Туматический урок Солдатских дум избранница

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания и образования детей"










Поисково-информационный

Проект:

«Солдатских дум избранница»








Составители: Ковязина А.Г. и

Щербина Л. Е. преподаватели

теоретических дисциплин

МБОУ ДОД «Центра эстетического

воспитания и образования детей»







г. Кингисепп

2015

Паспорт проекта


Название проекта: «Солдатских дум избранница».

Руководители проекта:
Преподаватели теоретических дисциплин Ковязина Алла Геннадьевна и Щербина Лариса Евгеньевна.

Участники проекта: учащиеся ЦЭВ и ОД музыкального отделения Якунин Артемий, Саблинская Аделина, Немтарёва Ксения, Акентьев Дима.
Проект рассчитан на подростков 9 -14 лет.

Предметные области, близкие теме проекта:

История страны, литература, фотография, кинематография, материалы из экспозиции краеведческого музея.

Тип проекта:

  • по деятельности учащихся - творческий

  • по количеству участников - групповой

  • по времени выполнения - долгосрочный (три недели)

Проблема:
Равнодушное отношение подростков к музыке военных лет, отсутствие информированности и понимания роли солдатских песен в победе над врагом.

Цель проекта:
Активизация патриотического воспитания учащихся посредством ознакомления с историей песен о войне.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Познакомить слушателей с песнями военных лет;

  • Рассказать через музыкальные произведения о героизме людей, живших в военные годы;

  • Познакомить с историей создания городского памятника «Журавли»;

Развивающие:

  • расширение музыкального кругозора по теме;

  • развитие эмоциональной отзывчивости.

Воспитательные:

  • воспитание активного интереса к музыке военных лет;

  • способствование формированию уважительного отношения подростков к музыкальному искусству военных лет;

  • воспитание нравственного и доброжелательного отношения друг к другу и к преподавателям в течение творческого процесса.

Вопросы проекта:

  • Что я знаю об истории Великой отечественной войны?

  • Знаю ли я о музыке, созданной во время войны и её авторах?

  • Какую роль играет музыкальное искусство созданное военным временем 1941-1945 годов в жизни людей прошлого и нынешнего поколения?

Актуальность темы:

В преддверии великого события, 70-летия Великой Отечественной войны, весьма актуально обращение к теме музыкального наследия - песням военных лет. Они являются тем духовно-нравственным потенциалом, на основе которого воспитывалось не одно поколение русских людей.

Проблема введения человека в культуру в детском возрасте приобретает особую остроту, так как именно в этот период закладываются основы культурного самоопределения, взаимоотношений человека с обществом.

Музыки вокруг нас сегодня очень много. Она звучит на улице, в транспорте, в каждом доме. Музыка стала нашей повседневной средой.

Мы даже научились не замечать это нагромождение музыкальных звуков.

Актуальность выбранной темы в том, чтобы помочь подрастающему поколению сориентироваться в этом многообразном хаосе повседневной музыкальной среды, сформировать эстетические предпочтения и вкусы, которые, несомненно, отразятся на всей последующей жизни каждого ребенка.

Основной замысел:

Посредством знакомства и исполнения песен о войне, через пространство и время соприкоснуться с мыслями и чувствами простых русских солдат, понять их и никогда не забывать об их подвиге.

Принципы реализации:

  • значимости (выбранная тема актуальна)

  • вариативности форм и методов (постоянное сочетание индивидуальных и коллективных занятий)

  • непрерывности и целостности

  • принцип органичного сочетания теоретических знаний с практической деятельностью

  • принцип воспитания в процессе обучения

Этапы реализации проекта с содержанием деятельности:

  1. Подготовительный - определение темы проекта, распределение исполняемых обязанностей, постановка цели и задач;

формирование мотивации участников проекта к самостоятельному изучению материала по выбранной теме и заинтересованность в ней. Анализ предстоящей деятельности. Разработка сценария, подбор музыкального и иллюстративного материала. Подбор научно-популярной и художественной литературы, интернет-ресурсы.

  1. Основной период: На этом этапе проектной деятельности преподаватели составили сценарий, назначили репетиции.

Они консультируют учащихся, анализирует проделанную работу,

прослушивают аудио и просматривают видеозаписи.

  1. Заключительный - Презентация подготовленного материала в форме тематического урока - памяти, где слушателями стали учащиеся Центра и общеобразовательных учреждений города.

  • Обсуждение темы проекта в рамках круглого стола с родителями, друзьями и другими слушателями.

  • отзывы и пожелания.

Сроки реализации этапов:

Этапы работы над проектом

Продолжительность

Место работы обучающихся

Выход этапа

Подготовительный

14 апреля-21 апреля

Учебный класс (каб.№57)

Откорректированные выступления учащихся. Общий план проекта.

Основной

21 апреля- 5 мая

Учебный класс , библиотека.

Работа со сценарием на репетициях.

Заключительный

7 мая

Учебный класс (каб.№57)

Презентация урока-памяти «Солдатских дум избранница»

Ожидаемый результат:


  • Воспитание нравственных качеств, патриотизма;

  • способствовать духовному развитию детей;

  • проявился искренний интерес к песням военных лет, желание слушать и исполнять песни, посещать концерты на эту тему;

  • уважительное отношение к героизму людей, защищавших нашу Родину;

  • расширение музыкального кругозора по теме;

  • эмоциональная отзывчивость после исполнения солдатских песен;

  • формирование уважительного отношения подростков к музыкальному искусству военных лет;

  • воспитание нравственного и доброжелательного отношения друг к другу и к преподавателям в течение творческого процесса.

Критерии результативности:


  • интерес и ответственность детей при подготовке проекта

  • удовлетворённость исполнителей своими выступлениями

  • интерес и оценка выступлений зрителями

Форма презентации и отчетности:


  • фотографии

  • видеосюжеты

  • сбор зрительских откликов

Конечный продукт проекта:

Презентация урока-памяти «Солдатских дум избранница» 7 мая.

Проведение этого урока для школьных площадок города в июне месяце.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • оборудованный класс, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам

  • музыкальный инструмент: фортепиано

  • Аудио и видео аппаратура

  • Фотоаппарат, видео камера

  • Материалы на печатной основе: справочный материал, портреты композиторов, нотный текст песен.

Критерии результативности:


  • интерес учащихся к презентации;

  • активное участие в дискуссии.

Методы отслеживания результативности:


  • наблюдение.

Необходимые управленческие решения:


  • тематический урок.

Возможные риски и способы их преодоления:


Возможные риски

Способы преодоления

Творческое волнение

Психологическая помощь в преодолении волнения перед выступлением

Болезни детей и невозможность их участия в тематическом уроке

Профилактика заболеваемости




Аннотация

Идея создания проекта появилась в начале учебного года. Как преподаватели музыкально - нравственных дисциплин, мы не могли пройти мимо знаменательной для всего нашего народа даты - 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни, поэтому её роль в социальной действительности велика. Музыка, язык звуков и интонаций ,отличается особой эмоциональной глубиной. Музыка точно рисует человеческие характеры, обладает звукоизобразительными возможностями. Музыка может выражать различные чувства человека и воздействовать на эмоциональное состояние, особенно музыка со словами.

Тема урока-памяти появилась сразу - знакомство и исполнение песен военных лет. Слова из стихотворения Алексея Суркова:

«Солдатских дум избранница,

Она и здесь жива,

И здесь к ней сердце тянется,

Как к солнышку трава»

подсказали название проекта. Нет ничего лучше проживания темы в музыке, слушая, а лучше исполняя её по мере возможностей. Мы с коллегой запланировали в четвёртой четверти, на сольфеджио разучить с детьми военные песни «Эх, дороги» сл. Л.И. Ошанина муз. А.А. Новикова и «В землянке» сл. А.Суркова муз. К. Листова.

В нашем видео фонде нашлись записи с исполнением песен военных лет Дмитрием Хворостовским и Олегом Погудиным. Очень понравилось исполнение песни «Журавли» Д.Хворостовским, а в нашем городе есть такой памятник «Журавли», открытый в 2008 году, посвящённый подвигу кингисеппцев, погибших в локальных войнах. Идею решено было претворить в проект. Материал на эту тему согласилась собрать Аделина Саблинская. Она могла проконсультироваться у мамы, сотрудницы местного краеведческого музея.

Затем к нам обратились родители Димы Акентьева с предложением исполнить свою авторскую песню «Прадедушка» на нашем уроке-памяти. Эта песня - рассказ о подвиге прадедушки на Волокаламском шоссе под Москвой.

Артемий Якунин вызвался подготовить рассказ о песнях военных лет и их исполнителях.

За неделю до презентации проекта к нам обратилась Немтарёва Ксения. Она хотела прочитать стихотворение Мусы Джалиля «Варварство». Любое детское творчество нами всегда приветствуется, и мы приняли её предложение.

Содержание начала и окончания проекта были подсказаны самим событием - войной. Началась война, и в первые же дни появилась песня - призыв: « Вставай страна огромная!

Вставай на смертный бой!

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!»

В интернете нашли видео клип нашествия немецко-фашистских войск на территорию России, и звучала песня «Священная война» сл. В.И. Лебедева-Кумача муз. А.В. Александрова.

Другое исполнение этой песни Еленой Ваенгой с краснознамённым ансамблем им. Александрова так потрясло зал, что все люди встали, как только зазвучала эта песня. Мы решили оба видео клипа включить в проект.

Так сложилась содержательная часть нашего проекта - из разных видов деятельности.

Материалы к проекту

История создания песни «Эх, дороги».

Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.
Написана была эта песня вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной сюжетной канвой. И потому их темы и даже характер были заранее намечены и оговорены. Будущим авторам «Дорог» - композитору А. Г. Новикову (1896-1984) и поэту Л. И. Ошанину (род. в 1912 г.) был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе.

«Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, - вспоминает о времени создания песни Л.Ошанин, - И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло - «Солдаты едут на фронт».
Такой песни еще не было…
Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне».

Хотя авторы «Дорог» в годы Великой Отечественной войны непосредственного участия в боевых действиях не принимали, побывать на фронте им довелось не однажды.

Л. И. Ошанин . А. Г. Новиков

Туматический урок Солдатских дум избранницаТуматический урок Солдатских дум избранница

Для композитора, например, особенно памятной оказалась поездка в места боев на Курской дуге, под Орел и Белгород и встречи там с воинами, только что в жестокой битве одолевшими врага.
Л. И. Ошанин многие месяцы провел среди воинов на Западном, Карельском и 3-м Белорусском фронтах, итогом чего стали песни, широко бытовавшие в армии.

«Дороги» родились, - продолжает поэт свой рассказ, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. «Дороги» родились, когда в землянке на высоте Шляпа над Западной Лицей мы показывали с Марком Фрадкиным песню «В белых просторах» и ее оборвала разорвавшаяся под окном мина.

«Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага…

Помню, как я искал в песне одну строку: «Выстрел грянет. Ворон кружит… Твой дружок в бурьяне…» Вот это место. - Что он - мертв? Убит? Подкошен? Вырван из жизни? Наконец нашлось: «Твой дружок в бурьяне неживой лежит…»
Вот это - «неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов. которые могли стать на это место…»
Эти и некоторые другие строки песни очень сжато вобрали в себя всю войну.

Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД Иван Шмелев. Затем ее подхватили другие солисты и ансамбли.


«Нас с Ошаниным, - вспоминал Анатолий Григорьевич Новиков, - стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская?»
И тут мы поняли, что ребята своим сердечком очень сильно, глубоко чувствуют эти военные взрослые дороги. В песне заключены для них и похоронка на отца, и бомбоубежище, и недетские военные страхи. И пели мальчишки и девчонки ее необычно, «со слезой». Не всегда знаешь, как «сработает» твоя песня…»

"Эх, дороги…" далеким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет или слышит ее знакомый до боли напев.
"Из написанных мною песен, - подытоживал Анатолий Григорьевич свою многолетнюю и плодотворную деятельность в песенном жанре, - наиболее любима "Дороги"… Она очень близка по строю народной песне. Помните: "Эх ты, ноченька…" Тот же глубокий вздох вначале, определяющий основной настрой песни-воспоминания".
Что верно, то верно: "Нам дороги эти позабыть нельзя".

Эх, дороги… пыль да туман.
Холода, тревоги да степной бурьян.
Знать не можешь доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами-
степями, полями,-Туматический урок Солдатских дум избранница

А кругом бушует пламя

Да пули свистят.

Эх. дороги… пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.


Выстрел грянет, ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне неживой лежит.
А дорога дальше мчится, пылится, клубится,
А кругом земля дымится, чужая земля!

Эх, дороги… пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.
Край сосновый, солнце встает-
У крыльца родного мать сыночка ждет.
И бескрайними путями -степями, полями -
Всё глядят вослед за нами родные глаза.

Эх, дороги… пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян.
Снег ли, ветер вспомним, друзья.
…Нам дороги эти позабыть нельзя.

История создания песни «В землянке».


О землянка близ аэродрома!
В море снега - островок тепла:
Серые слежавшиеся бревна,
Синяя прокуренная мгла,
Пол у двери инеем окрашен…
И внезапно показалось мне,
Будто я все это видел раньше!
Только где? В кино или во сне?Туматический урок Солдатских дум избранница


Вот сейчас, винтовку сняв у входа, мой отец присядет к огоньку.
До Победы - три нелегких года, все - через свинцовую пургу.
Он пока - парнишка, мне ровесник, тот же самый двадцать пятый год.
И ему гармонь, совсем как в песне, про улыбку и глаза поет…


Он закурит, сев к огню поближе, и под эту песню, вторя ей,
Первые стихи свои напишет той, что станет матерью моей…

Эти стихи Евгения Нефедова - о войне, об отце и о песне. А песне этой - «В землянке», - по справедливому утверждению ее автора, поэта Алексея Александровича Суркова (1899-1983), суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны».Туматический урок Солдатских дум избранница

Проникновенный, искренний, тоскующий голос

поэта слился в ту трудную, суровую пору с

голосами всех разлученных войной.

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. - Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»

Дотошные исследователи творчества поэта точно называют день, когда проходил тот памятный бой на подступах к Москве, - 27 ноября 1941 года, и ту часть, в которой оказался и принял бой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, - 258-й полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Это его оборонительные позиции были внезапно атакованы 10-й танковой дивизией гитлеровцев. Бой был тяжелым.
«Враг рвался на восток через Кашино и Дарну по дороге, параллельной Волоколамскому шоссе, - свидетельствует один из героев Московской битвы, бывший командир 9-й гвардейской, дважды Герой Советского Союза, генерал армии А. П. Белобородов, - фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов.
Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно "до смерти четыре шага", даже меньше…

После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» - песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны…» А теперь вновь слово поэту:

«Так бы и остались эти стихи частью письма, - продолжает он свои воспоминания, - если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.
Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке».
Все свободные от работы "в номер", затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения…»Туматический урок Солдатских дум избранница

На «премьере» песни в редакции «Фронтовой правды» присутствовал и писатель Евгений Воробьев, который работал тогда в газете. Сразу же после того, как «Землянка» была исполнена, он попросил Листова записать ее мелодию. Нотной бумаги под рукой не оказалось. И тогда Листов, как уже не однажды приходилось ему поступать в тех условиях, разлиновал обычный лист бумаги и записал мелодию на нем.

"С этой нотной записью и с гитарой, - рассказывал Евгений Захарович, - мы с Мишей Савиным отправились в редакцию «Комсомольской правды», где я несколько лет проработал до войны. Нам повезло: в тот день проходил один из традиционных «четвергов», на которые усилиями сотрудника одного из отделов «Комсомолки» Ефима Рубина приглашались артисты, писатели, композиторы. Мы приняли в нем участие и показали «Землянку». На этот раз пел я, а Михаил Иванович мне аккомпанировал. Песня очень понравилась, и ее тут же приняли для публикации в газете. Так что на страницах «Комсомольской правды» ищите ее самую первую публикацию,..»

Я так и поступил, и в архиве редакции «Комсомольской правды» отыскал номер газеты за 25 марта 1942 года, в котором впервые была напечатана песня «В землянке» - слова и мелодическая строчка. Так уж получилось, что публикация эта оказалась едва ли не единственной в первые годы войны. Дело в том, что некоторые «блюстители фронтовой нравственности» посчитали строки "До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага" упадочническими, разоружающими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но, менять что-либо, т.е. портить песню, было уже поздно, она, как говорится, «пошла». А ведь известно: «из песни слов не выкинешь».

«О том, что с песней «мудрят», - рассказал в заключение Сурков, - дознались воюющие люди. В моем беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейцами-танкистами. Сказав несколько добрых слов по адресу песни и ее авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага»: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, - мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».

Еще во время войны Ольга Берггольц рассказывало о таком случае. Пришла она в Ленинграде на крейсер "Киров". В кают-компании собрались офицеры крейсера и слушали радиопередачу. Когда по радио была исполнена «В землянке» с «улучшенным» вариантом текста, раздались возгласы гневного протеста и люди, выключив репродуктор, демонстративно трижды спели песню с ее подлинным текстом.
Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. Лидия Андреевна записала ее в августе 1942 года на грампластинку вместе с "Синим платочком". Однако запись эта не была тиражирована.Только недавно удалось отыскать ее так называемый пробный оттиск.

И теперь пластинка с этой песней в неповторимой руслановской трактовке выпущена фирмой «Мелодия».

Пели "В землянке" и многочисленные фронтовые ансамбли.
Свидетельством необычайной популярности и широкого распространения песни на фронте и в тылу являются многочисленные «ответы» на нее. Варианты их встречаются и в письмах, присланных слушателями на радио:
«Ветер, вьюга метет и метет…», «Я читаю письмо от тебя…», «Дни бегут беспокойной рекой…», «Разгоняет коптилочка тьму…», «Я услышала голос живой…» и многие другие. По их числу с «Землянкой» может поспорить разве что не менее знаменитая «Катюша» М. Блантера и М. Исаковского.

И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.

Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты в белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло, заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло от моей негасимой любви.

История создания песни «Священная война»

Солдаты пели, словно школьники, и как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно -и няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша, забывши градусник в руке…
…Разрывы слышались нам дальние, и было свято и светло…
Вот это все и было - Армия, всё это Родину спасло.


Так о песне «Священная война» и ее исполнении сибирскими школьниками, которые выступали с концертом перед ранеными воинами в тыловом госпитале, напишет много лет спустя участник этого концерта, поэт Евгений Евтушенко.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!..

Стихи В. И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.

24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Вот как описывает историю создания «Священной войны» бывший редактор «Красной звезды», генерал-майор Д. Ортенберг:Туматический урок Солдатских дум избранница

«Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача, хотя за плечами был уже опыт «Героической красноармейской» и «Героического похода» - фронтовых газет на Халхин-Голе и на войне с белофиннами. Таким опытом располагал не только я, а и многие краснозвёздовцы, работавшие в редакциях тех газет вместе со мной.

Во фронтовых газетах «Героическая красноармейская» и «Героический поход» не бывало, кажется, ни одного номера без стихов. (…) Вспомнив все это. я вызвал Соловейчика (литсотрудник газеты. - Ю. Б.}:

- Добывайте срочно стихи… Получив от меня задание - непременно добыть стихи, - Соловейчик стал обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал… Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом. Без каких-либо предисловий Соловейчик сказал ему:
- Василий Иванович, газете нужны стихи…
- Когда?
- Не позже завтрашнего утра.

Стихи немедленно пошли в набор. А ночью, когда полосы уже были сверстаны, Соловейчик, испуганный, смущенный, вдруг докладывает:
- Только что звонил Лебедев-Кумач. «Известия» выпросили у него стихи, отданные нам… Не устоял… Что будем делать? В иное время я, наверное, распорядился бы в назидание «неустойчивому» автору снять его стихи. Не любили мы печатать «дубликаты». Нам больше нравилось, когда другие газеты перепечатывали наши материалы со ссылкой на источник. Но в ту ночь было не до амбиций. Да и стихи - замечательные.
- Ничего, - ответил я. - Пусть идут в двух газетах.


Мог ли я и мои товарищи думать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с нею в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн.

В сердце ударила строка, вынесенная поэтом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. Но Лебедев-Кумач первым произнес их вслух».

Опубликованное газетами, звучавшее ежедневно по радио стихотворение Лебедева-Кумача не могло не привлечь внимания композиторов. Уже 27 июня в Музгизе была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку к которым написал композитор М. И. Блантер. А тремя днями позднее тем же издательством была принята к публикации еще одна песня на эти стихи Лебедева-Кумача. Музыку к ним написал художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А. В. Александров. Тираж ее был вдвое меньше, но именно этой песне и суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового и незабываемого военного времени. Скупые строки газетной хроники военных лет позволяют восстановить обстановку, в которой создавалась эта и другие песни.

Вот небольшая заметка в «Правде» за 26 июня 1941 года - «Выступление Краснознаменного ансамбля. Концертные бригады выехали на фронт»:

«Краснознаменному ансамблю красноармейской песни и пляски не раз приходилось выступать перед своим зрителем непосредственно в боевой обстановке и воодушевлять на ратные подвиги. Сейчас коллектив ансамбля разделен на четыре концертные бригады, три из которых отправлены в части действующей армии. Вчера две бригады выехали в Киевский военный округ. Днем раньше выехала бригада в Западный особый военный округ. Оставшаяся в Москве группа артистов под руководством народного артиста СССР А- В. Александрова выступает на сборных пунктах. Один из концертов группы состоялся вчера на агитпункте и непосредственно на перроне одного из московских вокзалов перед отправкой бойцов на фронт. Подмостками для хора и оркестра служила вокзальная мебель. Исполнялись боевые красноармейские песни. Танцоры ансамбля показали лихую красноармейскую пляску. Бойцы наградили своих артистов горячими аплодисментами».

Как видно из этой лаконичной информации, новых песен, отвечающих требованиям момента, в репертуаре ансамбля еще не было. Их ждали от коллектива и его художественного руководителя - выдающегося хорового дирижера и талантливого композитора. Эта задача была решена оперативно.

Уже на следующий день, 27 июня, «Правда» опубликовала очередную информацию-хронику из жизни ансамбля - «Новые красноармейские песни». В ней, в частности, говорилось:

«Вчера на репетиции в Центральном Доме Красной Армии Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски разучивал новые боевые песни, написанные народным артистом СССР А. В. Александровым. Первая из них-«Священная война» на слова поэта В. И. Лебедева-Кумача - начинается словами:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною.
С проклятою ордой!

Другая песня называется «В поход!» (текст А. Прокофьева). Ансамбль получил также новую походную песню «Шире шаг», написанную

П. Акуленко на слова С. Алымова».

В наши дни нет недостатка в публикациях, связанных с историей создания и первого исполнения «Священной войны». И авторы каждой не упускают случая включить в них ставшее давно уже хрестоматийным описание подробностей того, как якобы краснознаменцы впервые спели эту песню на Белорусском вокзале столицы. Расходятся только в сроках, называя, к примеру, дни, когда музыка этой песни еще не была написана, не говоря уже о том, что песню надо было еще разучить с оставшейся небольшой группой ансамбля. К слову сказать, до выхода в свет второй книги романа К. А. Федина «Костер», где несколько прекрасных страниц посвящено описанию исполнения «Священной войны» александровцами именно на Белорусском вокзале, эпизод этот не фигурировал ни в одном из источников, относящихся к истории ее создания. Но ведь роман Федина - не историческая хроника, а художественное произведение.

Автор его имел полное право на вымысел, на художественное обобщение, чего никак не следует допускать в работе, претендующей на историческую достоверность и фактологическую точность.

Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А. В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:

«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это - песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, - песни. К первому июля 1941 года я сочинил свои первые песни "Священная война" на слова Лебедева-Кумача, «В поход! В поход!» на слова Прокофьева. А затем, через несколько дней - «Вставай, разгневанный народ» и «За великую землю Советскую». Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А. Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы-исполнители-нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»

В сентябре 1941 года на экраны страны вышел короткометражный фильм-концертрежиссеров И. Трауберга и А. Медведкина «Мы ждем вас с победой». Именно они осуществили первую запись «Священной войны», пригласив для участия в фильме и исполнения этой песни оставшуюся в Москве небольшую группу хораКраснознаменного ансамбля. Состав его был так непривычно мал, что решено было петь эту песню за кадром в то время, когда на экране демонстрировались документальные эпизоды, снятые на полях сражений. Показ их сопровождался титрами со словами песни.

Звукозапись «Священной войны», сделанная для этой картины, была передана на радио и стала регулярно звучать в его передачах. В 1942 году, после возвращения из поездки на фронт основного состава ансамбля, «Священная война» была записана краснознаменцами на грампластинку. Уникальный экземпляр такой пластинки бережно хранится в архиве дочери поэта Марины Васильевны. Хранит она и стенограмму совещания по военной песне, состоявшегося в Союзе писателей 11-14 сентября 1941 года, с записью выступления В. И. Лебедева-Кумача:

«Я считаю, - говорил он. обращаясь к своим собратьям по перу, - что если песня понесла в массы какой-то политический, нужный нам, народу, стране, государству, лозунг, - это колоссальное дело. Нужно учесть силу этого влияния и воздействия. Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, - это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы… Надо подойти к созданию песни с трепетом сердечным, с горячей душой. Только так и можно создавать песни, потому что песня это прежде всего взволнованная речь».

Вот такой взволнованной речью поэта и композитора, отозвавшейся в сердцах миллионов их соотечественников, и самой первой песней Победы, до которой оставалось еще долгих и трудных четыре года. стала «Священная война», бессмертная песня, как назовет ее впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся.
Они - за царство тьмы.

Припев.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Припев.


Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Припев.

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Припев.

Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Припев.

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Припев.

История создания песни «День Победы».

Конечно, 9 Мая эта песня снова будет звучать по радио, отзываясь в наших сердцах особенно остро... Наверняка так - в каждом доме, где жива память о прошедшей войне. Вместе с «Темной ночью» и «Соловьями», вместе с «Вечером на рейде» и «Синим платочком», вместе с другими хорошими и до боли близкими мелодиями, рожденными в ту трудную пору, эта песня, явившаяся на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы, вдруг сразу стала нам такой необходимой.

Как же она вынашивалась ее авторами, как писалась? За ответом на этот вопрос я обратился к поэту Владимиру Харитонову и композитору Давиду Тухманову.

Владимир Гаврилович ходил по кабинету, негромко вслух размышляя:

- Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах...» Да, конечно же, именно это - самое главное!.. И тут же, сразу, буквально на одном дыхании, написал весь припев:

Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках,
Это радость
Со слезами на глазах -
День Победы! День Победы!


А потом надо было найти начало песни. Я ходил вот по этой же комнате и вспоминал, вспоминал... Как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду... Думали ли мы, мечтали ли тогда о победе? Конечно. Но как же бесконечно далеко до нее в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было еще впереди...

День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек...
Были версты обгорелые в пыли,-
Этот день мы приближали, как могли.

«Этот день мы приближали, как могли...» - совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал ее рефреном еще в запеве. Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником - в каждый из почти полутора тысяч тех жестоких дней приближали победу, как могли... Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая, тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки. И про ее отца, члена партии с восемнадцатого года, сложившего голову в рядах народного ополчения...

Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:

Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!..

Но как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст. Как часто грезилось нам - измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненамного, и, словно в детстве, босиком - по траве, по лужам. Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками...

Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней - телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова. Он сел к роялю, мы с женой прижались к телефонной трубке и услышали вступительные аккорды, а потом голос Тани Сашко, его супруги, которая, таким образом, стала для нас первой исполнительницей «Дня Победы». Не скрою, песню мы слушали сквозь слезы. Тухманов нашел для нее такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце. И видно, не мне одному. Много, очень много добрых слов о ней услышал... Как-то подходит во дворе совсем незнакомый седой человек: «Спасибо, Владимир Гаврилович! Какую песню вы мне подарили...»

Разговор о песне продолжился в рабочем кабинете композитора. Нет, на войне, в отличие от поэта, он не был.

- Когда началась Великая Отечественная, мне было только одиннадцать месяцев. Но, рано приобщившись к музыке, я, естественно, воспитывался прежде всего в атмосфере мелодий, которые постоянно звучали в первые послевоенные годы. Вероятно, чисто эмоционально где-то внутри это отложилось... Получил от Владимира Гавриловича стихи, и мне сразу же захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо именно такую музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, когда в сорок пятом их встречали... Наверное, по всей стране звучали тогда старинные марши, вальсы. Думаю, что именно эти ассоциации, заложенные в песне, и вызывают к ней особые чувства... Кстати, я сделал специальный инструментальный вариант и для духового оркестра, - пожалуй, для этой песни это органично и даже в известной мере возвращает ее к первоистокам. А вообще песня «День Победы», думаю, многим обязана Льву Лещенко, который исполняет ее очень проникновенно, точно и как-то по-своему...

Я не принадлежу к числу композиторов, у которых мелодия рождается моментально, по наитию. Обычно очень долго обдумываю и план сочинения, и характер. Бывает, придет в голову какой-то кусочек, фрагмент, а затем доделываю, переделываю... Ну а эта родилась быстро, за неделю, и уже потом не изменил в песне ни одной ноты.

Когда вещь уже пережита, ощущение остроты ее восприятия у автора постепенно притупляется. Зная такое свойство человеческой природы, я сам (так как песня мне очень дорога) отношусь к ней бережно и стараюсь лишний раз не вспоминать, не петь даже про себя. И возвращаюсь к ней лишь в очень редких случаях...

Если говорить о ее официальном признании, то песня «День Победы» - лауреат двух телевизионных фестивалей. Но есть еще и признание «неофициальное», которое авторам не менее дорого. Вот лишь несколько строк из писем, пришедших на их имя:

«Сколько бы раз ее ни слушал, всегда воспринимаю будто впервые...» (П. Ванапс из Сызрани);

«В эту песню вложена вся наша жизнь и молодость...» (С. Руженцева из Томилина);

«Это замечательное произведение мы всегда слушаем со слезами на глазах и не стыдимся этих слез...» (Э. и Н. Мурченко, супруги из Воронежа, бывшие фронтовики);

«В День Победы, 9 мая 1976 года, я встретился с однополчанами, и кто-то включил радио... Когда ваша песня кончилась, мы обнялись все и расплакались. Эта песня действительно посвящена нам - бывшим фронтовикам...» (М. Бендик из Харькова).

Сотни, тысячи писем... И что особенно дорого: песню приняли не только те, кто добывал победу, но и совсем еще молодые ребята и девчата, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и тем песням, которые были сложены еще тогда, на фронтовых дорогах. И пусть в светлый майский день эти песни зазвучат опять - с новой силой, с новой болью. И вместе с ними - со «Священной войной» и «Огоньком», «Заветным камнем» и «Землянкой» - вновь пронзит наши сердца песня про праздник, у которого на висках седина, и про радость, у которой на глазах слезы...




Оценка содержания проекта (отзыв).

7 мае состоялся урок - памяти в ЦЭВ и ОД на тему «Солдатских дум избранница». Мероприятие длилось 50 минут. Детская аудитория была очень внимательна, слушала и смотрела с интересом.

Урок был логически верно выстроен: под музыку марша «Прощание славянки» дети заходили в кабинет.

Во вступительной части прозвучали строки из стихотворения

Двадцать второго июня ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили, что началася война.


Подтверждением этих строк был видео клип о наступлении немецко-фашистских войск, звучала песня - призыв «Священная война».

О песнях военных лет информативно и логично рассказал Артемий Якунин. Истории создания песни «Священная война» тоже его тема.

Стихотворение М. Джалиля «Варварство» о расстреле мирных людей: женщин и детей очень выразительно прочитала Ксения Немтарёва.

Рассказ о лирические песнях В.О. войны - «солдатских дум избранниц» начала Аделина Саблинская. История песни «Журавли», показ фотографий городского памятника «Журавли» и прослушивание песни - реквиема, песни-молитвы в исполнении Д. Хворостовского никого не оставил равнодушным. Сразу после этой песни раздались чёткие и мерные удары метронома - минута молчания.

Сюрпризом для всех присутствующих стало выступление Димы Акентьева с песней о прадедушке, насмерть стоявшем на Волоколомском шоссе под Москвой осенью 1941 года. Автором слов и музыки был В.А. Акентьев, отец Димы, который присутствовал на уроке - памяти и подпевал - поддерживал сына. А затем обратился к ребятам с наказом: «Никогда не забывать о подвиге наших дедов».

Все присутствующие были готовы к совместному творчеству, и оно состоялось. Мы вместе спели две песни: «Эх, дороги» и «В землянке».

Спели прочувствованно, с душой под аккомпанемент Л.Е.Щербиной на фортепиано.

Сразу я начала чтение стихотворения К. Симонова «Жди меня» и с удивлением отметила, что ребята повторяют многие строчки вместе со мной. В этот день, через пространство и время, мы соприкоснулись с душами наших русских солдат и услышали их мысли, почувствовали их переживания. Пока такое возможно, непобедим наш русский народ и жива память о героях прошлого.

Закончился наш урок - памяти исполнением песни - гимна «День Победы» и просмотром видео клипа с парада Победы на Красной площади под мужественное и одновременно трогательное исполнение этой песни Львом Лещенко.

В конце были заданы вопросы о том, как прослушанные произведения повлияли на эмоциональное состояние слушателей. Ответы детей показали, что они не только пополнили свой багаж знаний о композиторах и их творчестве, но так же ощутили чувство патриотизма, гордости за наших бойцов, выразили огромную благодарность тем, кому суждено было защищать наше Отечество.

В заключение были высказаны слова признательности всем участникам проекта.




Приложение

Опрос участников по теме проекта:
(До презентации проекта)

  1. Какие вы знаете песни о В.О. войне?


  1. Назовите годы начала и окончания войны?


  1. Бывал ли ты на концертах, где звучали песни военных лет?



  1. В каком году в нашем городе открыли памятник Журавли?

Анкетирование после презентации:

  1. Хотел бы ты посетить концерт, на котором звучат песни военных лет?



  1. Композитор Д. Тухманов автор какой песни?

Результат презентации проекта:

По результатам презентации проекта отмечен интерес учащихся к песням военных лет. Большинству из них захотелось посетить концерт, на котором будут звучать солдатские песни. Отношение к прошлому нашей страны изменилось в положительную сторону.


© 2010-2022