обучения.

Таким образом, чтобы развивать ребенка в соответствии с современными тенденциями музыкальной педагогики, педагогически целесообразным стало создание дополнительной программы по сольфеджио на основе типовой программы Л.В.Семченко. Такая практика стала возможной благодаря концентрированнoму методу подачи материала - знакомство со многими темами, изучаемыми ранее поэтапно в разных классах, теперь предлагается осуществлять единым блоком, что позволяет освободить учебные часы для изучения других тем и дает возможность формирования целостной системы подачи теоретического материала, более удобной для восприятия учащихся.

Основной целью настоящей программы является:

-раскрытие музыкальных и творческих задатков ребенка;

-развитие у учеников музыкального слуха;

-воспитание у ученика умения осмысленно воспринимать и классифицировать средства музыкальной выразительности, выявлять наиболее характерные элементы музыкального языка в произведениях разных эпох, стилей, жанров;

-организация деятельности ребенка таким образом, чтобы он имел возможность применять полученные знания и навыки в своей практической музыкальной деятельности.

На практическое достижение данной цели направлены следующие задачи:

1. Развить у учащихся:

- мелодический слух: качественное вocприятие звучащей мелодии (узнавание пройденных оборотов, типов движения, скачков, секвенций, повторов и т. д.) и интонационно чистое ее воспроизведение;

- гармонический слух: ощущение фонизма интервалов, аккордов; восприятие функциональных гармонических связей; cпocoбность воспринимать много звуков как единое целостное звучание.

- внутренний слух: способность представлять себе звучание интервала, аккорда, мелодического, гармонического оборотов, ритмического рисунка, мелодии или ее фрагмента;

- чувство лада: осознание связей звуков; ощущение устойчивости и неустойчивости, законченности или незаконченности оборота; окраски мажора, минора; тяготения звуков при разрешении;

- музыкальное мышление: способность восприятия музыкальной мысли, музыкальной формы, умение анализировать музыкальный текст, знание и владение элементами музыкальной речи.

-музыкальную память: осознанное запоминание звучания музыкального материала.

2.Воспитать навыки:

- пения мелодии с дирижированием, с аккомпанементом педагога или с собственным аккомпанементом;

- ансамблевого пения;

- самостоятельного разучивания мелодий;

- чтения с листа;

3.Сформировать умения:

- подбора по слуху мелодий, аккомпанемента;

- транcпонирования мелодий по слуху, транспонирования нотного текста;

- записи мелодий по слуху;

- анализа отдельных элементов музыкальной речи; анализа произведений на слух и по нотному тексту.

4. Дать начальные знания в области музыкальной грамоты.

Данная рабочая программа составлена на основе типовой программы по сольфеджио преподавателя ДМШ №45 г.Москвы Л.В.Семченко (2006 г.).

Ее отличительные особенности :

  1. Из раздела «Вокально-интонационные навыки. Сольфеджирование. Чтение с листа» удалена такая форма работы, как разучивание и пение с аккомпанементом преподавателя песен композиторов, потому что у учащихся хорошая интонационная подготовка на уроках хора. Вместе с этим, в работу включены каноны и вокализы, предназначенные для разучивания и пения с листа.

  2. Более детализировано выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными формами.

  3. Из раздела «Воспитание чувства метроритма» взяты те виды упражнений, которые удается полностью реализовать на уроках в нашей школе.

4. Списки рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены. В них включены учебники и пособия, изданные

в период после 2000 года.

5. Для качественной и детальной подготовки к контрольному уроку введен новый тип урока - практикум.

6. Значительно сокращена работа над разделами «Музыкальный диктант» и «Воспитание творческих навыков», особенно в старших классах.

Обучение по данной программе осуществляется с учащимися

от восьми лет и старше, ранее обучавшимися в течение года по программе «Подготовка к обучению в ДШИ».

Срок реализации обучения - 5 лет.

Основной формой обучения является урок, который проводится в форме

гpyппового занятия. Режим проведения занятий -1 раз в неделю.

Курс изучения предмета рассчитан в первом полугодии на 15 занятий,

и 18 -во втором полугодии. Продолжительность занятий - 45 минут, что

соответствует 1 академическому часу. Курс изучения предмета сольфеджио

в каждом классе составляет 49,5 часов ,что соответствует 33 занятиям.

В результате занятий по предмету «Сольфеджио» дети должны уметь:

-интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию;

- один из голосов несложного двухголосного пpoизведения;

- подбирaть на инструменте мелодию и аккомпанемент;

- записывать звучащую мелодию;

- анализировать на слух и по нотному тексту, как отдельные элементы музыкальной речи, так и небольшие музыкальные произведения

(в том числе из репертуара по инструменту).

Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствующих практических формах деятельности.

Итоги обучения подводятся в конце каждой четверти в форме контрольного урока, а также в конце обучения в форме экзамена. В 1-4 классах в конце I, II и III четверти контрольный урок проводится в форме устного опроса по пройденным темам, включающего сдачу выученных одно и 2-голосных номеров. В конце года контрольный урок проводится в соответствии со следующими требованиями:

1.Повторение теоретических понятий.

2.Интонационные упражнения в мажорной тональности.

3.Интонационные упражнения в минорной тональности.

4.Упражнения со слуха.

5.Упражнения на освоение интервалов и аккордов.

6.Исполнение пройденных 1 и 2-голосных номеров.

7.Чтение с листа.

Итоговый контрольный урок является открытым для взаимопосещения.

Аттестация знаний учащихся 5 класса осуществляется в форме экзамена, проводимого в 2 этапа - в письменной и устной формах.

Задания письменной работы:

1. Определить на слух и записать 5 интервалов , исполненных мелодически и гармонически.

2. Определить на слух и записать 5 аккордов вне лада.

3. Определить на слух и записать 5 аккордов лада.

4.Определить мажорную тональность по буквенному обозначению, записать ее знаки, натуральный и гармонический вид.

5. В этой мажорной тональности построить последовательность из 5 интервалов.

6. Определить минорную тональность по буквенному обозначению, записать натуральный и гармонический вид.

7. В этой минорной тональности построить последовательность из 5 аккордов лада.

Критерии оценки заданий и оценка результата: за каждое задание присваивается определенное количество баллов. Оценку за всю работу составляет сумма полученных баллов:

1 задание - 10 баллов

2 задание - 10 балла

3 задание - 10 баллов

4 задание - 5 баллов

5 задание - 6 баллов

6 задание - 5 баллов.

7 задание - 6 баллов.

Шкала оценок:

76-66 баллов - отлично.

65-55 баллов - хорошо.

более 30 баллов - удовлетворительно.

Требования к устному ответу:

1.Спеть мажорную либо минорную тональность

натурального и гармонического вида.

2. Спеть заданную интервальную последовательность мелодически.

3.Спеть заданную аккордовую последовательность мелодически.

4. Исполнить с дирижированием выученную 1-голосную мелодию.

5.Исполнить один из голосов выученного 2-голосного примера.

Ответ по каждому из заданий оценивается по 5-бальной системе. Оценка за экзамен выводится как средне-арифметический вариант.


Учебно - тематический план

1 класс

Первое полугодие


Наименование тем

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1.

Высота звука. Регистры. Длина звука. Длительности.

Пульсация долей. Интонирование отдельных звуков.

Слушание 1-2-3 звуков. Звукоряд, Метр. Ритм.

Ритмические рисунки с четвертями и восьмыми.

Скрипичный ключ. Нотные знаки.

2-дольный метр. Размер. Такт. Клавиатура. Нотописание.

3-дольный метр. Половинная длительность.

3

2

Тема 2.

Мотив. Фраза. Устный ритмический диктант.

1,5

1

Тема 3.

Лады: мажор и минор. Тональность До мажор. Устойчивые и

неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней в

устойчивые. Вводные звуки.

6

4

Тема 4.

Дирижирование на 2/4. Паузы.

1,5

1

Тема 5.

Строение мажорного лада. Знаки альтерации.

1,5

1

Тема 6.

Тональность Ре мажор. Транспонирование.

3

2

Тема 7.

Дирижирование на ¾. Половинная нота с точкой.

1,5

1

Тема 8.

Затакт.

1,5

1

Тема 9.

Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре.

3

2

Контрольный урок.

1,5

1

Всего:

24

16




Второе полугодие.

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 10.

Тональность Соль мажор.

3

2

Тема 11.

Размер 4/4. Целая нота. Главные ступени лада.

1,5

1

Тема 12.

Тональность Фа мажор

3

2

Тема 13.

Шестнадцатые длительности.

3

2

Тема 14.

Интервалы.

9

6

Тема 15.

Тональность Си- бемоль мажор.

3

2

Тема 16.

Одноименные тональности.

3

2

Контрольный урок.

1,5

1

Всего:

27

18







2 класс

Первое полугодие

Наименование тем.

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1.

Повторение пройденного.

3

2

Тема 2.

Куплетная форма. Одноименные тональности.

3

2

Тема 3.

Параллельные тональности. Переменный лад.

3

2

Тема 4.

Натуральный минор.

3

2

Тема 5.

Ритмический рисунок

3

2

Тема 6.

Гармонический минор.

3

2

Тема 7.

Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента.

Понятие «Предложение»

1,5

1

Тема 8.

Мелодический минор.

3

2

Контрольный урок.

1,5

1

Всего:

24

16

Второе полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 9.

Интервалы в мажорном ладу.

3

2

Тема 10.

Ритмические рисунки-

3

2

Тема 11.

Тональности с тремя знаками при ключе.

9

6

Тема 12.

Сексты большие и малые.

3

2

Тема 13.

Понятие обращения интервалов и аккордов

6

4

Тема 14.

Размер 3/8.

1,5

1

Контрольный урок.

1,5

1

Всего:

27

18

3 класс

Первое полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1.

Повторение пройденного

4,5

3

Тема 2.

Обращение трезвучий главных ступеней

4,5

3

Тема 3.

Период. Каденция.

3

2

Тема 4.

Вспомогательные, проходящие звуки и аккорды

7.5

5

Тема 5.

Пунктирный ритм

3

2

Контрольный урок.

1,5

1

Всего:

24

16

Второе полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 6.

Септимы

3

2

Тема 7.

Доминантсептаккорд

3

2

Тема 8.

Гармонический мажор

3

2

Тема 9.

Тритоны

6

4

Тема 10.

Тональности с четырьмя знаками при ключе

10,5

7

Контрольный урок.

1,5

1

Всего:

27

18


4 класс

Первое полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1.

Повторение пройденного

4,5

3

Тема 2.

Разрешение S, D и их обращений в ладу

3

2

Тема 3.

Ритмическая группа

3

2

Тема 4.

Обращение доминантсептаккорда

6

4

Тема 5.

Внутритактовая синкопа

3

2

Тема 6.

Уменьшенное трезвучие

3

2

Контрольный урок.

1,5

1

Всего:

24

16

Второе полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 7.

Характерные интервалы

3

2

Тема 8.

Септаккорд VII ступени

3

2

Тема 9.

Размер 6/8

4,5

3

Тема 10.

Триоль

3

2

Тема 11.

Тональности с пятью знаками при ключе

9

6

Тема 12.

Простые двух- и трехчастные формы

3

2

Контрольный урок.

1,5

1

Всего:

27

18

5 класс

Первое полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество занятий

Тема 1.

Квинтовый круг тональностей. Буквенные обозначения

тональностей

3

2

Тема 2.

Энгармонизм

6

4

Тема 3.

Увеличенное трезвучие.

3

2

Тема 4.

Ритмические рисунки с залигованными нотами.

Между тактовые синкопы.

3

2

Тема 5.

Виды септаккордов

4,5

3

Тема 6.

Модуляция. Отклонение. Сопоставление

3

2

Контрольный урок.

1,5

1

Всего:

24

16

Второе полугодие

Наименование тем

Количество

часов

Количество

занятий

Тема 7.

Родственные тональности

3

2

Тема 8.

Хроматическая гамма

3

2

Тема 9.

Особые лады

3

2

Тема 10.

Виды размеров

4,5

3

Контрольный урок

1,5

1

Практикум (подготовка к экзамену)

9

6

Практикум (подготовка к экзамену)

1,5

1

Письменная работа. Устный экзамен

1,5

1

Всего:

27

18

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ.

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

I класс

1 четверть.

Пение 2-3 ступенных песен-попевок: V - III; V - III - I; V - VI - V - III.

Пение и игра этих попевок от разных звуков.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом преподавателя.

Сольмизация и пение 2 - 3 ступенных песенок - попевок.

2 четверть.

Пение песенок - попевок, включающих пocтyпенное движение вверх и вниз

от I ступени к IV, от I к V, от V к I - по всему звукоряду.

Пение гамм До мажор и Ре мажор.

Пение разрешений неустойчивых звуков в устойчивые, тонических трезвучий, вводных звуков.

Пение отдельных ступеней с показом на столбице или рукой.

Пение мелодий в тональностях До мажор,

Ре мажор с поcтyпенным движением вверх и вниз, с повтором звуков,

с движением по устойчивым ступеням, по трезвучию с дирижированием на 2/4.

Понятие «Интервал»:

1.Определение: интервал - созвучие из 2 звуков.

2.Обозначение цифрами.

7.Определять на слух.

3 четверть.

Пение попевок с опеванием устойчивых ступеней.

Пение секвенций (в звене 2-3 звука).

Разучивание и пение вокализа с аккомпанементом преподавателя

из сборника Ладухина

Пение гамм Соль и Фа мажор, разрешений неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней,тонических трезвучий.

Пение мелодий в пройденных тональностях с дирижированием на 2/4 и 3/4.

Понятие «Интервал»:

3.Петь интервал между звуками и записывать нотами.

4.Играть интервал между клавишами и называть названия.

5.Определять интервалы по клавиатуре по порядку вверх и вниз.

6. Определять интервалы по клавиатуре вразнобой по группам:

Чистые/ м б узкие/м б широкие

4 четверть.

Пение попевок со скачком от Т к D и от D к Т.

Пение гаммы Си-бемоль мажор, разрешения неустойчивых звуков, опевание устойчивых, тонического трезвучия.

Пение и игра ступеней:Т - S - D - Т.

Пение секвенций в пройденных тональностях, включающих интервалы, трезвучия.

Пение интервалов: 6.3 как I- III ступени в мажоре, м.3 как I-III в одноименном миноре; ч.4 как V - I, ч.5 как I- V; м. 2 как VII -I, 6.2 как V - VI или I-II.

Разучивание и пение вокализов и канонов (сборник В.П.Середы).

Пение мелодий с названием нот и дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4

в пройденных тональностях по учебнику «Одноголосие» Калмыкова и Фридкина.

Пение 2-голосных примеров (фрагментарное двухголосие) из сборника «Двухголосие» Б.Калмыкова и Г.Фридкина.

Понятие «Интервал»:

8.Определять по нотам.

9. Петь ступенями в мажоре и миноре:

м2 - б2/ м3 - б3 / чистые/ м6 - б6 / м7 - б7/

II класс

1 четверть.

Пение и игра на инструменте попевок в одноименных мажоре и миноре,

подчеркивающих разницу звучания или интонирования III ступени.

Пение интервалов в мажоре: м.2 на III и VII; б.З на I, IV, V.

Пение секвенций в пройденных тональностях.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога.

Пение мелодий с названием нот и дирижированием.

Пение двухголосных примеров (фрarментарное двухголосие, каноны).

Понятие «Интервал»:

1.Интервалы на ступенях мажора по клавиатуре в пройденных тональностях.

2.Определение на слух без качественных различий.

2 четверть.

Пение переходов из мажора в параллельный минор с гармонической поддержкой педагога.

Пение гамм в натуральном миноре до двух знаков включительно.

Пение тонических трезвучий, разрешений неустойчивых ступеней в натуральном миноре.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога в минорном ладу.

Пение песен в переменном ладу.

Пение одноголосных примеров из учебника «Сольфеджио» ( сост. Б.Калмыков и Г Фридкин) с названием нот и дирижированием.

Понятие «Интервал»:

2. Пение интервалов: м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8 от данного звука в мажорном ладу.

3.Определение в мажоре и миноре по клавиатуре в пройденных тональностях.

4.Исполнение мелодически и гармонически (все+педагог)

5.Определение на слух без качественных различий.

6.Определение со слуха по качественным различиям попарно: м2 - б2 и т.д

3 четверть.

Пение гармонических и мелодических гамм, верхних тетрахордов З-х видов минора.

Разучивание и пение вокализов из сборника Ладухина.

Пение небольших интервальных последовательностей в мажоре и миноре (одноголосно и двyxrолосно, разделившись на две группы):

3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3 1

III II I VII# I I II III IV III I I VII# I

Пение интервалов от звука и в ладу (1, 2, 3,4, 5, 8 и 6).

Пение секвенций с секстой.

Пение мелодий с дирижированием в пройденных тональностях и размерах.

Понятие «Интервал»:

1.Построение от ступеней мажора .

2.Пение гармонически по партиям.

3.Определение на слух с качественным различием .

4 четверть.

Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

Пение в этих тональностях пройденных оборотов, интервалов, трезвучий главных ступеней.

Пение секвенций с пройденными ритмическими рисунками.

Пение и игра на инструменте обращений интервалов, обращений мажорных и минорных трезвучий от звука.

Разучивание и пение вокализов с аккомпанементом педагога.

Пение одноголосных и не трудных двухголосных примеров с дирижированием.

Понятие «Интервал»:

1.Построение от ступеней минора .

2.Пение гармонически по партиям.

3.Определение на слух с качественным различием .


III клacc

1 четверть.

1.Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

2.Пение мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками (диатоническими и альтерированными).

3.Пение обращений трезвучий главных ступеней лада.

4.Пение простых интервалов (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) в мажорной тональности и от звука.

5.Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическими рисунками и мелодическими оборотами (см. пункт 2).

6.Разучивание и пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

7.Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой друтого голоса.

8.Разучивание и пение с аккомпанементом пpeподавателя более сложных

песен.

2 четверть.

1.Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

2.Пение мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками (диатоническими и альтерированными).

3.Пение обращений трезвучий главных ступеней лада.

4.Пение интервалов и их обращений (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) в минорной тональности и от звука.

5.Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическими рисунками и мелодическими оборотами (см. пункт 2).

6.Разучивание и пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

7.Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой друтого голоса.

8.Разучивание и пение с аккомпанементом пpeподавателя более сложных

песен.

3 четверть.

1.Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

2.Пение мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками (диатоническими и альтерированными).

3.Пение обращений трезвучий главных ступеней лада.

4.Пение интервалов (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) в тональности и от звука.

5.Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическими рисунками и мелодическими оборотами (см. пункт 2).

6.Разучивание и пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

7.Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой друтого голоса.

8.Разучивание и пение с аккомпанементом пpeподавателя более сложных

песен.

4 четверть.

1.Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

2.Пение мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками (диатоническими и альтерированными).

3.Пение обращений трезвучий главных ступеней лада.

4.Пение интервалов (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) в тональности и от звука.

5.Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическими рисунками и мелодическими оборотами (см. пункт 2).

6.Разучивание и пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

7.Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой друтого голоса.

8.Разучивание и пение с аккомпанементом пpeподавателя более сложных

песен.

IV класс

1.Пение гамм в тональностях до 5·ти знаков включительно

(три вида минора, два вида мажора).

2.Пение отдельных ступеней, мелодических оборотов, тетрахордов.

З.Пение в тональностях с разрешением:

-неустойчивых интервалов (терций, секунд, септим),

-тритонов, характерных интервалов (ув.2 , ум.7);

-обращений аккордов главных ступеней:

-обращений доминантсептаккорда;

-уменьшенных трезвучий;

-уменьшенного септаккорда.

4.Пение интервальных последовательностей двyxroлосно (разделившись на две группы):

3 6 7 6 8 5 6 ум.7 6 ум.5 3 5 ум.5 3 3 ув.4 6

I III II II I I I VII# I VII# I I II III IV IV III

5.Игра этих последовательностей на фортепиано с одновременным пением нижнего голоса.

6.Пение аккордовых последовательностей:

-мелодически - снизу вверх,

-гармонически, разделившись на голоса:

T6- D43- T53- S64- T53 T53- S64 - VII7 - D65 - T53

T53 - S6 - T64 - D2 - T6

7.Чтение с листа мелодий, содержащих пройденные ритмические и интонационные трудности.

8.Пение одноголосных и двухголосных примеров.

9.Пение выученных мелодий с исполнением аккомпанемента по данной цифровке.

10.Разучивание и пение с аккомпанементом педагога произведений в изучаемых тональностях и размерах, включающих новые ритмические рисунки, интонационные сложности, движение по аккордовым звукам и т.п.


V класс

1.Пение гамм в тональностях с 6-ю и 7-ю знаками при ключе.

2.Пение мелодических оборотов с хроматизмами.

З.Пение секвенций, содержащих изучаемые ритмические рисунки.

4.Пение в пройденных тональностях с разрешением:

-4-х тритонов;

-4-х характерных интервалов (2-я пара - для продвинутых групп);

-уменьшенных трезвучий и увеличенного трезвучий;

-обращений доминантсеnтаккорда;

-уменьшенного cептaккopдa и cептaккopдa II ступени.

5.Пение интервальных и аккордовых последовательностей:

в миноре: 5 2 3 ув.5 6 5 ум.7 6 ум.5 ум.4 3

I IV III III III I VII# I VII# III III

в мажоре: 3 ум.5 3 3 ум.5 3 ум.4 3 6 6 ув.5 6

I VII# I III II III III III V VIь VIь v

T6 - II7 - D43 - T53; T - II7 - II7(г) - D43 - T53 ;

T53 - VII7 - VII7 (г) - D65 - T53.

6.Пение мелодий с элементами хроматизма, модуляциями наизусть и по нотам.

7.Пение двухголосных примеров дуэтами.

8.Пение произведения (романс, песня) с собственным аккомпанементом.

9.Пение с листа мелодий в тональности с 2 - З знаками при ключе.

10.Пение от данного звука интервалов и аккордов.

11.Пение произведений с аккомпанементом педагога.



ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА


I класс

1 четверть.

1.Показ посредством движения пульсации метрических долей.

2.Показ 2-х дольности и З-х дольности метра.

З.Ритмические рисунки с четвертями и восьмыми.

4.Повторение ритмических рисунков на ритмослоги.

5.Простукивание ритмического рисунка разучиваемой песенки.

6.Простукивание ритмических рисунков, написанных на доске, таблицах или в учебниках с чтением их ритмослогами.

7.Подбор и запись ритмических рисунков к стихам.

Например: «Ты представь себе на миг как бы жили мы без книг»

8.Чтение нотного текста песенок-попевок (из 2-3 ступеней) с показом длительностей или с тактированием.

2 четверть.

1.Проработка размера 2/4, в нем длительностей:

Паузы:

2.Простукивание ритмических рисунков мелодий, разучиваемых в классе с тактированием.

3.Чтение ритмических таблиц (карточек) ритмослогами с тактированием.

4.Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий.

5.Запись небольших ритмических диктантов.

6.Одновременный пoказ ритмического рисунка диктанта правой рукой и пульса (тактирование) левой рукой.

7.Иcпoлнение ритмического аккомпанемента к разучиваемым мелодиям, в том числе в виде остинатного ритмического движения.

8.Сольмизация примеров с дирижированием.

9.Сольфеджирование примеров с дирижированием.

3 четверть.

1.Проработка размера ¾, пауз и длительностей в нем:

2.Проработка затактов в размерах 2/4, ¾.

3.Чтение ритмослогами ритмических рисунков по карточкам, таблицам, учебнику с одновременным тактированием левой рукой.

4.Простукивание ритмических рисунков, написанных на доске, с тактированием под аккомпанемент, исполняемый педагогом.

5.Исполнение ритмических канонов, ритмических аккомпанементов.

6.Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий.

7.Запись диктантов на 3\4.

8.Сольмизация примеров с тактированием или с дирижированием в размере ¾.

9.Сольфеджирование примеров с дирижированием.

4 четверть.

1.Знакомство с размером 4\4, знакомство с дирижерским жестом.

Длительности: целая, половинная, половинная с точкой, четверть, восьмые, шестнадцатые.

Продолжение работы над всеми видами ритмических упражнений.

Исполнение несложных ритмических партитур.


II класс

Все упражнения, которые были в 1 классе.

1 четверть.

Продолжение работы в размерах 2/4, ¾, 4/4 с пройденными длительностями:

2 четверть.

Проработка рисунка четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах.

3 четверть.

Проработка ритмических рисунков восьмая и 2шестнадцатых + 2- шестнадцатых и восьмая в пройденных размерах.

4 четверть.

Размер 3/8, ритмические группы в размере 3/8:

III класс

Продолжение работы в пройденных размерах: 2/4, 3\4, 4/4, 3/8.

Пройденные ритмические группы в размерах 2/4,3/4, 4/4.3/8.

Затакты: из 3 восьмых

Исполнение группами учащихся 3-4-голосных ритмических партитур.

Исполнение учащимися ритмического двухголосия двумя

руками.

Запись ритмических диктантов.

Сольмизация примеров с дирижированием.

Задания на группировку длительностей в заданных размерах.

IV класс

Закрепление пройденных ранее размеров.

Проработка размера 6/8 и новых ритмических рисунков:

внутритактовых синкоп, триолей.

В ритмических упражнениях, диктантах прорабатываются самые простые виды

синкоп и триолей.

Анализируя музыкальные примеры, учащиеся знакомятся с разнообразием

этих фигур.

Работа над дирижерским жестом схемы 6/8.

Дирижирование примеров в размере 6/8 в подвижном темпе на «два».

V класс

Работа над более сложными ритмическими рисунками в пройденных размерах:

Знакомство с классификацией размеров:

- простые : 2/4, 3/4, 3/2, 3/8, 2/2.

- сложные: 6/4, 9/8, 12/8

- смешанные: 5/4, 7/4

- переменные.




ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ


I класс

Определение на слух:

-2-х, 3-х-дольности метра;

-характера звучащего произведения;

-жанров (марш, танец, песня);

-лада: мажор или минор;

-элементов формы ( мотив, фраза, количество фраз в мелодии, повторность фраз);

-устойчивости и неустойчивости ступеней, окончаний фраз;

-динамических оттенков, темпа.

Узнавание на слух мелодических движений:

-поступенного вверх, вниз;

-повторности звука;

-опевание звуков;

-скачков с V на I;

-движение по трезвучию.

Определение на слух:

-мажорного, минорного трезвучий;

-кoнcoнaнcов, диссонансов;

-интервалов: ч.1, ч.5, ч.8, ч.4, м.2, 6.2, м.3, 6.3.

Узнавание пройденных ритмических рисунков в размерах 2/4, ¾, 4/4.

II класс

Определение на слух и осознание:

-характера и жанра звучащего произведения;

-лада (мажорный, минорный трех видов, переменный);

-элементов синтаксиса и формы(мотив, фраза, предложение, реприза, секвенция, песня - запев, пpипев);

-размера, темпа, динaмических оттенков.

Узнавание на слух:

-мелодических оборотов;

-ступеней лада;

-пройденных ритмических рисунков в размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8;

-интервалов (мелодических и гармонических);

-обращений интервалов;

-обращений мажорного и минорного трезвучий;

-трезвучий главных ступеней;

-определение на слух интервальных цепочек.






III класс

Определение и осознание на слух в прослyшанном произведении:

-характера и жанровых особенностей;

-лада (три вида минорного лада, два вида мажорного лада, переменный лад);

-элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, период, реприза);

-размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей.

Узнавание в мелодии:

-вспомогательных, проходящих звуков (в том числе альтерированных);

-опеваний;

-скачков (с V ступени вверх на III, с III ступени вверх на I,

с I ступени вверх на VI, с V ступени вверх на IV);

-секвенций;

-движения по трезвучиям и их обращениям, по доминантсептаккорду.

Определение на слух:

-отдельно взятых интервалов (простые интервалы, тритоны);

-интервальных последовательностей в ладу;

-отдельно взятых аккордов (мажорное, минорное трезвучия, их обращения, доминантсептаккорд);

-гармонических оборотов (вспомогательные, проходящие, каденционные).

Узнавание пройденных ритмических рисунков.

IV класс

Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:

-характера, жанра;

-размера, темпа;

-формы (период, двухчастная, трехчacтная, двухчастная репризная);

-лада;

-интервалов;

-аккордов;

-гармонических оборотов.

Определение на слух интервалов и аккордов в ладу и взятых от звука:

-тритонов;

-характерных интервалов ;

-уменьшенных трезвучий;

-ceптaккopдoв VII cтyпeни;

-доминантсептаккорда и его обращений.

Определение и осознание на слух интервальных и аккордовых последовательностей.

Узнавание пройденных ритмических рисунков в размерах 2/4, ¾, 4/4, 6/8.

Определение осознание на слух интервальных и аккордовых последовательностей.

Узнавание пройденных ритмических рисунков:

в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

V класс


Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:

-характера, жанра;

-лада;

-формы;

-отклонений, модуляций;

-пройденных гармонических и мелодических оборотов.

Определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов:

-тритоны;

-характерные интервалы;

-аккорды (уменьшенное и увеличенное трезвучия, малый с уменьшенной квинтой септаккорд, малый минорный ceптaккopд, уменьшенный ceптаккоpд, доминантсептаккорд и его обращения).

Определение на слух интервальных и аккордовых последовательностей.

Рекомендуемые произведения для слухового анализа.

I класс

Латышская народная песня.

Васильев П. «В классическом роде».

Рамо Ж. Менуэт.

Шуберт Ф. «Немецкий танец».

Тюрк Д. «Песенка».

Хачатурян А. «Андантино».

Орф К. «Пьеса».

Стоянов А. «Снежинки».

Гретри А. «Спор».

Моцарт В. «Немецкий танец».

Гаврилин В. «Марш».

II класс

Чайковский П. «Болезнь кyклы».

Шуман Р. «Дед Мороз».

Майкапар С. «Мимолетное видение».

Райчев А. «В путь».

Гречанинов А. «В разлуке».

Латышский народный танец

Селиванов В. «Шуточка».

Эстонский танец.

Леви Н. «Маленький вальс».

Дуссек Я. «Сонатина» II ч.

Бах Ф.Э. «Полонез».

Глинка М. «Контраданс».

Александров Ан. «Новогодняя полька».

Телеман Г. «Аллегро».

Шостакович Д. «Полька»

Моцарт В. «Контраданс».


III класс

Сигмейcrер Э. «Ковбойская песня».

Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков».

Шуман Р. «Веселый крестьянин».

Фогель М. «Всегда везло».

Штраус И. «Полька».

Шопен Ф. «Мазурка».

Гендель Г. «Пассакалья».

Гайдн Й. Соната №5 I ч.

Джоплин С. «Концертный вальс».

Гречанинов «Маленький попрошайка».

Дебюсси К. «Маленький негритенок».

Чайковский П. «Неаполитанская песенка».

Моцарт В. Ария Фигаро.

Шуберт «Экспромт».

Рамо Ж. «Тамбурин».

Тюрк Д. «Ариозо».

IV класс

Гайдн Й. «Менуэт».

Бетховен Л. «Весело-грустно».

Американская народная песня.

Глинка М. «Вальс».

Мендельсон Ф. «Песня венецианского гондольера».

Шуман Р. «Смелый наездник».

Бах И.С. «Ария».

Спендиаров А. «Колыбельная».

Моцарт В. Соната № 14 Финал.

Моцарт В. Соната № 15 II ч.

Прокофьев «Прогулка».

Шуберт Ф. «Вальс».

Гайдн Й. «Менуэт».

Бородин А. «Хор половецких девушек».

Шуман Р. «Отзвуки театра».

Мелартин Э. Менуэт

Грибоедов А. «Вальс».

Моцарт В. Соната № 11 I ч.

Гедике А. «Сарабанда».

V класс.

Чайковский П. «Утренняя молитва».

Толкачев Г. «В лесу».

Шопен Ф. «Прелюдия».

Шуберт Ф. «Экосез», «Менуэт», «Первый вальс».

Мендельсон Ф. «Песня без слов» Es dur.

Глиэр Р. «Из моря смотрит островок».

Глинка М. «Я помню чудное мгновенье».

Рубинштейн А. «Горные вершины».

Шостакович Д. «Гавот».

Глиэр Р. «Вальс».Бетховен Л. «романс».

Листов Н. «Старинный вальс».

Рахманинов С. «Итальянская полька».

Венявский Г. «Мазурка».

Алябьев А. «Пьеса».

Прокофьев «Гавот».

Гречанинов А. «На лужайке».

Мендельсон Ф. «Песня без слов».

Чайковский П. Симфония №4 II ч.

Шуман Р. «Вальс».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ


I класс

Подготовительные упражнения к диктанту включают:

-зaпоминание и воспроизведение на нейтральный слог небольшой фразы;

-разучивание наизусть попевок (со словами и с названием нот);

-письменные упражнения, воспитывающие навыки нотной записи.

Запись:

-ритмического рисунка мелодии;

-коротких мелодий, выученных наизусть;

-мелодий, предварительно пропетых с названием нот;

-мелодий на 2 - 4 такта в пройденных тональностях, размерах, с использованием повторности звуков, пocтyпенного движения, опевания и по звукам трезвучия.


II класс

Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений к диктанту.

Запись мелодий, подобранных по слуху на фортепиано.

Диктант с предварительным анализом.

Диктант в объеме 4 - 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические фигуры:в размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8.

Движение по звукам обращений тонического трезвучия.


III класс


Запись выученных наизусть мелодий или подобранных на инструменте.

Устные диктанты, ритмические диктанты.

Фрагментарные диктанты - заполнение пропущенных тактов.

Письменные диктанты в объеме 4 - 8 тактов в пройденных тональностях, размерах, включающие знакомые мелодические обороты (опевание, вспомогательные и проходящие звуки,

скачки с V ступени на I , с V на III ),

движение по звукам аккордов, пройденных на уроках;

проработанные ритмические рисунки.

IV класс

Устные диктанты.

Ритмические диктанты.

Запись знакомых мелодий по памяти.

Запись выученных наизусть мелодий.

Фрагментарные диктанты.

Письменный диктант в объеме 8 - 10 тактов в пройденных тональностях

(до 5­ти знаков включительно) и размерах (2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8)

с использованием интонаций:

- тритона, ум.7, ув.2 (в гармоническом мажоре и миноре);

- с движением по звукам обращений аккордов: Т, S,D, D7;

- с ритмическими рисунками:

V класс

Продолжение работы над всеми видами диктантов:

ритмическими, устными, фрагментарными, с предварительным анализом.

Письменный диктант в объеме 8 - 12 тактов с использованием всех пройденных трудностей.

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ.


I класс

Допевание мелодии до тоники на нейтральный слог, с названием звуков, со словами.

Сочинение «пропущенных» в тексте фраз.

Сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок .

Пение мелодий с одновременным исполнением басовой линии в аккомпанементе. (Т, S, D), указанном в тексте или подобранном самостоятельно.


II класс


Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.

Сочинение:

-мелодических вариантов фразы;

-мелодий на данный ритмический рисунок;

-второго предложения;

-подголоска к мелодии.

Подбор баса к выученным мелодиям.

III класс

Сочинение мелодий:

-на данный ритмический рисунок;

-второго голоса к данной мелодии.

Подбор и исполнение аккомпанемента с использованием пройденных аккордов.

IV класс

Сочинение:

- мелодических и ритмических вариантов фразы;

-мелодий в пройденных тональностях, натуральных и гармонических ладах, с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

-мелодий к данному аккомпанементу;

-второго гoлоса к мелодии.

Подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов.

V класс

Сочинение:

-мелодий разных жанров в З-х и 2-х частных формах;

-мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

-второго голоса к мелодии.

Подбор аккомпанемента к мелодии в различных факrypах.

Исполнение аккомпанемента по цифровке.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

- открытые уроки,

- методические работы, рекомендации, доклады, рефераты педагогов школы и педагогов других музыкальных учебных заведений;

- посещение курсов повышения квалификации;

- дидактический материал : таблицы по основные музыкально - теоретическим понятиям, раздаточный материал с упражнениями, специальные тематические папки для 1 класса.

- методическое сообщение « Работа над 2-голосными упражнениями на уроках сольфеджио в хоровой школе» (преп. Степкина С.В.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Учебники и учебно - методические пособия

1.И.Журавленко Хрестоматия «Элементарное сольфеджио» I ч. Одноголосие.

- М., 2004 г.

2.Т.Зебряк «Интонационные упражнения на уроках сольфеджио». - М., 2003 г.

3. Г.Ф Калинина, «Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс». - М.,

4. Г.Ф Калинина , «Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс». - М.,

5. Г.Ф Калинина, «Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 3 класс». - М.,

6. Г.Ф Калинина, «Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 4 класс». - М.,

7. Г.Ф Калинина, «Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 5 класс». - М.,

8.М.Калугина, П.Халабузарь «Воспитание творческих навыков на уроках

сольфеджио». - М., 1989 г.

9.Н.М.Ладухин «Вокализы». - М., 2008 г.

10.И.Руслева «Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио». - М., 1993 г.

11.В.П.Середа «Каноны». - М., 1997 г.

12.В.П.Середа «Каноны» младшие классы. - М., 2009 г.

13. Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио». - М., 1999 г.

14.сост. Калмыков Б. и Фридкин Г. «Сольфеджио. Одноголосие. Ч.1». - М.,

15.сост. Калмыков Б. и Фридкин Г. «Сольфеджио. Двухголосие. Ч.2». - М.,

16.сост. М.Рейник «Мелодии для пения». - М., 2004 г.

17.сост. А.Ф.Романюк. «Хрестоматия по слуховому анализу». - М., 2003 г.

18. Е.Быканова, Т. Стоклицкая, «Музыкальные диктанты». -М., 1993 г.

19.Г.Ф.Калинина, «Музыкальные занимательные диктанты для учащихся

младших классов». - М., 2002 г.

20. Г.Ф.Калинина, «Музыкальные занимательные диктанты для учащихся

4-7 классов». - М., 2001 г.

21. Ж.Металлиди, А Перцовская, «Двухголосные диктанты для III - VIII классов».

- Л., 1988 г.

Методическая литература:

1. А. Агажанов, «Воспитание музыкального слуха».- М., 1977 г.

2. Т. Вахромеева «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио». - М., 2005 г.

3. Е.В. Давыдова, «Методика преподавания сольфеджио».- М., 1986 г.

4. Т.Калужская, «Сольфеджио. 6 класс ДМШ». - М., 1988 г.

5.А.Островский, «Методика теории музыки и сольфеджио». - Л., 1970 г.

6. Н.В Панова, «Элементарная теория музыки». - М., 1999 г.

7. Л.Синяева, «Развитие гармонического слуха». - М., 1995 г.

8.Б Теплов, «Психология музыкальных способностей». - 1961 г.

9.О.Филатова, «Пособие по теории музыки». - М., 1995 г.


11

© 2010-2022