• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект открытого занятия по чувашской музыкальной литературе «Певец души народной», посвященного 100-летию со дня рождения чувашского композитора Германа Лебедева

Конспект открытого занятия по чувашской музыкальной литературе «Певец души народной», посвященного 100-летию со дня рождения чувашского композитора Германа Лебедева

Цель:  Вызвать интерес к чувашской профессиональной музыке и желание слушать и познавать ее в дальнейшем. Задачи: Образовательные: Изучение творчества чувашского композитора Г.Лебедева; Повышение уровня знаний в изучении национальной культуры родного края среди молодого поколения; Ознакомление с мелодиями и ритмами чувашского песенно-танцевального творчества; Развивающие: Развитие музыкального кругозора у учащихся; Приобретение и развитие слуховых, интонационных, вокальных навыков; Воспитательные: Воспитание любви к музыкальной культуре родного края; Укрепление толерантных межконфессиональных и этнических отношений учащихся регионов РФ; Сохранение и развитие национальной культуры;
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Урмарская детская школа искусств»

п.Урмары Чувашской Республики






Конспект

открытого занятия

по чувашской музыкальной литературе

«Певец души народной»,

посвященного 100-летию со дня рождения

чувашского композитора Германа Лебедева

(1913 - 1980)







Преподаватель:

Ковалевская Л.Н.



















Урмары

2013






Цель:

Вызвать интерес к чувашской профессиональной музыке и желание слушать и познавать ее в дальнейшем.

Задачи:

Образовательные:

Изучение творчества чувашского композитора Г.Лебедева;

Повышение уровня знаний в изучении национальной культуры родного края среди молодого поколения;

Ознакомление с мелодиями и ритмами чувашского песенно-танцевального творчества;

Развивающие:

Развитие музыкального кругозора у учащихся;

Приобретение и развитие слуховых, интонационных, вокальных навыков;

Воспитательные:

Воспитание любви к музыкальной культуре родного края;

Укрепление толерантных межконфессиональных и этнических отношений учащихся регионов РФ;

Сохранение и развитие национальной культуры;

Тип: экскурсия - путешествие по музыкальным страницам композитора ;

Оборудование: мультимедиа, фортепиано, домра, учебная доска, сборники…

Ход занятия:


  1. Организационный момент: приветствие, о чем пойдет речь, о ком должны догадаться сами, посмотрев видеоролик, сообщение цели, задач. Что хотите о нем узнать, что творил, музыку послушать? Пройдемся по страницам его жизни и творчества.


  1. Повторение: беседа о Государственных символиках ЧР.

Наводящие вопросы

Вопрос: Что относится к государственным символам?

Ответы: флаг, герб, гимн ЧР - обязательные атрибуты государственной власти ЧР, символизирующие ее в официальных ситуациях и на международной арене. Правовой статус их официального использования закреплены в законе ЧР от 1997 года «О государственных символах ЧР».

Вопрос: Кто авторы флага, герба, гимна?

Ответы: В апреле 1992 Верховный Совет ЧР на основе объявления конкурса, утвердил современный государственный герб и флаг и автором стал Э.М.Юрьев. Авторами гимна являются Г. Лебедев и В. Тукташ. С 29 апреля 2004 года - День Государственной символики ЧР (в этом году юбилейная дата). К сведению - Илья Тукташ (1907-1957) - псевдоним. Настоящее имя Семенов Илья Семенович - поэт, прозаик, переводчик, литературовед, фольклорист.

Ему принадлежат переводы «Слово о полку Игореве», 1 том «Тихого Дона» М.Шолохова, произведения Горького. Хотел познакомить народ Чувашии с русской литературой.

Вопрос: Кто знает об истории появления гимна? Не каждый из вас знает, как он появился.

Ответы…

Вопрос: Что такое хоровая песня? Ансамбль? Хор?

Ответы: Ансамбль (с фр. «вместе») предназначен для небольшого состава исполнителей, - дуэт, трио… Хор - (с лат. «толпа») для большого состава исполнителей и музыку исполняют многоголосную, т.е это тоже

певческий коллектив. Он играет важную роль в опере, ораториях, иногда в симфониях.


  1. Новая тема: беседа об эпохе, историческом времени, в котором жил и творил композитор, краткая биографическая справка его жизни и деятельности, показ презентации

В послевоенное время ярко заявили о себе композиторы нового поколения, обучившись до войны у Владимира Кривоносова. 50-70гг. - эпоха Лебедева Хирбю, Лукина…

  1. об особом вкладе в Победу советского народа в Великой Отечественной войне. Какая из песен композитора посвящена теме войны? (слайд)

  2. Об ансамбле песни и танца ЧР, который занимает особое место в творчестве Лебедева


  1. Основная тема творчества композитора - создание хоровых песен - характерная для того времени. Требовалась песня для широких масс населения, доступная, понятная, близкая душе народа. Композитор творил в песенном жанре.

4. Слушание музыки (необычное для вас, т.к. исполнители музыки Лебедева будут юные музыканты, дети)

а) Г.Лебедев «Лебедушка» (домра, фортепиано - игра на инструментах),

Вопросы: Каков характер пьесы, темп, ритм? Кто композитор?

Кто исполнитель? Человек, исполняющий на домре - домрист.

Анализ музыковедческий (исполнительский состав-полный, смешанный С,А,Т,Б. характер - лирический, темп - не ускоряется, равномерный ритмический рисунок, прием - легато, форма - куплетная, лад -мажорный, ( переводе с чувашского «Любимая», перевод Б.Гайковича, русского поэта, в стихотворении раскрывается тема любви, показано душевное состояние человека. Автор сравнивает любимую с лебедушкой, соловушкой, багряным маком и звездочкой, уменьшительно-ласкательные суффиксы придают поэтическому и музыкальному образам мягкость и задушевность. Мелодию ведет солист на фоне хора)

По-чувашски «Тамра» Изготовлением этого инструмента и других народных инструментов занимается и наш земляк, родом из с.Шигали, зовут его Виктор Чернов. На его инструментах играют в оркестрах Чувашии.

б) Г.Лебедев. «Молодежная игровая» (в исп. аккордеониста)

Вопросы: Кто исполнитель? Название пьесы? Что такое пьеса? Каков здесь характер? Кто композитор?

Аккордеонист исполняет бодрую, живую пьесу композитора Г.Лебедева

а пьеса - это музыкальное произведение небольшого размера

в) Г.Лебедев «Улахран курсан чечек» (синтезатор)

Вопросы: Как называется его инструмент? Какие еще клавишные инструменты знаете?

Мальчик исполнил на синтезаторе. Сам настроил удобный для себя ритм, темп… К семейству клавишных относятся еще и фортепиано, рояль, клавесин, клавикорд, орган, аккордеон…

г) Г.Лебедев «Молодежный вальс» (дуэт балалаечников)

Вопросы: Кто исполнитель? Что можете сказать об инструментах? Каков характер пьесы? Что такое вальс? Как его танцуют?

Вальс- популярный бальный танец 19-20 веков, парный, с нем. - раскатывать.

д) Г.Лебедев «Эх, Иван» в исп. дуэта гитаристов

Вопросы: Кто исполняет? Что такое дуэт? Что знаете про гитару?

Гитара - струнный щипковый инструмент, известный еще в Средневековье

5. Разминка.

Настала пора создать оркестр ложкарей. Что такое Оркестр? Какие бывают оркестры?

Г.Лебедев «Атьяр вайа тухари-те» (фонограмма, оркестр ложкарей)

6. Разучивание мелодии песни Г.Лебедева «Сара качча» (выбор солистов)

7. Подведение итогов занятия:

Понравилась вам музыка Лебедева. Какая она? Появилось желание слушать?

Выводы: И спокойная, и величавая, светлая, вдохновляющая, иногда печальная, нежная, игривая, озорная, веселая… Действительно, такая разнообразная, не повторяющаяся, узорчатая, как вышивка чувашская. Современна и популярна в наши дни.

© 2010-2022