- Преподавателю
- Музыка
- Методическое пособие «Народная музыка в репертуаре младшего хора»
Методическое пособие «Народная музыка в репертуаре младшего хора»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Н.В. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление культуры администрации г. Железногорска
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Железногорская детская школа искусств»
Методическое пособие
«Народная музыка в репертуаре младшего хора»
Автор: Морозова Наталья Викторовна,
преподаватель дополнительного образования
первой квалификационной категории
Железногорск
2015г.
Аннотация:
Пособие представляет собой комплекс вокальных упражнений, шуточных песенок, потешек, прибауток, колыбельных, календарных народных песен. Обработки песен мастерски выполнены русскими композиторами - классиками и современными авторами в классических традициях. В них партия фортепианного сопровождения не просто поддерживает основной напев, а украшает, расцвечивает мелодию, имеет яркую, выразительную фактуру и часто простую куплетность превращает в развёрнутую, цельную форму. Разучивая народные песни, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность, овладевая сложными звукосочетаниями, дети подготавливаются к исполнению более сложных музыкальных произведений. Навыки формирующиеся во время разучивания несложных народных песен, становятся рефлекторными. В сущности, в одной песне можно выявить целый комплекс задач для выработки вокально-хоровых навыков.
Разработка не является претензией на открытие. Это - один из способов выполнения общепринятых в музыкальной педагогике задач, найденный в процессе многолетней педагогической работы. Музыкальный материал должен быть подобран и выстроен в определённой последовательности и на уроках использоваться дозировано.
Содержание
Введение……………………………………………….……….…..4
Распевание…………………………………………………….……6
Работа над репертуаром. Народные песни……………………....8
Обработки народных песен с сопровождением…………………13
Закрепление навыков………………………………….………..…26
Заключение…………………………………………………….…..27
Список литературы…………………………………………….….28
Введение
Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент.
Какие цели и задачи мы ставим перед собой, когда учим детей петь в хоре? Главное состоит не только в том, чтобы дать ребенку определенные знания и привить необходимые навыки. Главная цель - развитие личности ребенка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Чтобы дети пели с желанием, учителю необходимо сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Обращение к музыкальному фольклору, к русской народной песне, песне славянских народов, открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Значение фольклора в хоровой работе с детьми трудно переоценить. Особое многообразие музыкального языка народных песен и напевов дает основание предположить, что использование фольклорного материала не только в учебном процессе, но и в процессе эстетического воспитания детей весьма целесообразно.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит ребят в образный мир песни. Через изучение народной песни познается песенная культура своего и славянского народа, сохраняются исполнительские традиции и специфические черты национального интонирования.
Русские народные песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов, богатством стихотворных форм и размеров. Народные песни содержат в себе определенное развитие действия. Каждый куплет - это отдельная сценка, которую можно сыграть.
Народные песни могут исполняться хором, с несложными движениями, с приплясом, в хороводе, в сопровождении шумовых народных инструментов, проговариваться речитативом.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, движений, танца, декламации, делают их понятными для детей. Учащиеся, изучая и исполняя эти песни, чувствуют себя свободно и раскрепощенно, движение помогает им лучше раскрыть образ, заложенный в песенках-попевках.
Народные песни складывались без участия музыкальных инструментов, многие из них интонационно удобны для детского голоса и легко усваиваются даже самыми неопытными начинающими певцами хора.
Объем звукоряда многих несложных народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Ритм народных мелодий прост для восприятия и воспроизведения: чаще всего это четверти и восьмые. Размер обычно двухдольный или трехдольный. Музыкальные фразы, как правило, несложные и заканчиваются четвертями, что весьма удобно для детского дыхания. Куплетная форма, с повторами мелодии, облегчает запоминание и разучивание, а запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность чередовать моменты пения и отдыха: запев поют одни дети, а припев - другие. Таким образом, предотвращается утомление голосовых связок детей.
Включение в репертуар народных песен способствует развитию фонематического слуха, формирует правильное звукопроизношение - дикцию, артикуляцию.
Следует отметить, что при всей своей лаконичности, язык - народных песен очень разно - образен и богатый звуковыми сопоставлениями («Коту - воркоту...», «Весна - красна» и т. д.) и поэтому легко усваивается даже самыми маленькими детьми.
Особенно много радости доставляет детям исполнение игровых песенок. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось за работой. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Исполнение игровых песен способствует развитию чувства ритма, внимания, памяти, координации, быстроты реакции.
Народные песни с распевом - замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатываются все лучшие качества голоса - тембр, ровность, сила, точность интонации.
Воспитание навыков многоголосного пения - одна из сложных задач в работе с младшим хором, которую можно решать на основе русских народных песен, подбирая репертуар в соответствии принципом постепенного увеличения трудности музыкального материала.
Русские народные песни прекрасно звучат a capрella. Пение без сопровождения создает объективные условия для активного формирования ладового чувства (хорошо развитого ощущения функций отдельных ступеней лада, их ладового тяготения) и навыков художественного - выразительного - интонирования. При этом следует учитывать, что на начальном этапе обучения следует брать народные песни со значительной опорой на устойчивые ступени лада. Полезны песни, мелодический рисунок которых основан на поступенном движении, терцовом, а также содержит ходы на кварту и квинту, образованные устойчивыми ступенями.
Хорошо освоенное при пении без сопровождения полноценное выразительное вокальное звучание и устойчивая интонация на несложном, но требующем достаточного владения голосом мелодическом материале (по тесситуре, движению мелодии, динамике звука, смысловым и художественно-музыкальным задачам) дают возможность обучающемуся в дальнейшем без особого труда справиться с усложнением интонации.
Цель: Формирование у учащихся вокально - хоровых навыков в процессе разучивания народных песен; развитие творческих способностей и интереса к исполнению народных песен.
Задачи: предлагаемый комплекс упражнений и песен способствует решению следующих задач:
1.Закрепление и коррекция полученных знаний и умений.
2.Развивать интерес к изучению народных песен; развивать эмоциональную сферу учащихся через активные формы самовыражения.
3.Развивать память, мышление.
4.Воспитывать чувство любви и уважения к родине, её природе, её обычаям, заветам, воплощённым в народном творчестве.
Распевание
Упражнения с использованием интонационных оборотов русских народных песен и попевок:
У кота-воркота
Крута гора
Тополёк
Тетушка Арина
Буйный ветер
Мой ленок
Данные попевки включаются в занятие с целью приучения детей к чистому интонированию, выравнивания унисона, воспитания ладового чувства, развития резонаторов, формирования опорного дыхания, близкого звука, облагораживания звучания.
Работа над репертуаром. Русские народные песни.
Во время исполнения a cappella внимание учащихся, не отвлеченное сопровождающим инструментом, полностью сосредоточивается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и других. Такая концентрация внимания усиливает восприятие этих ощущений при певческом голосообразовании, активизирует память, то есть помогает ученику лучше и быстрее запомнить нужное звучание.
Сею-вею снежок
Котенька-коток
Заинька
Песни могут использоваться для развития навыка цепного дыхания, точного интонирования распевов, формирования высокой позиции звука. Как вариант для разучивания - пропевание мелодии песни на какой-нибудь слог («ми», «ма», «да», «лё») для вырабатывания тембра, точности интонации, регистровой ровности.
Журавель
Песня способствует развитию подвижности голоса, выработке четкой дикции, артикуляции, позволяет тренировать навык динамической гибкости, формировать динамический и ритмический ансамбль. Для активизации ритмического чувства используется инструментальное сопровождение - деревянные ложки, треугольник, бубен или же просто хлопки в ладоши.
Как вставала я ранёшенько
-
1. Как
вста
- ва -
ла
я
ра
- нё -
шень
- ко,
2. Как
сто
- я -
ла
я
у
жар -
кой
пе - чи.
З.Ой
под-
руж-
ки -
то
сби
- рай-
те
-ся,
4. Бу -
дем
вмес
- те
хо
- ро
- во -
ды
во -дить,
-
У
-б и
- ра -
л а
- ся
быс -
трё
-
шень -
ко.
вы
- пе
- ка -
ла
крен
- де -
ля
и
ка - ла-
чи.
в са
- ра
- фа-
ны
на
- ря-
жай
-
те-
ся!
на -
до
нам
е
- щё
и
зи
- му
про-во-
дить.
Песня «Как вставала я ранешенько» исполняется с шумовыми инструментами, с движениями. Ее можно использовать в работе в целях закрепления уверенного интонирования мажорного трезвучия, для расширения диапазона детских голосов, а также развития подвижности и легкости голоса.
Уж и где это видано
Песню «Уж и где же это видано» также поем в сопровождении шумовых инструментов. При изменении темпа, могут возникать следующие трудности: дети начинают слишком четко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется навык исполнения легато. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.
Фома и Ерёма
Уж ты дедушка Степан
Работа над данными песнями способствует развитию гармонического слуха, формирует правильное звукопроизношение - дикцию, артикуляцию.
Закрепление навыков
Для закрепления навыков повторяются выученные ранее песни, например, «Ворон», «Было у матушки»:
Было у матушки двенадцать дочерей
Ворон
-
Си-
дит
во
-рон
на
ду-
бу.
во
се-
ре
-
бря
- ну-
ю.
и-
дёт
дым
стол-
бом,
стол-
бом.
в од-
ной
ям
-ке
со-
бра -
лись.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что народные песни закладывают основы вокально-хоровой профессиональной школы пения, для которой характерна широта дыхания, вокально-интонационная устойчивость, ритмическое многообразие, яркая и выразительная подача слова, задушевность, радость, печаль, переданные через богатство нюансов вокальной речи.
Произведения народного творчества - наше национальное достояние, основа традиционной русской культуры. Жанровое их разнообразие - удивительно. Тексты песен - непосредственные, живые, образные, многие из которых хорошо знакомы детям с самого раннего возраста. Мелодии - простые, естественные, они невелики по объёму и легко запоминаются. Эти напевы создавались и шлифовались многовековой певческой практикой, поэтому они столь удобны с вокальной точки зрения и выразительны интонационно.
Народная песня - это прекрасный музыкальный материал для развития еще неокрепших детских голосов. В репертуаре детского хора русские народные песни должны занимать особое место.
Исполняя русские народные песни, песни славянских народов (украинские, белорусские, польские, болгарские), дети становятся более общительными, эмоциональными, у них появляется интерес к пению и вообще к творчеству. Но самое главное, что кропотливая и сложная работа по развитию вокально-певческих навыков в младшем школьном возрасте проводится в игровой, наиболее близкой детям этого возраста форме. Национальная языковая среда оказывает большое влияние на формирование патриотических качеств личности.
Список литературы
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1977.
Василенко В. А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Просвещение, 1978.
Жаворонушки: русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / составитель е. М. Науменко. - М.: Советский композитор, 1986. Вып. IV.
Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., Советский композитор, 1988.
Литвин Э. С. Песенные жанры русского детского фольклора // Советская этнография, 1972, № I. - С. 58-67.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс, 2006.
Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб. Детство-Пресс, 2008.
Федииа Ж. Р. Значение народной музыки в воспитании ребенка. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/znachenie-russkoi-narodnoi-muzyki-v-vospitanii-rebenka. 2011.