Открытый урок по музыке Маэстро

Открытый урок «Маэстро» я проводила с целью, познакомить ребят с творчеством  Р. Паулса; выявить основные приёмы для исполнения эстрадной музыки и попытаться применить их в практике исполнения. Пользовалась литературой:  Т.И.Исковской  «Р.Паулс». Использовала музыкальный материал:  фрагменты классической и джазовой музыки,  «Кашалотик», «Колыбельная»;  Интернет-страницы: pfotopeoples.ru;  oqoniok.com. Ребята с особым интересом принимали участие в мини-конкурсе в стиле «Народного артиста». Зрител...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по музыке «Маэстро» (по творчеству Р.Паулса)

Здравствуйте, ребята. (ответ: здравствуйте) Наш урок мне хотелось бы посвятить удивительному человеку. Его зовут Раймонд Паулс. Он прекрасный исполнитель, дирижёр, композитор. Но наибольшую известность ему принесли песни. Есть сборники для детей, где самые известные песни-это «Кашалотик» и «Золотая свадьба». А есть песни, которые давно стали известны и любимы всеми. Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Алла Пугачёва и многие другие артисты с удовольствием исполняли песни Паулса на концертах, в фильмах и мюзиклах.

Мелодии Р. Паулса ясны, напевны, не лишены юмора и очень быстро запоминаются. Давайте проведём эксперимент: прослушайте куплет «Колыбельной», а затем попробуйте спеть столько, сколько запомнилось.

Но, прежде, чем исполнять песню, ваши голоса должны быть проснувшимися, не хриплыми, разогретыми и сейчас мы для этого распоёмся (до,ре,ми,фа,соль- соль,фа,ми,ре,до и т.д)

Ну, а теперь, прослушайте, пожалуйста и постарайтесь запомнить слова и мелодию «Колыбельной».

(играю, пою)

День растает, ночь настанет

И придёт в ваш дом-

Еле слышными шагами

Дрёма-добрый дом


Он вокруг раскинет полог

Тёмно-голубой,

И рассыплет пёстрый ворох

Сказок над тобой.

Пожалуйста, попробуем вместе.

(дети поют)

Умницы!

-Конечно, знаменитым композитор стал не сразу и не вдруг. Вы прекрасно понимаете, что этому предшествовала большая работа.

В начале урока говорилось о том, что Р. Паулс является исполнителем, дирижёром, композитором одновременно. Кто мне подскажет, кто же такой композитор? (дети отвечают) что делает дирижёр? (дети отвечают) И, наконец, кто такой исполнитель? (дети отвечают)

Вот с этого всё и началось. Сначала-музыкальная школа, потом-Латвийская государственная консерватория. Он с удовольствием играл классику, но, как и многие его сверстники, увлёкся джазом.

Сейчас я продемонстрирую вам фрагмент джазового произведения в его исполнении. Правда, здесь Раймонд Паулс уже в зрелом возрасте.

(звучит фрагмент джазового произведения)

Рояль, на котором играл Паулс- верный спутник маэстро, своего рода «начало-начал» и в творчестве и в исполнительстве. Молодому композитору интересно всё- он участвует в концертах классической и джазовой музыки, сочиняет инструментальные произведения и, конечно же, песни. При активном участии Паулса появляется вокально-инструментальный ансамбль «МОДО». Он становится своеобразной экспериментальной лабораторией, где проходят испытания новые песни. Лирические и философские, шуточные и танцевальные, песни-драмы и песни-пародии-всё имело неизменный успех у зрителя.

Как вы думаете, к какому типу песен относится разученная нами «Колыбельная» и почему?

(ответ: к лирическим песням, потому что она неторопливая, напевная, повествовательная. Там нет резких изменений темпа и динамики, т.е. она звучит всё время медленно и всё время негромко, а стихи очень ласковые и добрые)

Всё верно. Умницы. Мы говорили о вокально-инструментальном ансамбле, а какой у него состав? Попробуйте назвать необходимых участников такой группы.

(ответ: певец, ударник, клавишник, гитаристы)

-В общем правильно, но Паулс часто расширял состав до небольшого оркестра.

Давайте попробуем сейчас организовать группу ударных инструментов и добавим её к любой мелодии. Ритмическую группу я вам подскажу.

(три состава группы участвуют в игре)

Но организацией оркестра дело не ограничивается, у композитора много разных идей, и он незамедлительно воплощает их в жизнь: пишет музыку к спектаклям, мюзиклам и фильмам. Многие мелодии становятся хитами.

Маэстро не успокаивается на достигнутом и ищет новое и оригинальное. Так появляются два, не похожих друг на друга, певческих коллектива. Но каждый из них занял достойное место в концертной жизни.

Один-хор мальчиков Специальной детской музыкальной шкоды им.Э.Дарзиня.

Специально для этого коллектива были написаны изумительные песни, сделано несколько обработок народных мелодий.

Другой, удивительный по составу, коллектив-детский вокальный ансамбль «Кукушечка». Самому младшему артисту три-четыре года, а самому старшему не больше десяти лет. Этот ансамбль побывал на гастролях во многих странах, и везде их принимали как самых дорогих гостей. Эти ребята не просто чисто интонируют мелодию и поют грамотно. Это-настоящие артисты, которые свободно чувствуют себя на сцене. Нельзя петь шуточную песню и при этом стоять по стойке «смирно», ведь песня потеряет свой задор и искромётный юмор.

Давайте представим, что вы на сцене- вы и есть ансамбль «Кукушечка». Ваша задача- исполнить песню «Кашалотик»

Постарайтесь исполнить песню так, чтобы песня запомнилась нашим гостям, чтобы её всем захотелось напевать просто так, для хорошего настроения.

А сейчас мы устроим мини-конкурс в стиле «Народного артиста» в номинации - лучшая вокальная группа.

Теперь, когда вы сами побывали артистами, попробуйте объяснить, какими навыками должен обладать исполнитель эстрадной музыки? (ответ: чисто петь, быть музыкально грамотным, свободно чувствовать себя на сцене, хорошо двигаться)

- Но самое главное-это любить музыку и выступать на сцене с удовольствием. Какая из песен вам понравилась больше и почему?

(Обсуждение вариантов с обязательным пояснением своей точки зрения. В заключение урока можно повторение наиболее понравившуюся песню)

© 2010-2022