- Преподавателю
- Музыка
- Образовательная программа для ДШИ вариативная часть
Образовательная программа для ДШИ вариативная часть
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Таран М.М. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
муниципального образования «Холмский городской округ»
(МБОУДОД «ДШИ г. Холмска»)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
В 00. Вариативная часть
Программа по ученому предмету
В.12 «Музицирование»
Для учащихся 6-7-8 классов
Разработчик:
Преподаватель теоретический дисциплин
высшей квалификационной категории
Таран М.М.
Холмск
2015
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Результат освоения программы;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета «Музицирование»
-Сведения о затратах учебного времени
- Требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Рекомендуемые репертуарные сборники;
- Список методической литературы;
-Перечень рекомендуемых средств обучения.
-
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Музицирование» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»и является её вариативной частью.
Представленная программа предполагает знакомство с синтезатором. На уроке «Музицирования» применяются и развиваются базовые навыки, полученные на занятиях в классе специальности и сольфеджио.
Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия ХХ века обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария. Новые цифровые музыкальные инструменты - синтезаторы - отличаются простотой управления, компактностью, лёгкостью и дешевизной. Вследствие чего эти новые инструменты получили широкое распространение в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игры на этих инструментах и приобщения, таким образом, широких масс людей к музыкальной культуре.
Данная программа рассчитана на учащихся 6,7,8 классов, занимающихся по 8летней программе. Уроки ведёт преподаватель-теоретик по 0,5 часа в неделю.
Программа основана на примерной учебной программе И.М.Красильникова 2002 года выпуска, одобренная учебным методическим советом при министерстве культуры Российской федерации.
Возраст обучающихся определяется дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Фортепиано» по предмету «Музицирование», поступивших в образовательное учреждение в первый класс с шести лет шести месяцев до девяти лет.
Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации учебного предмета составляет три года (с 6 по 8 класс).
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Музицирование».
нагрузка
6 класс
7 класс
8 класс
аудиторная
16.5
16.5
16.5
самостоятельная
16.5
16.5
16.5
максимальная
33
33
33
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 20 минут.
По учебному предмету «Музицирование» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем
Цели и задачи учебного предмета
Цель обучения:
1.приобщение большого круга учащихся к музицированию на синтезаторах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности: электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, импровизации
2.формирование у учащихся широкого круга музыкальных способностей и интересов
3.хорошего музыкального вкуса
4. расширение музыкального кругозора.
Обучение аранжировке и игре на клавишных синтезаторах нацелено в большей мере на приобщение к домашнему музицированию. Обучение к игре в ансамбле с вокалистом направлено, в первую очередь, на подготовку выступлений на концертах как классных, так и на родительских собраниях, в концертах художественной самодеятельности.
Предмет музицирования на клавишном синтезаторе ставит перед учащимися следующие задачи:
-изучение художественных возможностей цифрового инструментария
-применение базовых знаний по теории музыки на практике
-освоение исполнительской техники на цифровом инструментарии
-совершенствование в практической исполнительской деятельности
Каждая из этих задач в предложенной программе подразделяется на простые составляющие. Так, изучение художественных возможностей цифрового инструментария подразумевает:
-ознакомление с его звуковым материалом (с набором тембров и шумов) и средствами внесения различных коррективов в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты и др.);
-освоение различных приёмов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделённой клавиатуры, использование ритм-машины, автоаккомпанемента и др.);
-знакомство с интерактивными фактурными заготовками (паттернами, «звуковыми подушечками», ритмо-гармоническими последовательностями в режиме «свободного сеанса» и др.).
Применяемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и так необходимые сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, систему тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (периода, простые двух- и трёх частные, вариационная, рондо, сонатная, циклические формы), инструментовке и звукорежиссуре.
Задача освоения исполнительской техники включает: приобретение навыка позиционной игры, скачков. А также - выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.
Четвёртая, наиболее сложная задача практического освоения электронного музицирования предполагает совершенствование по нескольким направлениям. Это, прежде всего, электронная аранжировка и исполнение музыки, а также - чтение с листа, запись на многодорожечный секвенсор. Подбор по слуху, импровизация и элементы сочинения.
Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению цифровых инструментов, основывается на классической и народной музыке, в которых сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также на лучших образцах современной музыки академических и массовых жанров. Важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инструментах как связанных исключительно с молодёжной развлекательной музыкой и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса.
Общее количество произведений, которые должны быть пройдены в каждом классе, сугубо индивидуально. Каждое из произведений должно быть аранжировано и исполнено (записано в память секвенсора и переведено на дискету) учеником. При этом степень завершённости этой работы может быть различной - произведения для публичного показа, произведения для исполнения в классе или просто в порядке ознакомления. Также учащиеся разучивают произведения экзаменационной программы по сольфеджио, которые демонстрируют на госэкзамене.
В репертуарном списке приведены произведения для электронной аранжировки. Они разделены на три группы академическая (классическая и современная) музыка, музыка массовых жанров, народная музыка.
Подходы аранжировки этих произведений различны в зависимости от их жанровой принадлежности. Так, музыка академических жанров требует при аранжировки большей строгости. Музыка же массовых жанров. Напротив, допускает широкую вариантность подходов. А народную музыку, всегда несущую в себе элемент импровизационности, можно рассматривать как материал для самых разнообразных творческих решений.
Главными критериями подбора произведений должны служить: яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления ученика, особенность бытовой электронной аппаратуры. Примерные перечни музыкальных произведений не отражают различное продвижение учеников, так как занятия в студии предполагает это продвижение сугубо индивидуальное.
Обоснование структуры программы предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы; - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, систем оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются методы обучения:
-
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);
-
наглядный (показ, демонстрация отдельных фрагментов и всего произведения в целом);
-
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление произведения на более мелкие части для подробной проработки с последующим объединением в целое);
-
прослушивание изучаемых произведений в записи, посещении концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
-
осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся с учётом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных задач, основаны на проверенной методике обучения по предмету «Музицирование».
Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Музицирование»
Учебная аудитория для занятий по предмету «Музицирование» должна иметь площадь не менее 12 кв. м, звукоизоляцию.
Для организации занятий понадобится цифровой клавишный синтезатор. А для концертных выступлений: усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания нужен микшерский пульт. Желательно также наличие звукового процессора, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности. Для записи и воспроизведения работ учащихся всех форм музыкального обучения на основе цифрового инструментария желательно также иметь компьютер с хорошей звуковой картой, флешкарты для индивидуальной работы, пишущий CD-Room для записи исполненного произведения на диск. Желателен выход в интернет.
В классе должны быть:
-
нотная библиотека: авторские переложения для фортепиано популярной классической и современной музыки, песенные сборники, сборники романсов, авторские переложения для игры в ансамбле, познавательная литература (музыкальные энциклопедии, справочники, биографические книги);
-
наглядные пособия (карточки,, таблицы, схемы);
-
аудиотека (популярная музыка зарубежных и отечественных композиторов, популярные песни для детей, русские народные песни и друг);
-
звуковоспроизводящая аппаратура.
II. Содержание учебного предмета «Музицирование»
Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музицирование», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.
6 класс
7 класс
8 класс
Продолжительность учебных занятий в неделях
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия
0.5
0.5
0.5
Количество часов на внеаудиторные занятия
0.5
0.5
0.5
Пятый класс
Теоретические сведения
Выразительные возможности клавишных синтезаторов. Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro - start, intro, ending.
Практические навыки
Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Освоение простейших приёмов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощённого взятия аккордов(single finger), подбор паттерна, исходя из метра и преобладающего ритмического рисунка мелодии, подбор тембра мелодии в соответствие её жанровой основы и формы (периода или куплетной), регулирование темпа в зависимости от течения времени разучивания произведения.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 8- 10 небольших произведений народной, классической и современной музыки.
Седьмой класс.
Теоретические сведения
Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты. Паттерны архаического, классического и современного джаза. Паттерны смешанных стилей: джаз - рок, фьюжи, диско. Редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсор, исправление допущенных ошибок , корректировка темпа, установка динамического баланса дорожек
Практические навыки
Аккомпанемент пению или сольной инструментальной партии.Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодий с использованием трезвучий и септаккордов VII ступени, а также септаккордов II, III, VI ступеней в пройденных тональностях. Подбор паттернов для мелодий джазового, фольклорного и смешанного стилей. Применение голосов синтезатора, имитирующего народные и электронные инструменты. Джазовая артикуляция и свингирование. Редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса, фленжира и других эффектов. Запись и редактирование с помощью многодорожечного секвенсора музыкальных произведений, написанных в различных простых, вариационных и рондообразных, сложной трёхчастной формах.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 8-10 различных произведений народной, классической и современной музыки и записать их с помощью секвенсора.
Восьмой класс
Теоретические сведения
Голоса синтезатора, имитирующие ударные инструменты без определённой высоты звука. Паттерны наличных синтезаторов, не пройденные в предыдущих классах: из банков вальсов, бальных танцев, классических и др. Редактирование паттерна. Различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсора: квантование, панорамирование, применение звуковых эффектов.
Педаль и контрапункт в музыкальной фактуре. Колорит гармонии, фактуры, тембра. Сонатная и циклические формы (для продвинутых учеников). Создание музыкального образа - цель работы над музыкальной формой в процессе аранжировки. Взаимосвязь различных элементов музыкальной формы и их взаимодействие с мелодии.
Практические навыки
Чтение с листа пьес уровня трудности 3 класса. Исполнение в ансамбле различных музыкальных произведений, в том числе - а аранжировке, выполненной самими учениками.
Аранжировка и запись на многодорожечный секвенсор музыки, включающей в себе различные виды трезвучий и септаккордов всех ступеней, а также модуляции в родственные тональности. Достижение художественной выразительности записанной на секвенсор музыки с помощью различных операций редактирования её фактуры, тембра, динамического баланса и панорамы, используя оригинальные звуки и паттерны.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 8-10различных произведений народной, классической и современной музыки и записать их с помощью секвенсора.
Примерные варианты подбора музыкальных произведений для репертуарного плана учащегося
Шестой класс
-
Рамо Ж. Рондо до мажор
Шуман Р. «Смелый наездник»
Гендель Г.Ф. Чакона соль мажор
-
Эшпай А. Вариации на марийскую тему
Львов-Компанеец Д. «Матрёшки»
Шостакович Д. «Шарманка»
-
«Вдоль по Питерской» (русская народная песня)
«Челита» (мексиканская народная песня)
«Сулико» (грузинская народная песня)
-
Листов К. «В землянке»
Рота Н. «Слова любви» («Speak Softly Jove»)
Леннон Д. Маккартни П. «Вчера» («Yesterday»)
Седьмой класс
-
1 Штраус И. Вальс «Розы юга» из оперетты «Кружевной платок королевы»
Боккерини Л. Менуэт ля мажор из струнного квартета
Мусоргский М. «Слеза»
-
Гаврилин В. «Каприччио"
Гречанинов А. «Жалоба» (соч.3 №1)
Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»
-
«Ой, мороз, мороз» (русская народная песня)
«Большой олень» (французская народная песня)
«Калинка» (русская народная песня)
-
Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»
Петерсбургский Е. «Синий платочек»
Лоу Ф. «Чуть-чуть везенья» из мюзикла «Моя прекрасная леди»
Восьмой класс
-
Дакен Л. «Кукушка»
Рейннман В. Маленькая сонатина
Скарлатти Д. Соната ре минор
-
Щедрин Р. Вариации Царь-девицы из балета «Конёк-горбунок»
Хачатурян А. «Танец с саблями» из балета «Спартак»
Свиридов Г. «Военный марш» из музыкальных
иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»
-
«Вечерний звон» (русская народная песня)
«Реве та стогне Днипр широкий» (украинская народная песня)
«Клён ты мой опавший» (русская народная песня)
-
Рамирес А. «Жаворонок»
Сидоров В. «Тайна» (танго)
Керн Дж. «Дым»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Музицирование», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:
-
Играть наизусть понравившиеся мелодии с автоаккомпанементом, используя различные музыкальные жанры;
-
Играть гармонические схемы в различных тональностях по буквенному обозначению аккордов;
-
Уметь самостоятельно гармонизовать мелодию, применяя навыки и полученные в процессе обучения теоретические сведения, транспонировать её в удобную для пения тональность;
-
Уметь аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент;
-
Играть в ансамбле с преподавателем понравившуюся мелодию;
-
Иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий и самостоятельно его расширять, знать профессиональную терминологию;
-
Иметь творческую инициативу и сформированное представление о методике работы над репертуаром по музицированию.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации учебного предмета «Музицирование» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года.
В качестве средств текущего контроля могут использоваться прослушивания, классные вечера, концерты, творческие конкурсы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Формой проведения промежуточной аттестации в конце года (май) по предмету «Музицирование» является контрольный урок.
Критерии оценки
Для аттестации обучающихся могут быть созданы фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения и навыки. Это могут быть тесты - задания, творческие просмотры, контрольные работы. По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Оценка
Критерии оценивания выступления
5
«отлично»
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
4
«хорошо»
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочётами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)
3
«удовлетворительно»
исполнение с большим количеством недочётов, а именно: малохудожественная игра, ошибки в гармонизации, отсутствие звукового баланса голоса и аккомпанемента. Отсутствие домашней работы.
2 «неудовлетворительно»
комплекс серьёзных недостатков, плохая посещаемость аудиторных занятий, отсутствие домашней работы, незнание теоретических основ предмета.
«зачёт»
(без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной, фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретённых учащимися знаний, умений и навыков, а так же степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства
V. Методическое обеспечение учебного процесса
-
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе. В работе с учащимися необходимо следовать дидактическим принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении учебного материала.
Весь процесс обучения строится с учётом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика, уровень его подготовки.
Необходимо привлекать учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения популярной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над чистотой текста при исполнении произведений, фразировкой, над звуковым балансом голоса и аккомпанемента, передачей характера произведения, соответствия выбранного стиля.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, что особенно важно в работе над сочинением.
Особая роль отводится теоретической подготовке и проработке гармонических схем в различных тональностях.
Главной задачей преподавателя в классе музицирования является обучение учеников самостоятельной работе, умению отработать проблемные фрагменты, правильно подбирать фактуру аккомпанемента, грамотно гармонизовать мелодию. Выбирать верный стиль.
Самостоятельная работа должна бать регулярной и продуктивной.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать склонности ученика и степень его подготовки. В репертуар необходимо включать высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам произведения песенного репертуара и инструментальной музыки разных стран, народов, лучшие образцы отечественной песенной культуры.
-
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя.
Ученик должен уйти с урока с ясным и чётким представлением над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно формулированы в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Теория музыки
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1,2. 2-е изд. Л.,1971.
Глинка М. Заметки об инструментовке//ПСС. Литературные произведения и переписка. Т.1. М.,1973.
Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. М.: Музыка,1969.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Уч. Пособ,2-е изд., доп. И перераб. М.: Музыка, 1979
Способин И. Элементарная теория музыки. М.: Кифара, 1996.
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений. Т.1-й, 2-й. М.: Музгиз,1946.
Тюлин Ю. Учение о гармонии. 3-е изд., и доп. М.: Музыка, 1966
Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. М.: Музыка, 1976.
Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова
Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. Композитор,1975.
Чугунов Ю.Гармония в джазе. М.: Сов. Композитор,1981.
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М.,1983.
Педагогика музыкального творчества
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л.,1965.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.,1974.
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1979.
Красильников И. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. М.: Библиотека журнала «Искусство в школе». Вып. 8. 2002.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Пособие для преподавателей, детей и родителей. М.: Изд-во ЦСДК, 1994.
Цыпин Г. Обучение игры на фортепиано. М., 1984.
Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. СПб,: Композитор, 1997.
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959.
Электронный музыкальный инструментарий
Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: Справочник. СПб: Питер.,2000.
Володин А. Электронные инструменты. М.,1979.
Дубровский Д. Компьютер для музыкантов - любителей и профессионалов. Практическое пособ. М.: Триумф, 1999.
Живайкин П. 600 звуковых музыкальных программ. СПб,: BHV-Санкт-Петербург,1999.
Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке. М.: Русь; Маг;1991.
Учебные пособия и репертуарные сборники
Браун Р. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере/ Пер. с англ. М.: ЭКОМ,1998.
Важов С. Школа игры на синтезаторе. СПб: Композитор,1998.
Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-инструментальных ансамблей. М.,1983.
Обучение с увлечением. Нескучная антология облегчённых популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Вып. 1-7. М.: Мелограф, 1999-2000.
Петелин Р. Петелин Ю. Аранжировка музыки на РС. СПб.: BHV-Санкт-Петербург,1999.
Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. М.: Композитор,2000.
Пешняк В. Уроки игры на синтезаторе. Вып. 1. М.: