• Преподавателю
  • Музыка
  • Интегрированный урок музыки и литературы на тему Историческая песня как жанр устного народного творчества

Интегрированный урок музыки и литературы на тему Историческая песня как жанр устного народного творчества

Данный урок поможет повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами. Кроме того, урок позволит более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен, выявить их отличие от былин;    Этот урок будет способствовать  развивитию   умения  работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;   - воспитывать любовь и уважение к народном... скачать материал
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Историческая песня как жанр устного народного творчества.-5 класс

Цель: - повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен, выявить их отличие от былин;

- развивать умения работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;

- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.

Тип урока: урок новых знаний.

Интеграция: музыка, пение

МТО: учебник, презентация, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.

Ход урока:

1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора - с песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин. А еще мы сегодня пригласили гостей- вокальную группу «Рябинушка» нашего сельского Дома Культуры. В их исполнении вы услышите несколько народных исторических песен.

3. Проверка домашнего задания. Но сначала мы повторим ранее изученный материал по устному народному творчеству. Пока я раздаю карточки с заданиями, откройте свои тетради и учебники и повторите все термины и определения (на карточках напечатаны термины, на которые учащиеся должны дать определения).

4. Объяснение новой темы.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению такого жанра фольклора, как песня. Сказки и песни - два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества. Но сказка - «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность. Песня - быль. В ней - невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым и радость встречи, память о войнах и походах и другое. Существует два вида народных песен:

Народные песни

Исторические Лирические бытовые

Сегодня мы поговорим о народных исторических песнях.

Записываем определение: Исторические песни - эпические и лиро-эпические народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях.

Составим таблицу периодизации песен:

XIII-XIV

13-14 ВЕКА

Появление первых исторических песен. Эпоха татаро-монгольского нашествия.

Песни о взятии Рязани Батыем.

XV

15 ВЕК

Картины страшного своеволия и насилий, чинимых полчищами степных кочевников. «Щелкан Дудентьевич»

XVI

16 ВЕК

Начало расцвета жанра ИП. Время формирования русской нации и укрепления централизованного государства.

Песни о взятии Казани, о деятельности Ивана Грозного и о Ермаке.

XVII

17 ВЕК

События «смуты», смерть сына Ивана Грозного, появление Лжедмитриев, поход поляков на Русь, восстание под предводительством Степана Разина.

В песнях воплощена надежда на освобождение народа. Песни отражают моменты восстания.

XVIII

18 ВЕК

Развиваются новые черты песни. Сюжеты песен связаны с военными событиями.

Песни о Петре Первом, о Пугачеве, о Суворове. Появляется новый герой - солдат.

XIX

19 ВЕК

Мотивы прошлых лет в новом оформлении, авторские переработки песен.

Темы: русско-персидская война 1804-1813 года, Отечественная война 1812, русско-турецкая война 1828-1829. Образы Кутузова, Платова, Нахимова, Наполеона.

Жанровые особенности исторических песен.

Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен.

1. Термин «исторические песни» не народный, он создан и введен в употребление фольклористами, литературоведами, историками. В народе эти произведения назывались просто «песнями».

2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.

3. Это стихотворный и эпический жанр.

4. ИП - сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.

5. Предмет ИП - конкретные события и лица.

6. ИП - это повествование о прошлом.

7. Герои ИП - известные исторические деятели.

8. В ИП есть две основные тематические линии: военная (военно-героическая) (песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая) (песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).

Исторические песни и былины:

Различие

Историческая песня

Былина

Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.

В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.

Герой - обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.

Герой - богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.

Отличительной чертой ИП является создание циклов.

Доклады учеников. Некоторых ребят я попросила подготовить доклады по историческим песням, давайте их послушаем и узнаем дополнительную информацию. Доклады на темы: «Песни об Иване Грозном», «Песни о Степане Разине», «Песни о Петре Первом», «Песни о Емельяне Пугачеве».

Исполнение исторических народных песен вокальной группой художественной самодеятельности села.

(на урок приглашены участники вокальной группы «Рябинушка» сельского ДК )

Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми формулами, а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях - не сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в народе.

5. Домашнее задание. Материал на страницах, прочитать песни на страницах (по старому учебнику стр. 65 - 67, песни стр. 67 - 70)

6. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.



© 2010-2022