Интегрированный урок по теме: Театр и музыка Пантомима

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Интегрированный урок музыки и театра в 5 классе

Тема урока: Музыка и театр

Цель: познакомить с музыкально-сценическим жанром пантомима, с его особенностями, основываясь на собственном музыкально-творческом опыте.

Задачи:

  • формирование навыка планирования творческой деятельности развитие навыков анализа музыкального произведения, умения сравнивать основные средства музыкальной выразительности, выявлять общее и особенное в музыкальной партитуре на слух;

  • закрепления понятий о музыкально-сценических жанрах (опера, балет) их основных особенностях, знакомство с особенностями жанра музыкальная пантомима;

  • формирование навыка групповой творческой деятельности, умения видеть партнера, взаимодействовать с ним;

  • развитие воображения, образного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку, умения передавать впечатления через движение, пластику.

Музыкальный репертуар: «Юмореска» в исполнении ансамбля Виктора Мещерина. видео- фрагмент

Оборудование: компьютер, проектор, акустическая система.

Урок в 5 классе построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся - это слушание (активное восприятие) музыки и пластическое интонирование, которое выражается в художественном движении. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Здравствуйте, ребята , здравствуйте! - Здравствуйте учитель! Здравствуйте !

«Мы урок начнем с разминки,

Выпрямляем свои спинки,

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.»

Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

На доске различные слова - разбить на две группы и образовать тему урока «Музыка и театр» СЛАЙД 1.

Какой приближается праздник? Как вы думаете, знания о музыке и театре мы можем использовать в подготовке к празднику? Как?

  1. этап. - музыка анализ

Звучит музыкальное произведение «Юмореска» в исполнении ансамбля,

Учитель - Какие инструменты вы здесь услышали? Каково их звучание?

Дети - фортепиано, скрипку, ударные инструменты. Но у всех инструментов звучание было необычное.

Это произведение исполняет его ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина. Это русский коллектив, который был знаменит в 70е-80е годы. Музыканты ансамбля играли на созданных ими самими электронных инструментах, они изобретали и присоединяли разные электронные устройства на привычные инструменты (баяны, скрипки, гитары, арфу, фортепиано) тем самым добивались необычного их звучания. СЛАЙД 2

Учитель - какое бы вы дали название произведению …( «Юмореска»). называется «Юмореска», Как вы думаете, почему оно так называется, что мы называем юмореской?

Дети - юмористическая музыка, сценка, рассказ.

Учитель - да, действительно, юмореска - это небольшое художественное произведение, проникнутое юмором. Они бывают и музыкальные, и театральные, и литературный рассказ

Проверка знаний

Какие музыкальные спектакли мы знаем? ( опера, балет).

Учитель - Может быть спектакль на данную музыку стать оперой? (Нет, так как пения не было).

Учитель - Что же должны делать персонажи на сцене? За счет чего можно передать характер музыки, кроме пения? ( движения, мимики)

Учитель - в каком музыкально-сценическом жанре актеры передают свои эмоции с помощью движения?( балет).

Учитель - Можем мы поставить балет на эту музыку?(Нет, потому что произведение маленькое).

Учитель - Как вы думаете, достойно ли это произведение стать еще и спектаклем?

Что же это могло бы быть? (Небольшая музыкальная сценка).

2 этап - пантомима

СЛАЙД 3 -ВИДЕО- пример пантомимы. Что мы увидели?

-Один из видов музыкального спектакля- пантомима. Вы знаете, что такое пантомима?

Откуда мы можем узнать это ?

Работа в группах: Что такое Пантомима

1- Найти в Интернете

2- в толковом словаре

3 - пишет в тетрадях своё мнение

После мини-сообщений. Запишем в тетради определение.

СЛАЙД 4

Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление без слов и с музыкальным сопровождением.

пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Главное в пантомиме - это яркая мимика и выразительные движения.

3 этап - сценка

Я приглашаю вас в театр. Итак, внимание, занавес открывается. Повторное слушание фрагмента.и пустая сцена. Слайд( пустая театральная сцена) . Тишина .

Учитель - Как вам понравился театр?

Дети - на сцене никого не было. Должны быть обязательно в театре на сцене актеры и музыка. Учитель - Да, действительно, на музыку, которую мы сегодня услышали никто, ни один режиссер не поставил спектакля. Может у вас это получится?

Как вы думаете, сколько действующих лиц должно быть в этом спектакле?

Нам подсказала музыка. А характер мелодии был одинаков?

Дети - была разная мелодия. Сначала звуки мелодии были отрывистыми, легкими, потом мелодия строилась на долгих, протяжных звуках.

Учитель - Значит, и характер персонажей тоже должен быть разным.

Дети - Первый персонаж веселый, второй - грустный.

Учитель - Для того, чтобы ярче передать настроение, мимику, часто использовались маски. Маски также пришли из древнегреческого театра и распространились по многим странам. Они были неотъемлемыми атрибутами карнавалов, праздников. Мы сегодня тоже обратимся к театральным маскам. Выберите из предложенных масок - подходящие . СЛАЙД

Музыка есть, маски есть попробуйте сами создать спектакль-пантомиму на эту музыку.

У каждого спектакля должен быть сюжет, какая-то история. В помощь вам. Слайд

Интегрированный урок по теме: Театр и музыка ПантомимаНа какие вопросы она может нам ответить: пробуют ответить.

Кем могут быть наши персонажи?

Где, при каких обстоятельствах они могут встретиться?

Почему один персонаж грустный, а другой веселый?

О чем может быть их разговор?

Чем он закончился?


4 этап сценарии

Поработаем над сценарием будущей пантомимы в парах как сидите.(Раздать листы)

Работа в парах. Обсуждение сценариев. Кто-то решиться показать результат для всех?

А может вы используете маски и атрибуты предложенные на столе .

ПОКАЗ

Учитель - Как вы думаете, получилось у нас сегодня создать маленький музыкальный спектакль-пантомиму? Попали мы в театр? Не просто увидели, а сами его создали. Конечно, может быть, не все получилось, но эту работу можно продолжить дома и на следующих уроках.

Знаки-символы чем мы занимались? (выбирают на доске и говорят о них)

Называют виды деятельности, ориентируясь на знаки

( «Сундучок» - проверка знаний;

«Задумчивый смайлик» - размышление,

«Наушники» - слушание музыки,

«Палитра и кисточка» - творческое задание,

«Поющие дети» - вокально-хоровые упражнения, исполнение песни

«Рабочая тетрадь»-запись в тетради.)

Выставление оценок:

5 рефлексия

Показать маску соответствующую прошедшему уроку и повесить на доску.

Домашнее задание:

1. Подумайте где ещё в повседневных моментах нашей жизни нельзя обойтись без музыки.

  1. Художественно-творческое задание. Мы сегодня видели разные маски - все они были яркими. Дома и вы можете театральные маски сделать яркими, необычными и продолжить работу на следующих уроках, а может быть, покажите свои пантомимы на новогоднем бале-маскараде.

  2. Составить сценарий пантомимы.


© 2010-2022