- Преподавателю
- Музыка
- Статья. Педагогические условия самореализации учащихся начальных классов при обучении музыки
Статья. Педагогические условия самореализации учащихся начальных классов при обучении музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | ЛАДАНОВА И.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ладанова И.В.
Ульяновск, Россия,
ОГБПОУ СПО
преподаватель музыки,
ЦДТТ № 1
педагог дополнительного образования
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКИ
Одной из важнейших сторон музыкальной культуры является музыкальное воспитание молодого поколения.
В воспитании духовности и формировании всесторонне развитой личности действенным средством является художественно-эстетическое воспитание, приобщение подрастающего поколения к высоким духовным ценностям (1, с.104).
Успешное осуществление задачи формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников во многом зависит от того, насколько ясно и четко представляет себе каждый педагог ее сущность, цели, задачи, принципы и эффективные методы.
Одной из главных задач музыкального воспитания учащихся начальных классов является формирование интереса и любви к музыке. Детям данного возраста, особенно на начальной стадии обучения, сложно еще воспринимать музыку полноценно, оценить ее в эстетическом плане. Тем не менее, дети проявляют большой интерес к каждому услышанному звуку музыки, к каждому слову педагога о музыке, проявляют умение определять общее настроение музыкального произведения, различают средства музыкальной выразительности, высказывают свое суждение о музыке. Все это является благодатной почвой развития у младших школьников необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкально-эстетической культуры. Воспитание, обучение, развитие и образование учащихся на уроке должно осуществляться в единстве и взаимосвязи. Это один из важнейших принципов общей и музыкальной педагогики (5, 36).
Осуществляя музыкально-эстетическое воспитание, важно четко определить педагогические условия, при которых поставленная задача решается успешно. На основе изучения специальной литературы и опыта передовых учителей музыки можно определить основные педагогические условия, способствующие успешному формированию музыкально-эстетической культуры школьников:
- целенаправленность урока (в плане эстетического воспитания);
- четкая структура урока в соответствии с изучаемым материалом;
- правильный отбор художественного материала и соответствующих ему методов, приемов обучения;
- знание учителем специфической особенности каждого класса, каждого ученика (имеется в виду организованность детского коллектива, певческие особенности учащихся, способности их музыкального восприятия и т.д.);
- специальная направленность работы учителя музыки на уроке, предусматривающая формирование музыкально-эстетической культуры;
- непрерывность и систематичность работы учителя в соответствии с поставленной целью;
- создание необходимой психологической ситуации в течение всего урока и особенно при знакомстве с новым произведением;
- активизация в момент восприятия внимания, чувств и переживаний эстетического характера;
- эстетическая образованность, психолого-педагогическая и методическая подготовленность самого учителя музыки, систематичность его работы в эстетической деятельности учащихся;
- влияние эстетических интересов родителей на детей;
- влияние радио, телевизионных передач на развитие эстетических чувств и формирование эстетических вкусов учащихся.
Одним из важных педагогических условий формирования музыкально-эстетической культуры учащихся является творческое ведение урока, которое предполагает научность изложения художественного материала, идейно-нравственную направленность, непосредственную связь искусства с жизнью, использование конкретных приемов и фактов с целью понимания сущности и содержания музыкального искусства, его выразительных средств, обеспечение учителем межпредметных связей, строгий учет практических знаний и опыта как всего класса, так и отдельных учащихся.
Учителю музыки необходимо владеть профессиональными умениями и навыками, наиважнейшими из которых являются умения использовать свои знания для творческого решения практических задач, самостоятельной интерпретации музыкальных произведений. Учитель должен профессионально петь и играть на музыкальном инструменте, владеть певческим голосом, уметь интересно рассказывать о музыке, словом профессионально вводить детей в мир большого искусства.
Понимая музыку, как всеобщее мировое достояние, мы должны стремиться всемерно развивать и множить ее богатство. Однако, насыщение школьной жизни духом музыки дело не простое. Даже профессионально подготовленный учитель, если рассчитывает только на свои силы, не в состоянии представить детям мир музыки его многообразии. Для полноценного музыкально-эстетического воспитания на современном уровне в кабинете музыки необходимо иметь в комплекте звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, нотные сборники, книги о музыке, наглядные пособия, портреты композиторов, проекционную аппаратуру, набор народных музыкальных инструментов. Несомненно, задача учителя - широко использовать технические средства на уроке, обеспечить пути расширения музыкального кругозора детей и их музыкального развития. Технические средства обучения на уроке музыки дают детям возможность услышать подлинное звучание разных инструментов, голосов, ансамблей, оркестров, помогают понять всю великую силу и красоту музыкального искусства.
Учителю музыки важно знать, что в музыкально-эстетическом воспитании большое значение имеет атмосфера, в которой проходят занятия. Она должна быть творческой, спокойной, непринужденной, взаимодоверительной между учителем и учащимися.
Осуществляя музыкально-эстетическое воспитание и формирование музыкально-эстетической культуры учащихся, учителю необходимо постоянно иметь в виду то, что полнота музыкального восприятия, особенно младших школьников, в большей степени зависит от их психологического состояния и общего настроя. Так, например, в состоянии эмоционального подъема и радостного переживания у школьников обострено восприятие. Эмоционально взволнованный рассказ, слово, выступление учителя, которое зажигает души ребят, вызывает общий подъем, хорошее настроение, способствует эмоционально осознанному восприятию музыкального материала. И, наоборот, скучный и малоинтересный урок вызывает подавленное состояние учащихся, дети при этом часто бывают пассивны, их восприятие притупляется.
Одной из особенностей работы с учащимися начальных классов на уроках музыки является охрана детского голоса. Возрастное становление и развитие детского голоса можно условно подразделить на четыре периода. Первый период - это период становления и развития детского голоса от 6-7 до 10-12 лет. Второй период можно обозначить как предмутационный период, он охватывает возраст детей от 11-12 до 11-13 лет. Третий период (от 11-13 до 14-16 лет) - период мутационный и очень важный в плане бережного отношения, воспитания и охраны детского голоса. Наконец, четвертый - послемутационный период - начинается с 16 лет и далее. По степени развития голоса учащихся учителю необходимо проявлять особое внимание каждому периоду, учитывать их индивидуальные и возрастные особенности, продуманно отбирать для пения репертуар, использовать методы, помогающие охране детского голоса (4, с.153).
Научно обоснованный процесс формирования музыкально-эстетической культуры учащихся на уроках музыки предполагает соблюдение учителем следующих принципов: единство обучения и воспитания; научность и сознательность в обучении; связь обучения с жизнью; доступность и наглядность обучения; прочность усвоенных знаний, умений и навыков; индивидуальный подход и единство эмоционального и сознательного. Последний принцип играет в музыкальном воспитании особо важную роль. Сила воздействия музыки в ее яркой эмоциональности. Эмоциональная отзывчивость на музыку является центром музыкальности (3, с.49).
Каждый школьный предмет, в том числе и урок музыки, должен отвечать соответствующим дидактическим требованиям. Исходя из специфических особенностей уроков музыки, целесообразно выделить следующие дидактические требования:
1. Содержательность музыкального материала, его эмоциональность, разнообразие, гибкость приемов и методов музыкальной работы, живой темп урока, опора на связь музыки с жизнью.
2. Четкость основной учебной цели, целенаправленность песенного и слушательного репертуара, подчиненность всех методов музыкальной работы единой теме урока.
3. Целенаправленный подбор музыкального материала для каждого урока в зависимости от целей музыкально-эстетического воспитания.
4. Продуманный отбор наиболее эффективных приемов и методов музыкальной работы для каждого вида музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений и т.д.).
5. Организация учащихся на уроках (разделение на голоса, выявление групп по музыкальным интересам, склонностям и др.).
6. Работа учителя с отстающими в певческом отношении учащимися, пропустившими ряд уроков музыки.
7. Сочетание коллективной и индивидуальной формы работы как в певческой деятельности, так и в деятельности по слушанию музыки и другим разделам.
8. Организационная четкость работы, единство построения уроков музыки, единство музыкальных требований к учащимся, единство певческой установки и т.д.
9. Неразрывность образовательных и воспитательных задач, выражающихся в подборе соответствующего музыкального репертуара, направленного на формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников.
Уроки музыки в школе являются органической частью системы эстетического воспитания. Развитие и обогащение музыкально-творческих способностей, формирование навыков восприятия музыки, заинтересованное отношение учащихся к музыкальному искусству в форме классной, внеклассной и внешкольной работы должны осуществляться в продуманной и последовательной системе (2,с.102).
Ожидаемые результаты достигаются тогда, когда начальному музыкальному воспитанию уделяют должное внимание не только учителя, но и руководство, весь педагогический коллектив школы, органы народного образования все уровней.
Музыка может и должна стать доступной всем, чтобы обогатить детские души радостью и наслаждением, неоценимым богатством мира звуков, так как музыка важнейшее средство формирования духовной культуры школьников.
Литература:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 01.09.2013г, 154 стр.
-
Абдуллин Т.А., «Музыка в начальных классах» М., Просвещение, 2010г., 140 стр.
-
Андронников И.Л., «К музыке» - 3 издание М., 2011г., -336стр.
-
Асафьев Б.В. «Актуальные проблемы музыкального образования» М., Издательство «Модек» 2014г., 322стр.
5. Левашева Г. Я., «Твой друг - музыка» - СП(б) ., Детская литература, 2012г., 80 стр.