Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! Благовещение

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 класс

II четверть

Раздел III. «О России петь - что стремиться в храм»

Урок №1

Тема: «Радуйся, Мария! Богородице Дева, радуйся!» Благовещение.

Цель: познакомить с основными событиями праздника

«Благовещения».

Задачи:

1. Систематизировать представления детей о Богородице.

  1. Формировать и закреплять знания о многообразии ликов Божией Матери; развивать речь, мышление, память.

  2. Воспитывать любовь к святыням нашей культуры.


Форма проведения урока: сообщение, повторение, изучение нового, закрепление, подведение итогов.

Оборудование:

  1. На доске эпиграф к уроку.

  2. Понятия: Благовещение, архангел, псалмы, Марш, Иисус,

Евангелие, Мафорий, Омофор, молитве, Литургия

  1. Показ иллюстраций №73-76 - И.И Левитан. «Март»;

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; А.Г. Венецианов «На пашне. Весна»; «Благовещение». Икона.

  1. Слушание музыки: С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощного бдения»; «Весенние воды» на слова Ф. Тютчева.

П.И. Чайковский «Апрель. Песня жаворонка» из цикла «Времена года».

  1. И.С. Шмелёв. Повесть «Лето Господне». Восприятие праздника глазами Вани.

  2. Творческая работа: Аппликации. Открытки.

Методы обучения: интегрированный.

Организация урока: построение, вход по колокольные звоны «Трезвон»; музыкальное приветствие.


Ход урока.

На доске эпиграф к уроку:

Радуйся, Чистая!

Радуйся, Чудная!

Вечного света Заря!

Лилия райская

Дева всепетая,

Мать Неземного Царя!

Слово Архангела

С детским смирением

Скрывшая в сердце Своём.

Песням нашим Внемли,

Благодатная, Мы

Тебе славу поём!

I. Беседа

Учитель: На улице весна. Наступил второй весенний месяц -

апрель.

- Ребята, что вы можете рассказать об апрельских изменениях в природе?

Дети: - С приходом весны в природе всё обновляется.

- По-весеннему дует ветер.

- Ярче светит и пригревает солнышко.

- Бегут ручьи, тает снег.

- Природа оживает после зимнего сна.

Учитель: - А какие изменения приходят в жизнь православных людей с наступлением весны?

Дети: - В марте начинался, а сейчас продолжается Великий пост.

- Великий пост самый продолжительный по времени.

- Великий пост называют четыредесятницей, потому что он длится сорок дней.

- О самый строгий.

- После Великого поста наступает праздник Пасхи.

Учитель: Молодцы!

- Великий пост можно назвать духовной весной - временем обновления и возрождения души. В эти дни и взрослые, и маленькие христиане трудятся над своей душой. И от этих трудов в наших душах начинает «таять снег» равнодушия, непослушания, своеволия, лени и начинают распускаться, как первые весенние цветы, нежные расточки милосердия, трудолюбия, послушания.

  • Ребята, послушайте, как об этом пишет в своём стихотворении поэтесса Светлана Высоцкая:

А с весной к нам пост приходит,

В жизни новый чин заводит.

В храме - свечи, ладан росный

И слова Триоди постной.

Март сменяется апрелем,

Утро тонет в птичьих трелях.

С нами чудо из чудес

Благовещенье с небес!

Учитель: - Ребята, обратите внимание на последние строчки стихотворения:

С нами чудо -

Благовещенье с небес!

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Тема нашего урока - «Благовещение». Праздник отмечается 7 апреля. В этот день Церковь вспоминает, как Архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божия. Это самых главных праздников Православного календаря, его праздновать с IV века.

7 апреля - весеннее равноденствие, отмечалось у многих как начало весны.

- Ребята, как вы понимаете слово «Благовещение»?

Дети: - Благая весть - хорошая весть.

- Радостная весть.

- У Девы Марии родится Сын Божий.

Учитель: - А кто такой Архангел?

Дети: - Главный ангел.

- Старший ангел по своему чину.

Учитель: - Почему праздник Благовещения считается самым

главным?

Дети: - С рождения Иисуса Христа у нас появилось много

праздников связанных с событиями его жизни.

- Если бы Иисус Христос не родился, то и праздников

никаких не было.

Учитель: - Благовещение - двунадесятый, «непереходящий» праздник.

- Что значит двунадесятый?

Дети: - Это значит, что отмечаться будет всегда 7 апреля.

- Дата праздника никогда не изменится.

Учитель: - Молодцы!

III. Повторение.

Учитель: - Ребята, вспомните события детства Марии. Закончите

предложения. Родителей Девы Марии звали...

Дети: - Иоаким и Анна.

Учитель: - Кода Марии было три года...

Дети: - Совершилось Её введение во храм.

Учитель: - Расскажите о Рождестве Божией Матери.

Дети: - У Иоакима и Анны не было детей, а это считалось

Божиим наказанием за грехи.

- Им было тяжело, но они не обижались на Бога, а только

сильнее Ему молились.

- Иоаким и Анна дали обещание, если у них родится

младенец, то они посвятят его Богу.

- Бог услышал их молитвы, и родилась дочь.

- По указанию ангела Божия, Ей было дано имя Мария,

что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда».

- Марии исполнилось три года, и родители приготови-

лись исполнить своё обещание, они отвели дочь к

Иерусалимскому храму, поставили на первую ступень

лестницы.

- Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати

больших ступеней по числу псалмов, которые

священники пели при входе в храм.

- Мария Сама, без посторонней помощи, взошла по

высоким ступеням.

- У входа Марию встретил священник и по внушению

Духа Святого он ввёл её в Святое Святых, самое

священное место в храме, куда никто не имел права

входить, кроме его самого, и то только один раз в год.

- Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария -

избранная. Она предназначена Богом стать Матерью

Сына Божия.

Мария осталась жить при храме, всё Своё время она

отдавала молитве и рукоделию.

- Прошло одиннадцать лет, Мария выросла благочестии

вой, скромной, трудолюбивой.

- Мария решила посвятить всю Свою жизнь Богу,

поэтому дала обет никогда не выходить замуж, то есть

навсегда остаться Девой.

IV. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Деве Марии исполнилось 14 лет, по закону Она не могла больше оставаться при храме, надо было возвращаться домой к родителям, или выходить замуж. Иоаким и Анна умерли. Выходить замуж Мария отказалась, заявив, что посвящена Богу.

Священники не знали, что им делать, но ангел Божий повелел собрать всех старцев из рода Давидова, когда они собрались, первосвященник взял их посохи, отнёс в Святая Святых и стал молиться. После молитвы все увидели, что посох 80- летнего плотника Иосифа расцвёл. Это сочли знамением и Деву Марию обручили с Её дальним родственником, небогатым человеком из царского рода Давидова. Иосиф был назначен Марии не как муж, а как хранитель Её девство и заботливый служитель. Мария поселилась у старца Иосифа в Назарете, вела скромную и уединённую жизнь, как при храме.

Учитель показывает детям икону или репродукцию иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.

Рекомендации.

  1. Учителю важно не спешить рассказывать о событиях праздника!

  2. Надо дать детям возможность самим всмотреться в изображение и рассказать о том, что они увидят на иконе.

Задача учителя состоит не в передаче информации, а в организации осмысления детьми событий праздника через восприятие изображения на иконе.

Учитель: - Ребята, давайте внимательно рассмотрим икону

праздника, что вы на ней видите?

Дети: - Мы видим Ангела и Деву Марию.

Учитель: - Как вы смогли узнать на иконе Ангела и Деву Марию? Дети: - Ангел изображён, как обычно на иконах, в виде юноши

в длинном одеянии.

- У Ангела есть крылья для того, чтобы он мог быстро

долететь до людей, сообщая им вести от Бога.

- Иконописец подчёркивает близость Ангела к Богу, его

святость, изображая нимб - сияние вокруг головы

Ангела.

- На этой иконе ангел только-только предстаёт перед

Девой Марией, прилетев из Горнего мира, его ноги ещё

не успели коснуться земли.

- Изображение Девы Марии похоже на изображение

Богородицы на других иконах: мы ведь уже

рассматривали иконы Рождества Христова, Сретения

Господня.

- Мы узнали Деву Мария на иконе по особому одеянию -

тёмно- вишнёвому мафорию (покрывало; длинная

широкая полоса материи с изображением крестов, знак

высокого сана), покрывающему голову и плечи

Богородицы; омофору (пояс).

На плечах и челе (лоб) этого темно-вишневого покрова

- Богородицы в отличие от покрова других святых жён

иконописцы изображают три золотых звёздочки: знак

чистоты и девства.

Учитель: - Ребята, всмотритесь внимательно в изображение на

иконе и скажите, за каким занятием застал Деву

Марию Ангел?

Дети: - Иконописец показывает нам, что Ангел явился Деве

Марии, когда она читала Священное Писание. Учитель: - А можно ли смотря на икону, сказать, ждала ли Дева Мария Ангела, или его явление оказалась неожиданным для Неё?

Дети: - Рассматривая изображение на нашей иконе, мы можем

сказать, что явление Ангела было неожиданным.

- Дева Мария обернулась, наверное, услышав шум

ангельских крыльев.

Она с тревогой смотрит на нежданного гостя.

Учитель: - Как иконописец смог передать, что Ангел явился Деве

Мари возвестить ей свою собственную, но Божию волю?

Дети: - Ангел на иконе правой рукой благословляет Деву

Марию, передавая Ей благословление от Бога.

А ещё мы видим на иконе отверзтое, как бы

приоткрывшееся небо и луч, сходящий с неба на Деву

Марию.

- В сиянии этого луча иконописец изображает белого

голубя.

Учитель: Что может означать изображение белого голубя? Видели

ли мы изображение голубя ещё на какой-нибудь иконе?

Дети: - Мы видели изображение голубя на иконе Крещения

Господня, которую рассматривали на уроке зимой.

- В виде голубя, во время Крещения Иисуса Христа, на

Него сошёл Дух Святой.

Рисуя голубя в луче, сходящем с Неба на иконе

Благовещения, иконописец показывает нам, что Дух

Святой снисходит на Деву Марию.

Учитель: Молодцы, вы внимательно рассмотрели изображение на

иконе и вспомнили то, что уже знаете. А знаете ли вы,

какую весть принёс Деве Мари ангел?

Архангел Гавриил был послан Богом в город Назарет, для того, чтобы возвестить Богородице о том, что у Неё родится Сын Божий, который спасёт мир от зла, греха и смерти.

Послушайте, как рассказывает о явлении Ангела Деве Мари Евангелие - книга о земной жизни Иисуса Христа. Само слово «Евангелие» означает в переводе с греческого языка - «Благая весть».

Учитель читает или пересказывает детям повествование о Благовещении Деве Мари, описанное в Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26-38)

Послан был Архангел Гавриил от Бога к Деве Мари. Ангел войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: Благословенна Ты между жёнами».

Она же, увидев Ангела, смутилась от слов его, размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот родишь Сына и наречёшь Ему имя: Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца».

Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?

Ангел ответил Ей, что всё это свершится силой всемогущего Бога: Дух Святой найдёт на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божием. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.»

Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

И Архангел Гавриил отошёл от Неё.

Дева Мария, узнав от Ангела, что у Её родственницы Елисаветы, жены священника Захарин, тоже скоро родится сын (этим ребёнком стал Иоанн Креститель), поспешила её навестить.

Войдя в дом, Елисавета исполнилась Святого Духа и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божией и сказала:

«Благословенна Ты между жёнами

И благословен Плод чрева Твоего!»

Дева Мария в ответ на слова Елисаветы прославила Бога и сказала: «Величит (прославляет) душа Моя Господа,., потому что Он обратил милостивое внимание на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать Меня все роды. Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его...»

Около трёх месяцев пробыла Дева Мария у Елисаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

Учитель: Из слов Ангела и Елисаветы составилась молитва Богородице:

Богородице Дево, радуйся

Благодатная Мария,

Господь с Тобою;

Благословенна Ты в жёнах

И благословен плод чрева Твоего,

Яко Спаса родила еси душ наших.

По-русски эта молитва звучит так:

Богородица Дева, радуйся, Мария, получившая великую благодать, Господь с Тобою; прославлена Ты среди всех и благословен Сын Твой, потому, что Ты родила Спасителя душ наших.

Учитель: - Ребята, как вы понимаете, что такое молитва?

Дети отвечают.

Учитель: - Молитва - это обращение, беседа, или разговор наш с Богом.

V. Слушаем.

С.В. Рахманинов. «Богородице Дево, радуйся»

(«Всенощное бдение»)

Учитель: Кто исполнял?

Дети: Хор.

Учитель: А какой хор?

Дети: Смешанный. Были слышны и мужские и женские голоса.

Учитель: Что ещё услышали в музыке?

Дети: Все пели одну мелодию.

Учитель: Молодцы! В музыке это называется унисон.

Что необычного было в пении?

Дети: Смешанный хор распевал гласную «а».

Учитель: Это особенность древнерусской музыки, она имеет

много распевов. Ребята, вспомните, что ответила Дева Мария на приветствие Елисаветы, когда пришла к ней домой?

Дети: «Величит (прославляет) душа Моя Господа»

Учитель: Этот духовный текст из Евангелие был положен на

музыку Павлом Григорьевичем Чесноковым

Слушаем П.Г. Чесноков. «Величит душа Моя Господа»

В богослужения с глубокой древности включали тексты из Ветхого и Нового Заветов, молитвы, псалмы. Послушайте П.И. Чайковский ПС. 145 «Хвали, душе моя, Господа». Литургия «Иоанна Златоуста» и С. Зубачевский «Хвали, душе моя. Господа», сравните.

Учитель: Кто исполнял песнопения?

Дети: Хор.

Учитель: Какой хор?

Дети: Первое и второе песнопение исполнял мужской хор.

Учитель: Что вы чувствовали, когда слушали произведения

П.И. Чайковского, С. Зубачевского, П. Чеснокова?

Дети: Покой, умиротворение, радость, возвышенность.

Учитель: Все три песнопения:

1. П.Г. Чесноков «Величит душа Моя Господа».

2. П.И. Чайковский ПС. 145 «Хвали, душе моя, Господа» (Литургия «Иоанна Златоуста»)

3. С. Зубачевский «Хвали, душе моя, Господа».

Это благодарственные молитвы Богу, самые прекрасные и чистые, переполненные сознанием радости.

Мы часто сосредоточены на тёмных сторонах жизни и забываем о том добром, что дано нам в этом мире:

за глаза, которые видят сияние солнца и красоту мира,

за уши, которые слышат гармонию звуков и слов Божие

за разум, который постигает тайны вселенной,

за сердце способное любить, - за всё это благодарит человек Бога.

Учитель: За что Дева Мария благодарила Бога словами:

«Величит (прославляет) душа Моя Господа»?

Дети: Дева Мария благодарила Бога за то, что у неё

родится сын Божий.

VI. И.С. Шмелёв. Повесть «Лето Господне». Восприятие праздника глазами Вани (рассказ).

VII. Рассказ о традиционных праздничный обычаях.

В великий праздник «Благовещения» во избежание греха, никакими делами не занимались. Хозяйки не топили печи и ничего не варили: семья угощалась наготовленным заранее, все в этот день только радовались.

Народные поговорки вобрали в себя характер благовещенского праздника:

«На Благовещение птица гнезда не вьёт,

Девка косу не плетёт».

«Кукушка за то без гнезда,

Что завила его в Благовещение».

«На Благовещение

И грешников в аду не мучат».

Учитель: Как вы понимаете эти поговорки?

Дети отвечают.

Богат был этот день и многообразием примет, они рождены многовековыми наблюдениями, и к ним можно относиться с доверием, например:

Коли весна ранее Благовещения станет,

То много морозов впереди.

На Благовещение мороз - к урожаю яровых.

На Благовещение дождь - колосиста будет рожь.

Мокрое Благовещение - грибное лето.

На Благовещение пчёлы гудят - к урожаю.

Гроза на Благовещение - к тёплому лету, к урожаю орехов.

Благовещение без ласточек - холодная весна.

Люди отсчитывали сто дней после Благовещение - это 17 июля, и не раз проверяли свои наблюдения, после июльского дождя шли за первыми грабами, лесными орехами.

Праздник благовещение был переломным днём в жизни крестьян. Он заключал зимние дела и заботы, с ним менялся и образ бытия. Хозяева жгли зимнюю соломенную постель и перебирались спать в «клеть» - холодную часть избы. У молодёжи кончались «посиделки». В последние вечера девушки гурьбой выходили на улицу и песнями «выкликали весну».

В крестьянских дворах в Благовещение ставили кадку с зерном, а в неё икону Богородицы и заклинали:

«Мати Божия, Гавриил архангел,

Благовестите нас урожаем,

благовестите овсом, да рожью,

Ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей»

Покровительство Богоматери распространялось на все работы, которые начинались после Благовещения в каждом крестьянском дворе, на полях и огородах, потому так высоко чтилась память о Божьей матери в этот день.

Известный проповедник христианства Иоанн Златоуст назвал Благовещение - корнем праздников, так как он - древнейший из торжеств в честь Богородицы.

На Руси в Благовещение было принято выпускать птичек на волю, а певчих птиц - купать, чтобы они лучше пели.

VIII. Чтение рассказа: О купании соловьев.

«Благовещенье сегодня! В передней гремит ведёрко и слышится плеск воды. «Погоди, держи его так, ещё убьётся. Носик-то ему прижмите. Не захлебнулся бы». Отец берёт соловья в ладонь, зажимает соловью носик и окунает три раза в ведро с водой. Потом осторожно встряхивает и ловко пускает в клетку. Соловей очень смешно топорщится, садится на крылышки и смотрит, как огорошенный. Пришла весна, и соловьев купают, а то не будут петь. Птицы у нас везде. В передней - чижик, в спальной - канарейки, в проходной комнате - скворечник, в спальне отца - канарейки и чёрный дроздик, в зале - два соловья, в кабинете - жавороночек, и даже на кухне живёт на покое весь лысый чижик, который пищит, когда застучат посудой».

Слушаем. П. И. Чайковский. «Песня жаворонка».

«Выпускают птиц на волю... «Бери в руки птичку. Держи - не мни,- говорит отец строго. - В небо гляди, как она будет петь улетая». Я до того рад, что даже не вижу птичку - серенькое и тёпленькое у меня в руке. Я разжимаю пальцы и слышу - пырхх... - но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже её целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села... и нет её! Мне дают ещё, ещё. Это такая радость!»

IX. Творческая работа. Рисуем, вырезаем, клеим открытки с птичками. Музыка (фон): пение птиц: дрозды, соловьи, воробьи, жаворонки.

X. Закрепление материала.

Дети работают с текстом.

Дева Мария выросла:

а) она осталась при храме;

б) её обручили старцу Иосифу.

Радостную весть деве мари сообщил:

а) архангел Гавриил;

б) архангел Михаил.

Архангел сообщил Деве Мари

а) о том, что Она скоро выйдет замуж;

б) о том, что родится Сын;

в) о том, что у неё умерли родители.

Ответ Девы Мари ангелу учит нас:

а) правдивости;

б) послушанию;

в) смирению.

Куда после явления Архангела Деве Мари пошла:

а) в Иерусалим;

б) к своим родителям;

в) к Своей дальней родственнице Елисавете.

Из слов архангела и Елисаветы составилась молитва:

а) Отче наш;

б) «Царю Небесный»

в) «Богородице Дева».

«Благая весть» по-гречески будет:

а) Евангелие;

б) литургия;

в) аллилуйя.

Благовещение празднуют:

а) 20 марта

б)7 апреля

в) 10 мая

Ответы: 1-б, 2-а, 3-б, 4-б, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б

XI. Подведение итогов

Учитель: О каком событии мы с вами говорили? В чём его смысл?

Какую молитву вы сегодня узнали?

Выставление оценок. Домашнее задание. Раскраска «Благовещение» Выход из класса под колокольный звон «Благовеста».


© 2010-2022