Рабочая программа по музыке 5-8 класс

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУЗЫКА

Пояснительная записка

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования - формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.

Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе. Этому, в процессе обучения музыке и пению, будет способствовать соблюдение следующих принципов:

  • художественность и культуросообразность содержания;

  • коррекционная направленность обучения;

  • оптимистическая перспектива образования;

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

  • комплексное обучение на основе передовых психолого-медико- педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных и психофизических нарушений.

Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя направляется на чистоту интонации, строя и ансамбля.

Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамблевого чувства, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в младших классах, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основной минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, во время игры на инструментах, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, способах записи и фиксации музыки, непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в младших и старших классах.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Уроки музыки проводятся в специально оборудованных помещениях: музыкальных кабинетах, залах.

Оценка по предмету «Пение и музыка» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально- слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой или услышанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

  • в качестве объекта восприятия и обсуждения;

  • в виде вокальных упражнений (наиболее яркие, доступные для пения мелодии);

  • как материал музыкальных викторин;

  • как материал для индивидуальных заданий творческого характера (изготовление рисунков, поделок на тему произведения, написание небольших сочинений, рассказов о музыке);

  • в виде музыкального сопровождения танцевально-ритмической деятельности, инсценировок сказок, ролевых игр и т. д.

В каждом году обучения представлен объем необходимых для усвоения учащимися музыкальных знаний, требования, предъявляемые к музыкально-исполнительским умениям и навыкам, развитию творческих способностей.





  1. класс (35 ч)

Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне: си - ре.

Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.

Повторение песен, разученных в 4 классе.

Слушание музыки

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и негативными переживаниями.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.

Повторное прослушивание произведений, из программы 4 класса.

Музыкальная грамота

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, звукоряд, пауза.

Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.

Музыкальный материал для пения

  1. четверть

«Моя Россия» - муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

«Из чего наш мир состоит» - муз. Б. Савельева, сл. М. Танича.

«Мальчишки и девчонки» - муз. А. Островского, сл. И. Дика.

«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» - муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

«Учиться надо весело» - муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского.

«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» - муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

«Зарядка» - муз. Д. Слонова, сл. 3. Петровой.

  1. четверть

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Большой хоровод» - муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хайта.

«Пойду ль я, выйду ль я» - русская народная песня.

«Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Наша елка» - муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.

«Слон и скрипочка» - муз. Е. Устиновой, сл. В. Татаринова

  1. четверть

«Ванька-Встанька» - муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака.

«Из чего же» - муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого.

«Катюша» - муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

«Нам бы вырасти скорее» - муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. «Лесное солнышко» - муз. и сл. Ю. Визбора.

«Облака» - муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.

«Три поросенка» - муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.

  1. четверть

«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» - муз.

А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.

«Вместе весело шагать» - муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.

«Калинка» - русская народная песня.

«Дважды два четыре» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

«Летние частушки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. «Картошка» - русская народная песня, обр. М. Иорданского.

«Я рисую море» - муз. В. Тугаринова, сл. А. Орлова.

Музыкальные произведения для слушания

Л. Бетховен. «Сурок».

Л. Бетховен. «К Элизе».

Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».

Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

И. Штраус. «Полька», соч. № 214.

Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.

Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».

И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».

М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».

А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля». «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» - муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» - муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.

Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» - муз. Я. Френкеля.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  • Учащиеся должны знать: наизусть 8-10 песен;

  • примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;

  • размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, \4/4);

  • музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие);

  • значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

  • народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно начинать пение после вступления;

  • осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

  • контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих;

  • применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки);

  • использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения;

  • адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников.









  1. класс (35ч)

Пение

Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.

Углубление навыков кантиленного пения; ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.

В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости

звучания.

В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.

Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.) Повторение песен, изученных в 5 классе.

Слушание музыки

Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.

Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.

Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.

Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э.Григ.

Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.

Повторное прослушивание произведений из программы 5 класса.

Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».

Музыкальная грамота

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.

Музыкальный материал для пения

  1. четверть

«Наташка-первоклашка» - муз. Ю. Чичкова, сл. К.Ибряева.

«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» - муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.

«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» - муз. Р.Щедрина, сл. В. Котова.

«Ужасно интересно, все то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» - муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера

«Морской капитан» - муз. В. Протасова, сл. А. Андреева.

«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

  1. четверть

«Волшебная сказка» - муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева.

«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простоквашино» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» - муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.

«Облака из пластилина» - муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.

«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» - муз. В.Казенина, сл. Р. Лаубе.

«Мы желаем счастья вам» - муз. С. Намина, сл. И. Шаферана.

  1. четверть

«Воспоминание о полковом оркестре» - муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского.

«Ты у меня одна» - муз. и сл. Ю. Визбора.

«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» - муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского.

«Варяг» - русская народная песня.

«Песенка про папу» - муз. В. Шаинского, сл. М. Танина.

«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» - муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева.

«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» - муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина.

  1. четверть

«Дождь пойдет по улице...». Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» - муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.

«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Дружат дети всей земли» - муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В.Викторова.

«Сурок» - муз. Л. Бетховена, сл. И.В. Гете, русский текст С. Спасского. «Наша школьная страна» - муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» - муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.

«Священная война» - муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. «Не дразните собак» - муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания

Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2.

«Весенняя» - муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.

X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика».

Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль».

Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта». Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» - муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.

Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».

«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» - муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» - муз.

А. Рыбникова, сл. Р. Тагора, русский текст А. Адалис.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 8-10 песен и самостоятельно исполнять их;

  • примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;

  • основные музыкальные профессии, специальности;

  • инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты;

  • жанровые особенности программной музыки;

  • правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно, выразительно исполнять песни с использованием интонационно-смысловых ударений, пауз, темпа, ритма, динамических оттенков;

  • самостоятельно выделять незнакомые слова в текстах песен и выяснять их значение;

  • выделять мелодию, тему, формулировать основную идею слушаемого

  • слушаемого произведения;

  • пересказывать примерное содержание прослушанных произведений, определять мотивы поступков героев, последствия их действий, выражать собственное отношение к событиям и явлениям;

  • осознавать причинно-следственные, временные последовательности и зависимости событий, изложенных в прослушанных произведениях.





  1. класс (35 ч)

Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне си - ми, однако крайние звуки используются довольно редко.

Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков).

Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.

Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

Повторение песен, разученных в 6 классе.

Слушание музыки

Классическая и эстрадная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы эстрадной музыки в исполнении популярных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях эстрадной музыки.

Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка - инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.

Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков.

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.

Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты, звукозаписывающее и воспроизводящее оборудование.

Повторное прослушивание произведений из программы 6-го класса.

Музыкальная грамота

Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.

Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д.

Музыкальный материал для пения

  1. четверть

«Все пройдет». Из кинофильма «Розыгрыш» - муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» - муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

«Отговорила роща золотая» - муз. Г. Пономаренко, сл. С. Есенина.

«С нами, друг!» - муз. Г. Струве, сл. И. Соловьевой.

«Листья желтые» - муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса, пер. с латышского И. Шаферана.

«Сторона моя». Песня Гудвина. Из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» - муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.

«Школьный корабль» - муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева.

  1. четверть

«Московские окна» - муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.

«Огромное небо» - муз. О. Фельдмана, сл. Р. Рождественского.

«Волшебник-недоучка» - муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Колокола». Из телефильма «Приключения Электроника» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Песенка о хорошем настроении». Из кинофильма «Карнавальная ночь» - муз. А. Лепина, сл. В. Коростылева.

«Песня остается с человеком» - муз. А. Островского, сл. С. Островского.

«Санта Лючия» - итальянская народная песня, пер. В. Струева и Ю. Берниковской.

  1. четверть

«Женька» - муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина.

«Звездочка моя ясная» - муз. В. Семенова, сл. О. Фокиной.

«Надежда» - муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

«Песня гардемаринов». Из телефильма «Гардемарины, вперед!» - муз. В. Лебедева, сл. Ю. Ряшенцева.

«Прощайте, скалистые горы» - муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина. «Трус не играет в хоккей» - муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.

«Честно говоря» - муз. С. Дьячкова, сл. М. Ножкина.

«Хорошие девчата» - муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.

  1. четверть

«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» - муз. А.Рыбникова, сл. Р Тагора, пер. А. Адалис.

«Березовый сок». Из кинофильма «Мировой парень» - муз. А.Баснера, сл. М. Матусовского.

«На безымянной высоте». Из кинофильма «Тишина» - муз.

В. Баснера, сл. М. Матусовского.

«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» - муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

«Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» - муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.

«Песня старого извозчика» - муз. Н. Богословского, сл. Я. Родионова.

«Четырнадцать минут до старта» - муз. О. Фельцмана, сл.

В. Войновича.

«Песня туристов». Из оперы «А зори здесь тихие» - муз. К. Молчанова, сл. народные.

«Золотая звездочка Москвы» - муз. Р. Бойко, сл. М. Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания

И. Бах. «Ария», ре мажор BWV 1068.

Л. Бетховен. «Allegro con brio». Из симфонии № 5, до минор, ор. 67.

Дж. Визе. «Вступление». Из оперы «Кармен».

Дж. Визе. «Хабанера». Из оперы «Кармен».

М. Майерс. «Каватина».

М. Равель. «Болеро».

Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Севильский цирюльник». И. Штраус. «Вальс». Из оперетты «Летучая мышь».

Ф. Шуберт. «Серенада».

М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя». «Горные вершины» - муз. А. Рубинштейна, сл. М. Лермонтова.

М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из оперы «Борис Годунов».

С. Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы

«Садко».

Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед».

Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».

П. Чайковский. «Allegro con fuoco». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор, ор. 23.

Э. Морриконе. «Мелодия». Из кинофильма «Профессионал».

Е. Дога. «Мой белый город». Из музыки к одноименному кинофильму.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • наизусть не менее 10 песен;

  • наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;

  • жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;

  • музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;

  • современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.

Учащиеся должны уметь:

  • исполнять вокально-хоровые упражнения;

  • выразительно исполнять песни различного содержания;

  • адекватно оценивать самостоятельное исполнение и пение других учащихся;

  • соотносить прослушанные произведения с определённым музыкальным жанром;

  • давать характеристику примерного содержания прослушанных произведений;

  • оценивать нравственную значимость мотивов, поступков действующих лиц музыкальных произведений;

  • отвечать на вопросы учителя по примерному содержанию музыки;

  • самостоятельно слушать рекомендованные учителем музыкальные произведения.





  1. класс (35 ч)

Пение

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:

  • совершенствование певческих навыков при пении с смешанном

хоре (дыхание, звукообразование, дикции, строй, ансамбль);

  • эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;

  • выразительное «концертное» исполнение разученных произведений;

  • пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности;

  • точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.

Певческие упражнения.

  • пение на одном звуке, на разные слоги;

  • пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звуко-рядов на слоги;

  • пение попевок с полутоновыми интонациями;

  • пение с закрытым ртом;

  • совершенствование певческого дыхания;

  • упражнения на чистое округленное интонирование,

  • вокально-хоровые распевания на песнях;

  • пение без сопровождения.

Повторение песен, разученных в 5-7 классах.

Слушание музыки

Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов.

Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.

Музыкальная грамота

Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности - темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.

Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений.

Музыкальный материал для пения

  1. четверть

«С чего начинается Родина?» Из кинофильма «Щит и меч» - муз. Б. Баснера, сл. М. Матусовского.

«Гляжу в озера синие». Из телефильма «Тени исчезают в полдень» - муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана.

«Конопатая девчонка» - муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского. «Не повторяется такое никогда» - муз. С. Туликова, сл. М. Пляцковского.

«Подмосковные вечера» - муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.

«Моя Москва» - муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.

«Песня о Москве». Из кинофильма «Свинарка и пастух» - муз. Т. Хренникова, сл. В. Гусева.

  1. четверть

«Город золотой» - муз. Ф. Милано, сл. А. Хвостова и А. Волохонского, обр. Б. Гребенщикова.

«Есть только миг». Из кинофильма «Земля Санникова» - муз.

А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Песенка о медведях». Из кинофильма «Кавказская пленница» - муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Разговор со счастьем». Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» - муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» - муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.

«Мой белый город» - муз. Е. Доги, сл,. В. Лазарева.

«Будь со мною...» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

  1. четверть

«Старый клен». Из кинофильма «Девчата» - муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.

«Спят курганы темные». Из кинофильма «Большая жизнь» - муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина.

«Когда весна придет...» Из кинофильма «Весна на Заречной улице» - муз. Б. Мокроусова, сл. А. Фатьянова.

«Рассвет-чародей» - муз. В. Шаинского, сл. М. Танича. «Пожелание» - муз. и сл. Б. Окуджавы.

  1. четверть

«Березовые сны». Из киноэпопеи «Великая Отечественная» - муз. В. Гевиксмана, сл. Г. Фере. четверть

«Где же вы теперь, друзья-однополчане?» - муз. В. Соловьева- Седого, сл. А. Фатьянова.

«День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

«Нам нужна одна победа». Из кинофильма «Белорусский вокзал» - муз. и сл. Б. Окуджавы.

«Прощальный вальс». Из кинофильма «Розыгрыш» - муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

«Ваши глаза» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Прощайте, голуби» - муз. М. Фрадкина, сл. М. Матусовского. «Баллада о солдате» - муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.

«Гимн Российской Федерации» - муз. А. Александрова, сл.

С. Михалкова.

Музыкальные произведения для слушания

И. Бах. «Токката», ре минор, BWV 565.

И. Бах. «Sarabanda». Из Французской сюиты № 1.

Л. Бетховен. «Grave». «Allegro di molto e con brio». Из сонаты № 8, до минор, соч. 13, «Патетическая».

И. Брамс. «Венгерский танец № 5», фа-диез минор.

Дж. Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».

Г. Гендель. «Passacalia». Из концерта для органа с оркестром, си- бемоль мажор, соч. 7, № 1.

Дж. Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс».

  1. Дворжак. «Славянский танец», ми минор.

Ф. Лист. «Венгерская рапсодия № 2».

  1. Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро».

  1. Моцарт. «Allegro molto». Из симфонии № 40, KV 550.

А. Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь».

М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).

  1. Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище». Из кантаты «Александр Невский».

Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки». Из оперы «Садко».

Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Из оперы «Снегурочка».

Г. Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

И. Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».

А. Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

П. Чайковский. «Времена года», соч. 37-bis.

Д. Шостакович. «Первая часть». Тема нашествия. Из симфонии № 7, «Ленинградская».

«Я ли в поле да не травушка была...» - муз. П. Чайковского, сл. И. Сурикова.

Ф. Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви».

Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам.

X. Родриго. «Аранхуэсский концерт».

«А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» - муз. А. Петрова, сл. Р. Киплинга. Русский текст Г. Кружкова.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • средства музыкальной выразительности;

  • основные жанры музыкальных произведений;

  • музыкальные инструменты;

  • музыкальные профессии и специальности;

  • особенности творчества изученных композиторов;

  • особенности народного музыкального творчества;

  • особенности взаимозависимости и связи музыки с другими видами искусства (литература, живопись, театр, кинематограф).

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно выразительно исполнять 10-12 песен;

  • отвечать на вопросы о прослушанных произведениях;

  • называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;

  • называть исполнителя - певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

  • определять характер, идейное содержание произведения;

  • определять ведущие средства музыкальной выразительности;

  • создавать план прослушанного произведения;

  • давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;

Подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.

21


© 2010-2022