Конспект классного часа на тему2016 год - год русского кино

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НА ЭКРАНЕ СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ..

Снова вместе мы сегодня

Снова музыке звучать.

И прекрасное искусство

Очарует нас опять!

Все сердца одним стремленьем

Музыка объединит.

И торжественно и чудно

В наших душах зазвучит!

У: В словах приветствия прозвучала фраза: «И прекрасное искусство очарует нас опять!» Как вы думаете, о каком искусстве идёт речь?

Д: О музыке.

У: А что значит «очарует»?

Д: Понравиться, восхитит, запомнится чем-то.

У: Мы каждый день все встречаемся с музыкой, где можно встретиться с музыкой как искусством?

Д: В школе искусств, слушая классическую музыку, исполняя музыку на муз. инструментах, на концертах в филармонии, в театре, просматривая передачи, фильмы…

У: Вы сказали, что музыка звучит на телеэкране. Можно ли представить себе телевидение без музыки?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: Скучно смотреть, не интересно…

А часто ли в к/ф звучит музыка и для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление? (Вопрос записан на учебной доске; Учитель предлагает на этот вопрос не торопиться отвечать прямо сейчас.)

История зарождения русского кинематографа

Известно, что кино в Россию завезли французы. Было это в начале 1896-го. Однако многие русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. Но до появления русских игровых лент оставалось еще целых 10 лет. Лишь в 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная, душещипательная. А дальше - пошло-поехало…, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.Ко второй половине 10-х годов в России зажглись настоящие суперзвезды серебристого экрана - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов…

Октябрьский переворот 1917 Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад.

В 1925 году Сергей Эйзенштейн выпускает фильм « Броненосец Потемкин»,который принес ему известность.

Приход звука в российском кино («Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режим спешил поставить на контроль практически каждую «единицу» тогдашнего кинопроизводства. Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки Эйзенштейн так и не мог добиться выпуска на экран своей картины «Бежин луг» (в итоге фильм был уничтожен). Да и другие лидеры 20-х (Д.Вертов, Л.Кулешов, В.Пудовкин) на практике ощутили железную хватку кремлевской цензуры. Фаворитами 30-х стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию Великой Революции, перевернувшей мировое устройство. Братьям Васильевым («Чапаев») Но надо отдать должное Сталину - он понимал, что кинорепертуар не может состоять из одних только «идеологических хитов». Недавний ученик и ассистент С.Эйзенштейна Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным «королем комедии» 30-х. А его жена Любовь Орлова - главной звездой экрана.

Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После «пилотных» короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне («Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и др.), где война уже не представала чередой легких побед над карикатурно слабым противником. Именно в годы войны Сергей Эйзенштейн снимает свой последний в жизни шедевр - трагедию «Иван Грозный». Вторая серия этого фильма была, как известно, запрещена Сталиным. И не даром - в образе блестяще сыгранного Николаем Черкасовым жестокого и полубезумного царя Ивана не так уж трудно было увидеть намеки на порочность кровавого абсолютизма…

Завоеванная ценой десятков миллионов сограждан победа над нацизмом вызвала новую киновспышку «культа личности». В фильмах придворного режиссера Кремля Михаила Чиаурели («Клятва», «Падение Берлина») Сталин выглядел настоящим божеством, вызывающим экстаз массового поклонения рабоче-колхозной паствы. Между тем, в концу 40-х «кремлевскому горцу» уже трудно было отслеживать тогдашний кинорепертуар, и он решил действовать по известному принципу - лучше меньше, да лучше.

Вот так и зародилось наше лучшее кино в мире.

У: Тема нашего урока «Кино и музыка». В конце урока мы должны ответить на вопрос «Что значит музыка для кинематографа?»

Перемотаем воображаемую киноплёнку на несколько десятилетий вперёд. Мы с вами попадаем в 1934 год. На экраны выходит музыкальная комедия «Весёлые ребята»

Главные роли в фильме исполняют известный певец Леонид Утёсов и артистка кино Любовь Орлова. Л.Утёсов играет роль талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина. Обратите внимание на фамилию. Будучи принятым за молодого заграничного дирижёра, простодушный Костя произвёл сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижёром джазового оркестра, а служанка Анюта (Л.Орлова) известной певицей.

ФРАГМЕНТ № 2

У: Главной музыкальной темой в фильме стал знаменитый марш - «Марш Весёлых ребят» Кому показалась музыка знакомой? Прошло много времени, а эту песню до сих пор любят во всём мире. Что можем сказать о музыке, какая она?

У: Мысленно перемотаем воображаемую киноплёнку на 115 лет назад и мы с вами попадаем в 1895год. В то время жил в Париже изобретатель Луи Льюмер и однажды он изобрёл такой аппарат, при помощи которого можно было спроецировать изображение фотографий на большой экран. Кадры менялись так быстро, получалось движение изображения на экране. Это изобретение называли: «Живая фотография», «Движущиеся картины».

Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος - движение и греч. γραφω - писать, рисовать; то есть «записывающий движение») - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия. Название заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер, и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят киноиску́сство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука кинове́дение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

Первая демонстрация состоялась 28декабря в «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов. Сеанс продолжался всего 10 минут, но имел большой успех, и уже через год «Живые картины» были показаны в России. Это было как аттракцион, люди шли с удовольствием. Показ фильмов сопровождался «Музыкальной иллюстрацией» - на ф-но исполняли фрагменты классической и современной музыки, в той или иной форме созвучных происходившим на экране событиям. Позднее добавили титры, а ещё позднее кино озвучили. Сейчас мы с вами увидим фрагмент немого кино.

А кто же композитор? Затрудняетесь? Музыку к фильму написал советский композитор И.О.Дунаевский. Именно он сделал музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Этот фильм принёс широкую известность композитору.

НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА И.О.ДУНАЕВСКОГО.




Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος - движение и греч. γραφω - писать, рисовать; то есть «записывающий движение») - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия. Название заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер, и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят киноиску́сство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука кинове́дение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах или посредством пиринговых сетей, а также просмотр онлайн (что может нарушать права правообладателей кинофильма).

Рождение российского «Великого Немого» (1898-1917)

Известно, что кино в Россию завезли французы. Было это в начале 1896-го. Однако многие русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. Но до появления русских игровых лент оставалось еще целых 10 лет. Лишь в 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная, душещипательная. А дальше - пошло-поехало…

погоне за Красным «Октябрем» (1918-1930)

Но все когда-нибудь кончается. Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый «совдеповский» фильм «Уплотнение» (1918), поставленный заурядным конъюнктурщиком А.Пантелеевым, вышел не ахти каким художественным. Да и время братоубийственной гражданской войны, право, было не лучшим для развития кинематографа. Но уже через каких-нибудь пять лет охваченная революционным порывом и мечтой о мировой диктатуре пролетариата творческая молодежь поразила планету новизной киноязыка. Так на смену «серебряному веку» российского кино пришел советский киноавангард 20-х. Идеологическая цензура Кремля в те времена еще мало интересовалась формой художественного «текста». Именно это и позволило гению Сергея Эйзенштейна отважно экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Их очевидная политическая ангажированность не помешала широкой известности на Западе. Откройте любую зарубежную книгу по истории мирового кино - и вы наверняка обнаружите специальную главу, посвященную кинематографу Сергея Эйзенштейна и его знаменитых современников - Льва Кулешова («По закону»), Всеволода Пудовкина («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»), Александра Довженко («Звенигора», «Земля»), «ФЭКСов» (эту питерскую киногруппу возглавляли Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, авторы «Шинели» и «СВД»), Дзиги Вертова («Человек с киноаппаратом»).

зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью. Такая же роль музыки в театре, и не только музыкальном, но и в драматическом. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.

Обобщение темы урока:

- Когда появились первые к/ф?

- Часто ли звучит в к/ф музыка?

- Можно ли по песни или мелодии вспомнить сюжет к/ф?

- Что же дает музыка к/ф?

- Ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос?

Подведение итогов

Я надеюсь, что сегодня вы стали на один шаг ближе к культуре нашей страны. Не хотели бы вы поделиться своими впечатления и рассказать, о чем вам бы хотелось узнать больше.( ответы детей)

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за внимание и участие.


© 2010-2022