• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. » для учащихся 5 класса

Конспект урока по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. » для учащихся 5 класса

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Дидактическая цель урока: проследить эволюцию балета. Задачи урока:1) Направленные на достижение личностных результатов:- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;- формирование способности к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;- развитие вокально-хо...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

Тема: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Романова Ирина Владимировна,

учитель музыки МОУ «СОШ №76» Ленинского района города Саратова

Предмет МУЗЫКА

Класс 5

Базовый учебник «Музыка» 5 класс, под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

Дидактическая цель урока: Проследить эволюцию балета.

Задачи урока:

Направленные на достижение личностных результатов:

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- формирование способности к художественно - образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- развитие вокально-хоровых навыков

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;

- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;

- формировать коммуникативные компетенции;

- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знание истории создания балета, основных балетмейстеров - реформаторов этого жанра, либретто и муз. фрагменты из балета «Щелкунчик».

Тип урока: урок комбинированный

Вид урока: урок - исследование

Формы работы обучающихся:

- групповое взаимодействие;

- сравнительный анализ;

- анализ средств музыкальной выразительности

Межпредметные связи: история, литература, география.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор.

Музыкальный материал: фрагменты из балета «Щелкунчик»: «Адажио», «Вальс цветов», «Китайский танец», «Русский танец».

Планируемый результат: Обучающиеся должны знать основных балетмейстеров - реформаторов, историю создания балета, известных артистов балета, композитора и либретто балета «Щелкунчик».


Ход урока


  1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Раздаёт буклеты с информацией и таблицей для последующей работы.

  1. Постановка темы и задач урока.

Преподаватель активизирует внимание учеников предлагая совместно назвать тему урока разгадав загадки в стихотворной форме кроссворда.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы, цели и задач. Помогает, советует спланировать способы достижения намеченной цели.

  1. Активизация внимания.

Учитель привлекает учеников к просмотру видеофрагментов, различных танцевальных направлений.

Стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает интерес через сравнительный анализ стилистических особенностей танцев. Подводит к понятию «Балет».

Сравнительный анализ музыкальных фрагментов и заполнение таблицы.

Фрагмент современного танца

Фрагмент русского танца

Фрагмент из балета


Ответы учащихся.


  1. Актуализация знаний.

Через перевод слова «Балет», учащиеся выводят гипотезу, что балет возник в эпоху Возрождения на рубеже 16-18 вв.

5.Объяснение нового материала

Бале́т - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто.

Основными видами танца в балете являются классический танец, немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

В современном балете широко используются другие техники танца, а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и т.п.

Балетное искусство возникло в эпоху возрождения.

Он возник при дворах как развитие торжественных спектаклей, которые ставились во время праздников для аристократов. Придворные музыканты и танцоры вместе участвовали в развлечении знати.

Балет Ренессанса был гораздо беднее современного. Пачки и пуанты ещё не были в использовании. Хореография была создана на основе шагов придворных танцев. Актёры одевались в костюмы по тогдашней придворной моде. В ранних балетах зрители также могли принимать участие в танцах в последних действиях.

Началом балетной эпохи во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.

Самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новерром. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

Балет в России

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.

Через традиции праздника «Рождество» учитель начинает рассказывать сказку Эрнста Те́одора Амаде́я Го́фмана «Щелкунчик и мышиный король», до тех пор, пока ученики не скажут о какой сказке идёт речь.

  1. Работа с музыкальным материалом.

Обучающиеся вместе с учителем разбирают либретто балета «Щелкунчик».

Смотрят 4 видеофрагмента и определяют главные солирующие инструменты.

Название музыкального фрагмента

ПОДСКАЗКА

Дерев. духовые

3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобои, 1 альтовый гобой, 2 кларнеты, 1 бас-кларнет, 2 фаготы

Мед. духовые

4 валторны, 2 трубы, 2 тенор-тромбоны, 1 бас-тромбон, 1 туба

Ударные

1 челеста, литавры, малый барабан, тарелка, большой барабан, треугольник, бубен, кастаньеты, там-там, колокольчики, «игрушечные инструменты» (например свистулька кукушка)

Струнные

2 арфы, скрипки, альты, виолончели, контрабасы

Солирующие инструменты

1.

Адажио

2.

Вальс цветов

3.

Китайский танец.

4.

Русский танец.

7. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни : композитор Андрей Варламов«Рождество».

8.Рефлексия содержания учебного материала.

Организация работы закрепления знаний в игре «Рождественский фейерверк». Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.

9. Подведение итогов урока

10. Домашнее задание

Найти связь между плодом груши и авторской песней.

Найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет.

  • Кто эти композиторы?

  • Какие балеты?

  • На чьи сказки?

Привести в тетради 2-3 примера.


© 2010-2022