Интегрированный урок музыки и русского языка Интонация в слове и музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок музыки и русского языка Интонация в слове и музыкеИнтегрированный урок музыки и русского языка Интонация в слове и музыкеИнтегрированный урок музыки и русского языка Интонация в слове и музыкеИнтегрированный урок музыки и русского языка Интонация в слове и музыкеИнтегрированный урок музыки и русского языка Интонация в слове и музыкеИнтегрированный урок музыки и русского языка Интонация в слове и музыкеИнтегрированный урок музыки и русского языка Интонация в слове и музыке Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

села Поима Белинского района Пензенской области



Интегрированный урок русского языка и музыки





Тема: «Интонация в слове и музыке».



Разработали:

Матвеева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы и Воробьёва Марина Николаевна, учитель музыки







ПОИМ - 2013





Цели урока:

Русский язык

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, с понятием «восходящей» и «нисходящей интонации;

  2. учить:
    а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания;
    б) ставить знаки препинания в конце предложения.

Развивающие:

  1. развивать умения работать в группах, орфографическую зоркость, внимание к слову, фразе, чувство интонации.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство любви к своей Родине, патриотизм, культуру поведения и общения на уроке.

Методы и приемы: интерактивный метод (работа в группах), беседа, наблюдение, слово учителя, словарная работа, синтез.

Цели урока:

музыка

Образовательные:

  1. усвоить и закрепить знания об интонации, её характерных особенностях и основных признаках;

  2. раскрыть влияние слова на музыку;

  3. провести параллель между словом и музыкой.

Развивающие:

  1. развивать музыкальные способности и способности сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к классической музыке, любовь к Родине, родной земле, родным звукам.

Методы: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод эмоциональной драматургии, метод художественного контекста.

Виды музыкальной деятельности: хоровое пение, музыкально-ритмические движения, слушание, наблюдение, обобщение.

Оборудование:

  • презентация к песне «С чего начинается Родина…»;

  • Гимн Поиму;

  • портрет П.И.Чайковского;

  • аудиозапись 2 части IV симфонии П.И.Чайковского;

  • портрет С. В. Рахманинова;

  • «Родная песенка», музыка Ю.Чичкова, слова П.Синявского;

  • синтезатор;

  • музыкальный центр;

  • компьютер и мультимедийная аппаратура;

  • презентация творческих работ учащихся на тему: «Моя малая родина».

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок

Выход под музыку.

Звучит мелодия песни («С чего начинается родина...»), запускается презентация.

На этом фоне беседа.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Он совместит в себе два предмета: русский язык и музыку, потому что эти предметы имеют точки соприкосновения. На данном уроке связующими звеньями межпредметных отношений выступят понятие «интонации», значение слова в музыке и тема Родины.

II. Слово учителя

- Ребята, под какую музыку вы вошли в класс? («С чего начинается родина...»)

Это значит, что сегодня мы будем говорить о Родине.

- Что такое "РОДИНА"? (Родина - место, где родился человек).

- Существуют два понятия "Родины" - малая и большая. Как вы думаете, что такое "малая родина"? А "большая Родина"? ("малая родина" - место, где родился и вырос человек, а "большая Родина" - страна, где родился и живет человек).

- Подберите синонимы к слову "Родина". (Отчизна, Отечество, Держава).

- Запишем новое словарное слово Отчизна. (в памятку)

Нашей малой родиной для многих из вас всегда будет являться село Поим.

- Скажите, с какими предметами у вас ассоциируется родина? (Дом, семья, село, школа, учитель, друзья).

- А с какими звуками можно связать это понятие? (Пение петуха, мычание коров, хруст снега, шелест листьев, звук школьного звонка).

- Родина... Когда я задумываюсь над этим словом, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро - как начало новой жизни. Оно сулит погожий день, душевное равновесие, воодушевление. А вы, ребята, задумывались ли над тем, с чего начинается Родина?

- Ребята, давайте ответим на вопрос «С чего начинается Родина?» словами этой же песни. (С картинок в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе, с той песни, что пела нам мать...)

Подготовительная функция. Распевание - «Любимая сторонка, родная сторона»

- Теме Родины посвящено много произведений, и прозаических, и поэтических, и музыкальных… Прошу вас исполнить «Гимн Поиму». (Хоровое исполнение стоя).

Здравствуй, наш край Поимский,

Край васильков и высоких хлебов!

Любим тебя и тобою гордимся.

Славься, привольный, вовеки веков!

Птицы рассвет уже огласили -

Нового дня наступает пора.

Милый наш край, мы тебя полюбили -

Свято храним мы простые слова:

«Не проедешь, друг мой мимо,

Не пройдешь путем иным.

Далеко ты от Поима,

Да запросишься в Поим».

Будем достойно и верно

Преумножать все богатства твои.

В сердце своем сбережем благоверно

Прадедов наших всю святость земли.

- Ребята, Гимн Поиму существует, а герба нет. Может, у кого-то из вас возникнет желание создать герб нашего села. Принесите ваши эскизы на следующий урок, самые лучшие работы будут отобраны для музея.

III. Слушание

- Один мальчик 6 лет написал такие стихи:

О, Родина, как я тебя люблю,
Я не могу покидать тебя,
Я живу здесь, здесь и умру.
О, Родина, моя дорогая земля…

Этим мальчиком был П.И. Чайковский. Он пронёс это чувство любви к Родине через года. Чайковский любил народные песни с детства, и мы с вами много слушали их и сами исполняли. Сможете ли вы по интонации узнать народную мелодию? («Во поле береза стояла…»)

- А теперь давайте послушаем 2 часть 4 симфонии П.И.Чайковского и проследим за интонациями.

(Звучит 2 часть 4 симфонии П.И.Чайковского.)

- Как изменилась мелодия в симфонии? (Темп, пауза) Изменилась интонация - изменился характер музыки.

Рихард Вагнер как-то сказал: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль».

Это бесспорно, ведь музыка рождается под влиянием чувства, мысли, слова, фразы, текста.

- Тема сегодняшнего занятия по русскому языку предполагает знакомство с предложениями по цели высказывания. Мы поработаем над нахождением и правильным произношением этих предложений, так как у них особая восходящая и нисходящая интонация.

В этой связи важно вспомнить о языке. Язык - средство общения, а цель общения - рассказывать о чем-либо, спрашивать о чем-нибудь и побуждать к какому-либо действию. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

IV. Объяснение нового материала

В тетрадь записываем: число, классная работа, тему «Звучащий голос Родины: интонации в музыке и предложения по цели высказывания, восходящая и нисходящая интонации».

- Запишите в столбик три слова:

Повествовательные

вопросительные

побудительные

Вопрос классу: Какая морфема объясняет нам лексическое значение каждого слова?

Ученики: корень.

Давайте выделим корень в этих словах, подобрав однокоренные.

Повествовательные -весть-
Вопросительные -вопрос-
Побудительные -буд- (будить, побуждать)

А теперь прошу всех записать три предложения.

Я ученик 5 «А» класса.

В какой школе ты учишься?

Уважайте труд учителя!

Вы видите, что каждое предложение произносится с определенной целью, т. е. они разные по цели высказывания. Охарактеризуйте каждое из них.

Какое содержит сообщение?

Какое - вопрос?

Какое - настойчивое пожелание?

Учитель: Обратим внимание на знаки препинания в конце предложения. Какие из этих знаков вам хорошо известны?

Ученики: ТОЧКА. Она встречается в повествовательных и побудительных предложениях.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК встречается в вопросительных предложениях.

Учитель: Какой из знаков не часто нам встречается?

Ученики: многоточие.

Учитель: С помощью этого знака передается волнение, прерывистость речи, паузы, незаконченность мысли.

V. Наблюдение (Работа с выдержкой из школьного сочинения)

Есть в Пензенской области среди живописных равнин село Поим.

Это моя малая родина. Разве можно не любить ее? Здесь проходит мое детство. Вокруг все родное: родные голоса, родные лица, отчий дом, родные поля и леса, небо и воздух. Каждое утро тропинка меня приводит в школу. Это второй мой дом. Легко ли мне учиться? Наверное, нет, но мне всегда придут на помощь учителя, поддержат в трудную минуту товарищи. Куда ни взглянешь, всюду родное и близкое моему сердцу. Я буду любить Поим всю жизнь.

Люди! Не забывайте свою малую родину!

- О чем этот текст? (О Родине)

-В чем заключается идея автора? (В том, что надо любить и ценить свою родину)

Задание:

  1. Прочитайте текст.

  2. Приведите примеры повествовательных, побудительных и вопросительных предложений и прочитайте их выразительно.

  3. Объясните ваш выбор.

Вы, наверное, заметили, что мы произносим эти предложения с различной интонацией. Эта интонация может быть и восходящей, и нисходящей в зависимости от характера предложений по цели высказывания. Давайте понаблюдаем на примере.

VI. Наблюдение по памятке

(Восходящая и нисходящая интонации)

Внимание на памятку

  1. При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, а в конце голос понижается. Паузы не обязательно совпадают со знаками препинания.

Школа, друзья, учителя /- это частица моей родины.//



  1. В вопросительных предложениях голосом выделяется слово, в котором содержится вопрос. Середина предложения читается ровным тоном, а в конце голос повышается. В вопросительных предложениях используются вопросительные слова: Кто? Что? Когда? Куда? Зачем? Почему?... и частица ли. Они всегда выделяются голосом.

Куда уходит детство?



  1. В побудительных предложениях голосом выделяются слова, выражающие дружеский совет, настойчивое требование, просьбу, пожелание... Предложения, выражающие приказания, произносятся с понижающейся интонацией, а предложения, выражающие просьбу, - с повышающейся интонацией.

Не торопитесь взрослеть!

VII. Музыкальная физкультминутка.

Стоя на месте, дети выполняют разминку на слова:

Я, ты, он, она -

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове «МЫ» - сто тысяч «Я».

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах!

VIII. Групповая самостоятельная работа (весь класс по 4 человека- 2-3 минуты)

Задания 1 экспертной комиссии по карточкам.

Прочитайте с правильной интонацией предложения



  1. 2010 год объявлен Президентом Российской Федерации годом Учителя.

  2. Почему именно этой профессии посвящен целый год?

  3. Уважайте труд учителя!

Задания 2 экспертной комиссии по карточкам.

Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа.



Петя, мне нужно позвонить учителю?

Да, учителю.

Нет, не тебе.

Да, нужно.

Да, позвонить.

Мы вновь обращаем к интонации в музыке.

IX. Беседа

- Ребята, вам задание: по интонации узнать попевку «Кто дежурные?»

- С какой интонацией я начинаю? (С вопросительной)

- Какие еще мы слышим интонации? (Восклицательные и утвердительные)

- Как вы думаете, помогают ли слова в песне лучше прочувствовать характер музыки?

- Что роднит слово с музыкой?

- Что происходит, если остается музыка без слов?

- Можно ли без слов определить характер музыки?

X. Слушание

С. В. Рахманинов - один из русских композиторов, который беззаветно любил свою Родину, и эта любовь давала творческие силы для создания великих творений.

С. Рахманинов «Вокализ»

- Какие чувства вызывает прослушанное произведение?

- Какие картины всплывают в памяти во время прослушивания? (Картины родины).

- Какие интонации вы услышали? (Близко располагающиеся звуки, распевность, широта мелодии)

XI. Работа с текстом

- Почитайте четверостишие.

Льется солнышко веселое
Золотыми ручейками
Над _садами и над _селами,
Над _ полями и лугами.


- Что описывается в нем? (Родная природа)

-Какие чувства вызывает это четверостишие? (Чувство нежности, восторга, радости, любви).

-Какую метафору использует автор? (Льется солнышко)

-Какие яркие определения (эпитеты) помогают нарисовать картины природы? (Солнышко веселое,
золотыми ручейками)

-Какое сравнение показывает автор? (Льется ручейками)

- Какие слова с ласкательными суффиксами встретились в четверостишии? (Солнышко, ручейками).

- С какой целью они употреблены? (Чтобы показать авторское отношение к родной природе, его любовь и нежность)
- Найдите орфограммы и объясните их.

- Что из себя представляет четверостишие? (простое предложение).

- Спишите его и сделайте синтаксический разбор.

XII. Синтаксическая пятиминутка

- Что из себя представляет четверостишие? (простое предложение).

- Спишите его и сделайте синтаксический разбор.

XIII. Исполнение

Сейчас вы работали со стихотворным текстом. Какое отношение он имеет к музыке?

- Исполним в концертном виде. («Родная песенка», музыка Ю.Чичкова, слова П.Синявского)

Во время исполнения на экране будут показаны ваши лучшие рисунки.


Льется солнышко веселое
Золотыми ручейками
Над садами и над селами,
Над полями и лугами.

Припев:
Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные.
Здесь простые подорожники
С детства - самые родные.

Тополиные порошицы
Закружились на опушке,
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.

И опять захороводили
Стайки ласточек над домом,
Чтобы снова спеть о Родине
Колокольчикам знакомым.

XIV. Синтез

- Понравился ли вам урок?

-Какие темы объединяли на сегодняшнем уроке русский язык и музыку? (Тема интонации в речи и музыке, тема Родины и проследили влияние слова на мелодию)

- Какую идею попытались донести до каждого? (Надо любить свою Родину)

- Какие предложения по цели высказывания?

- С какой интонацией они произносятся?

- С какими интонациями в музыке мы с вами встретились? (Вопросительные, утвердительные интонации народных песен)

-Слова помогают восприятию музыки?

-Как называется музыка без слов? (Вокализ)

XV. Оценки за урок.

XVI. Домашнее задание:

  1. Параграф 29, упражнение 138 (поупражняйтесь с интонацией в предложениях).

  2. Исполните «Родную песенку» дома перед родителями и расскажите о композиторах Чайковском и Рахманинове.

- Ребята, мы очень надеемся, что сегодняшний урок для вас не пройдет бесследно. Вы многое смогли усвоить и повторить, и очень хочется, чтобы звуки Родины для вас оставались самыми родными. Подобных уроков у вас будет множество - вам предстоит еще учиться, учиться и учиться… А учитель поможет вам пройти по нелегкой, но интересной дороге знаний.

Выход из класса по мелодию «Чему учат в школе»









© 2010-2022