Дополнительная образовательная программа Аккорд по фортепиано для детей 7 -16 лет

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

___________И.А.Дикая

_________________20__г.

Протокол педагогического

Совета №___

от «___» __________20_г.

Дополнительная образовательная программа

«АККОРД»

Наименование

художественная

______________________________________________________________________направленность

фортепиано

______________________________________________________________________наименование учебной дисциплины

5 лет

______________________________________________________________________срок реализации

модифицированная

_____________________________________________________________________

вид программы

_7 - 12 лет_ __________________________________________________________

Возраст обучающихся

Одинцова Лариса Павловна

_____________________________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя



Ст.Камышеватская

2015 -г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Аккорд» имеет художественную направленность.

Музыкальное образование - важный раздел художественного воспитания.

Музыка - прекрасная и безграничная область человеческой культуры. В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Ребенок ежедневно получает ее в школе и различных творческих кружках, по радио и телевидению, в театре, кино, с концертной эстрады. Несомненно, этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление.

Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки - выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса - фортепиано дает возможность использовать богатые гармонические, психотерапевтические возможности музыкального искусства, жизни, правоведению.

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно - эстетического развития детей, дающих возможность с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры, решить проблемы занятости свободного времени учащихся.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что игра на фортепиано - занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.

В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на общие художественные способности учащихся. Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей.

Цель

Создание условий для формирования социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.


Задачи

Образовательные:

- дать основы музыкальной грамотности;

-дать понятие о музыкальных жанрах;

- дать определенный объем знаний в области музыкальной культуры;

-познакомить с творчеством знаменитых композиторов;

- выработать правильные навыки игры на инструменте.

Развивающие:

-развить основные музыкальные способности (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память);

-способствовать развитию музыкального вкуса.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию самостоятельности суждений, личностной активности;

-воспитать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, собранность, пунктуальность, доброжелательность.

Программа «Аккорд» является модифицированной и разработана на основе: Образовательной программы для детских музыкальных школ. Курс специального фортепиано. - М. Министерство культуры. Методический кабинет по учебным заведениям искусств, 1973 .

При этом программа «Аккорд» имеет свои отличительные особенности от базовой программы. Отличительной особенностью и новизной программы является то, что предусматривается обучение игре на инструменте детей с неяркими музыкальными данными и акцент в работе делается именно на развитие музыкальных и творческих задатков детей, создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет.

Набор в детское объединение по классу фортепиано осуществляется без вступительных испытаний, на протяжении всего учебного года.

Базовый период обучения составляет 5 лет.

Всего на освоение программы отводится 360 часов, то есть на каждый год обучения по 72 часа

Основная форма учебно-воспитательной работы - индивидуальные занятия.

Занятия с каждым обучающимся проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу.

Концепция программы основывается на следующих принципах:

-общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными;

-выявление и развитие обще-музыкальных и творческих задатков детей;

-создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

-создание и пополнение «слухового багажа» на примерах мирового культурного музыкального наследия.

Весь курс обучения игры на фортепиано условно делится на три этапа:

1 этап - первый и второй год занятий;

2 этап - третий год занятий;

3 этап - четвёртый и пятый год занятий.

Каждый этап охватывает разнообразные, взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса и наряду с этим предусматривает конкретные задачи обучения. Для каждого этапа занятий в программе намечены общие задачи обучения, определены основные знания, умения, навыки которые должны приобрести учащиеся.

В содержании программы 1 этапа обучения значительное место отводится освоению необходимых практических начальных музыкально - исполнительских навыков и умений игры на музыкальном инструменте.

Одновременно с этим происходит накопление музыкальных впечатлений, обогащение слухового опыта учащихся, овладение элементарными теоретическими знаниями, развитие и закрепление интереса к занятиям музыкой. Дети овладевают умением читать нотный текст, грамотно и выразительно исполнять небольшие музыкальные пьесы, этюды, песни.

На 2 этапе учащиеся совершенствуют полученные ранее практические умения, расширяют и углубляют музыкальные знания.

На 3 этапе предусматривается значительное углубление знаний о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях, повышение музыкально - исполнительского мастерства: расширение интересов в области искусства вообще и музыкального в частности.

Программа предусматривает наряду с освоением инструмента изучение основ музыкальной грамоты, которая является той базой, на которой строится работа по другим разделам программы.

Занятия по теории музыки проводятся совместно с занятиями по фортепиано. С целью расширения музыкального кругозора учащихся в программу также входит знакомство с музыкальной культурой, творчеством композиторов, средствами музыкальной выразительности.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1 этап обучения:

По окончании обучения учащийся должен знать и уметь.

1.Теория:

- устройство инструмента;

- строение клавиатуры фортепиано;

- правила посадки и постановки рук;

- правила записи нотных знаков, их соотношение с реальным звучанием инструмента;

- основы музыкальной грамоты;

2.Практика:

- ориентироваться в нотной записи и клавиатуре фортепиано;

- в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые пьесы и песни;

- различать характер музыкального произведения;

должен:

- владеть исполнительскими навыками, которые определены первым и вторым годом обучения;

Количество выученных музыкальных произведений определяется в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка.

2 этап обучения:

По окончании обучения учащийся должен знать и уметь.

1.Теория

- знать основные средства музыкальной выразительности, выразительные особенности музыкального языка, приёмы и способы достижения выразительной игры на фортепиано.

2.Практика

- уметь разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации, играть в ансамбле, оценивать качество своего исполнения в пределах общего музыкального развития, играть эмоционально и выразительно средней трудности произведения.

3 этап обучения:

По окончании обучения учащийся должен знать и уметь.

1.Теория

-основные интервалы и их тоновую величину, роль динамики и агогики в передаче образов.

2.Практика.

-владеть навыками аккомпанимента, самостоятельно разбирать нотный текст, осознанно исполнять пьесы.

В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это не только концерты - беседы, слушание музыки, но и интегрированный цикл бесед по этике, эстетике, основам безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни, правоведению.

Для отслеживания результативности образовательного процесса программа предусматривает контроль за усвоение учебного материала через различные формы концертной деятельности: конкурсы на лучшее исполнение, классные концерты, где игру товарищей оценивают сами ребята, отчётные концерты, которые проходят в форме «Музыкальной гостиной».

Формы подведения итогов образовательной программы

1 год обучения

Уровень освоения теоретического материала

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

.Развитие музыкальной грамотности. 1.Устройство инструмента, строение клавиатуры.

Игра «Рыба Кит»

Самооценка, опрос.

2. Расположение нот на нотоносце.

Практическая работа.

3.Нотное обозначение длительности звуков.

Игра «Раз, два, три»

Зачет.

4.Пауза

Самостоятельное прочтение нотного текста с половинными и четвертными паузами.

Опрос.

5.Ключевые и случайные знаки альтерации.

Практическая работа.

Опрос.

6.Законы соотношения звуковых длительностей в музыке.

Опрос

Самостоятельная работа

Уровень освоения практических навыков и умений:

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

Обучение игре на инструменте. 1.Умение ориентироваться в клавиатуре фортепиано

Игра «Полетаем»

Зачет

2.Умение ориентироваться в нотной записи.

Игра «Путешествие в страну скрипичного ключа».

Самостоятельная работа

3.Умение читать нотный текст .

Игра с листа

Зачет

4.Пластичность действий аппарата при игре legato и non legato.

Упражнения, тренинг

Творческие задания

Работа над репертуаром. 1..Исполнение пьес предусмотренных программой.

Анализ исполнения

Отчетное мероприятие . Музыкальная гостиная «Мир звуков»

2 год обучения

Уровень освоения теоретического материала

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

Развитие музыкальной грамотности. 1.Песня, марш, танец в их жанровых различиях.

Беседа

Урок - концерт

2.Ритм. Ритмический рисунок.

Игра «Повтори», «Удивительные ритмы»

Зачетная работа

3.Понятие музыкальной паузы. Разновидности пауз.

Опрос

Тестовое задание

Уровень освоения практических навыков и умений

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

Обучение игре на фортепиано. 1.Формирование развития слуховых навыков

Музыкальные игры: «Угадай мелодию» , «Музыкальный марафон».

Диагностика

2.Чтение нот с листа

Анализ

Контрольный урок

3.Соблюдение аппликатурной дисциплины

Наблюдение

Анализ

4.Ансамблевая игра.

Анализ

Контрольный урок

5.Уровень исполнения сольного репертуара

Урок - зачет

Музыкальная гостиная «Как рождается музыка»

3 год обучения

Уровень освоения теоретического материала

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

Развитие музыкальной грамотности 1.Темп. Значение темпа в музыке.

Музыкальные игры.

Опрос.

2.Знаки сокращенного нотного письма.

Самостоятельная работа.

Тестовые задания.

3.Лад мажорный и минорный.

Музыкальные игры.

Игра «Путешествие в музыкальную страну».


Уровень освоения практических навыков и умений

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

Обучение игре на фортепиано. 1.Чтение нот с листа.

Анализ

Анализ

2.Аппликатурная дисциплина. Гаммы, арпеджио, этюды.

Технический зачет

Конкурс «Юные виртуозы»

3.Ансамблевая игра.

Урок - зачет

Классный концерт «Народные напевы».

4Уровень исполнения сольного репертуара

Анализ исполнения

Отчетный концерт «Народная музыка»

4 год обучения

Уровень освоения теоретического материала

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

Развитие музыкальной грамотности. 1.Особенности музыкального языка.

Беседа

Самостоятельная работа

2.Интервалы

Самостоятельная работа

Зачет

3.Элементы художественной выразительности

Опрос

Самостоятельная работа

4.Роль динамики и агогики в передаче образов.

Музыкально - творческие игры

Классный концерт

Уровень освоения практических навыков и умений

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

Работа над развитием исполнительского языка. 1.Развитие навыков чтения с листа

Анализ

Зачет

2.Исполнительская техника

Музыкальные игры, упражнения

Зачет

3.Самостоятельный разбор незнакомого текста.

Анализ исполнения

Анализ исполнения

4.Гаммы. Этюды.

Зачет

Технический зачет

5. Ансамблевая игра.

Самоанализ

Конкурс

6.Владение навыками аккомпанемента

Анализ исполнения

Контрольный урок

7.Уровень владения сольным репертуаром

Анализ исполнения

Отчетный концерт «Танцевальная музыка»

5 год обучения

Уровень освоения теоретического материала

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

Развитие музыкальной грамотности. 1.Элементы музыкального языка.

тестирование

Самостоятельна работа

2.Мелизмы

Музыкальные игры

Опрос

3.Музыкальная терминология

Тестирование

4. Стилевые особенности музыкального жанра

Музыкально - творческие игры

Урок погружение

Уровень освоения практических навыков и умений

Содержание

Текущий контроль

Итоговый контроль

Работа над развитием исполнительского мастерства. 1.Чтение нотного текста

Анализ

Урок - зачет

2.Гаммы, аккорды,

арпеджио. Этюды.

Самоанализ

Технический зачет

3.Ансамблевая игра.

Анализ.

Классный концерт

4.Владение навыками аккомпанемента

Контрольный урок

Конкурс

5.Уровень владения сольным репертуаром.

Анализ исполнения

Отчетный концерт «Волшебной музыки страна»

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

По окончании каждого года обучения проводится отчетный концерт.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание и виды работы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

5

5

-

2.

Организация музыкальных интересов учащихся

25

10

15

3.

Развитие музыкальной грамотности

50

17

33

4.

Работа над репертуаром

195

25

170

5.

Обучение игре на инструменте

50

7

43

6.

Работа над развитием исполнительского мастерства

30

4

26

7.

Итоговое занятие

5

5

-

ИТОГО:

360

73

287

Первый год обучения

Содержание и виды работы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Организация музыкальных интересов учащихся

5

2

3

3.

Развитие музыкальной грамотности

10

3

7

4.

Обучение игре на инструменте

20

3

17

5.

Работа над репертуаром

35

5

30

6.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО

72

15

57

Второй год обучения

Содержание и виды работы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Организация музыкальных интересов учащихся

5

2

3

3.

Развитие музыкальной грамотности

10

4

6

4.

Обучение игре на инструменте

20

2

18

5.

Работа над репертуаром

35

5

30

6.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО

72

14

58

Третий год обучения

Содержание и виды работы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Организация музыкальных интересов учащихся

5

2

3

3.

Развитие музыкальной грамотности

10

4

6

4.

Обучение игре на инструменте

10

2

8

5.

Работа над репертуаром

45

5

40

6.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО

72

14

58

Четвёртый год обучения

Содержание и виды работы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Организация музыкальных интересов учащихся

5

2

3

3.

Развитие музыкальной грамотности

10

3

7

4.

Работа над развитием исполнительского мастерства

15

2

13

5.

Работа над репертуаром

40

5

35

6.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО

72

14

58

Пятый год обучения

Содержание и виды работы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Организация музыкальных интересов учащихся

5

2

3

3.

Развитие музыкальной грамотности

10

3

7

4.

Работа над развитием исполнительского мастерства

15

2

13

5.

Работа над репертуаром

40

5

35

6.

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО

72

14

58

|СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены.

2.Организация музыкальных интересов учащихся.

Теория: Рассказ «Что можно сыграть на фортепиано?» Практика: Слушание музыки в исполнении педагога. Примерная тематика?»; показ «детской», бытовой музыки, художественного фортепианного репертуара. 3. Развитие музыкальной грамотности.

Теория: Изучение нотной грамоты. Музыкальный звук. Качество музыкального звука. Длительность. Громкость. Тембр музыкального звука. Музыкальный звукоряд. Нотная запись. Устройство нотного стана. Нота, как графическое обозначение музыкального звука. Музыкальный ключ. Скрипичный ключ, его смысл и назначение. Басовый ключ. Знаки альтерации, ключевые и случайные знаки.

Практика: Определение на слух высоких и низких звуков. Определение длительности звуков. Изображение скрипичного ключа. Графическое изображение нот, знаков альтерации. Запись нотного текста, длительности нот.

4.Обучение игре на фортепиано.

Теория: Требования к постановке корпуса, рук за инструментом. Особенности звукоизвлечения. Аппликатура. Особенности исполнения nonlegato и legato.Динамические оттенки. Практика: Организация игровых движений. Исполнение разучиваемых пьес. Упражнения. Накопление простейших музыкальных впечатлений. Выработка первичных навыков ориентировки в нотном тексте и на клавиатуре инструмента. Овладение основными уровнями динамического звучания. Воспроизведение звучания различных длительностей нот. Усвоение основных способов звукоизвлечения и игровыми навыками (нон легато, легато, стаккато). Воспитание аппликатурной дисциплины, частичное самонахождение рациональной аппликатуры. Формирование начальных навыков самостоятельного выучивания небольших пьес. Формирование музыкально - слуховых представлений, формирование навыков чтения нот с листа. Совершенствование приобретённых музыкально - исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте.

5.Работа над репертуаром.

Теория: Анализ произведения: знаки альтерации, характер произведения, средства музыкальной выразительности. Исполнительские приемы. Мелодия как одно из средств музыкальной выразительности. Выразительные возможности двух, трех и четырехдольных размеров.

Практика: Работа над новой пьесой: Работа над текстом произведения, игровыми приемами, средствами выразительности.

6. Итоговое занятие.

Практика: Итоговые требования. Знание устройства инструмента, правил посадки и постановки рук, основ нотной грамоты. Исполнение 2-3 пьес из 1 раздела Школы игры на фортепиано Н. Николаева. Отчетное мероприятие музыкальная гостиная «Мир звуков».

Второй год обучения.

1.Вводное занятие.

Теория. Особенности программы 2-го года обучения. Повторение ранее разучиваемых пьес.

2.Организация музыкальных интересов учащихся.

Теория:

Слушание музыки в исполнении педагога. Примерная тематика: народная музыка, музыка из мультфильмов. Практика. Периодические прослушивания музыкальных произведений. Формирование культуры восприятия.

3.Развитие музыкальной грамотности.

Теория. Понятие музыкальной паузы. Ритм. Ритмический рисунок. Понятие музыкального метра. Такт как период метрической структуры музыкального произведения. Динамика как важнейшее средство музыкальной выразительности.

Практика. Игра упражнений с различным ритмическим рисунком. Разучивание пьес с различной метрической структурой. Работа над динамикой в музыкальных произведениях.

4.Обучение игре на инструменте.

Теория. Воспитание навыков грамотного и точного прочтения нотного текста. Сообщение элементарных понятий о выразительных средствах музыки (мелодия, лад, ритм, метроритм), подведение к пониманию их художественно - выразительного значения.

Практика. Дальнейшее развитие способности понимать, эмоционально воспринимать музыку. Формирование и развитие слуховых навыков. Исправление исполнительских недочётов (в извлечении звука, постановка рук).

5.Работа над репертуаром.

Теория. Анализ музыкального произведения, особенности исполнения. Штрихи, нюансы, характер. Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке. Использование разнообразных по характеру, форме и жанрам музыкальных произведений. Практика. Формирование умений пользоваться методом сравнения. Выработка аппликатурной дисциплины. Использование фактурного разнообразия репертуара. Совершенствование исполнительского аппарата. Свободное владение выученным материалом.

6.Итоговое занятие.

Музыкальная гостиная «Как рождается музыка?». Итоговые требования. Знание основной нотной грамоты. Исполнение 2-3 пьес.

Третий год обучения.

1.Вводное занятие.

Знакомство с программным содержанием 3 года обучения. Повторение пройденного материала.

2.Организация музыкальных интересов учащихся.

Теория. Беседы о музыке. Музыка программная и не программная. Конкретность и образность программной музыки.

Практика. Слушание музыки. Примерная тематика: Отрывки из оперы «Снегурочка» Римского - Корсакова. Кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева. 3.Развитие музыкальной грамотности. Теория. Темп. Значение темпа в музыке. Условные градации темпа в музыке. Обозначение темпа, обозначение изменений темпа, формата и её обозначение в нотах. Знаки сокращённого нотного письма. Мажорный и минорный лад. Системное движение ключевых знаков. Кварто- квинтовый круг. Гамма.

Практика. Игра гамм и упражнений, разнохарактерных пьес.

4. Обучение игре на инструменте.

Теория. Разъяснение более сложных понятий из области музыки.

Практика. Дальнейшее развитие навыков грамотного и точного прочтения нотного текста. Чтение нот с листа. Развитие технической подвижности правой и левой рук (развитие беглости пальцев) посредством исполнения гамм, этюдов и упражнений. Развитие общих музыкальных способностей, дальнейшее формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на неё. Работа над развитием игры в ансамбле, навыкам аккомпанимента. Развитие навыков самостоятельного разбора нотного текста. Совершенствование техники игры, развитие свободы исполнительского аппарата. Работа над упорядочением ритмики и динамики, формирование умений в области регуляции звучания инструмента. Формирование навыков концентрации и распределения музыкального внимания.

5.Работа над репертуаром.

Теория. Анализ музыкального произведения. Влияние динамики и агогики на характер музыкального произведения.

Практика. Разучивание пьес средней сложности. Использование разнообразных по характеру, форме и жанрам музыкальных произведений. Формирование умений пользоваться методом сравнения. Выработка аппликатурной дисциплины. Использование фактурного разнообразия репертуара, ускорение темпов её разучивания. Совершенствование исполнительского аппарата. Свободное владение выученным материалом. Играть эмоционально и выразительно.

6.Итоговое занятие.

.Отчетный концерт музыкальная гостиная «Народная музыка». Примерные итоговые требования: исполнение 2-3 разнохарактерных пьес. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле.

Четвёртый год обучения.

1.Вводное занятие.

Теория. Особенности программы 4-го года обучения.

Практика. Слушание музыки в исполнении педагога. Повторение пройденного материала.

2.Организация музыкальных интересов учащихся.

Теория. Беседы о музыке. Примерная тематика: «О музыкальных стилях.

Практика. Слушание музыки в исполнении педагога. 3.Развитие музыкальной грамотности.

Теория. Знакомство с интервалами их тоновой величиной. Понятием консонансы и диссонансы.

Практика. Воспитание навыков грамотного прочтения нотного текста…

4.Работа над репертуаром.

Теория. Понятие стилевых особенностей творчества различных композиторов (характерный отпечаток эпохи, национальности, индивидуальности композитора).

Практика. Использование учебно-тренировочного материала различного характера, этюдов большой напряжённости. Использование более большого разнообразия стилей и характеров включаемых в учебный план музыкальных произведений. Исполнение сочинений более крупной формы, небольших сочинений концертного плана.

5.Работа над развитием исполнительского мастерства.

Теория. Подведение к более полным и научным представлениям о содержании музыки, к глубокому пониманию музыкального произведения, к осмыслению его художественной сущности, изучение особенностей музыкального языка.

Практика. Совершенствование усвоенных ранее специальных (практических умений) и навыков. Формирование умений анализировать мелодию (выразительность, звуковысотные соотношения, интонационный строй, характер, развитие, тембровые качества). Закрепление и развитие навыков ансамблевой игры на более сложном художественном репертуаре (подчинение индивидуальной манере исполнения). Выработка управляемости ритмом, самоконтроля за качеством звука, расчётливости игровых усилий. Овладение разнообразными по характеру движениями рук, пластикой приёмов игры.

6.Итоговое занятие.

Отчетное мероприятие музыкальная гостиная «Танцевальная музыка». Итоговые требования. 3-4 разнохарактерных пьес. Ансамблевая игра. Аккомпанемент.

Пятый год обучения.

1.Вводное занятие.

Теория. Знакомство с программой, особенностью занятия 5-го года обучения.

Практика. Повторение пройденного материала. Место и значение музыки.

2.Организация музыкальных интересов учащихся.

Теория. Знакомство с малыми формами инструментальной музыки. Практика. Слушание музыки. Небольшие музыкальные пьесы напевного склада: песни без слов, серенады, баллады, элегии, ноктюрны. Музыка театра и кино.

3.Развитие музыкальной грамотности.

Теория. Мелизмы: форшлаг, трель, мордент, группетто. Фактура - строение музыкальной «ткани». Элементы музыкального языка. Знакомство с ладами народной музыки. Музыкальная терминология.

Практика. Игра упражнений с использованием мелизмов. Анализ музыкальных произведений. Слушание музыки.

4.Работа над репертуаром.

Теория. Расширение знаний о музыкальных жанрах и форме произведений. Понимание стилевых особенностей

Практика. Использование более широкого разнообразия стилей и характеров музыкальных произведений. Самостоятельное решение музыкально - исполнительских задач, целостного восприятия музыкального произведения.

5.Работа над развитием исполнительского мастерства.

Практика. Совершенствование усвоенных ранее специальных, практических умений и навыков. Упрочнение навыков точности и грамотности прочтения

музыкального текста. Закрепление и развитие навыков ансамблевой игры на

более сложном художественном репертуаре. Разнообразие игровых приёмов, навыков выразительного исполнения, обучение оперированию обобщёнными способами музыкально- исполнительской деятельности, сознательному использованию (при исполнении) составных компонентов музыкального языка, как средства создания художественного образа. Приобретение прочных индивидуально - исполнительских навыков. Умение применять полученные знания в практической жизни.

6. Итоговое занятие.

Отчетный концерт. Музыкальная гостиная «Волшебной музыки страна».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Раздел или тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса ( в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Вводное занятие

Беседа, игра педагога.

Таблицы, альбомы

Фортепиано

Анализ музыкальных данных

2.

Организации музыкальных интересов учащихся.

Урок концерт

Игра педагога, слушание музыки, анализ, осознания личностного смысла музыкального произведения.

Нотная литература, аудиозаписи.

Фортепиано, МП-3 проигрыватель

Анализ

Анализ

3.

Развитие музыкальной грамотности

3.1

Устройство инструмента, строение клавиатуры.

Индивидуальный урок

Рассказ, показ, слушание-восприятие

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

Игра «Рыба Кит»,самооценка, опрос.

3.2

Размещение нот на нотоносце.

Индивидуальный урок

Объяснение, показ, практическая работа

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

Самостоятельная работа

3.3

Нотное обозначение длительности звуков

Индивидуальный урок

Объяснение, показ, практическая работа.

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

Зачет, самооценка

3.4

Пауза.

Индивидуальный урок

Объяснение, музыкально-дидактическая игра, чтение с листа нотного текста с паузами.

Дидактические карточки

Фортепиано

Опрос

3.5

Ключевые и случайные знаки альтерации

Индивидуальный урок

Объяснение, практическая работа, игра нотного текста с ключевыми и случайными знаками.

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

опрос

3.6

Законы соотношения звуковых длительностей в музыке.

Индивидуальный урок

Наглядный, практический.

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

Самостоятельная работа

4.

Обучение игре на инструменте

4.1

Умение ориентироваться в клавиатуре фортепиано.

Индивидуальный урок

Музыкальные игры, тренинг. Таблицы, нотная литература

Таблицы, нотная литература.

Фортепиано

Зачет

4.2

Чтение нотного текста

Индивидуальный урок

Чтение нотного текста, игра упражнений. тренинг.

Нотная литература

Фортепиано

Самостоятельная работа

5.

Работа над репертуаром

5.1

Работа над текстом музыкальных произведений

Индивидуальный урок

Анализ музыкального произведения, разбор текста, отработка игровых приемов, моделирование элементов музыкального языка, эмоциональной музыкальной драматургии.

Нотная литература Фортепиано

Фортепиано

Самостоятельная работа

6.

Итоговое занятие

Отчетное мероприятие

Практической демонстрации.

Фортепиано

Отчетное мероприятие Музыкальная гостиная «Мир звуков»

2 год обучения

Раздел или тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса ( в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Урок презентация

Беседа, игра педагога.

Таблицы, альбомы.

Фортепиано

Анализ музыкальных данных

2.

Организации музыкальных интересов учащихся.

Урок концерт

Игра педагога, слушание музыки, анализ, осознания личностного смысла музыкального произведения.

Нотная литература, аудиозаписи.

Фортепиано, МП-3 проигрыватель

Анализ

3.

Развитие музыкальной грамотности

3.1

Песня, марш, танец в их жанровых различиях.

Индивидуальный урок, урок концерт.

Рассказ , слушание музыки, игра педагога, эмоциональной драматургии.

Аудиозаписи, нотная литература.

Фортепиано, МП-3 проигрыватель

беседа

3.2

Ритм. Ритмический рисунок «Метрическая доля»

Индивидуальный урок,

Объяснение, наглядно-слуховой , сравнения.

Таблицы

Фортепиано, шумовые инструменты.

Зачетная работа

3.3

Понятие музыкальной паузы. Разновидности музыкальных пауз.

Индивидуальный урок

Объяснение, музыкальные игры. Практическое задание.

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

Опрос.

4.

Обучение игре на инструменте

4.1

Отработка игровых приемов. Индивидуальный урок

Индивидуальный урок

Игра упражнений, гамм, этюдов, тренинги.

Нотная литература.

Фортепиано

Технический зачет

5.

Работа над репертуаром.

5.1

Работа над текстом музыкальных произведений

Индивидуальный урок

Анализ музыкального произведения, разбор текста, отработка игровых приемов, моделирование элементов музыкального языка, эмоциональной музыкальной драматургии.

Нотная литература Фортепиано

Фортепиано

Самостоятельная работа

6.

Итоговое занятие

Отчетное мероприятие

Практической демонстрации.

Фортепиано

Музыкальная гостиная «Как рождается музыка?»

3 год обучения

Раздел или тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса ( в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

1.

Вводное занятие

Индивидуальный урок


Беседа, игра педагога, повторение пройденного.

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

2.

Организации музыкальных интересов учащихся.

Урок концерт

Игра педагога, слушание музыки, анализ, осознания личностного смысла музыкального произведения.

Нотная литература, аудиозаписи.

Фортепиано, МП-3 проигрыватель

Анализ

3.

Развитие музыкальной грамотности

3.1

Темп.

Значение темпа в музыке

Индивидуальный урок

Рассказ, моделирование элементов музыкального языка, метод сравнения, музыкальные игры..

нотная литература

Фортепиано

Опрос.

3.2

Знаки сокращенного нотного письма

Индивидуальный урок

Объяснение, практическая работа

Дидактические карточки. Нотная литература

Фортепиано

Тестовые задания.

3.3

Лад мажорный и минорный.

Индивидуальный урок

Объяснение, слушание музыки, анализ, размышления о музыке. Слуховой диктант.

Аудиозаписи, нотная литература

Фортепиано

Игра «Путешествие в музыкальную страну»

4.

Обучение игре на инструменте

4.1

Чтение нот с листа

Индивидуальный урок

Практическая работа

Нотная литература

Фортепиано

Зачет

4.2

Аппликатурная дисциплина

Индивидуальный урок

Объяснение, показ, практическая работа

Нотная литература

Фортепиано

Конкурс «Юные виртуозы»

4.3

Ансамблевая игра

Индивидуальный урок

Практическая работа

нотная литература

Фортепиано

Урок зачет

5.

Работа над репертуаром

5.1

Работа над текстом музыкальных произведений

Индивидуальный урок

Анализ музыкального произведения, разбор текста, отработка игровых приемов, моделирование элементов музыкального языка, эмоциональной музыкальной драматургии.

Нотная литература Фортепиано

Фортепиано

Самостоятельная работа

6.

Итоговое занятие

Отчетное мероприятие

Практической демонстрации.

Фортепиано

Музыкальная гостиная «Волшебной музыки страна».


4 год обучения

Раздел или тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса ( в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Индивидуальный урок


Беседа, игра педагога, повторение пройденного.

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

Анализ

2.

Организации музыкальных интересов учащихся.

Урок концерт

Игра педагога, слушание музыки, анализ, осознания личностного смысла музыкального произведения.

Нотная литература, аудиозаписи.

Фортепиано, МП-3 проигрыватель

Анализ

3.

Развитие музыкальной грамотности

3.1

Особенности музыкального языка

Индивидуальный урок

Рассказ, слушание музыки, анализ, моделирование элементов музыкального языка.

Нотная литература, аудиозаписи

Фортепиано, МП-3 проигрыватель

Самостоятельная работа

3.2

Интервалы

Индивидуальный урок

Объяснение, практическая работа.

Таблицы, нотная литература, дидактические карточки.

Фортепиано

Зачет

3.3

Элементы художественной выразительности.

Индивидуальный урок

Активизация творческих проявлений, практическая работа.

Таблицы, нотная литература, дидактические карточки.

Фортепиано

Тестовое задание.

3.4

Аккорды

Индивидуальный урок

Объяснение, практическая работа

Таблицы, нотная литература, дидактические карточки

Фортепиано

Зачет

3.5

Роль динамики и агогики в передаче образов.

Индивидуальный урок

Объяснение, практическая работа

Таблицы, нотная литература, дидактические карточки

Фортепиано

Классный концерт

4.

Работа над развитием исполнительского мастерства

4.1

Исполнительская техника

Индивидуальный урок

Отработка игровых приемов, тренинг, игра упражнений и заданий.

Таблицы, нотная литература, дидактические карточки

Фортепиано

Классный концерт «Встреча с музыкой»

5.

Работа над репертуаром

5.1

Работа над текстом музыкальных произведений

Индивидуальный урок

Анализ музыкального произведения, разбор текста, отработка игровых приемов, моделирование элементов музыкального языка, эмоциональной музыкальной драматургии.

Нотная литература Фортепиано

Фортепиано

Анализ

6.

Итоговое занятие

Отчетное мероприятие

Практической демонстрации.

Фортепиано

Музыкальная гостиная «Танцевальная музыка».


5 год обучения

Раздел или тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса ( в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Индивидуальный урок


Беседа, игра педагога, повторение пройденного.

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

Анализ

2.

Организация музыкальных интересов учащихся.

Урок концерт

Игра педагога, слушание музыки, анализ, осознания личностного смысла музыкального произведения.

Нотная литература, аудиозаписи.

Фортепиано, МП-3 проигрыватель

Анализ

3.

Развитие музыкальной грамотности

3.1

Элементы музыкального языка

Индивидуальный урок

Рассказ, слушание музыки, анализ, моделирование элементов музыкального языка.

Нотная литература, аудиозаписи

Фортепиано, МП-3 проигрыватель

Самостоятельная работа

3.2

Мелизмы.

Индивидуальный урок

Объяснение, практическая работа, отработка исполнения мелизмов.

Таблицы, нотная литература

Фортепиано

Анализ

3.3

Музыкальная терминология.

Индивидуальный урок

Объяснение,

Таблицы, нотная литература, дидактические карточки.

Фортепиано

Тестовое задание.

4.

Работа над развитием исполнительского мастерства

4.1

Исполнительская техника

Индивидуальный урок

Отработка игровых приемов, тренинг, игра упражнений и заданий.

Таблицы, нотная литература, дидактические карточки

Фортепиано

Урок зачет

4.2

Гаммы, арпеджио, аккорды

Индивидуальный урок

Отработка игровых приемов, тренинг.

Фортепиано

Зачет

4.3

Освоение навыков аккомпанемента

Индивидуальный урок

Практический, наглядно-слуховой, музыкально-игровой.

Нотная литература

Фортепиано

Контрольный урок

5.

Работа над репертуаром

5.1

Работа над текстом музыкальных произведений

Индивидуальный урок

Анализ музыкального произведения, разбор текста, отработка игровых приемов, моделирование элементов музыкального языка, эмоциональной музыкальной драматургии.

Нотная литература Фортепиано

Фортепиано

Анализ

6.

Итоговое занятие

Отчетное мероприятие

Практической демонстрации.

Фортепиано

Музыкальная гостиная «Волшебной музыки страна».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.Абдуллин Э.Б. , Николаева Е.В. «Методика музыкального образования». - М., Музыка, - 2006. - 209 стр.

1. Бернстайн Л.О. «Музыка - всем» - Л., 1978.-286 с. 2. Виноградов Г.В. «Музыкальная фактура как аспект исследования стиля».- Укр. Музыковедение. 1976. 234 стр.

3. Виноградов Г.В. , Красовская Е. «Занимательная теория музыки» - М., 1991 -165 стр.

4. Голубовская Н. «О музыкальном исполнительстве» - Л., 1985.-240 стр.

5. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» - М., 1961.320 стр.

6. Левин И. «Основные принципы игры на фортепиано». М.,1969 - 327 стр.

7. Островский А. «Методика теории музыки и сольфеджио» - Л., 1970.-256 стр.

8. Овчиникова Т. «Программы. Музыка». - М., 1990.-480 стр.

9. Фукс З. Основы техники «Ребёнок за роялем» - М., 1981.-310 стр.

10. Шмид - Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков» - Л., 1979.-386 стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Зимина О.П. «Самоучитель игры на фортепиано» М., 1973.- 196 стр.

2. Зуева Л. «Я учусь играть по нотам» Новосибирск ,2013. 93 стр.

3. Николаева А. «Школа игры на фортепиано» М., 2002. 196 стр.

4.Чайковский П.И. «Детский альбом» М., 1994. 132 стр.




© 2010-2022