Музыкально-двигательная культура на уроках хора и вокального ансамбля

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Музыкально-двигательная культура на уроках хора»



План


1. О роли движений рук и кистей рук.

2. Подготовительные упражнения.

3. Поиск движений под музыку.

О роли движений рук и кистей рук


Методика комплексного музыкально-певческого воспитания (КМПВ) детей Д. Е. Огороднова не только «ставит голос» и воспитывает вокальные навыки на основе академической манеры пения, но и одновременно развивает все основные музыкальные способности человека, включая творческие.

Кроме того, раскрепощение тела, воспитание пластичности двигательного аппарата, умения произвольно управлять им при работе по методике КМПВ облегчает учащемуся также овладение хореографическими навыками, а, в конечном счете - благоприятно воздействует на здоровье.

Итак, мы знаем, что мышечные ощущения и организация движений учащихся играют огромную роль в эффективности любой деятельности на уроке. Полезны, конечно, и такие, обычно применяемые на уроках, виды движений под музыку, как маршировка, хороводы и другие упражнения гимнастического и танцевального характера. Но совершенно особое значение в системе двигательной деятельности детей в связи с музыкой приобретает организация движений рук, с особым вниманием к движениям кистей рук. Кисти рук представлены в коре головного мозга (двигательной коре) равноценно всему остальному телу человека, за исключением голосового аппарата, который также «занимает» около трети двигательной коры.

Соотношение площадей проекции на двигательную кору головного мозга:

Музыкально-двигательная культура на уроках хора и вокального ансамбля

Подготовительные упражнения


Опираясь на принцип постепенности и последовательности, мы используем на начальном этапе обучения подготовительные упражнения для освоения комбинаций движений, необходимых при работе на занятиях хора по схеме-алгоритму и художественному тактированию.

Упражнение 1. «Подснежник». Выполняется под музыку П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». При движении рук вверх кисть смотрит вниз, при опускании рук - кисть устремлена вверх. Это правило движения в дальнейшем будет использоваться при показе по схеме-алгоритму. А пока учащиеся показывают гибкость стебля подснежника, устремляющегося из-под снега к солнцу.

Упражнение 2. «Море». Кисть руки прогибается, выполняя волнообразные движения плавно и неторопливо.

Существует глубокая взаимосвязь всей нашей двигательной сферы, особенно движений рук, со зрительной сферой. Всякое движение, которое контролируется зрением (эффект слежения), становится более произвольным, управляемым, а вместе с тем, и наиболее целесообразным и эстетичным движением.

Упражнение 3. «Белочка». Отрабатывается прием звукоизвлечения стаккато. Обе руки соединяют первый и третий пальцы в колечко, как при художественном тактировании, сажая вымышленных зверьков себе на колени. Под музыку белочки высоко и упруго подпрыгивают, а иногда прячутся за спину.

Упражнение 4. «Полёт птицы». Способствует развитию гибкости и пластичности аппарата рук, позволяет добиваться большей мышечной свободы затем и в пении. О характере движений говорит само название упражнения. Дети с закрытыми глазами представляют себя птицей, перелетающей через океан. Взмах огромных крыльев делается всей рукой.

Для осознания своего тела (чувства напряжения, собранности и расслабленности, мышечной свободы) учащимся предлагается упражнение «Зёрнышки». Каждый ребенок - зёрнышко, которое посадили в землю, где ему сначала холодно. А когда пригревает солнышко, зёрнышко начинает постепенно прорастать и колыхаться на ветру.

Выбор упражнений зависит от поставленных задач на уроке и фантазии преподавателя. Ф. И. Шаляпин говорил, что жест - это не движение руки, а движение души. Это и должно иметь место на уроке, когда мы связываем учебную двигательность ребёнка с музыкой.

Поиск движений под музыку


Методика КМПВ предлагает 6 видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе. Первые 3 вида движений (художественное тактирование, работа по алгоритму постановки голоса и ладо-вокальные жесты) мы называем дидактическими, поскольку каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. А такой вид деятельности как поиск выразительных движений во время слушания музыки носит творческий характер, поскольку является импровизационным по форме и произвольным по эмоциональному содержанию.

Поиск движений мы начинаем под элементы музыкального языка:

- длинное арпеджио (руки поднимаются и опускаются соответственно звучанию);

- короткое арпеджио (покачивание);

- квинты в четком ритмическом изложении (маршевость) и т. д.

Такая деятельность развивает внимание учащихся, точность и экономность движений. Поиск выразительных движений во время слушания музыки способствует развитию и организации эмоциональной сферы ребенка. Наличие в каждой эмоции «моторного» стержня позволяет воспринимать, а в дальнейшем, и исполнять музыкальные произведения более проникновенно.

Обратите внимание при подборе музыкального материала, сопровождающего двигательную деятельность учащихся. Благоприятными на начальном этапе обучения будут произведения для отдельных инструментов: струнных и деревянных духовых (особенно скрипки, мандолины, домры, балалайки, кларнета, гобоя, флейты). Всевозможные ансамбли инструментов, а также оркестр лучше включать в программу немного позже.

На уроках с младшими школьниками мы также используем движения под музыку в заданном сюжете. Например, попевку дидактического материала «Кошкин дом» дети разыгрывают с огромным удовольствием. Работа на уроке становится для ребенка и для учителя более увлекательной и радостной.

Во всей этой работе естественно совершенствуется нервно-мышечный аппарат ребенка, координация движений, управление. Вместе с тем развивающееся внимание, точность и экономность движений, требовательность к их эстетической стороне, к качеству выполняемых действий поднимает уровень готовности ребенка к любой другой учебной, а также и трудовой деятельности.




© 2010-2022