Образовательная программа для ДШИ вариативная часть

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

муниципального образования «Холмский городской округ»

(МБОУДОД «ДШИ г. Холмска»)



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область

В 00. Вариативная часть

Программа по ученому предмету

В.12 «Музицирование»

Для учащихся 6-7-8 классов

Разработчик:

Преподаватель теоретический дисциплин

высшей квалификационной категории

Таран М.М.













Холмск

2015

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Результат освоения программы;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета «Музицирование»

-Сведения о затратах учебного времени

- Требования по годам обучения;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Рекомендуемые репертуарные сборники;

- Список методической литературы;

-Перечень рекомендуемых средств обучения.


  1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Музицирование» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»и является её вариативной частью.

Представленная программа предполагает знакомство с синтезатором. На уроке «Музицирования» применяются и развиваются базовые навыки, полученные на занятиях в классе специальности и сольфеджио.

Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия ХХ века обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария. Новые цифровые музыкальные инструменты - синтезаторы - отличаются простотой управления, компактностью, лёгкостью и дешевизной. Вследствие чего эти новые инструменты получили широкое распространение в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игры на этих инструментах и приобщения, таким образом, широких масс людей к музыкальной культуре.

Данная программа рассчитана на учащихся 6,7,8 классов, занимающихся по 8летней программе. Уроки ведёт преподаватель-теоретик по 0,5 часа в неделю.

Программа основана на примерной учебной программе И.М.Красильникова 2002 года выпуска, одобренная учебным методическим советом при министерстве культуры Российской федерации.

Возраст обучающихся определяется дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Фортепиано» по предмету «Музицирование», поступивших в образовательное учреждение в первый класс с шести лет шести месяцев до девяти лет.

Срок реализации учебного предмета.

Срок реализации учебного предмета составляет три года (с 6 по 8 класс).

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Музицирование».

нагрузка

6 класс

7 класс

8 класс

аудиторная

16.5

16.5

16.5

самостоятельная

16.5

16.5

16.5

максимальная

33

33

33










Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 20 минут.

По учебному предмету «Музицирование» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем

Цели и задачи учебного предмета

Цель обучения:

1.приобщение большого круга учащихся к музицированию на синтезаторах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности: электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, импровизации

2.формирование у учащихся широкого круга музыкальных способностей и интересов

3.хорошего музыкального вкуса

4. расширение музыкального кругозора.

Обучение аранжировке и игре на клавишных синтезаторах нацелено в большей мере на приобщение к домашнему музицированию. Обучение к игре в ансамбле с вокалистом направлено, в первую очередь, на подготовку выступлений на концертах как классных, так и на родительских собраниях, в концертах художественной самодеятельности.

Предмет музицирования на клавишном синтезаторе ставит перед учащимися следующие задачи:

-изучение художественных возможностей цифрового инструментария

-применение базовых знаний по теории музыки на практике

-освоение исполнительской техники на цифровом инструментарии

-совершенствование в практической исполнительской деятельности

Каждая из этих задач в предложенной программе подразделяется на простые составляющие. Так, изучение художественных возможностей цифрового инструментария подразумевает:

-ознакомление с его звуковым материалом (с набором тембров и шумов) и средствами внесения различных коррективов в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты и др.);

-освоение различных приёмов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделённой клавиатуры, использование ритм-машины, автоаккомпанемента и др.);

-знакомство с интерактивными фактурными заготовками (паттернами, «звуковыми подушечками», ритмо-гармоническими последовательностями в режиме «свободного сеанса» и др.).

Применяемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и так необходимые сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, систему тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (периода, простые двух- и трёх частные, вариационная, рондо, сонатная, циклические формы), инструментовке и звукорежиссуре.

Задача освоения исполнительской техники включает: приобретение навыка позиционной игры, скачков. А также - выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.

Четвёртая, наиболее сложная задача практического освоения электронного музицирования предполагает совершенствование по нескольким направлениям. Это, прежде всего, электронная аранжировка и исполнение музыки, а также - чтение с листа, запись на многодорожечный секвенсор. Подбор по слуху, импровизация и элементы сочинения.

Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению цифровых инструментов, основывается на классической и народной музыке, в которых сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также на лучших образцах современной музыки академических и массовых жанров. Важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инструментах как связанных исключительно с молодёжной развлекательной музыкой и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса.

Общее количество произведений, которые должны быть пройдены в каждом классе, сугубо индивидуально. Каждое из произведений должно быть аранжировано и исполнено (записано в память секвенсора и переведено на дискету) учеником. При этом степень завершённости этой работы может быть различной - произведения для публичного показа, произведения для исполнения в классе или просто в порядке ознакомления. Также учащиеся разучивают произведения экзаменационной программы по сольфеджио, которые демонстрируют на госэкзамене.

В репертуарном списке приведены произведения для электронной аранжировки. Они разделены на три группы академическая (классическая и современная) музыка, музыка массовых жанров, народная музыка.

Подходы аранжировки этих произведений различны в зависимости от их жанровой принадлежности. Так, музыка академических жанров требует при аранжировки большей строгости. Музыка же массовых жанров. Напротив, допускает широкую вариантность подходов. А народную музыку, всегда несущую в себе элемент импровизационности, можно рассматривать как материал для самых разнообразных творческих решений.

Главными критериями подбора произведений должны служить: яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления ученика, особенность бытовой электронной аппаратуры. Примерные перечни музыкальных произведений не отражают различное продвижение учеников, так как занятия в студии предполагает это продвижение сугубо индивидуальное.

Обоснование структуры программы предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы; - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, систем оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);

  • наглядный (показ, демонстрация отдельных фрагментов и всего произведения в целом);

  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление произведения на более мелкие части для подробной проработки с последующим объединением в целое);

  • прослушивание изучаемых произведений в записи, посещении концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

  • осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся с учётом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных задач, основаны на проверенной методике обучения по предмету «Музицирование».

Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Музицирование»

Учебная аудитория для занятий по предмету «Музицирование» должна иметь площадь не менее 12 кв. м, звукоизоляцию.

Для организации занятий понадобится цифровой клавишный синтезатор. А для концертных выступлений: усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания нужен микшерский пульт. Желательно также наличие звукового процессора, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности. Для записи и воспроизведения работ учащихся всех форм музыкального обучения на основе цифрового инструментария желательно также иметь компьютер с хорошей звуковой картой, флешкарты для индивидуальной работы, пишущий CD-Room для записи исполненного произведения на диск. Желателен выход в интернет.

В классе должны быть:

  • нотная библиотека: авторские переложения для фортепиано популярной классической и современной музыки, песенные сборники, сборники романсов, авторские переложения для игры в ансамбле, познавательная литература (музыкальные энциклопедии, справочники, биографические книги);

  • наглядные пособия (карточки,, таблицы, схемы);

  • аудиотека (популярная музыка зарубежных и отечественных композиторов, популярные песни для детей, русские народные песни и друг);

  • звуковоспроизводящая аппаратура.

II. Содержание учебного предмета «Музицирование»

Сведения о затратах учебного времени

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музицирование», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.


6 класс

7 класс

8 класс

Продолжительность учебных занятий в неделях

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

0.5

0.5

0.5

Количество часов на внеаудиторные занятия

0.5

0.5

0.5




Пятый класс

Теоретические сведения

Выразительные возможности клавишных синтезаторов. Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro - start, intro, ending.

Практические навыки

Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Освоение простейших приёмов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощённого взятия аккордов(single finger), подбор паттерна, исходя из метра и преобладающего ритмического рисунка мелодии, подбор тембра мелодии в соответствие её жанровой основы и формы (периода или куплетной), регулирование темпа в зависимости от течения времени разучивания произведения.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 8- 10 небольших произведений народной, классической и современной музыки.

Седьмой класс.

Теоретические сведения

Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты. Паттерны архаического, классического и современного джаза. Паттерны смешанных стилей: джаз - рок, фьюжи, диско. Редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсор, исправление допущенных ошибок , корректировка темпа, установка динамического баланса дорожек

Практические навыки

Аккомпанемент пению или сольной инструментальной партии.Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодий с использованием трезвучий и септаккордов VII ступени, а также септаккордов II, III, VI ступеней в пройденных тональностях. Подбор паттернов для мелодий джазового, фольклорного и смешанного стилей. Применение голосов синтезатора, имитирующего народные и электронные инструменты. Джазовая артикуляция и свингирование. Редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса, фленжира и других эффектов. Запись и редактирование с помощью многодорожечного секвенсора музыкальных произведений, написанных в различных простых, вариационных и рондообразных, сложной трёхчастной формах.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 8-10 различных произведений народной, классической и современной музыки и записать их с помощью секвенсора.

Восьмой класс

Теоретические сведения

Голоса синтезатора, имитирующие ударные инструменты без определённой высоты звука. Паттерны наличных синтезаторов, не пройденные в предыдущих классах: из банков вальсов, бальных танцев, классических и др. Редактирование паттерна. Различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсора: квантование, панорамирование, применение звуковых эффектов.

Педаль и контрапункт в музыкальной фактуре. Колорит гармонии, фактуры, тембра. Сонатная и циклические формы (для продвинутых учеников). Создание музыкального образа - цель работы над музыкальной формой в процессе аранжировки. Взаимосвязь различных элементов музыкальной формы и их взаимодействие с мелодии.

Практические навыки

Чтение с листа пьес уровня трудности 3 класса. Исполнение в ансамбле различных музыкальных произведений, в том числе - а аранжировке, выполненной самими учениками.

Аранжировка и запись на многодорожечный секвенсор музыки, включающей в себе различные виды трезвучий и септаккордов всех ступеней, а также модуляции в родственные тональности. Достижение художественной выразительности записанной на секвенсор музыки с помощью различных операций редактирования её фактуры, тембра, динамического баланса и панорамы, используя оригинальные звуки и паттерны.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 8-10различных произведений народной, классической и современной музыки и записать их с помощью секвенсора.

Примерные варианты подбора музыкальных произведений для репертуарного плана учащегося

Шестой класс

  1. Рамо Ж. Рондо до мажор

Шуман Р. «Смелый наездник»

Гендель Г.Ф. Чакона соль мажор

  1. Эшпай А. Вариации на марийскую тему

Львов-Компанеец Д. «Матрёшки»

Шостакович Д. «Шарманка»

  1. «Вдоль по Питерской» (русская народная песня)

«Челита» (мексиканская народная песня)

«Сулико» (грузинская народная песня)

  1. Листов К. «В землянке»

Рота Н. «Слова любви» («Speak Softly Jove»)

Леннон Д. Маккартни П. «Вчера» («Yesterday»)



Седьмой класс

  1. 1 Штраус И. Вальс «Розы юга» из оперетты «Кружевной платок королевы»

Боккерини Л. Менуэт ля мажор из струнного квартета

Мусоргский М. «Слеза»

  1. Гаврилин В. «Каприччио"

Гречанинов А. «Жалоба» (соч.3 №1)

Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»

  1. «Ой, мороз, мороз» (русская народная песня)

«Большой олень» (французская народная песня)

«Калинка» (русская народная песня)

  1. Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»

Петерсбургский Е. «Синий платочек»

Лоу Ф. «Чуть-чуть везенья» из мюзикла «Моя прекрасная леди»

Восьмой класс

  1. Дакен Л. «Кукушка»

Рейннман В. Маленькая сонатина

Скарлатти Д. Соната ре минор

  1. Щедрин Р. Вариации Царь-девицы из балета «Конёк-горбунок»

Хачатурян А. «Танец с саблями» из балета «Спартак»

Свиридов Г. «Военный марш» из музыкальных

иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

  1. «Вечерний звон» (русская народная песня)

«Реве та стогне Днипр широкий» (украинская народная песня)

«Клён ты мой опавший» (русская народная песня)

  1. Рамирес А. «Жаворонок»

Сидоров В. «Тайна» (танго)

Керн Дж. «Дым»

















III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Музицирование», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

  • Играть наизусть понравившиеся мелодии с автоаккомпанементом, используя различные музыкальные жанры;

  • Играть гармонические схемы в различных тональностях по буквенному обозначению аккордов;

  • Уметь самостоятельно гармонизовать мелодию, применяя навыки и полученные в процессе обучения теоретические сведения, транспонировать её в удобную для пения тональность;

  • Уметь аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент;

  • Играть в ансамбле с преподавателем понравившуюся мелодию;

  • Иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий и самостоятельно его расширять, знать профессиональную терминологию;

  • Иметь творческую инициативу и сформированное представление о методике работы над репертуаром по музицированию.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации учебного предмета «Музицирование» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года.

В качестве средств текущего контроля могут использоваться прослушивания, классные вечера, концерты, творческие конкурсы.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формой проведения промежуточной аттестации в конце года (май) по предмету «Музицирование» является контрольный урок.

Критерии оценки

Для аттестации обучающихся могут быть созданы фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения и навыки. Это могут быть тесты - задания, творческие просмотры, контрольные работы. По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

«отлично»

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

4

«хорошо»

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочётами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3

«удовлетворительно»

исполнение с большим количеством недочётов, а именно: малохудожественная игра, ошибки в гармонизации, отсутствие звукового баланса голоса и аккомпанемента. Отсутствие домашней работы.

2 «неудовлетворительно»

комплекс серьёзных недостатков, плохая посещаемость аудиторных занятий, отсутствие домашней работы, незнание теоретических основ предмета.

«зачёт»

(без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной, фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретённых учащимися знаний, умений и навыков, а так же степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства

V. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе. В работе с учащимися необходимо следовать дидактическим принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении учебного материала.

Весь процесс обучения строится с учётом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика, уровень его подготовки.

Необходимо привлекать учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения популярной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над чистотой текста при исполнении произведений, фразировкой, над звуковым балансом голоса и аккомпанемента, передачей характера произведения, соответствия выбранного стиля.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, что особенно важно в работе над сочинением.

Особая роль отводится теоретической подготовке и проработке гармонических схем в различных тональностях.

Главной задачей преподавателя в классе музицирования является обучение учеников самостоятельной работе, умению отработать проблемные фрагменты, правильно подбирать фактуру аккомпанемента, грамотно гармонизовать мелодию. Выбирать верный стиль.

Самостоятельная работа должна бать регулярной и продуктивной.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать склонности ученика и степень его подготовки. В репертуар необходимо включать высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам произведения песенного репертуара и инструментальной музыки разных стран, народов, лучшие образцы отечественной песенной культуры.

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя.

Ученик должен уйти с урока с ясным и чётким представлением над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно формулированы в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Теория музыки

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1,2. 2-е изд. Л.,1971.

Глинка М. Заметки об инструментовке//ПСС. Литературные произведения и переписка. Т.1. М.,1973.

Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. М.: Музыка,1969.

Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Уч. Пособ,2-е изд., доп. И перераб. М.: Музыка, 1979

Способин И. Элементарная теория музыки. М.: Кифара, 1996.

Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений. Т.1-й, 2-й. М.: Музгиз,1946.

Тюлин Ю. Учение о гармонии. 3-е изд., и доп. М.: Музыка, 1966

Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. М.: Музыка, 1976.

Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова

Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. Композитор,1975.

Чугунов Ю.Гармония в джазе. М.: Сов. Композитор,1981.

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М.,1983.

Педагогика музыкального творчества

Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л.,1965.

Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.,1974.

Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1979.

Красильников И. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. М.: Библиотека журнала «Искусство в школе». Вып. 8. 2002.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Пособие для преподавателей, детей и родителей. М.: Изд-во ЦСДК, 1994.

Цыпин Г. Обучение игры на фортепиано. М., 1984.

Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. СПб,: Композитор, 1997.

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959.

Электронный музыкальный инструментарий

Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: Справочник. СПб: Питер.,2000.

Володин А. Электронные инструменты. М.,1979.

Дубровский Д. Компьютер для музыкантов - любителей и профессионалов. Практическое пособ. М.: Триумф, 1999.

Живайкин П. 600 звуковых музыкальных программ. СПб,: BHV-Санкт-Петербург,1999.

Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке. М.: Русь; Маг;1991.

Учебные пособия и репертуарные сборники

Браун Р. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере/ Пер. с англ. М.: ЭКОМ,1998.

Важов С. Школа игры на синтезаторе. СПб: Композитор,1998.

Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-инструментальных ансамблей. М.,1983.

Обучение с увлечением. Нескучная антология облегчённых популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Вып. 1-7. М.: Мелограф, 1999-2000.

Петелин Р. Петелин Ю. Аранжировка музыки на РС. СПб.: BHV-Санкт-Петербург,1999.

Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. М.: Композитор,2000.

Пешняк В. Уроки игры на синтезаторе. Вып. 1. М.:

© 2010-2022