Разработка урока по музыке на тему Россия, Россия, нет слова красивей

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5.1.2

ТЕМА УРОКОВ: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Тема урока: «Россия, Россия, нет слова красивей»

Обучающая цель:

- добиться освоения учащимися понятия вокальная музыка;

- обеспечить усвоения учащимися особенностей и характерного образного строя таких вокальных жанров как вокализ, песня, романс;

- отработать навыки вокально-хоровой работы;

- расширить представление учащихся о взаимодействии музыки и литературы на образцах вокальной музыки.

Воспитательные цели: воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства.

Развивающие цели:

- развитие слушательской и исполнительской культуры;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие умений контролировать и анализировать свои действия;

- развитие умения планировать, оценивать свои действия.

Тип урока: комбинированный урок.

Используемая на уроке технология: Системно-деятельностный подход.



Образовательные задачи УЗ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

  • Музыкальное приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.



  1. Этап актуализации и целеполагания

  • Обеспечить мотивацию, актуализировать субъектный опыт.

  • Содействовать постановке
    и пониманию цели урока.

Слайд 1.

На первом уроке музыки мы обобщили ваши знания, приобретенные музыкально-жизненным опытом, о том, что роднит музыку и литературу. Теперь от общего мы перейдем к частному.
С сегодняшнего урока мы будем расширять ваши знания о тесном взаимодействии этих двух видов искусств.

Тема нескольких уроков звучит так…

Слайд 2, 3.

  • Какова цель этих уроков?

Слайд 4.

Тема сегодняшнего урока…

  • Какие произведения искусства будут основой нашего урока?



















Записывают тему уроков.

Дети формулируют сами, опираясь на слова-помощники (узнать, освоить, послушать, посмотреть, проанализировать, расширить, сравнить). Записывают цели.

Записывают тему урока.

Художественные произведения о России.

  1. Этап изучения и осмысления нового материала

  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

  • Содействовать усвоению способов, средств, которые приведут к определенному выбору.

Слайд 5.



  • Какие чувства у вас вызвал отрывок из рассказа

В. Белова?

  • В чем, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя? Подтвердите свой ответ музыкальными терминами из текста.

Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами - близка к музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие.

  • Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем Исаака Левитана «Стога. Сумерки»?

Сейчас вы услышите два музыкальных произведения - это музыка Г. Свиридова «Пастораль».

Слайд 6.

Слайд 7.

Пастораль(франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский) - зарисовка деревенской жизни

Второе произведение В. Гаврилина «Вечерняя музыка»

Слайд 8.

  • Подумайте, каким можно озвучить фрагмент рассказа,
    а каким картину И. Левитана.



  • Какой музыкой можно озвучить картину?

Слайд 9.

  • Как называется коллектив музыкантов, которые исполняют «Пастораль» Г. Свиридова?

  • Как называется коллектив музыкантов, которые исполняют «Вечернюю музыку»
    В. Гаврилина?

  • Как называется хор, в котором поют и мужчины и женщины?

  • Как вы думаете, какое произведение можно отнести к вокальной музыке?

Слайд 10.

Еще раз вслушайтесь в музыку В. Гаврилина.

  • О чем поет хор?

  • Можем ли мы сказать, о чем поют певцы?

  • Есть ли солист в этом произведении?

  • На какие слоги поет солистка, а на какой хор?

Вот такой прием исполнения называется вокализом.

Слайд 11.

Какой самый распространенный жанр вокальной музыки вы знаете?

Вслушайтесь в русскую народную песню, рисующую деревенский пейзаж.

  • Как бы вы назвали эту песню?



  • Как бы вы назвали эту песню? Почему?

Слайд 12.

  • Кто исполняет песню?

  • Какой певческий голос у солиста?

  • Какой прием используют певцы хора для создания аккомпанемента солирующей партии?

На фоне слайда «Стога» И. Левитана ученик читает отрывок рассказа В. Белова.

Анализируют текст. Формулируют ответ.





И фрагмент и картина наполнены тишиной, спокойствием. Хотя некоторые видят в картине некую тревожность.

Записывают название произведения.

Записывают новый термин.

Записывают название произведения.





Слушают «Пастораль» Г. Свиридова, «Вечернюю музыку» В. Гаврилина.

Музыка Г. Свиридова рисует деревенский пейзаж. В рассказе не пишется утро или вечер описывается. Но музыка такая же размеренная, спокойная, певучая.

Можно озвучить музыкой В. Гаврилина, т.к. в музыке слышны спокойствие с элементами тревоги, как в картине.

Симфонический оркестр.

Хор.

Смешанный хор.

К вокальной музыке можно отнести «Вечернюю музыку» В. Гаврилина.



Повторное слушание «Вечерней музыки».

В музыке нет текста, певцы поют на слоги.

В этом произведении есть солистка.

Солистка - на «а», хор - закрытым ртом.

Формулируют и записывают понятие вокализ.

Самый распространенный жанр вокальной музыки - песня.

Слушают р.н.п. «Вечерний звон»

Записывают название песни.

Солист и хор.

Бас.

Хор поет, используя вокализ.

  1. Этап обобщения и систематизации

  • Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся.

  • Обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей.

  • Сформулируйте сами, что же такое вокальная музыка?

  • Какие вокальные сочинения вы сегодня слышали?



  • Что объединяет все эти произведения?

Вокальная музыка - это музыка для голоса.

«Пастораль» Г. Свиридова, «Вечернюю музыку»

В. Гаврилина и р.н.п. «Вечерний звон».

Все эти произведения о России, о природе России.






  1. Информация о домашнем задании

  • Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способах действия

Разучить дома с родителями народные песни своего края. Собственное исполнение - «5», аудиозапись - «4».


Записывают домашнее задание

  1. Этап рефлексии

  • Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  • Вспомните, какие цели вы ставили для себя на сегодняшний урок. Выполнены ли они?

  • Как вы оцените свою работу на уроке?


  1. Этап подведения итогов

  • Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся










© 2010-2022