Методическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеон

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

детского дополнительного образования

Музыкальная школа п.Строитель








Работа с регистрами


Методическое сообщение






Составитель:

Хрущева Е.В.

педагог по классу

аккордеон






Тамбов


2005 г.

Аккордеон и баян популярны в высшей школе, но как способствовать тому, чтобы приток в вузы новых талантов не оскудевал., чтобы начинающие музыканты попадали в благоприятную творческую атмосферу?

Эта проблема, которая волнует не только педагогов музыкальных школ, но и всех неравнодушных к музыке людей: как привлечь к ней одарённых детей, как их заинтересовать, заронить в душу то самое зёрнышко, что прорастёт потом любовью к искусству и верностью своему призванию.

Мы преподаватели музыкальных школ обязаны научить детей любить музыку, заразить их музыкой. Ребёнок, пытаясь выразить себя в музыке, определяет таким образом своё отношение к окружающему миру, к жизни..

Дети , увлечённые музыкой, живут ею и лишь во вторую очередь учатся играть н а инструменте.

Способствовать этому - первейшая задача преподавателя.

И уже с первых шагов знакомства с инструментом, произведениями для аккордеона педагог знакомит учащихся с регистрами.

Это знакомство, а в дальнейшем и использование регистров на практике способствуют расширению познаний в области тембрального звучания инструмента.

Работая с детьми музыкальной школы по классу аккордеон, необходимо познакомить учащихся с тембровыми возможностями инструмента.

На большинстве аккордеонов имеются регистры как на правой , так и на левой. На аккордеонах различных фирм, выпусков и размеров имеется различное количество регистров - от одного до двадцати и более.

При включении определённых регистров увеличивается (в звучании) диапазон правой клавиатуры.

Переключение регистров производится различным образом: одни переключаются в левой части корпуса, например, при помощи передвигающейся вверх и вниз металлической планки, путём нажатия вжимных и нажимных планок, лопаточек-клавиш, кнопок или посредством

перекидных рычажков, расположенных около левой и правой клавиатур.

Включение и выключение регистров иногда регистрируется расположенными на верхней части инструмента специальными показателями в виде окошечек, в которых меняется цвет или передвигается стрелочка, показывающая включён или выключен регистр.

На аккордеоне при нажатии одной клавиши может звучать одновременно один, два, три и даже четыре металлических голоса(язычка), каждый из которых при включении регистров может звучать как самостоятельно, так и в различных сочетаниях с другими голосами.

При переключении того или иного регистра особые планки из металла или пластмассы перекрывают доступ воздуха к определённому ряду голосов, вследствии чего звучат только те голоса, к которым воздушная струя не перекрыта.

Сочетание голосов при переключении регистров происходит следующим образом.

Сlarnet Violino Flote Celesta Harmonium Tutti Cello Oboe Organ Fagot Piccolo

КМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонМетодическое сообщение Работа с регистрами в классе аккордеонларнет Скрипка Флейта Челеста Гармоника Все Виолончель Гобой Орган Фагот Пикколо


Точки на регистрах указывают количество голосов, звучащих при нажатии одной клавиши

Точками по горизонтали отмечены голоса, настроенные в унисон, точками по вертикали - октавные удвоения.

В соответствии с высотой звучания и тембром регистровые голоса условно называется: верхний -флейта, средний кларнет, нижний - фагот.

Регистры отличаются в тембровом отношении.

В павой части корпуса аккордеона находятся 2 деки - прямая и ломаная.

В прямой деке - пикколо, концертино.

В ломаной деке - фагот и кларнет. Их тембр более приглушённый.

На полном аккордеоне регистры можно разделить на 4 группы:

тембровые, унисонные, транспонирующие и октавного удвоения.

Умение пользоваться регистрами при исполнении какого- либо произведения вносит в звучание разнообразие красок, оркестровость.

При правильном подборе регистра произведение звучит красочно, полно и интересно.

Наоборот, неправильное использование регистров ведёт к грубому звучанию и искажению характера произведения.

Не верны те суждения, что на первом этапе обучения не имеет значение какой именно регистр будет включен.

Даже в первых пьесах «Как под горкой», «Котик», Во саду ли» можно дать ученикам послушать и определить правильный регистр.

В зависимости от характера и жанра пьесы на начальном периоде обучения правильно подбираем регистры.

Например, песня(романс, колыбельная) хорошо прозвучат , если включить регистры унисонные или с октавным удвоением вверх.

Однако в маршах ,торжественных пьесах нужно будет использовать регистры с октавными удвоениями и в большинстве вниз

В пьесах с названием ( «Мотылёк», «Танец Дюймовочки», «Медведь») нужно внимательно и грамотно отнестись к подбору регистров.

Например, в известном вальсе Б. Мокроусова «Осенние листья» матово и приглушённо прозвучат тембры регистров «виолончель» или «гобой».

В произведениях сонатной формы используются регистры с октавным удвоением вверх и вниз для расширения диапазона звучания.

В полифонических произведениях, учитывая эпоху, жанр.для произведений , написанных для клавесина , хорошо использовать регистры «челеста», «скрипка», а для органных произведении- «орган».

Это может быть «орган» для «Сарабанды», и «челеста» для «Менуэта».

С первых уроков мы должны их учить слушать и больше их знакомить с тембровыми окрасками.

Из этого вытекают простейшие и основные принципы использования регистров в произведениях.

Следует помнить, что регистры не роскошь, а средство для достижения

более впечатляющего художественного результата.

Пользоваться ими нужно разумно.

Некоторые исполнители переключают их буквально через один- два такта, при этом дробится мысль, регистровка превращается в самоцель.

Только творческое отношение к делу обучения юных музыкантов даёт возможность думать, что из юных музыкантов вырастут музыканты - художники, будущие завсегдатаи концертных залов, страстные любители содержательной музыки.






























Список литературы.


1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. Москва, 1989

2. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Москва, 1999

3.Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. Москва, 2002

4.Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Москва, 1971

5.Акимов Ю. Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне.

Москва, 1971

6.Информационный бюллетень «Народник» №3 2010 г.

5

© 2010-2022