- Преподавателю
- Музыка
- Конспект открытого занятия по чувашской музыкальной литературе «Певец души народной», посвященного 100-летию со дня рождения чувашского композитора Германа Лебедева
Конспект открытого занятия по чувашской музыкальной литературе «Певец души народной», посвященного 100-летию со дня рождения чувашского композитора Германа Лебедева
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова М.П. |
Дата | 30.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Урмарская детская школа искусств»
п.Урмары Чувашской Республики
Конспект
открытого занятия
по чувашской музыкальной литературе
«Певец души народной»,
посвященного 100-летию со дня рождения
чувашского композитора Германа Лебедева
(1913 - 1980)
Преподаватель:
Ковалевская Л.Н.
Урмары
2013
Цель:
Вызвать интерес к чувашской профессиональной музыке и желание слушать и познавать ее в дальнейшем.
Задачи:
Образовательные:
Изучение творчества чувашского композитора Г.Лебедева;
Повышение уровня знаний в изучении национальной культуры родного края среди молодого поколения;
Ознакомление с мелодиями и ритмами чувашского песенно-танцевального творчества;
Развивающие:
Развитие музыкального кругозора у учащихся;
Приобретение и развитие слуховых, интонационных, вокальных навыков;
Воспитательные:
Воспитание любви к музыкальной культуре родного края;
Укрепление толерантных межконфессиональных и этнических отношений учащихся регионов РФ;
Сохранение и развитие национальной культуры;
Тип: экскурсия - путешествие по музыкальным страницам композитора ;
Оборудование: мультимедиа, фортепиано, домра, учебная доска, сборники…
Ход занятия:
-
Организационный момент: приветствие, о чем пойдет речь, о ком должны догадаться сами, посмотрев видеоролик, сообщение цели, задач. Что хотите о нем узнать, что творил, музыку послушать? Пройдемся по страницам его жизни и творчества.
-
Повторение: беседа о Государственных символиках ЧР.
Наводящие вопросы
Вопрос: Что относится к государственным символам?
Ответы: флаг, герб, гимн ЧР - обязательные атрибуты государственной власти ЧР, символизирующие ее в официальных ситуациях и на международной арене. Правовой статус их официального использования закреплены в законе ЧР от 1997 года «О государственных символах ЧР».
Вопрос: Кто авторы флага, герба, гимна?
Ответы: В апреле 1992 Верховный Совет ЧР на основе объявления конкурса, утвердил современный государственный герб и флаг и автором стал Э.М.Юрьев. Авторами гимна являются Г. Лебедев и В. Тукташ. С 29 апреля 2004 года - День Государственной символики ЧР (в этом году юбилейная дата). К сведению - Илья Тукташ (1907-1957) - псевдоним. Настоящее имя Семенов Илья Семенович - поэт, прозаик, переводчик, литературовед, фольклорист.
Ему принадлежат переводы «Слово о полку Игореве», 1 том «Тихого Дона» М.Шолохова, произведения Горького. Хотел познакомить народ Чувашии с русской литературой.
Вопрос: Кто знает об истории появления гимна? Не каждый из вас знает, как он появился.
Ответы…
Вопрос: Что такое хоровая песня? Ансамбль? Хор?
Ответы: Ансамбль (с фр. «вместе») предназначен для небольшого состава исполнителей, - дуэт, трио… Хор - (с лат. «толпа») для большого состава исполнителей и музыку исполняют многоголосную, т.е это тоже
певческий коллектив. Он играет важную роль в опере, ораториях, иногда в симфониях.
-
Новая тема: беседа об эпохе, историческом времени, в котором жил и творил композитор, краткая биографическая справка его жизни и деятельности, показ презентации
В послевоенное время ярко заявили о себе композиторы нового поколения, обучившись до войны у Владимира Кривоносова. 50-70гг. - эпоха Лебедева Хирбю, Лукина…
-
об особом вкладе в Победу советского народа в Великой Отечественной войне. Какая из песен композитора посвящена теме войны? (слайд)
-
Об ансамбле песни и танца ЧР, который занимает особое место в творчестве Лебедева
-
Основная тема творчества композитора - создание хоровых песен - характерная для того времени. Требовалась песня для широких масс населения, доступная, понятная, близкая душе народа. Композитор творил в песенном жанре.
4. Слушание музыки (необычное для вас, т.к. исполнители музыки Лебедева будут юные музыканты, дети)
а) Г.Лебедев «Лебедушка» (домра, фортепиано - игра на инструментах),
Вопросы: Каков характер пьесы, темп, ритм? Кто композитор?
Кто исполнитель? Человек, исполняющий на домре - домрист.
Анализ музыковедческий (исполнительский состав-полный, смешанный С,А,Т,Б. характер - лирический, темп - не ускоряется, равномерный ритмический рисунок, прием - легато, форма - куплетная, лад -мажорный, ( переводе с чувашского «Любимая», перевод Б.Гайковича, русского поэта, в стихотворении раскрывается тема любви, показано душевное состояние человека. Автор сравнивает любимую с лебедушкой, соловушкой, багряным маком и звездочкой, уменьшительно-ласкательные суффиксы придают поэтическому и музыкальному образам мягкость и задушевность. Мелодию ведет солист на фоне хора)
По-чувашски «Тамра» Изготовлением этого инструмента и других народных инструментов занимается и наш земляк, родом из с.Шигали, зовут его Виктор Чернов. На его инструментах играют в оркестрах Чувашии.
б) Г.Лебедев. «Молодежная игровая» (в исп. аккордеониста)
Вопросы: Кто исполнитель? Название пьесы? Что такое пьеса? Каков здесь характер? Кто композитор?
Аккордеонист исполняет бодрую, живую пьесу композитора Г.Лебедева
а пьеса - это музыкальное произведение небольшого размера
в) Г.Лебедев «Улахран курсан чечек» (синтезатор)
Вопросы: Как называется его инструмент? Какие еще клавишные инструменты знаете?
Мальчик исполнил на синтезаторе. Сам настроил удобный для себя ритм, темп… К семейству клавишных относятся еще и фортепиано, рояль, клавесин, клавикорд, орган, аккордеон…
г) Г.Лебедев «Молодежный вальс» (дуэт балалаечников)
Вопросы: Кто исполнитель? Что можете сказать об инструментах? Каков характер пьесы? Что такое вальс? Как его танцуют?
Вальс- популярный бальный танец 19-20 веков, парный, с нем. - раскатывать.
д) Г.Лебедев «Эх, Иван» в исп. дуэта гитаристов
Вопросы: Кто исполняет? Что такое дуэт? Что знаете про гитару?
Гитара - струнный щипковый инструмент, известный еще в Средневековье
5. Разминка.
Настала пора создать оркестр ложкарей. Что такое Оркестр? Какие бывают оркестры?
Г.Лебедев «Атьяр вайа тухари-те» (фонограмма, оркестр ложкарей)
6. Разучивание мелодии песни Г.Лебедева «Сара качча» (выбор солистов)
7. Подведение итогов занятия:
Понравилась вам музыка Лебедева. Какая она? Появилось желание слушать?
Выводы: И спокойная, и величавая, светлая, вдохновляющая, иногда печальная, нежная, игривая, озорная, веселая… Действительно, такая разнообразная, не повторяющаяся, узорчатая, как вышивка чувашская. Современна и популярна в наши дни.