Методические рекомендации Работа над вибрацией в классе скрипки

Методические рекомендации «Работа над вибрацией в классе скрипки»        Общеизвестно, что вибрация при игре на смычковых инструментах является важнейшим выразительным средством, от которого зависят качество и красота звука.    Самостоятельно научиться вибрировать могут далеко не все ученики даже из числа способных, не говоря уже о том, что не каждый из них находит правильные приёмы вибрации, не приводящие к зажатости. Поэтому руководство педагога в этом деле, вовремя оказанная ученику помощь ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеизвестно, что вибрация при игре на смычковых инструментах является важнейшим выразительным средством, от которого зависят качество и красота звука.

Самостоятельно научиться вибрировать могут далеко не все ученики даже из числа способных, не говоря уже о том, что не каждый из них находит правильные приёмы вибрации, не приводящие к зажатости. Поэтому руководство педагога в этом деле, вовремя оказанная ученику помощь могут сократить и облегчить процесс овладения вибрацией.

Возникновение и развитие вибрации теснейшим образом связаны с развитием художественного вкуса ученика. У музыкально развитого ребёнка, на определённом этапе его обучения, возникает потребность в вибрации, вызванная появлением определённых слуховых представлений и желанием сделать звук красивым. Но не менее важна и техническая подготовленность учащегося - отсутствие зажатости, свобода пальцевых движений, позиционных переходов.

Во время вибрации происходит повышение и понижение звука вокруг какой-то средней точки - основного звучащего тона. Красота и качество вибрации в основном зависят от частоты колебательных движений руки в секунду, а также от величины размаха движений и их равномерности. Любое нарушение одного из названных компонентов немедленно отражается на вибрации.

Наиболее красивая вибрация возникает при частоте от 6 до 7 колебаний в секунду. Замедление количества колебаний до 5 приводит к характерному "завыванию" - слух начинает различать изменение высоты звука от его низшей до высшей границы; при скорости свыше 7 колебаний звук приобретает бьющий, тремолирующий характер или жёсткую колючесть, - слух отмечает только крайние высотные точки изменения звука. Звук как бы двоится от такой вибрации.

Средний размах вибрации у скрипачей не превышает четверти тона. Однако, несмотря на столь значительные изменения высоты звука при вибрации, наш слух не воспринимает их как интонационные погрешности.

Между частотой вибрации и размахом движения руки имеется определённая зависимость. Расширение размаха приводит к замедлению колебаний и, наоборот, - сужение размаха вызывает ускорение колебаний. Связи эти должны быть органичными. Если играющий нарушит эту зависимость, например, расширяя размах, оставит прежней скорость колебаний, качество звука немедленно ухудшится, а рука судорожно зажмётся; если же он слишком замедлит темп вибрации, это приведёт к завыванию.

В исполнительской практике скрипачей распространение получили два вида вибрации - кистевая и локтевая. Но существуют промежуточные, смешанные, с признаками обоих.

Непосредственно вибрирующими являются ногтевые фаланги пальцев. Мягкие подушечки пальцев, податливые суставы, гибкая и эластичная кисть средних размеров, а также правильно усвоенная постановка - всё это способствует образованию кистевой вибрации.

При кистевой вибрации активной, ведущей становится кисть, увлекающая за собой пальцевые суставы вокруг прижатого к грифу пальца.

Работа над кистевой формой вибрации способствует развитию мягкости, податливости и эластичности в пальцевых суставах и кисти, что очень важно и для образования хороших игровых навыков. Кистевая вибрация доступна подавляющему большинству учащихся.

Отсутствие эластичности в кисти, жёсткость в её движениях, а также в пальцевых суставах приводят к образованию локтевой формы вибрации, при которой активным, ведущим становится предплечье (локтевой сустав), а ведомыми - кисть и пальцевые суставы.

Локтевая вибрация не всегда образуется вследствие специфического строения и свойств руки. Очень часто она усваивается учеником самостоятельно в результате педагогической пассивности. Локтевая вибрация легко приводит к зажатости мышц и отрицательно сказывается на игровом процессе. Ведь по природе своей вибрация требует мелких движений, не свойственных крупным частям руки. Вот почему локтевую вибрацию можно допускать лишь у учеников с очень жёсткими суставами, туго поддающимися раскачиванию, или тогда, когда локтевая вибрация производится лёгкими, ненапряжёнными движениями и легко переходит в другие игровые приёмы.

В смешанных типах вибрации тоже нужно различать два вида. Первый вид - в котором главную роль играет предплечье, "заставляющее" колебаться кисть и пальцы. Такой вид ущербен, так как представляет собой разновидность локтевой вибрации. В нём мелкие кистевые движения заменены крупными предплечевыми, а кисть и пальцы - пассивны.

Второй вид - когда активна кисть и она вовлекает в движение в силу интенсивности своих колебаний предплечье. Такой вид вибрации наиболее желателен.

Во время вибрирования большой палец выполняет роль опоры, вокруг которой производится колебательное движение руки. Обычно при вибрации колебательные движения производятся вдоль шейки скрипки в стороны повышения и понижения звука, но из-за большого пальца рука принуждена делать также и небольшие вращательные движения. Подчас последние начинают преобладать над колебательными, что резко снижает качество вибрации.

Из нарушений, с которыми педагогу следует бороться, можно отметить манеру играть в первых трёх позициях локтевой, а с IV и выше, где появляется возможность опереться рукой о корпус скрипки, - кистевой вибрацией. В данном случае речь может идти не о "смешанной" вибрации, а о недоработке исполнителя в овладении этим навыком.

Вибрация должна находиться под контролем слуха учащегося, ибо может влиять на чистоту интонации. Происходит это при возникновении вибрации одностороннего типа, когда ученик больше колеблет палец в одну сторону (обычно повышения). Правильная же вибрация предполагает равномерную амплитуду качания кисти вверх и вниз. "Односторонняя" вибрация приводит к фальши, так как нарушает верхнюю границу зоны звука, затрагивает следующий звук. Правильно же производимая вибрация, с равномерной амплитудой в обе стороны, создаёт красивое, полное и интонационно чистое звучание ноты.

Неверным приёмом при вибрации, вызывающим зажатость руки, следует считать отведение большого пальца от грифа. Обычно так делают ученики, которые ещё не в состоянии "расколебать" кисть и ногтевые суставы пальцев. Чтобы облегчить себе этот процесс, они и отводят большой палец.

Однако подобная вибрация плохо управляется, часто приводит к смещению пальца, производящего колебательные движения, а потому её нужно признать порочной.

Изучение вибрации всецело зависит от подвинутости ученика и индивидуального овладения игровыми навыками. Обычно к работе над вибрацией нужно приступать на втором - третьем году обучения, после овладения сменой позиций. Смена позиций и вибрация - сходные навыки, одинаково требующие свободного, не напряжённого состояния левой руки, устойчивой интонации и независимой работы пальцев. Следует заметить, что при правильной работе над постановкой это состояние руки ученика образуется естественно и не нуждается в специальной работе для начала изучения вибрации.

Очень важно обратить внимание и на эстетическую сторону воспитания учащегося, вызвать у него слуховые представления о красоте звука, а отсюда и желание вибрировать. Если ученик не подготовлен к работе над вибрацией в художественном отношении, работа над навыком будет формальной и не даст должного эффекта. Художественная подготовленность ученика - момент гораздо более важный, нежели техническая подготовленность. Вообще всё развитие вибрации должно опираться на слуховое представление особого качества звука, которое образуется в результате её применения. Представление о красоте звука складывается из многочисленных впечатлений - от игры педагога и более подвинутых учащихся, слушания записей скрипачей.

Очень полезно для развития вкуса, и в частности развития вибрации, сочетание в педагогическом процессе объяснения с показом. Показывая самую маленькую песенку, нужно играть её красивым звуком, с вибрацией, фиксируя внимание ученика на музыкальных оттенках, закруглённости фраз. Это вызовет у него желание сделать свою игру красивее. Захваченный исполнением педагога, ученик начинает спрашивать: "А как это называется, когда рука раскачивается? А вы скоро мне покажете, как это сделать?" При этом ученик обычно начинает сам пробовать вибрировать.

Такие вопросы, равно как и попытки овладеть навыками вибрации в сочетании с достигнутой уже свободой в технике игры, и должны стать для педагога сигналом о том, что ему надо приступить к работе над вибрацией. Но до работы над вибрацией ученик должен быть подготовлен к ней технически. Любая скованность в пальцах, в руках при выработке вибрации приводит лишь к ещё большей зажатости, не говоря уже о том, что мешает созданию у ученика полноценного вибрирования.

Большую пользу в подготовке ученика к работе над вибрацией могут оказать некоторые упражнения, направленные на освобождение и развитие мягкости, податливости кистевого и пальцевых суставов, развивающие свободу изолированных движений пальцевых суставов, поскольку именно их эластичность особенно важна для вибрации. Благодатным материалом для воспитания данного навыка служат хроматические последовательности, ибо скольжение пальцев по струнам при игре хроматизмов вынуждает ученика освобождать руку и пальцевые суставы от напряжений, возникающих в результате прижатия струн к грифу.

Хроматические движения пальцев нужно производить быстро, энергично, отделяя пальцы друг от друга. Скольжение пальца нужно довести до определённой скорости (чтобы его почти не было слышно), добиваясь одновременно интонационной чёткости. Во время движения скользящего пальца нажим на струну должен быть уменьшен. Нужно также ослабить сжимание шейки скрипки между ладонью и большим пальцем. Подвижность пальцевых суставов хорошо развивается при игре минорных гамм и минорных последовательностей с изменяющимися VI и VII ступенями.

Очень полезным упражнением для изучения переходов в позиции и подготовки пальцев к вибрированию является упражнение со скользящим большим пальцем. Делается оно так: рука устанавливается в III позиции, второй палец нажимает на струне ля ноту ми, а большой палец делает скользящие движения вдоль шейки скрипки от I к IV позиции. Все суставы вместе с кистью должны плавно разгибаться и сгибаться, не отходя от взятой ноты. Это упражнение хорошо провести со всеми поочерёдно прижатыми пальцами, но четвёртый палец нужно устанавливать вместе с третьим в целях лучшей опоры.

Рекомендуется и другое упражнение: рука устанавливается в IV или V позиции, ладонь опирается о корпус скрипки, второй и третий пальцы производят глиссандирующие движения так, чтобы подушечки пальцев как бы вминались в гриф.

Немаловажное значение для изучения вибрации имеет также умение ученика координировать движения левой и правой рук при полной противоположности этих движений: левой рукой проделывать небольшие движения кистью и всеми пальцевыми суставами, а правой - широкие и плавные движения, как при исполнении длинных нот. Развитию координации движений левой и правой рук должного значения. Между тем работа правой руки иногда тормозит образование навыка вибрации.

Непосредственными упражнениями для образования навыка вибрации являются колебательные движения кисти левой руки. Они проводятся без скрипки, плавным движением в обе стороны вначале с помощью педагога, который направляет руку ученика.

Цель этих упражнений - фиксировать внимание учащегося на двигательных ощущениях при импульсах, идущих от кисти левой руки. Педагог должен следить за тем, чтобы у ученика не возникало напряжения в кистевом суставе. Показателями его являются застывшие, скрюченные пальцы, резкие движения кисти, активное движение пальца при застывшей кисти. Часто напряжённость колебательных движений создаётся из-за зажатости в предплечевом или плечевом суставе, поэтому нужно следить за свободой во всей руке. Очень опасно одностороннее сгибание (или разгибание ) кисти. Оно может послужить причиной выработки односторонней вибрации со всеми её отрицательными последствиями (ухудшением качества звука и чистоты интонации).

Колебательные движения должны быть широкими (несколько преувеличенными по сравнению с вибрацией) и небыстрыми - в начале гораздо медленными, нежели при вибрации. В таком темпе бывает легче добиться требуемой свободы. После нескольких упражнений с помощью педагога ученик должен повторить движения самостоятельно.

Главным приёмом, способствующим образованию вибрации, является ритмическая организация колебательных движений. С этой целью надлежит приравнять колебательные движения сначала к восьмым, затем к триолям и шестнадцатым, которые педагог отсчитывает вслух. Раскачивания кисти восьмыми, триолями и шестнадцатыми надлежит повторить затем на инструменте с опорой большого пальца о шейку скрипки, но без звука и нажима пальца на струну. При этом ладонь должна быть несколько отведена от шейки скрипки, так же как и в дальнейшем при вибрировании.

Начинать изучение самой вибрации лучше всего с упражнения, основанного на вибрирующих движениях кисти, с опорой большого пальца о шейку и скользящими движениями по грифу второго и третьего пальцев. Постепенно скольжение пальца нужно сокращать до полной задержки на одном месте грифа, сохраняя при этом вибрирующее движение кисти.

Усвоению данных упражнений способствует ограничение лишних движений руки играющего. Для этого вначале можно слегка придерживать в кистевом суставе руку ученика, как бы помогая ему почувствовать её колебания.

С самого начала изучения вибрации следует обратить особое внимание на устранение захвата шейки грифа между большим пальцем и третьей фалангой первого. Ладонь должна немного отступить от шейки скрипки.

На образование вибрации оказывает влияние способ держания скрипки (глубоко или мелко лежит шейка скрипки, ближе к порожку или дальше от него находится большой палец). Однако ощущение удобства при вибрировании не должно быть поводом для изменения постановки. Желательно, чтобы положение большого пальца при вибрации не нарушало привычной точки опоры. Только при этом условии после вибрации левая рука сможет естественно включаться в игру.

Когда колебательные движения станут плавными и равномерными (чего можно добиться на первом уроке), можно перейти к упражнениям со смычком, с тем, чтобы колебательные движения получили своё воплощение в звуке. Вначале особое внимание следует обратить на вибрирующий палец, чтобы при вибрировании он не отрывался от струны и не производил прыгающих движений. Работая над вибрацией, нужно делать частые перерывы, чтобы не возникло зажатости .

Если предварительные упражнения занимают 1-2 урока, то достижение устойчивого навыка вибрации иногда длится несколько месяцев. Упражнения в вибрации должны быть проработаны не только в классе, но и дома.

Начинать вибрировать с участием смычка нужно с высоких позиций - IV- V, упирая кисть в корпус скрипки. Легче всего овладеть вибрацией вторым и третьим пальцами, а затем уже перейти к вибрированию первым и четвёртым.

Во время упражнений педагог должен отсчитывать каждую ритмическую долю вслух, следя за тем, чтобы ученик строго соблюдал указываемый ритм.

Упражнения в вибрации хорошо проводить на длинных нотах, в медленном темпе (восьмыми, триолями). Движения должны осуществляться как бы толчком, акцентом на каждое колебание кисти. Акценты ("встряхивания", как их называет Б.А.Струве) помогают осуществить колебательное движение. Затем, с переходом к вибрирующим упражнениям шестнадцатыми, - один толчок должен прийтись уже на полное двойное колебание. Очень полезно начинать такие упражнения с одновременным акцентом в правой руке.

Следующим этапом является переход к вибрации без опоры о корпус скрипки в III, II и I позициях.

Для того, чтобы облегчить ученику освоение вибрации, на первых порах можно разрешить ему опираться ладонью о шейку скрипки, хотя такое положение и противоречит общепринятой постановке.

В дальнейшем, когда вибрация в I позиции станет закрепившимся навыком, рука ученика должна занять естественное положение.

Описанные выше упражнения направлены на выработку кистевой вибрации, как наиболее целесообразной, причём впоследствии легко переходящей в смешанные виды.

Период обучения вибрации очень неприятен для ученика в художественном отношении. Плохое звучание - неприятный раскачивающийся звук - служит препятствием для многих учащихся, которые из-за этого часто не могут заставить себя работать над вибрацией, и педагог должен в этих случаях помочь ученику преодолеть трудный период. Ученик должен пройти начальный путь овладения навыком как можно скорее, что возможно лишь при активном процессе изучения.

Большинство учащихся лучше усваивают вибрацию, если направить их внимание на активное разгибание кисти, между тем это часто ускользает от внимания педагога. Активное движение в сторону порожка выравнивает колебательное движение.

Очень важный момент - равномерность вибрации на протяжении ноты. Часто учащиеся начинают вибрировать в середине или конце ноты, отчего возникают звуковые "опухоли". Педагог должен внимательно следить, чтобы этого не происходило, обращая внимание на начало и окончание звучания, на соединение предыдущего с последующим.

По мере овладения вибрацией следует давать те или иные вспомогательные упражнения, однако опираться надо в основном на художественный материал, причём всё время апеллируя к внутренним слуховым представлениям: "Спой про себя эту мелодию", "Представь себе эту ноту" и т.д.

Пьеса должна быть подобрана так, чтобы длинная нота, на которой можно вибрировать, чередовалась с последовательностью нот, не требующих вибрации, на которых рука может отдохнуть.

На начальном этапе не следует добиваться законченной вибрации - столь же быстрой, как и у взрослого сформировавшегося исполнителя. Это несвойственно детскому исполнению. Напротив, такая вибрация может принести даже вред учащемуся, так как в дальнейшем, с увеличением моторности, способности мышц к быстрым движениям, её скорость будет увеличиваться, и вместо полноценного звучания возникнет "блеющий", тремолирующий звук. Стремление некоторых учащихся сразу играть быстрой вибрацией приводит к беспорядочным и неуправляемым движениям. С такой тенденцией нужно бороться и терпеливо вырабатывать правильный двигательный импульс, пройдя начальный этап ритмической организации колебаний полностью. Этот период можно сократить, в зависимости от быстроты усвоения вибрации учеником, но миновать его нельзя.

Трудной является вибрация двойных нот. Начинать её изучение надо с простых интервалов (сексты, кварты) с участием открытой струны, так как вибрация здесь ничем не отличается от вибрирования одной ноты. Затем нужно перейти к вибрации на интервалах малой сексты, так как чем ближе расположены друг к другу пальцы, тем легче вибрировать. Для начала их лучше всего изучать в III позиции на струнах ля и ми.

Уменьшённые квинты, увеличенные кварты, несмотря на близкое расположение пальцев друг к другу, представляют для вибрирования большую трудность, чем сексты из-за перекрещивания пальцев и не совсем удобного поворота кисти. Поэтому к ним можно перейти после вибрации на секстах.

С увеличением расстояния между пальцами возрастает необходимость в подвижности пальцевых суставов. Способность двух далеко расположенных пальцев к суставным движениям неодинакова ввиду неравной их длины, что т создаёт известное затруднение при вибрировании. Когда ученик осваивает вибрацию на широком положении пальцев, ему нужно подсказать, что более короткий (или слабый) палец должен как бы присоединяться к более длинному и сильному, "опираться" на него в колебательных усилиях. Нельзя только чтобы происходило постоянное перемещение вибрации от одного пальца к другому, потому что это может нарушить ощущение привычной вибрации.

Вибрация двойными нотами часто вынуждает исполнителя изменить способ вибрирования, например, перейти к смешанной вибрации.

Вибрирование октав (и децим) удаётся легче, если основным вибрирующим пальцем является первый, а четвёртый как бы пассивно к нему присоединяется.

Если возможность обучения вибрации оспаривается, но всё же имеет сторонников, то вопрос о возможности исправления вибрации вызывает сомнение у большинства. Ряд педагогов вызывает опасение, что ухудшится звук (с плохой вибрацией всё же "звучит", а если начать менять и исправлять её - качество звука резко ухудшится). Подобные опасения несостоятельны. Практика проведения этой работы в школе доказала, что учащиеся, с которыми занимались исправлением вибрации, значительно улучшили качество звука, повысили выразительность исполнения, вообще стали лучше играть.

Исправление вибрации даётся нелегко, требует много времени и усилий со стороны играющего и педагога.

Приступая к исправлению вибрации, следует проанализировать, почему она не удаётся ученику. В некоторых случаях причиной является плохое звукоизвлечение, а вибрация лишь "прикрывает" его. С такими учениками и начинать нужно с работы над звукоизвлечением.

Непосредственной причиной плохого звучания, вызванного вибрацией, является нарушение её основных компонентов: скорости вибрации (её частоты), размаха колебаний (периодичности). Дрожащая, прерывистая или блеющая вибрация чаще всего образуется от зажатости в левой руке. Рука делает судорожные движения, чтобы расколебать концевые фаланги пальцев, и это ей удаётся. С таким учеником нужно работать не над исправлением вибрации, а над освобождением рук, облегчением манеры игры. Временно нужно вообще отказаться от вибрации, чтобы затем обучать этому навыку с самого начала. При этом нужно тщательно следить, чтобы судорожные движения и зажатость не возобновились. Для этого следует хорошо отработать колебательные движения, обращая особое внимание на их плавность. Нужно, наконец, скоординировать колебательные движения с ровным звуком в правой руке, так как часто причиной судорожных толчкообразных движений бывает плохое распределение смычка.

Большая частота (чрезмерно скорые колебательные движения) производит неприятное для слуха впечатление. Для её замедления (помимо освобождения руки) можно использовать все упражнения, указанные выше для образования навыка: колебательные движения кисти без инструмента, движения кисти с опорой о шейку скрипки, вспомогательные движения большого пальца. Особенно важно добиваться увеличения размаха колебания, что приведёт к замедлению вибрации. В ряде случаев хорошие результаты даёт перемена формы вибрации - переход от локтевой формы на кистевую или смешанную - кистевую-локтевую.

Медленную локтевую вибрацию ускорить труднее. С учениками, имеющими такую вибрацию, целесообразнее улучшать не её, а перейти на кистевую или смешанную (с участием кисти) форму, при полном освобождении руки, а потом уже ускорить и темп.

Для увеличения моторности, ускорения колебательных движений могут быть рекомендованы все упражнения, способствующие развитию беглости, выработке трели, работа над гаммами и трезвучиями в быстром темпе и т.д.

Моторность улучшается с увеличением эластичности суставов, а потому очень полезна работа над сменой позиций, в какой-то мере над двойными нотами (особенно штрихом легато).

Подлинное владение вибрацией означает произвольное её применение. Исполнитель должен уметь вибрировать в желаемом месте, на определённых нотах, и прекращать вибрацию там, где она не нужна и противоречит хорошему вкусу. При этом педагогу надлежит научить ученика владеть вибрацией, заставлять его вибрировать в разных темпах, с разной степенью интенсивности, произвольно прекращать вибрацию и т.д.

Очень часто при хорошей вибрации играющий пользуется ею неумеренно: вибрирует на всех нотах (как медленных, так и быстрых ) непрерывно.

Игра такого исполнителя производит тягостное впечатление из-за интонационной неустойчивости, зыбкости звука, усиливающейся с ускорением темпа. Такой недостаток скорее напоминает болезнь, и лечить её нужно полным прекращением вибрации на какой-то срок и строгой дозировкой вибрации после её возобновления. Необходимо убедить играющего в том, что сам по себе звук определённого качества образуется от работы правой руки, а вибрация лишь украшает его, что пользоваться вибрацией нужно умеренно и со вкусом.

Плохое впечатление на слух производит вибрация, производимая толчками, судорожными вспышками. В данном случае следует бороться с беспорядочными колебаниями. Такого исполнителя нужно научить вибрировать равномерно, свободно, приёмами, которые были рассмотрены выше, причём работа эта обычно протекает длительно и производить её нужно с большой настойчивостью.

Технические приёмы вибрации должны развиваться в тесной связи с художественными представлениями, причём по мере овладения навыком акцент должен всё более и более переноситься на выразительность вибрации. Ослабление внимания к выразительности исполнения даже при наличии хорошо усвоенного навыка вибрации, приводит к формальному и немузыкальному исполнению.

Дальнейшая работа над вибрацией - это работа над её разнообразием. Она должна проводиться на музыкальных произведениях различных стилей.

Овладение навыками вибрации знаменует собой качественный скачок в музыкальном развитии ученика, важную веху в его исполнительстве. Изучение вибрации является важным воспитательным приёмом, стимулирующим музыкальное развитие ученика.

В ряде случаев подготовительная работа над вибрацией и усвоение этого навыка более действенно сказываются на освобождении рук, чем другие приёмы, и положительно отражаются на улучшении моторности и смены позиций.

Итак, вибрация является одним из исполнительских навыков, который, как и другие навыки, поддаётся воспитанию, исправлению и совершенствованию. Педагог может и должен заниматься воспитанием вибрации у каждого ученика, не ожидая, пока этот навык возникнет самостоятельно.

Для успешного овладения вибрацией необходимы надлежащая подготовка ученика в художественно-эстетическом отношении, хорошее развитие музыкально-слуховых представлений и обогащение этих представлений новой тембровой окраской, которую привносит вибрация. Техническим же условием овладения ею является свобода игрового аппарата.

© 2010-2022