- Преподавателю
- Музыка
- Урок по музыке на тему: Патриотизм в музыке русских композиторов
Урок по музыке на тему: Патриотизм в музыке русских композиторов
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурцева М.А. |
Дата | 16.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА УРОКА в 4 классе: «Патриотизм в творчестве русских композиторов».
Типологическая карта урока.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: постижение чувства патриотизм на примере творчества русских композиторов.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: развитие широких познавательных интересов, инициативы, любознательности и мотивов познания.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, через изучение музыки русских композиторов.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- изучение музыки композитора М.И. Глинки, связанной с определенным этапом истории России;
- развитие творческих способностей, стимулирование и стремление знать больше о музыке как части истории России;
- воспитание чувства патриотизма и формирование личностно-ценностного отношения к русской музыкальной культуре.
ВЕДУЩИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОКА: восприятия и систематизация новых знаний в развивающем обучении массового образования.
ТИП УРОКА: урок углубления и расширения по комплексному применению знаний и способов деятельности.
ВИД УРОКА: урок - путешествие.
МЕТОД: заинтересованности и опоры на культуру родной страны.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: помогут ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
Личностные результаты: покажут самостоятельную, индивидуальную, письменную работу на уроке, а так же готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самооценке, сформированность мотивации к учению и познанию ценностно-смысловых ориентаций, отражающих индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Метапредметные результаты: выявят поиск средств учебной деятельности в разных формах и видах творческого мышления групповой и индивидуальной работе, и определят наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.
Регулятивные УУД: помогут планировать свои действия в содружестве с творческой задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД: обеспечат контроль за действиями партнера, заставят формулировать собственное мнение и умение слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке.
Познавательные УУД: покажут способность учащихся по воспроизведению пройденного материала при работе в парах с компьютером, в котором осуществится поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с применением знаний, полученных при изучении учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты: выявят наличие эрудированности и подготовленности при индивидуальной работе у доски, что поможет формированию представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Учащиеся должны знать:
- элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
ИПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- по способу кодирования информации (аудиовизуальные);
- по характеру общения учителя и учащихся (субъект-субъектные);
- по смысло-образующему потенциалу (диалоговые).
ЭТАПЫ УРОКА:
1 - этап: Стадия вызова - разминка на понимание общей темы урока, психологический настрой в классе, возвращение к пройденному, выявление информированности учащихся и определении темы и эпиграфа урока.
2 - этап: Стадия осмысления - одновременное восприятие музыки и слова, объяснение новой терминологии (понятий), динамическая пауза (инструментальное музицирование, драматизация музыкального произведения, музыкально-пластическое движение), восприятие музыки.
3 - этап: Стадия рефлексии - мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение). Проблемно-поисковая ситуация - вывод, подтверждающий чувство патриотизма у русского народа. Эмоциональное закрепление этого вывода в просьбе спеть песню так, чтобы чувствовалась гордость за свою Родину.
ТЕМА УРОКА в 4 классе: «Патриотизм в творчестве русских композиторов».
«За Русь мы все стеной стоим…»
ХОД УРОКА.
(Вход в класс под музыку: увертюра из оперы Глинки «Руслан и Людмила»).
У: Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, дети»!
Д: «Здравствуйте»!
1 - этап:
(слайд 1)У: В 3-й четверти продолжается «путешествие» в музыкальный театр, в котором мы были и во 2-м и в 3-м классе. Раздел Учебника «В музыкальном театре» (стр. 92-93) является обобщением музыкальных представлений об оперном спектакле, его структурных элементах (ария, речитатив, сцена, хор, увертюра). (слайд 2)
У: Сейчас, я узнаю, в каком вы находитесь настроении в начале урока:
- (Тест «Настроение»).
(слайд 3) У: Что за музыка звучала в начале урока?
Д: Увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила».
У: А, что такое увертюра?
Д: Вступительная часть к опере.
У: Сейчас мы вспомним, что мы уже знаем по этой теме.
(слайд 4) У: Предлагаю разгадать у доски «Кроссворд», индивидуально заполнить «Анкету» и поработать в парах над «Тестированием».
- Индивидуальная работа: заполнение уч-ся Анкеты (по теме: «Руслан и Людмила»).
- Работа в парах: Тестирование.
- Работа у доски: решение Кроссворда «Опера».
(слайд 5)У: Наш урок неслучайно начался с оперы-сказки «Руслан и Людмила» на сюжет поэмы А.С. Пушкина - ведь 2015 год объявлен Президентом России «Годом литературы». Главный герой оперы это богатырь Руслан, который, несмотря на преграды, освободил из злых чар свою возлюбленную Людмилу. О подвигах, о доблести, о славе патриотов и защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе (былина «Илья Муромец», «Слово о полку Игореве», Твардовский - «Василий Теркин»), изобразительном искусстве (Васнецов - «Богатыри», Корин - «А. Невский»), музыке (Прокофьев - кантата «Александр Невский», Бородин - Симфония №2 «Богатырская», военные песни: народная - «Солдатушки, бравы ребятушки», «Священная война» - сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова).
(слайд 6) У: Сейчас мы заслушаем исследовательские работы, которые провели наши учащиеся, изучая таких великих личностей одержавших многочисленные победы в битвах с врагами как: «Александр Невский» и «Георгий Победоносец»:
- Подготовительная исследовательская работа - (зачитываются сообщения учащихся).
У: Все это доказывает актуальность нашего урока, так как в этом году исполняется 70-лет со Дня Победы в ВОВ. Давайте постараемся сформулировать тему нашего урока музыки?
Д: «Патриотизм в творчестве русских композиторов». (Записать на доске).
У: Если тема урока заключается в патриотизме, то какова же будет ее цель?
Д: Воспитание чувства патриотизма.
(слайд 7) У: А эпиграф к уроку мы выберем из названий действий оперы: (вывесить на доске).
1 - е действие: «Родина моя».
2 - е действие: «Бал в замке польского короля».
3 - е действие: «За Русь мы все стеной стоим…».
4 - е действие: «Сцена в лесу».
Д: Эпиграфом к уроку пускай послужат слова: «За Русь мы все стеной стоим…»
2 - этап:
(слайд 8) У: Наш урок посвящен образам патриотической опере М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
(слайд 9) Отечественная война 1812 года всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них - история о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завел их в болото, где погиб вместе с ними. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
(слайд 10) С I действием оперы мы знакомились в третьем классе. В селе Домнино близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками. В интродукции (вступлении) звучит хор из пролога оперы - «Родина моя!» Интонациями русской народной песенности пронизана эта тема. В мелодии мужского хора русских воинов-ополченцев есть многочисленные распевы, которые роднят ее с народными песнями. Обратите внимание на широту мелодии, которая требует навыка распределения дыхания на фразу. Эта тема звучит величественно и спокойно.
Среди воинов Собинин, жених Антониды, дочери Сусанина, которая собирается за него замуж. Но Сусанин сообщает, что чужеземцы отступили лишь временно и теперь они готовятся к новой битве.
(слайд 11) У: На прошлом уроке мы знакомились с вами с Разворотом Учебника (стр. 94-95) «Бал в замке польского короля» вводит в мир образов II действия оперы «Иван Сусанин» композитора М.И.Глинки. В этом действии, так называемом «польском акте», звучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка (Рабочая тетрадь стр. 22-23).
Полонез - (киты: танец и марш) торжественный, величественный танец-шествие, которым обычно открывались придворные светские балы.
Послушайте, что музыку в полонезе исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов присоединяются голоса поющих поляков.
Великий русский писатель Н.В. Гоголь сказал (стр. 94): «...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого - опрометчивый мотив польской мазурки».
У: 1-й группе было дано задание показать нам танец «Полонез»:
- Задание по группам: 1-я группа исполняет «Полонез».
(слайд 12) У: Разворот Учебника «За Русь мы все стеной стоим...» раскрывает особенности звучания русской музыки в III действии (стр.96-97) оперы Глинки «Иван Сусанин»: сцена Сусанина с детьми (дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней) рисует его как любящего отца. Напевная, задушевная, спокойная мелодия («Ну вот, и дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей») отличается необыкновенной песенностью. Слушая музыку дальше, ответьте на вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене? (В дом Сусанина входят поляки. Они предлагают ему показать им дорогу на Москву) - «Сцена Сусанина с поляками».
В ответе полякам Сусанин воспевает красоту родного края (с. 96): «Велик свят наш край родной...» А ария «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» в сочетании с лаконичными словами полна решимости. В этом неслучайном повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы заключаются секреты развития образов, особенности музыкальной драматургии (схожесть с хорами «Родина моя» и «Славься»).Он лукавит перед врагами и соглашается принять плату за измену: «Деньги - сила!»
Какое напутствие дает отец Антониде - «возлюбленному чаду»? («Всю жизнь прожить, не зная зла и слез!») Предчувствуя свою гибель, Сусанин думает о будущем!
У: Давайте прочитаем это напутствие на стр. 97 Учебника:
- Чтение стихотворения (обращение Сусанина к дочери).
(слайд 13) Динамическая пауза:
У: Слушаем Увертюру к опере и пластически импровизируем, изображая дирижеров. (Увертюра - вступительная часть к опере, где играет симфонический оркестр).
(слайд 14) У: Разворот Учебника «Сцена в лесу» вводит в атмосферу IV действия (стр.98-99), которое происходит в глухой, непроходимой чаще. Звучит хор поляков «Устали мы...»? Как звучит хор поляков «Устали мы...»?
В центре этой сцены - речитатив и предсмертная ария Ивана Сусанин. Предлагаю сначала послушать своеобразное вступление к арии - речитатив «Чуют правду!» и задуматься над тем, чем речитатив отличается от собственно пения? (В речитативе музыкальные интонации приближаются к речи, высказывание героя прерывается паузами, которые передают состояние взволнованности.)
(Можно также исполнить (с помощью выразительных движений рук) вступление к арии, изобразив нисходящее движение мелодии - от света (заря, наступление нового дня) к мраку (прощание с жизнью, смерть), смену регистров (высокий - низкий), смену лада (мажор - минор)).
(слайд 15) Знакомая мелодия арии Сусанина, которую в опере исполнил знаменитый русский певец Федор Шаляпин, близка народным песням - напевность достигается распеванием одного слога на несколько звуков. (Возвышенному строю арии-молитвы («Господь, в нужде моей ты не оставь меня») соответствует контрастная драматургия арии: в средней части музыка приобретает напряженность, взволнованность).
(слайд 16) Завершается опера заключительным хором «Славься!», который исполняется под симфонический оркестр и заканчивается победными колокольными звонами.
У: С помощью, каких средств, в хоре достигается героико-патриотическое звучание?
Д: Используется звучание колоколов.
У: А какое значение имели колокола на Руси?
Д: Оповещали людей о различных событиях.
3 этап:
Тема хора «Славься» записана на развороте Рабочей тетради «Колокольные звоны» (с. 12-13). Звучание на уроке этого хора дает основание вспомнить и другие сочинения русских композиторов, в которых звучат колокола.
- Рабочая тетрадь (стр. 24-25) - распределите по группам и напишите, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра.
У: 2-й группе было дано задание - разучить мелодию и слова хора:
- Задание по группам: 2-я группа исполняет хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
(слайд 17) У: 3-я группа с помощью шумовых инструментов - колокольчиков - по ПАРТИТУРЕ (запись многоголосного произведения) будут аккомпанировать исполнителям:
- Задание по группам: 3-я группа при исполнении хора «Славься» играет на колокольчиках.
У: Исполнительскую часть урока продолжают вокальные упражнения - распевка.
У: А, сейчас, мы исполним хором песню. Как вы думаете, какая из разученных песен больше подойдет к теме нашего урока?
Д: Песня «Это все Россия».
(слайд 18) У: Да, эту песню мы исполнили на смотре художественной самодеятельности, и я думаю, что она подойдет к теме нашего урока:
- Исполнение песни «Это все Россия» (слова и музыка Юрия Верижникова)- исполняют солист и хор.
У: В процессе анализа музыкального материала, исследования, раздумывая над нравственными проблемами, определяя цели, делаем в завершении нашего урока вывод:
- повышенный интерес к теме патриотизма, Родины и ее защиты возникает у писателей, художников, музыкантов в связи с военными событиями современности или памятными датами героического прошлого. Произведения, главным героем которых стал патриот и защитник Отечества, прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатства русского человека - патриота.
У: Сейчас, я узнаю, в каком вы находитесь настроении в конце урока:
- (Тест «Настроение»).
- (Музыкальная викторина по опере).
(слайд 19) Д./З..: «Путешествие» в музыкальный театр мы продолжим при изучении материала из оперы «Хованщина» М. Мусоргского. Вступление к опере - величественная музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке» (как продолжение содержания нашей песни о красоте русской природы). На с. 100 Учебника. Задание: нарисовать пейзаж на тему: «Созвучие моего края» и на следующем уроке попробуем создать творческий проект на эту тему.