Конспект на тему: Осетинские танцы

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСЕТИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

Ц О П П А Й

Наиболее древнейшим танцем у осетин надо считать танец «Цоппай», получивший свое описание грузинским географом Вахушти, который именует его танцем в честь «Бога Вачела». Происхождение этого танца связано с теми отдаленными временами народной жизни, когда силы природы, гром и молния, наводили страх на человека, который видел в них проявление силы божества Вачела, громовержца бросающего на землю свои огненные стрелы. Пораженный божественным огнем человек был, по народному поверью, особо отмеченным среди других. Смерть пораженного молнией считалась особой милостью Неба, и оплакивать покойника ни в коем случае не полагалось. Вокруг убитого молнией кинжалом на земле очерчивался круг, за черту которого никому нельзя было переступать.

Все ближайшее взрослое население, мужчины и женщины, молодые и до преклонного возраста, несмотря на ливень или дождь, полностью высыпало на место происшествия с песнями, музыкальными инструментами и, образуя попарно огромный круг, обходило покойника три раза. После чего на место, где лежал убитый молнией, приводили двух молодых бычков, еще никогда не бывших в упряжке, и запрягали их тут же в арбу. Покойника, как есть, клали на арбу и пускали бычков на все четыре стороны. Понукать или направлять их, куда либо не разрешалось. Предоставленные сами себе бычки шли впереди, а народ с песнями и танцами следовал за ними. Там, где останавливались бычки, и намечалась могила убитого молнией, труп снимали с арбы, могильной ямы никакой почти не рыли, но покрывали труп огромным каменным холмом из нанесенных или свезенных затем камней. Вокруг такой могилы, диаметром в десять метров, делалась небольшая ограда из камней или плетня, высотой в ½ метра. С этого момента для всего рода, откуда происходил покойник, место это считалось уже священным. Тут же сажали молодые деревья, которые с течением времени разрастались в целую рощу. Ежегодно родственники убитого молнией, на это место должны были приводить жертвенных бычков и баранов. Резали их, варили, устраивали пиршество - куывд, а не хист (поминки), чтобы показать радость, а не печаль по поводу того, что покойник убит молнией и умер необыкновенной смертью.

То, что не поедалось, оставлялось на месте, так кА уносить оттуда ничего нельзя было во избежание гнева небесного огня. Шкуры со всех зарезанных животных вешались тут же на деревьях или отдаленных местах (авгъил) и оставлялись до следующего года, когда в урочное время здесь вновь устраивался такой же пир в честь покойника.

Так из года в год в течение многих сотен лет в урочное время справлялся указанный праздник. Место и деревья становились в народе священными, и срубить с них даже веточку народом категорически запрещалось. Так получилось по Осетии образование священных мест, деревьев и рощ, и закрепилось в старину поклонением им в народе.

Танец исполнялся вокруг убитого или его могилы следующим образом: мужчины и женщины, парни и девушки шли попарно под ручку, одна пара за другой, или в четыре пары. В каждой группе танцующих был музыкант с национальным фандыром: смычковым или же с двенадцатиструной арфой (дыуудастанон). Лучшие голоса запевали, а остальная масса подхватывала: «Ой, алай, ой, алай! Алай цоппай бестен хуарзей!» (Смысл песни таков: танец «Цоппай» облагодетельствует (дает благо) всему краю, населению). Когда после похорон покойника дождь стихал, громовые раскаты утихали и выглядывали лучи солнца сквозь рассеянные тучи - народ верил, что громовержец сменил гнев свой на милость. Всё население с песнями и плясками возвращалось домой поздно вечером.

ТЫМБЛ СИМД

Круговой симд включал в себя мужчин и женщин, среди которых имелись запевалы. Попеременно, то мужчины, то женщины запевали. Женщину стояли вперемешку с мужчинами. Мужчина брал под руку женщину. Становились в круг одинаковое количество мужчин и женщин.

Танец начинался медленными поступательными движениями вправо, а затем влево.

Песня при симде:

Запевала: Арсимут мА тымбл симдай!

Хор: О, райда, ой, райда!

З.: Тымбл симдай, ангом симдай!

Х.: О, райда , ой, райда!

З.: Къахтай сабыр, уангтай рауаг!

Х.: О, райда, ой, райда!

З.: Уангтай сабыр, къахтай рауаг!

Хор: О, райда, ой, райда!

З.: Махан на хистар Уарызмагу!

Хор: О, райда, ой, райда!

З.: Махан на кастар Ацамазу!

Хор: О, райда, ой, райда!

З.: Маха не фсин Нарты Сатана!

Хор: О, райда, ой, райда!

и т. д.

Танцоры получив от хозяйки обильное угощение - нуазан и прочее продолжали танец до утра. В центре круга стояла молодежь с дощечками и хлопала в такт танцующим.

НАРТОН СИМД

Под этим названием танцевался под Новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, главным образом в возрасте от 30 до 45 лет, которые отличались и силой и ловкостью. Построение симда:

- нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо медленно. В шеренгу входило до 200 и более человек, участвовала вся округа;

- верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленям нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами.

Двухэтажный симд: верхние, держась за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Держались левой рукой за пояс соседа, парвой верхний танцор держал пояс соседа с другой стороны.

Верхний ряд был менее стеснен в движениях, чем нижний. Верхний ряд, стоя на плечах нижних, мог делать любое движение, но нижние должны были выносить до смены всю тяготу.

Танец этот имел название и «Нартовский» и «Адтаизам кафт» (танец один поверх другого).

Когда верхний этаж уже стоял полностью на плечах нижних,запевалась песня, и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причем, верхние, обращаясь к нижним, припев завершали словами: «Поклонитесь нам» (бакувут). На что нижние отвечали верхним: «Далама архаут!» (Чтобы вы полетели вниз!)

Старики рассказывали, что предки осетин, «подлинные нарты» для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе вверх на плечи бычков и молодых жеребят. Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда.

Посреди огромного живого круга на кострах в огромных котлах варилось мясо и пиво для угощения танцующих. Нижние танцоры выпивали с рогов или чаш, которые «урдуг истгута», вливали им прямов рот, а верхний ряд получал наверх на руки питье из рогов и чаш, т.к. одну руку танцор всегда мог освободить, левую или правую.

УСТЫТЫ КАФТ

Женщины целого аула нередко выделялись в огромную процессию по поводу молений дождя или солнца. Человек 200 или 300 организованно начинали обходить вокруг села с пением. Во главе процессии шли старухи за ними женщины средних лет и молодухи. Сделав вокруг села три круга, они начинали обходить отдельные дворы с целью получить на праздник «кто чем мог». На собранные деньги и продукты устраивался под каким-нибудь большим деревом за аулом большой пир, на котором исключительно были одни женщины.

Присутствие мужчин ни в коем случае не допускалось. Всякого мужчину, который им попадался на пути, женщины хватали, связывали по рукам и ногам и требовали за него выкуп от его родственников, которые немедленно старались выкупить родича, иначе, пленника бросали в воду, заставив принять невольную ванну.

Процессия женщин обычно несла с собой огромную куклу в женском одеянии. Делалось это на основе деревянной лопаты, наподобие народных осетинских кукол. Кукла была хорошо и нарядно одета, а вместо лица она имела белое полотно с вышитыми нитками бровями, глазами, губами и овалом лица.

По окончании обхода селения куклу бросали в воду, говоря: «Хандза Гуаеса уарун, уарзуй!» на случай, когда бывала сильная засуха, грозившая неурожаем полей.

Кукла такая заменялась местами куклой другого порядка. Ловили самую обыкновенную лягушку. Одевали её в изящный маленький осетинский костюм с серебряными и золотыми вышивками. Лягушку пришивали к маленькой подушке и несли в таком виде с пением моления о солнце или о дожде, а затем бросали её в воду. Танец женщин на этом празднике резко отличался от обычного танца, он носил скорее воинственный характер. Выходила пара танцующих, остальные окружали их, пели, хлопали в ладоши. Танцующие, засучив полы, сначала делали круг в зилга кафте, затем делали движение как в хонга кафте и пели, хлопали в ладоши, наконец, заканчивали танцем на носках. При этом движения женщин были совершенно свободными, и никак нельзя было сказать, что они подражали в чем-либо мужчинам, как это делается теперь, когда танцующая женщина за отсутствием мужчины старается дать нарочито мужской танец.

Песня пелась на мотив «АЛАРДА», однако во время остановок на танцы вводились и частушки, под быстрый темп танца самого непристойного характера.


4

© 2010-2022