Сценарий внеклассного мероприятияПод звуки нежные романса

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Под звуки нежные романса..."

Сценарий музыкально - литературного вечера русского романса

Задачи:

Обучающие: знакомство с творчеством русских композиторов первой половины XIX века и жанром романсом;

Развивающие: систематизация знаний по искусству первой половины XIX века; ррасширение связей литературы с другими областями искусства - театром, музыкой; развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные: воспитание любви к русской национальной культуре, знакомство с её традициями; влияние русской литературы, музыки XIX века на становление и развитие личности современного молодого поколения; открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры; патриотическое воспитание; развитие организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связей школьников и педагогов, создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль диван, столики, цветы, свечи.

Ведущая: Добрый день, дорогие гости! Сегодня нашу встречу мы посвящаем русскому романсу первой половины 19 века.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Входят две Дамы, беседуют (9 кл. ).

1. Вы только что приехали из Петербурга. Расскажите мне о столичной жизни. Что носят, о чем говорят и, самое главное , какая музыка звучит в городских салонах…

2. Музыка! С нее и начну, пожалуй. Это просто чудо. Я даже разучила несколько вещей. Хотите я вам сыграю одну.

1. Сделайте милость. (игра на инструменте)

2. Одним из любимых видов песенного жанра стал романс, в которых наиболее удачно проявляются душевные качества, благодаря своему лирическому, интимному складу , оказался созвучным духовному складу русской души и нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов. Я познакомилась с романсами обаятельно талантливых композиторов Алябьева, Варламова, Гурилёва .

Выходят 2 пары ведущих (музыковеды)- 9 кл:

1 вед. В первой половине 19 века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины XVIII века и первой половины 19 века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический, "профессиональный" романс и романс бытовой, любительский (т.е. создаваемый музыкантами-любителями).

2 вед. Корни же романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII - XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана - "романс".

1вед. В те далекие времена, помимо повседневного обычного языка существовал другой - латинский. На нем ученые писали книги, исполнялись церковные молитвы. Латынь была признана официальным языком католической церкви. Хотя этот язык был широко распространен, доступен он был не многим. Латынь знали только люди грамотные, а их в то время было невероятно мало.

2 вед. И тогда, наряду с церковными сочинениями на латинском языке, стали появляться песни и стихи народного склада, которые исполнялись на романском (испанском) языке. Отсюда и название «романс». Из Испании романсы быстро распространились по всей Европе, а в конце XVIII века появились в России. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось.

3 Ведущая: Романс - произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира.

4 ведущая: Содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса в России пришелся на XIX - XX вв.







Беседа 2 дам:

1. Я познакомилась с замечательными романсами Александра Гурилева, мелодия которых напоена чисто русской песенностью. В текстах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле. А как задумчива песня ямщика «Колокольчик».

Звучит романс "Колокольчик".

2. Говорят Гурилев не только популярный композитор, но известный фортепианный педагог?

3. Да это так, но в поисках заработка он вынужден заниматься даже нотной корректурой.

1. А под его романс «Домик- крошечка» так и хочется станцевать мазурку.

Звучит романс А. Гурилева "Домик- крошечка ".

1 музыковед А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графа в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.

2 музыковед С шестилетнего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у лучших московских педагогов - Дж. Филда и И. Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе Орловых. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына. Детство и юность будущего композитора прошли в тяжелых условиях усадебного крепостного быта. В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве.

1 музыковед Большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса.

Вокальная группа 10 кл. исполняет романс "На заре ты ее не буди "А. Е. Варламова1

1 Ведущий: Бытовой романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

2 музыковед. Александр Егорович Варламов родился в 1801 году в Москве. Отец композитора сначала находился на военной, затем на гражданской службе, был скромным чиновником. Большие музыкальные способности, незаурядные вокальные данные, проявившиеся у Варламова уже в детстве, определили дальнейшую его судьбу: в девятилетнем возрасте он был отправлен в Петербург и зачислен «малолетним певчим» в Придворную певческую капеллу. В этом замечательном хоровом коллективе Варламов под руководством выдающегося русского композитора Д. С. Бортнянского получил музыкальное образование. После обучения в капелле восемнадцатилетний Варламов был направлен учителем певчих в русскую посольскую церковь в Гааге (Голландия). На чужбине он впервые выступил в концертах как певец и гитарист.

2 музыковед. С этого времени начинается трудный тернистый путь Варламова - русского музыканта, вышедшего из недворянских слоев общества и вынужденного обеспечивать свое существование трудом и талантом. В 1823 году Варламов возвращается на родину, в Петербург. Он дает уроки пения, сочиняет музыку и однажды выступает в большом публичном концерте в качестве дирижера и певца. Однако материальная необеспеченность заставляет музыканта искать прочного служебного положения. Он хлопочет о поступлении в Певческую капеллу и с 1829 года совмещает там работу хориста и преподавателя сольного пения мальчикам-певчих.

3 музыковед Московский период - время расцвета деятельности композитора. Вышли из печати первые романсы Варламова, сразу обеспечившие автору исключительную популярность: «Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Ох, болит да щемит», «Не шумите, ветры буйные», «Горные вершины» и другие.

Вокальная группа исполняет романс "Горные вершины "А. Е. Варламова

11 класс

1 музыковед В Петербурге Варламов познакомился с М. И. Глинкой и принимал деятельное участие в музыкальных вечерах, происходивших в доме у великого композитора. Эти встречи были плодотворны для развития творческих устремлений Варламова.

2 музыковед Михаил Иванович Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической школы. Лирические романсы - это своего рода исповедь души. Среди романсов Глинки можно встретить самые разнообразные жанры : от русской песни до драматической баллады.

1 музыковед «Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина - это жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гений поэта и композитора.

Слушание «Я помню чудное мгновенье»М. Глинки, на ст.Пушкина

2 музыковед Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.

1 музыковед Даргомыжский Александр Сергеевич младший современник и последователь Глинки. Известные романсы «Мне минуло 16 лет»на слова Дельвига и «Мне грустно» на ст. М. Лермантова

Звучит романс "Мне минуло 16 лет ".

Слушание романс «Я вас любил» (в папке)

2 музыковед Творчество Александра Александровича Алябьева - одно из ярких явлений русской культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические тенденции с глубокой жизненной правдой образов.

1 музыковед Наибольшую известность Алябьев приобрел как автор романсов, из которых всемирную славу завоевал «Соловей». Ни одно колоратурное сопрано не обошло внимание это столь полюбившееся сочинение, почти каждая нота как бы украшена трелями. Замечательной исполнительницей этого романса была великая русская певица Нежданова, а в тоже время Барсова, П. Виардо, М. Зембрих, А. Патти и другие певицы .

Слушание «Соловей»А. Алябьева

Ведущий: Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов - солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.

Ведущая: Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю". Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией "Слушайте, если хотите" (стихи его же) и "Ночь светла" на стихи Николая Языкова.

Исполняется романс "Ночь светла»Н. Языкова (форт. исполнение)

Выходят ведущие

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.

Ведущая2: Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями. Ведь эти композиторы стали своего рода символом расцвета русского вокального творчества, слушателя до сих пор привлекает их мелодичность, лиричность.

Ведущий1 : Для других - погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса. В наши дни многие песни, которые мы с любим и поем, можно отнести к разряду романсов. Это ряд музыки Андрея Петрова, а также ряд романсов из фильма «Жестокий романс» и другие.

Ведущая 2: Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра романса.



© 2010-2022