Открытый урок по сольфеджио В подготовительной группе По классу «Фортепиано»

Тема урока: «Затакт» Цель урока - дать понятие затакта в музыке. Образовательные задачи: ·        Видение неполного такта  в начале мелодии ·        Счёт неполного такта в мелодии Развивающие задачи: ·        Слышание начала мелодии со слабой доли ·        Осознание ударения в слове на второй или третий слог ·        Организация движений при затакте ·        Затакт подготавливает появление сильной доли одним, двумя или даже тремя звуками. Воспитательные задачи:   ·        Осознание, что не все...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД

Холмского городского округа

ДШИ











План урока сольфеджио

В подготовительной группе

По классу «Фортепиано»











Ведущий

преподаватель теоретических дисциплин

Таран Мария Михайловна









09.02.2012

III четверть

Урок №18 - (материал рассчитан на 1.5 часа)

Тип урока - комбинированный.

Состав группы: 6 учащихся

Тема урока: «Затакт»

Цель урока - дать понятие затакта в музыке.

Образовательные задачи:

  • Видение неполного такта в начале мелодии

  • Счёт неполного такта в мелодии

Развивающие задачи:

  • Слышание начала мелодии со слабой доли

  • Осознание ударения в слове на второй или третий слог

  • Организация движений при затакте

  • Затакт подготавливает появление сильной доли одним, двумя или даже тремя звуками.

Воспитательные задачи:

  • Осознание, что не все произведения начинаются с сильной доли, так как ударение в слове может падать на второй, третий, четвёртый слог.



План урока.

I.Проверка домашнего задания:

а) определение на слух интервалов: 1, 2, 3, 5.(Работа с карточками)

б) концерт учащихся: сыграть пьесу, назвать тонику и лад

в) спеть песню «Снегопад» нотами под пульс, со словами

г) запись мелодии № 42 нотами 2 октавы

II. Тема урока: «Затакт»

1.Запомнить и прохлопать ритм стиха «Петушок»:

Петушок, петушок золотой гребешок.

2.Записать ритмический рисунок этого стиха на нотном стане ( запись на доске преподавателем, учащиеся записывают в тетрадях: ноты, анализ длительностей)

3.Расставить акценты - ударения в словах (движение туловища влево - вправо, чтение текста на f-p) и тактовые черты.

4.понятие затакта - это неполный такт (последний + 1 такт = целый такт). Затакт- это начало мелодии со слабой доли.

Это что за странный такт, называется Затакт!

Расскажу вам про него вот история его.

В пьесе такт когда-то жил, самым первым тактом был.

Но случилось с ним несчастье - разорвался на 2 части.

Такта этого начало позади всей пьесы стало,

А конец того же такта влез в начало, стал затактом.

Потому теперь и счёт в нём ведут наоборот.

Запомните! Затакт надо начинать считать с последнего такта.

5.Просчитать ритмический рисунок «Петушка» с показом сильной доли ( ударом двух рук по столу) и слабой доли( хлопком в ладоши). Ритмическое упражнение под музыку.

6. Записать ритмический рисунок слов: бегемот, самолёт, пароход/бегемотик, самолётик, пароходик/ кузнечик, матрёшка, серёжка ( выделенные слова - в классе, остальные - дома)

7. прохлопать слова с показом сильной доли ( ударом двух рук по столу) и слабой доли ( хлопком в ладоши)

8.обобщение материала: сегодня мы узнали, что мелодия может начинаться не только сильной доли, но и со слабой доли. Это происходит потому, что ударение в словах может падать на второй или третий слог. Если видишь, что начинается мелодия не с полного такта, то начинать считать её надо с последнего такта.

III Домашнее задание:

1.продолжить запись ритмического рисунка слов в тетради, читать их и считать с хлопками.

2.№36 играть и петь со счётом, петь с показом долей.

3.№30 играть со счётом, выписать лад.

4. правило: затакт

IV Подведение итогов: выставление оценок за урок.





























МБОУ ДОД

Холмского городского округа

ДШИ











План урока музыкальной литературы

В шестом классе

Группа по классу «Фортепиано»











Ведущий

преподаватель теоретических дисциплин

Таран Мария Михайловна









09.02.2012

III четверть

Урок №18 - (материал рассчитан на 1 час)

Тип урока - комбинированный.

Состав группы: 3 учащихся

Тема урока: «А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» 1 действие»

Цель урока - познакомить учащихся с музыкальным содержанием 1 действия как противопоставление русской и восточной культур.

Образовательные задачи:

  • Основа «Половецкого» акта - образцы восточной музыки.

  • Дальнейшая характеристика образа Князя Игоря.

  • Экспозиция образов: Кончаковны, Владимира, хана Кончака.

  • Противопоставление образов: Князя Игоря и хана Кончака.

Развивающие задачи:

  • Закрепление понятия сюита.

  • Знакомство с танцевальной сюитой «Половецкие пляски».

Воспитательные задачи:

  • Образ Князя Игоря - образ исторического героя - человека с русским менталитетом: совестливого, решительного, сильного, любящего, уверенного в себе, осознающего свои ошибки.

План урока.

I.Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос:

-Какое произведение легло в основу сюжета оперы?

-Назовите жанр оперы?

-Какова идея оперы?

-Н а какие части делиться оперный спектакль?

-Что такое пролог?

-Какой драматургический конфликт заложен в прологе оперы?

-Экспозиция, каких образов изложена в прологе?

-Что за тема звучит: хор народа «Солнцу красному слава!»

II Тема урока: «А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»

1 действие. Половецкий стан. (постановка Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева)

1.Сюжетная линия 1 действия. Другие люди, другие чувства и иные средства выразительности использованы композитором. Изучив многочисленные восточные напевы (арабские, кавказские, среднеазиатские), А.П.Бородин создал свои восточные мелодии.

2. песня « На безводье..» - 00:32:30 - просмотр и слушание

Черты восточной музыки: ситар, переменный лад, 6\8, неторопливый темп, мелодия извилистая с опевами, виолончель-имитация бубна, характерные инструменты: деревянные духовые и ударные, гармония опирается на тонический органный пункт.

3.Дуэт Владимира и Кончаковны (тенор и меццо-сопрано) - 00:56:57 - просмотр и слушание, предваряющий речитатив и арию Князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» - 3хчастная форма, скачкообразная выразительная мелодия, кантилена в среднем разделе, противопоставление мажора в средней части и минора в крайних частях.

Дать характеристику Князю Игорю: «Ни сна, ни отдыха измученной душе» - мучает советь за проигрыш в битве. «О, дайте, дайте мне свободу»-(марш) - решительность в исправлении своих ошибок. «Ты одна, голубка - лада» - тема любви Игоря - любящий, нежный, любимый, просящий прощение.

4.Ария Кончака имеет несколько разделов:

  • «Здорово, князь»- речитатив, тритоновые ход: властная величественность и вкрадчивость хана

  • « Ты ранен в битве при Каяле» - ритм скачки, стремительность, гармоническая неустойчивость

  • «О, нет, ты друг, не пленник мне» - тритоновые интонации, неторопливая величавость, гибкая мелодия, триольный ритм, Сиь мажор, синкопированный ритм, фон - тоническая квинта, имитирующая бубен.

  • «Хочешь ли пленницу из моря дальнего» - отличается изысканными хроматизмами в мелодии.

Многоликость восточного властителя: жестокость и великодушие, коварство и благородство, храбрость и могущество, величественность и благородство.

5.Сцена «Половецкие пляски с хором» - балетно - вокально-симфоническая сюита, основанная на сопоставлении и развитии образов востока разного характера:

Сюита - последовательность контрастных по характеру танцев.

  • Хор и пляска половецких девушек невольниц «Улетай на крыльях ветра» -воспоминание о далёкой Родине( красочные гармонии, нежная кружевная мелодия, неторопливый темп, имитация бубна, задумчивый характер)

  • Лезгинка мужчин( очень быстрый темп, воинственная мелодия, острый ритм)

  • Лезгинка мальчиков(быстрый темп, лёгкий характер, переменный лад, пунктирный и синкопированный ритм)

  • Хор «Слава хану» с пляской(ff, смешанный хор,4\4, 1 кульминация сюиты)

  • Потом всё повторяется

  • Общая пляска с хором(апофеоз сюиты)

6.обобщение: сегодня мы познакомились с музыкальным содержанием I действия оперы. В нём происходит противопоставление русской и восточной культур. В I действии продолжается характеристика Князя Игоря как сильной исторической личности, полной решимости спасти страну от врага, как нежного и любящего мужа, помнящего и думающего о любимой. А также происходит экспозиция новых действующих образов: Кончаковны, Владимира, хана Кончака. Такое течение экспозиционных образов свойственно именно для историко-эпических произведений, каковой является данная опера.

III Домашнее задание:

1.с.103-109 - прочитать

2.№ 47,48,49,50 -играть и знать либретто 3.слушать папку «Опера Князь Игорь»

IV Подведение итогов работы учащихся, выставление оценок за урок.















































МБОУ ДОД

Холмского городского округа

ДШИ











План урока специальности (фортепиано)

В третьем классе студии

Максимова Льва





Ведущий:

преподаватель теоретических дисциплин

и общего фортепиано

Таран Мария Михайловна













09.02.2012

Тип урока: индивидуальный, комбинированный.

Тема урока: «Этапная работа над репертуарным планом учащегося»

Цель урока - определить степень готовности разучивания произведения и дать дальнейшие указания по работе над репертуаром.

Образовательные задачи:

  • Работа над текстом произведения

  • Гармонический анализ произведения и обозначение аккордов буквами

  • Тесное расположение аккордов

Развивающие задачи:

  • Техническое развитие

  • Игра произведения под фонограмму

  • Соответствие метра и ритма - игра произведения под метроном

  • Технология игры на синтезаторе

Воспитательные задачи:

  • Соответствие паттерна и выбора тембра для солирующего инструмента.

  • Эстетическое соответствие выбора паттерна к жанру произведения

Ход урока:

I Проверка домашнего задания:

1.Сен - Санс «Лебедь» - высчитать все длинные звуки, выучить текст наизусть

II Следующий этап работы над этим произведением: проанализировать гармонии, подписать их буквами, разучить позиции аккордов, выбор паттерна, выбор стиля, записать фонограмму, исполнить произведение под фонограмму в удобном темпе.

Домашнее задание: в определённом темпе играть произведение под метроном.

III Проверка домашнего задания:

2.Моцарт «Турецкий марш» - выучить наизусть 1 часть, отработать движение октав в рефрене, соединить с аккомпанементом в медленном темпе

IV Следующий этап работы над этим произведением: выравнить темп в эпизодах и рефрене.

Домашнее задание: в определённом темпе играть произведение под метроном, рефрен выучить наизусть.

V Разбор произведения: Шуман «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»

Домашнее задание: разобрать текст отдельно каждой рукой, соблюдая ритм играть под метроном в удобном темпе с верной аппликатурой.

VI Обобщение: каждое произведение находится на определённом этапе разучивания. Конкретно даны направления дальнейшей работы.

VII Итоговое подведение результатов, выставление оценки за урок.

























Затакта - это неполный такт

(последний + 1 такт = целый такт).

Затакт- это начало мелодии со слабой доли.

Затакт надо начинать считать с последнего такта.



Затакта - это неполный такт

(последний + 1 такт = целый такт).

Затакт- это начало мелодии со слабой доли.

Затакт надо начинать считать с последнего такта.



Затакта - это неполный такт

(последний + 1 такт = целый такт).

Затакт- это начало мелодии со слабой доли.

Затакт надо начинать считать с последнего такта.



Затакта - это неполный такт

(последний + 1 такт = целый такт).

Затакт- это начало мелодии со слабой доли.

Затакт надо начинать считать с последнего такта.



Затакта - это неполный такт

(последний + 1 такт = целый такт).

Затакт- это начало мелодии со слабой доли.

Затакт надо начинать считать с последнего такта.

Затакта - это неполный такт

(последний + 1 такт = целый такт).

Затакт- это начало мелодии со слабой доли.

Затакт надо начинать считать с последнего такта.







© 2010-2022