Урок музыки в 4 классе на тему: «Музыка моего народа»

Тема урока: Разнообразный мир башкирской народной песни                  Цели: 1)Знакомство с жанром башкирской народной музыки: кыска-кюй, с вариационной формой музыкального произведения;   с творчеством композитора  Сальманова Р.В; 2)Развивать и совершенствовать  слушательские, вокально-хоровые навыки, навыки игры на музыкальных инструментах; 3)Воспитать любовь  к башкирской народной музыке, к традициям и обычаям народа Оснащение урока: диапроектор или мультимедиа, настенный экран, магнитофо...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка моего народа.

Тема урока: Разнообразный мир башкирской народной песни

Цели:

1)Знакомство с жанром башкирской народной музыки: кыска-кюй, с вариационной формой музыкального произведения; с творчеством композитора Сальманова Р.В;

2)Развивать и совершенствовать слушательские, вокально-хоровые навыки, навыки игры на музыкальных инструментах;

3)Воспитать любовь к башкирской народной музыке, к традициям и обычаям народа

Оснащение урока: диапроектор или мультимедиа, настенный экран, магнитофон.

Музыкальные инструменты: баян, курай, ложки, треугольник, бубенцы, кубыз;

Зрительный ряд: портрет башкирского композитора Рафика Сальманова.

Музыкальный ряд: Башкирская народная песня «Урал», Башкирская народная песня «Карабай» в исполнении женского хора, Башкирская народная песня «Карабай », Р.Сальманов «вариации на тему «Карабай»

Ход урока.

Эпиграф к уроку: «Народная песня - зеркало жизни народа».

  1. Организационный момент.

Построение. Вход под музыку «Косилка - молотилка»

-Здравствуйте, ребята!

+Здравствуйте.

-Как приятно видеть вас нарядными , улыбнитесь друг другу, пожелаем хорошего настроения и начнем урок.

-Ребята, послушайте ,пожалуйста, мелодию. Вспомните название произведения. Определите характер музыки. И внимательно послушайте, на каком музыкальном инструменте она исполнена.

Звучит башкирская народная песня: «Урал».

(Слайд 2. Природа Башкортостана).

Учитель читает стихотворение об Урале. (40 сек)

Ай , Урал, ты, мой Урал,

Великан седой Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Заиграй же, мой курай,

Песню чтоб вошла в сердца,

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!..

- Это башкирская народная песня «Урал»

III. Повторение пройденного материала.

-Какой характер?

+ Спокойная, широкая, свободная, просторная, протяжная, задумчивая….

К какому же жанру башкирской народной песни относится услышанное нами произведение?

+ Узун кой.

- Какие протяжные песни ещё знаете?

+ «Буранбай», « Салават», « Азамат» , «Соловей»…

IV.Проверка домашнего задания.

- Вспомните домашнее задание.

+Принести стихе об Урале.

V.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня наш урок посвящен башкирской народной песне. Мы с вами вспомнили один из жанров башкирской народной музыки - узун-кюй, А подробно остановимся еще на одном из них, разучим новую песню, познакомимся с формой музыкального произведения.

Вспомните, под какую музыку (песню) мы вошли в класс?

+ «Косилка-молотилка».

- Кто автор этой песни?

+ Это народная?

- Какой характер?

+ Быстрая, задорная, веселая, танцевальная, энергичная.

- А мы можем отнести эту песню к узун-кюй?

+ Нет.

+ Эта песня относится к другому жанру башкирской народной песни - кыска-кюй.

  1. Знакомство с новой темой.

-Теперь послушаем еще одно произведение. В исполнении женского хора прозвучит башкирская народная песня «Карабай».

- Определите характер и подумайте к какому жанру отнесем?

Слушание.

+ Веселая, быстрая, танцевальная.

Значит к какому жанру относится?

+ Кыска -кюй.

- Сейчас послушайте эту песню в моем исполнении и потом вы расскажете о чем и о ком эта песня?

Исполнение учителем.

+ О ком это песня?

- О девушке.

- Как зовут девушку?

+Асмабика.

+ Существует несколько легенд об истории возникновении этой песни. Одна из них - юноша Карабай восхищаясь танцем Асмабики посвятил ей эту песню.

- Понравилась вам эта песня?

Давайте ее разучим.

Ребята, все приняли позу исполнителя. ( осанка прямая, голову держим правильно).

Вспомним распевочку.

Әллиләү-генәйем,

Бәлиләү генәйем.

Әсмәбикә тыпыр-тыпыр

Баҫып килә генәйем.

Әллиләү-генәйем,

Бәлиләү генәйем.

Әсмәбикә һыуҙар алып

Ҡайтып килә генәйем

Разучим 1 куплет

Разучивание песни по фразам.

Слайд.№ 5

Многие известные композиторы обращались к народной музыке.

И вот один из башкирских композиторов Рафик Вафич Сальманов написал вариации на тему башкирской народной песни «Карабай».

Давайте ее прослушаем, приняли позу слушателя

- Ваша задача определить, изменится ли тема, мелодия музыки? Если вы почувствуете изменение, то поднимите руку

Слушание «Вариации на тему Карабай».

А какие изменения вы услышали в музыке?

-Одна и та же мелодия звучит в разном характере, меняется настроение.

Учитель:- Мы с вами послушали произведение. Оно написано в форме вариаций.

Слайд

Вариации - это постепенное изменение одной основной темы, то есть мелодии. Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся только в сопровождение.

- Это вариационная форма.

Тема урока: Музыка моего народа.

Разнообразный мир башкирской народной песни.

Слушали: Башкирскую народную песню «Карабай».

«Вариации на тему Карабай» Р.Сальманова

Вариации - это постепенное изменение одной основной темы, то есть мелодии. Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся только в сопровождение.



- Ребята, сегодня мы прослушали несколько произведений. Звучание каких музыкальных инструментов вы слышали?

- Курай, баян.

- А еще какие башкирские народные инструменты вы знаете?

- Кубыз, домбра, бубны, ложки, треугольник, маракасы, подносы, свистульки.

А давайте попробуем создать свой музыкальный ансамбль.

И исполним разученную с вами песню.

Ансамбль от французского еnsemble (вместе) - означает совместное исполнение.

А ансамбль это исполнение произведения несколькими музыкантами.

На баяне буду играть сама, а искусство игры на кубызе нам покажет музыкальный работник детского сада №3 Ильсияр Рафисовна.

Ложки- народный инструмент, состоит из двух деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук.

Разучим партию ложек.

Разучим партию треугольников

Разучим партию бубнов.

Ритм и по жесту.

А роль Асмабики исполнит ваша одноклассница Шарипова Айгуль.

- Молодцы! Замечательный ансамбль получился у нас. И прекрасное исполнение танца.

- А вы обратили внимание на танцевальные движение, вот она прядет, вот наматывает шерсть, вот вышивает, да она настоящая рукодельница. Вот такие рукодельницы шили, украшали орнаментами национальные костюмы.

А когда мы видим наш народ в этих костюмах. Ведь в обыденные дни мы их не носим.

-На праздниках, на народных гуляниях, на сабантуе.

- А этот год богат на праздники. Какие же праздники?

+65 лет Великой победе.

+ 75 лет Илишевскому району.

+20 лет принятию декларации о суверенитете Республики Бащкортостан.

Наш народ умеет работать, так отдыхать ++++++++++++++

О дост.

Подведение итогов урока.

-Итак, в башкирских народных песнях и танцах отражается не только те или иные события в жизни народа, но и дух, атмосфера всей ее жизни. Особо ярко это выражается в жанре кыска-кюй

Слайд № Эпиграф.

«Народная песня - зеркало жизни народа».

Тест.

  1. К какому жанру относится башкирская народная песня «Карабай».

а) кыска-кюй,

б) узун-кюй

2. Кто написал «Вариации на тему «Карабай»

а) Р.Муртазин

б) Р. Сальманов

3. Какое из определений верно? Вариация - это

а) музыкальная форма, в которых тема подвергается различного рода изменениям;

б) Музыкальное произведение из двух частей.

Итог урока.

Выход под б.н.п. песню «Карабай»

© 2010-2022