- Преподавателю
- Музыка
- Интегрированный урок по теме: Театр и музыка Пантомима
Интегрированный урок по теме: Театр и музыка Пантомима
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кадырова Н.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
3
Интегрированный урок музыки и театра в 5 классе
Тема урока: Музыка и театр
Цель: познакомить с музыкально-сценическим жанром пантомима, с его особенностями, основываясь на собственном музыкально-творческом опыте.
Задачи:
-
формирование навыка планирования творческой деятельности развитие навыков анализа музыкального произведения, умения сравнивать основные средства музыкальной выразительности, выявлять общее и особенное в музыкальной партитуре на слух;
-
закрепления понятий о музыкально-сценических жанрах (опера, балет) их основных особенностях, знакомство с особенностями жанра музыкальная пантомима;
-
формирование навыка групповой творческой деятельности, умения видеть партнера, взаимодействовать с ним;
-
развитие воображения, образного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку, умения передавать впечатления через движение, пластику.
Музыкальный репертуар: «Юмореска» в исполнении ансамбля Виктора Мещерина. видео- фрагмент
Оборудование: компьютер, проектор, акустическая система.
Урок в 5 классе построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся - это слушание (активное восприятие) музыки и пластическое интонирование, которое выражается в художественном движении. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.
Здравствуйте, ребята , здравствуйте! - Здравствуйте учитель! Здравствуйте !
«Мы урок начнем с разминки,
Выпрямляем свои спинки,
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.»
Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.
От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.
На доске различные слова - разбить на две группы и образовать тему урока «Музыка и театр» СЛАЙД 1.
Какой приближается праздник? Как вы думаете, знания о музыке и театре мы можем использовать в подготовке к празднику? Как?
-
этап. - музыка анализ
Звучит музыкальное произведение «Юмореска» в исполнении ансамбля,
Учитель - Какие инструменты вы здесь услышали? Каково их звучание?
Дети - фортепиано, скрипку, ударные инструменты. Но у всех инструментов звучание было необычное.
Это произведение исполняет его ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина. Это русский коллектив, который был знаменит в 70е-80е годы. Музыканты ансамбля играли на созданных ими самими электронных инструментах, они изобретали и присоединяли разные электронные устройства на привычные инструменты (баяны, скрипки, гитары, арфу, фортепиано) тем самым добивались необычного их звучания. СЛАЙД 2
Учитель - какое бы вы дали название произведению …( «Юмореска»). называется «Юмореска», Как вы думаете, почему оно так называется, что мы называем юмореской?
Дети - юмористическая музыка, сценка, рассказ.
Учитель - да, действительно, юмореска - это небольшое художественное произведение, проникнутое юмором. Они бывают и музыкальные, и театральные, и литературный рассказ
Проверка знаний
Какие музыкальные спектакли мы знаем? ( опера, балет).
Учитель - Может быть спектакль на данную музыку стать оперой? (Нет, так как пения не было).
Учитель - Что же должны делать персонажи на сцене? За счет чего можно передать характер музыки, кроме пения? ( движения, мимики)
Учитель - в каком музыкально-сценическом жанре актеры передают свои эмоции с помощью движения?( балет).
Учитель - Можем мы поставить балет на эту музыку?(Нет, потому что произведение маленькое).
Учитель - Как вы думаете, достойно ли это произведение стать еще и спектаклем?
Что же это могло бы быть? (Небольшая музыкальная сценка).
2 этап - пантомима
СЛАЙД 3 -ВИДЕО- пример пантомимы. Что мы увидели?
-Один из видов музыкального спектакля- пантомима. Вы знаете, что такое пантомима?
Откуда мы можем узнать это ?
Работа в группах: Что такое Пантомима
1- Найти в Интернете
2- в толковом словаре
3 - пишет в тетрадях своё мнение
После мини-сообщений. Запишем в тетради определение.
СЛАЙД 4
Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление без слов и с музыкальным сопровождением.
пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Главное в пантомиме - это яркая мимика и выразительные движения.
3 этап - сценка
Я приглашаю вас в театр. Итак, внимание, занавес открывается. Повторное слушание фрагмента.и пустая сцена. Слайд( пустая театральная сцена) . Тишина .
Учитель - Как вам понравился театр?
Дети - на сцене никого не было. Должны быть обязательно в театре на сцене актеры и музыка. Учитель - Да, действительно, на музыку, которую мы сегодня услышали никто, ни один режиссер не поставил спектакля. Может у вас это получится?
Как вы думаете, сколько действующих лиц должно быть в этом спектакле?
Нам подсказала музыка. А характер мелодии был одинаков?
Дети - была разная мелодия. Сначала звуки мелодии были отрывистыми, легкими, потом мелодия строилась на долгих, протяжных звуках.
Учитель - Значит, и характер персонажей тоже должен быть разным.
Дети - Первый персонаж веселый, второй - грустный.
Учитель - Для того, чтобы ярче передать настроение, мимику, часто использовались маски. Маски также пришли из древнегреческого театра и распространились по многим странам. Они были неотъемлемыми атрибутами карнавалов, праздников. Мы сегодня тоже обратимся к театральным маскам. Выберите из предложенных масок - подходящие . СЛАЙД
Музыка есть, маски есть попробуйте сами создать спектакль-пантомиму на эту музыку.
У каждого спектакля должен быть сюжет, какая-то история. В помощь вам. Слайд
На какие вопросы она может нам ответить: пробуют ответить.
Кем могут быть наши персонажи?
Где, при каких обстоятельствах они могут встретиться?
Почему один персонаж грустный, а другой веселый?
О чем может быть их разговор?
Чем он закончился?
4 этап сценарии
Поработаем над сценарием будущей пантомимы в парах как сидите.(Раздать листы)
Работа в парах. Обсуждение сценариев. Кто-то решиться показать результат для всех?
А может вы используете маски и атрибуты предложенные на столе .
ПОКАЗ
Учитель - Как вы думаете, получилось у нас сегодня создать маленький музыкальный спектакль-пантомиму? Попали мы в театр? Не просто увидели, а сами его создали. Конечно, может быть, не все получилось, но эту работу можно продолжить дома и на следующих уроках.
Знаки-символы чем мы занимались? (выбирают на доске и говорят о них)
Называют виды деятельности, ориентируясь на знаки
( «Сундучок» - проверка знаний;
«Задумчивый смайлик» - размышление,
«Наушники» - слушание музыки,
«Палитра и кисточка» - творческое задание,
«Поющие дети» - вокально-хоровые упражнения, исполнение песни
«Рабочая тетрадь»-запись в тетради.)
Выставление оценок:
5 рефлексия
Показать маску соответствующую прошедшему уроку и повесить на доску.
Домашнее задание:
1. Подумайте где ещё в повседневных моментах нашей жизни нельзя обойтись без музыки.
-
Художественно-творческое задание. Мы сегодня видели разные маски - все они были яркими. Дома и вы можете театральные маски сделать яркими, необычными и продолжить работу на следующих уроках, а может быть, покажите свои пантомимы на новогоднем бале-маскараде.
-
Составить сценарий пантомимы.