- Преподавателю
- Музыка
- Открытый урок по сольфеджио В подготовительной группе По классу «Фортепиано»
Открытый урок по сольфеджио В подготовительной группе По классу «Фортепиано»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Таран М.М. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ ДОД
Холмского городского округа
ДШИ
План урока сольфеджио
В подготовительной группе
По классу «Фортепиано»
Ведущий
преподаватель теоретических дисциплин
Таран Мария Михайловна
09.02.2012
III четверть
Урок №18 - (материал рассчитан на 1.5 часа)
Тип урока - комбинированный.
Состав группы: 6 учащихся
Тема урока: «Затакт»
Цель урока - дать понятие затакта в музыке.
Образовательные задачи:
-
Видение неполного такта в начале мелодии
-
Счёт неполного такта в мелодии
Развивающие задачи:
-
Слышание начала мелодии со слабой доли
-
Осознание ударения в слове на второй или третий слог
-
Организация движений при затакте
-
Затакт подготавливает появление сильной доли одним, двумя или даже тремя звуками.
Воспитательные задачи:
-
Осознание, что не все произведения начинаются с сильной доли, так как ударение в слове может падать на второй, третий, четвёртый слог.
План урока.
I.Проверка домашнего задания:
а) определение на слух интервалов: 1, 2, 3, 5.(Работа с карточками)
б) концерт учащихся: сыграть пьесу, назвать тонику и лад
в) спеть песню «Снегопад» нотами под пульс, со словами
г) запись мелодии № 42 нотами 2 октавы
II. Тема урока: «Затакт»
1.Запомнить и прохлопать ритм стиха «Петушок»:
Петушок, петушок золотой гребешок.
2.Записать ритмический рисунок этого стиха на нотном стане ( запись на доске преподавателем, учащиеся записывают в тетрадях: ноты, анализ длительностей)
3.Расставить акценты - ударения в словах (движение туловища влево - вправо, чтение текста на f-p) и тактовые черты.
4.понятие затакта - это неполный такт (последний + 1 такт = целый такт). Затакт- это начало мелодии со слабой доли.
Это что за странный такт, называется Затакт!
Расскажу вам про него вот история его.
В пьесе такт когда-то жил, самым первым тактом был.
Но случилось с ним несчастье - разорвался на 2 части.
Такта этого начало позади всей пьесы стало,
А конец того же такта влез в начало, стал затактом.
Потому теперь и счёт в нём ведут наоборот.
Запомните! Затакт надо начинать считать с последнего такта.
5.Просчитать ритмический рисунок «Петушка» с показом сильной доли ( ударом двух рук по столу) и слабой доли( хлопком в ладоши). Ритмическое упражнение под музыку.
6. Записать ритмический рисунок слов: бегемот, самолёт, пароход/бегемотик, самолётик, пароходик/ кузнечик, матрёшка, серёжка ( выделенные слова - в классе, остальные - дома)
7. прохлопать слова с показом сильной доли ( ударом двух рук по столу) и слабой доли ( хлопком в ладоши)
8.обобщение материала: сегодня мы узнали, что мелодия может начинаться не только сильной доли, но и со слабой доли. Это происходит потому, что ударение в словах может падать на второй или третий слог. Если видишь, что начинается мелодия не с полного такта, то начинать считать её надо с последнего такта.
III Домашнее задание:
1.продолжить запись ритмического рисунка слов в тетради, читать их и считать с хлопками.
2.№36 играть и петь со счётом, петь с показом долей.
3.№30 играть со счётом, выписать лад.
4. правило: затакт
IV Подведение итогов: выставление оценок за урок.
МБОУ ДОД
Холмского городского округа
ДШИ
План урока музыкальной литературы
В шестом классе
Группа по классу «Фортепиано»
Ведущий
преподаватель теоретических дисциплин
Таран Мария Михайловна
09.02.2012
III четверть
Урок №18 - (материал рассчитан на 1 час)
Тип урока - комбинированный.
Состав группы: 3 учащихся
Тема урока: «А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» 1 действие»
Цель урока - познакомить учащихся с музыкальным содержанием 1 действия как противопоставление русской и восточной культур.
Образовательные задачи:
-
Основа «Половецкого» акта - образцы восточной музыки.
-
Дальнейшая характеристика образа Князя Игоря.
-
Экспозиция образов: Кончаковны, Владимира, хана Кончака.
-
Противопоставление образов: Князя Игоря и хана Кончака.
Развивающие задачи:
-
Закрепление понятия сюита.
-
Знакомство с танцевальной сюитой «Половецкие пляски».
Воспитательные задачи:
-
Образ Князя Игоря - образ исторического героя - человека с русским менталитетом: совестливого, решительного, сильного, любящего, уверенного в себе, осознающего свои ошибки.
План урока.
I.Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
-Какое произведение легло в основу сюжета оперы?
-Назовите жанр оперы?
-Какова идея оперы?
-Н а какие части делиться оперный спектакль?
-Что такое пролог?
-Какой драматургический конфликт заложен в прологе оперы?
-Экспозиция, каких образов изложена в прологе?
-Что за тема звучит: хор народа «Солнцу красному слава!»
II Тема урока: «А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»
1 действие. Половецкий стан. (постановка Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева)
1.Сюжетная линия 1 действия. Другие люди, другие чувства и иные средства выразительности использованы композитором. Изучив многочисленные восточные напевы (арабские, кавказские, среднеазиатские), А.П.Бородин создал свои восточные мелодии.
2. песня « На безводье..» - 00:32:30 - просмотр и слушание
Черты восточной музыки: ситар, переменный лад, 6\8, неторопливый темп, мелодия извилистая с опевами, виолончель-имитация бубна, характерные инструменты: деревянные духовые и ударные, гармония опирается на тонический органный пункт.
3.Дуэт Владимира и Кончаковны (тенор и меццо-сопрано) - 00:56:57 - просмотр и слушание, предваряющий речитатив и арию Князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» - 3хчастная форма, скачкообразная выразительная мелодия, кантилена в среднем разделе, противопоставление мажора в средней части и минора в крайних частях.
Дать характеристику Князю Игорю: «Ни сна, ни отдыха измученной душе» - мучает советь за проигрыш в битве. «О, дайте, дайте мне свободу»-(марш) - решительность в исправлении своих ошибок. «Ты одна, голубка - лада» - тема любви Игоря - любящий, нежный, любимый, просящий прощение.
4.Ария Кончака имеет несколько разделов:
-
«Здорово, князь»- речитатив, тритоновые ход: властная величественность и вкрадчивость хана
-
« Ты ранен в битве при Каяле» - ритм скачки, стремительность, гармоническая неустойчивость
-
«О, нет, ты друг, не пленник мне» - тритоновые интонации, неторопливая величавость, гибкая мелодия, триольный ритм, Сиь мажор, синкопированный ритм, фон - тоническая квинта, имитирующая бубен.
-
«Хочешь ли пленницу из моря дальнего» - отличается изысканными хроматизмами в мелодии.
Многоликость восточного властителя: жестокость и великодушие, коварство и благородство, храбрость и могущество, величественность и благородство.
5.Сцена «Половецкие пляски с хором» - балетно - вокально-симфоническая сюита, основанная на сопоставлении и развитии образов востока разного характера:
Сюита - последовательность контрастных по характеру танцев.
-
Хор и пляска половецких девушек невольниц «Улетай на крыльях ветра» -воспоминание о далёкой Родине( красочные гармонии, нежная кружевная мелодия, неторопливый темп, имитация бубна, задумчивый характер)
-
Лезгинка мужчин( очень быстрый темп, воинственная мелодия, острый ритм)
-
Лезгинка мальчиков(быстрый темп, лёгкий характер, переменный лад, пунктирный и синкопированный ритм)
-
Хор «Слава хану» с пляской(ff, смешанный хор,4\4, 1 кульминация сюиты)
-
Потом всё повторяется
-
Общая пляска с хором(апофеоз сюиты)
6.обобщение: сегодня мы познакомились с музыкальным содержанием I действия оперы. В нём происходит противопоставление русской и восточной культур. В I действии продолжается характеристика Князя Игоря как сильной исторической личности, полной решимости спасти страну от врага, как нежного и любящего мужа, помнящего и думающего о любимой. А также происходит экспозиция новых действующих образов: Кончаковны, Владимира, хана Кончака. Такое течение экспозиционных образов свойственно именно для историко-эпических произведений, каковой является данная опера.
III Домашнее задание:
1.с.103-109 - прочитать
2.№ 47,48,49,50 -играть и знать либретто 3.слушать папку «Опера Князь Игорь»
IV Подведение итогов работы учащихся, выставление оценок за урок.
МБОУ ДОД
Холмского городского округа
ДШИ
План урока специальности (фортепиано)
В третьем классе студии
Максимова Льва
Ведущий:
преподаватель теоретических дисциплин
и общего фортепиано
Таран Мария Михайловна
09.02.2012
Тип урока: индивидуальный, комбинированный.
Тема урока: «Этапная работа над репертуарным планом учащегося»
Цель урока - определить степень готовности разучивания произведения и дать дальнейшие указания по работе над репертуаром.
Образовательные задачи:
-
Работа над текстом произведения
-
Гармонический анализ произведения и обозначение аккордов буквами
-
Тесное расположение аккордов
Развивающие задачи:
-
Техническое развитие
-
Игра произведения под фонограмму
-
Соответствие метра и ритма - игра произведения под метроном
-
Технология игры на синтезаторе
Воспитательные задачи:
-
Соответствие паттерна и выбора тембра для солирующего инструмента.
-
Эстетическое соответствие выбора паттерна к жанру произведения
Ход урока:
I Проверка домашнего задания:
1.Сен - Санс «Лебедь» - высчитать все длинные звуки, выучить текст наизусть
II Следующий этап работы над этим произведением: проанализировать гармонии, подписать их буквами, разучить позиции аккордов, выбор паттерна, выбор стиля, записать фонограмму, исполнить произведение под фонограмму в удобном темпе.
Домашнее задание: в определённом темпе играть произведение под метроном.
III Проверка домашнего задания:
2.Моцарт «Турецкий марш» - выучить наизусть 1 часть, отработать движение октав в рефрене, соединить с аккомпанементом в медленном темпе
IV Следующий этап работы над этим произведением: выравнить темп в эпизодах и рефрене.
Домашнее задание: в определённом темпе играть произведение под метроном, рефрен выучить наизусть.
V Разбор произведения: Шуман «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»
Домашнее задание: разобрать текст отдельно каждой рукой, соблюдая ритм играть под метроном в удобном темпе с верной аппликатурой.
VI Обобщение: каждое произведение находится на определённом этапе разучивания. Конкретно даны направления дальнейшей работы.
VII Итоговое подведение результатов, выставление оценки за урок.
Затакта - это неполный такт
(последний + 1 такт = целый такт).
Затакт- это начало мелодии со слабой доли.
Затакт надо начинать считать с последнего такта.
Затакта - это неполный такт
(последний + 1 такт = целый такт).
Затакт- это начало мелодии со слабой доли.
Затакт надо начинать считать с последнего такта.
Затакта - это неполный такт
(последний + 1 такт = целый такт).
Затакт- это начало мелодии со слабой доли.
Затакт надо начинать считать с последнего такта.
Затакта - это неполный такт
(последний + 1 такт = целый такт).
Затакт- это начало мелодии со слабой доли.
Затакт надо начинать считать с последнего такта.
Затакта - это неполный такт
(последний + 1 такт = целый такт).
Затакт- это начало мелодии со слабой доли.
Затакт надо начинать считать с последнего такта.
Затакта - это неполный такт
(последний + 1 такт = целый такт).
Затакт- это начало мелодии со слабой доли.
Затакт надо начинать считать с последнего такта.